Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура и уровни общения



Структура общения.В общении выделяют три взаимосвязан­ные стороны.

Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном об­мене информацией между собеседниками, передаче и приеме зна­ний, мнений, чувств.

Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие собеседников друг на друга (напри­мер, беседа палатной медицинской сестры с пациентом по поводу того, каким должен быть его образ жизни в период реабилитации к ломавших условиях).

Интерактивная сторона общения (от англ. interaction - взаи­модействие) заключается в обмене действиями, организации меж­личностного взаимодействия, позволяющего реализовать общую деятельность (например, обсуждение медицинской сестрой и па­циентом, перенесшим инсульт, взаимных обучающих действий в процессе становления его эффективной жизнедеятельности).

Перцептивная сторона общения - это процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим уста­новлением определенных межличностных отношений (например, акушерка убеждает молодую супружескую пару, готовящихся стать родителями, в необходимости соблюдать здоровый образ жизни).

Также в общении выделяют пять звеньев:


 

1) отправитель информации, т.е. человек, начинающий обще­ние;

2) само общение, т.е. передаваемая вербальная (речевая) и не­вербальная (неречевая) информация;

3) используемый канал передачи информации (речевой, нере­чевой, письменный и т.д.);

4) получатель информации, т.е. партнер по общению, или со­беседник;

5) факт подтверждения или не подтверждения собеседником получения информации, т.е. обратная связь. Данный фактор яв­ляется чрезвычайно важным для осуществления эффективного общения между людьми.

Кроме того, специфика межличностной коммуникации раскры­вается в таких процессах, как обратная связь, наличие коммуни­кативных барьеров, феномен коммуникативною влияния, сущест­вование различных уровней передачи информации.

Необходимо отметить, что в процессе общения лицо, переда­ющее информацию, принято называть коммуникатором, а лицо, получающее эту информацию, - реципиентом.

По оценке специалистов только 7% информации передается словами, 38 определяется тем, как эти слова произносятся, а 55 % -выражением лица.

Уровни общения.Различают несколько уровней общения (А. К. Хетагурова, 2003).

1. Общение на уровне контакта «масок». Это уровень формально­го общения, при котором у собеседника отсутствует потребность и стремление к глубокому пониманию партнера по общению. В про­цессе такого общения используется набор стандартных социаль­но-психологических «масок»: вежливости, участия, почтительно­сти, строгости, безразличия, нейтральности и т.п. (например, сбор паспортных данных у пациента).

Под «маской» подразумевается определенный стандартный на­бор жестов, мимики, слов, интонаций, пошоляющих человеку, во-первых, скрыть свое истинное отношение к собеседнику, во-вторых, защититься от нежелательного вторжения других в" свой внутренний мир, в-третьих, при необходимости сгладить «острые углы» в отношениях.

2. Примитивный уровень общения. На данном уровне общения другой человек оценивается с точки зрения нужности или ненуж­ности, полезности или бесполезности и т.п. При нужности и по­лезности с человеком вступают в контакт, при ненужности - не вступают или грубо отталкивают, если он мешает достижению какой-либо цели. В данном случае человек фактически использу­ется как вещь, так как после получения желаемого результата интерес к нему, как правило, быстро исчезает. При общении с пациентом данный вариант недопустим.


 




3. Манипулятивный уровень общения. Данный уровень общения близок к примитивному, так как также предполагает лишь получе­ние какой-либо выгоды от собеседника, но при этом истинная цель всячески от него скрывается. При манипулятивном общении ак­тивно используются самые разнообразные способы психо­логического воздействия на человека и управления им, такие как лесть, проявление расположенности, покровительства, запугивание, неявный шантаж, «пускание пыли в глаза», обман и др. Данный уровень общения также недопустим в медицинской практике.

4. Формально-ролевой уровень общения. На данном уровне обще­ния каждый участник действует строго в соответствии со своей социальной ролью и положением. Индивидуальные личностные качества человека, его внутренний мир, проблемы фактически не учитываются. В медицинской практике такой уровень допустим в редких случаях — экстремальных ситуациях, когда пациенту не­обходимо оказать неотложную помощь.

5.Светский уровень общения. Для этого уровня общения харак­терны поверхностность и беспредметность. Люди при светском уровне общения обмениваются фразами, словами, восклицания­ми, знаками внимания в строгом соответствии с общепринятыми правилами данного общества. В редких случаях такой уровень допустим при общении с коллегами и пациентами.

6. Деловой (профессиональный) уровень общения. Деловое общение
возникает у людей, как правило, в связи с их участием в определенной
общей деятельности и имеет целью достижение общего результата.
При этом учитываются индивидуальные особенности личности со­
беседника, но интересы дела и само действие оказываются гораздо
важнее, чем личные (межличностные) отношения. Даже возможные
расхождения во взглядах или мнениях, как правило, уходят на вто­
рой план. Данный уровень общения сближает людей и сплачивает
коллектив, он желателен в рабочей обстановке (например, процесс
внедрения новых сестринских технологий в деятельность Л ПУ).

7. Творчески активный уровень общения. Этот уровень общения
характерен, как правило, для творческих групп и коллективов,
т.е. для людей, связанных какой-либо совместной творческой де­
ятельностью и заинтересованных в общем результате работы. Он
предполагает открытый, доверительный стиль общения, а также
продуктивный обмен мыслями, идеями, мнениями, суждениями,
разработками.

Такое общение, как и деловое, сближает, объединяет людей, сплачивает коллектив в творческую группу (например, организация медицинскими сестрами терапевтического и хирургического отде­лений конкурса «Лучший по профессии»). Данный уровень обще­ния является одним из самых интересных и продуктивных и очень важен при контактах как с коллегами, так и с пациентами, посколь­ку дает возможность перехода к следующему уровню общения.


(S. Дружеский уровень общения. Данный уровень общения харак­теризуется максимальной открытостью, искренностью, доверием, эмоциональным сопереживанием, сочувствием к проблемам друго­го человека, а также готовностью к взаимной поддержке и взаи­мопомощи. Дружеский уровень более приемлем при общении с коллегами и близкими друзьями.

9.Доверительный уровень общения. Этот уровень максимальной
открытости и близости между людьми требует предельной искрен­
ности и доверия друг к другу. Он также предполагает ответствен­
ность перед другим человеком, ведь на таком уровне общения
партнеры допускают друг друга в самые сокровенные области души.
Данный уровень общения возможен только при наличии очень
грамотного сестринского персонала, обученного всем тонкостям
психологии общения (например, особенности общения с умира­
ющим пациентом, который долгое время находится под наблюде­
нием конкретной медицинской сестры).

10.Духовный уровень общения. На данном уровне общения на­
ходятся, как правило, люди, связанные общими высокими нрав­
ственными целями и возвышенными гуманистическими идеала­
ми, а также люди, стремящиеся к духовному развитию и самосо­
вершенствованию. Такое общение духовно обогащает людей, но
невозможно без предельной честности и требовательности преж­
де всего к самому себе. Этот уровень является наиболее совер­
шенным. Как правило, он возникает при общении с яркими лич­
ностями, обладающими выраженной харизмой — способностью
человека привлекать к себе других людей и увлекать их своими
личностными особенностями и творческим потенциалом.

Двухуровневая передача информации.Такая передача инфор­мации осуществляется на вербальном и невербальном уровнях.

На вербальном уровне в качестве средства передачи информа­ции используется человеческая речь, естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающая два принципа: лексический и синтаксический. При помощи речи осуществляет­ся кодирование (коммуникатором) и декодирование (реципиен­том) информации.

Существуют характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи. Например, выделяют три типа его позиции во время общения:

1)открытая — коммуникатор открыто объявляет себя сторон­ником излагаемой точки зрения и оценивает различные факты для ее подтверждения;

2) отстраненная — коммуникатор держится подчеркнуто ней­трально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исклю­чает ориентации на одну из них, но не заявляет об этом открыто;

3)закрытая — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже иногда специально скрывает ее.


Эффективность вербального воздействия определяется умени­ем профессионально использовать слово: осторожно, доброжела­тельно с учетом психологических особенностей личности паци­ента, его состояния, заболевания. Убедительное слово медицин­ского работника снимает напряженность и тревогу пациента, внушает уверенность в собственные силы. Сила словесного убеж­дения порой не может сравниться с действием самых сильных лекарств.

Невербальный уровень передачи информации является важ­ным дополнением речевой коммуникации, он помогает участни­кам общения выявить намерения друг друга, делая тем самым процесс коммуникации более открытым. СОЕЮКУПНОСТЬсредств этого уровня призвана выполнять такие функции, как дополне­ние речи, ее замещение, репрезентация эмоциональных состоя­ний собеседников. Рассмотрим разновидности невербальных средств общения.

Оптико-кинетическая система знаков. Данная система включа­ет в себя жесты, мимику, пантомимику.

Ж е с т ы делят на несколько типов в зависимости от функцио­нального значения:

• иллюстрирующие — указание формы, высоты, направления движения;

• регулирующие — показывающие, как следует выполнять то или иное действие или работу;

• адаптивные — появляющиеся при волнении или в затрудни­тельных ситуациях (например, постукивание по столу, покусыва­ние кончика карандаша, поправление очков и т.п.);

• жесты-эмблемы — общепринятые обозначения (например, знак победы, о'кэй и т.п.);

• эмоциональные — связанные с эмоциональным состоянием (радостью или горем).

Частота жестикуляции у разных народов отличается: у финнов — I раз в час; у итальянцев — 80 раз в час; у французов — 120 раз в час; а у мексиканцев — 180 раз в час. Жесты можно интерпре­тировать на основании внутреннего психологического содержа­ния, которое стоит за ними. Чаще всего выделяют следующие труп п ы :

1) жесты открытости — свидетельствуют об искренности и же­лании говорить откровенно. К этой группе относится жест «рас­крытые руки, направленные вперед». Его особенно часто наблю­дают у детей. Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают свои руки, а когда чувствуют свою вину, прячут руки за спину либо в карманы;

2) жесты несогласия — проявляются вследствие сдерживания своею мнения или неодобрения; например, собирание несущест­вующих ворсинок с одежды и устремление взгляда в пол;


 

3) жесты защиты — являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу; например, руки, скрещенные на груди, сжимание пальцев в кулак;

4) жесты сомнения и неуверенности, например, иотирание кончика носа, подбородка или почесывание затылка и т.п.;

5) жесты подозрительности и скрытности — свидетельствуют о недоверии к собеседнику, сомнения в его правоте, о желании что-то утаить; например, прикрывание глаз или рта рукой, потирание лба, взгляд направлен в сторону;

6) жесты размышления и оценки — отражают состояние за­думчивости и стремление найти решение проблемы; например, рука у щеки, пощипывание переносицы, которое сочетается с за­крытыми глазами, кулак подпирает подбородок;

7) жесты, свидетельствующие о нежелании слушать и стремле­нии закончить беседу; например, собеседник опускает веки, по­чесывает ухо, поворачивается в сторону двери, его ноги обраща­ются к выходу;

8) жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затя­нуть время; например, собеседник постоянно снимает и надевает очки, протирает линзы, расхаживает по комнате, что служит зна­ком того, что не следует спешить, нужно обдумать ситуацию;

9) жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими; например, собеседник закладывает руки за спину с за-чватом шпястья;

10) жесты готовности — сигнализируют о желании закончить
разговор или встречу; выражаются в подаче корпуса вперед, при
этом обе руки лежат на коленях или человек держится ими за
боковые края стула.

М и м и к а также дает достаточную информацию о собеседни­ке. Так, напряженные скулы, сжатые зубы, сердитый или хмурый взгляд могут создать впечатление агрессивности. Озабоченное выражение, виноватая улыбка, покусывание губ производят впе­чатление неловкости и напряженности.

П а н т о м и м и к а (язык поз) может рассказать о напряженно­сти и неуверенности человека если он стремится спрятаться за кого-то или за что-то, сжаться, прикрыться, защитить себя. Сво­бодная прямая открытая поза производит впечатление большей уверенности, чем напряженная ссутуленная закрытая.

Паралингвистическая система. Данная система является систе­мой вокализации, т.е. качества голоса, его диапазона, тонально­сти, фразовых и логических ударений, предпочитаемых конкрет­ным человеком.

В профессиональной деятельности медицинской сестре важно построить доверительные отношения с пациентом. Чтобы вызвать у него доверие, голос не должен быть ни слишком громким, ни очень тихим. Громкий голос воспринимается как претензия на


доминирование и поэтому препятствует созданию атмосферы вза­имного доверия. Слишком тихий голос считают признаком не­уверенности человека в том, что он говорит. Резкий тон часто вызывает ответную агрессивную реакцию. Слишком мягкий тон может создать у пациента впечатление, что его пытаются ввести в заблуждение. Тон должен передавать уверенность человека в сво­их силах.

Экстралингвистическая система. В данном случае анализиру­ются паузы в речи, покашливание, смех и, наконец, сам темп речи. Необходимо помнить, что быстрый темп малопродуктивен и даже вреден, так как создается впечатление, что собеседник — болтун. Речь, в которой смысловой акцент делается на позитив­ных словах и фразах, звучит более убедительно.

Пространство и время организации процесса общения. Специаль­ная область, которая изучает нормы пространственной и времен­ной организации общения, называется проксемикой. Например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возник­новению контакта, символизирует внимание к говорящему, а бе­седа, проводимая в конце трудного рабочего дня, может оказаться наименее результативной.

Размеры пространственной территории человека во время об­щения можно разделить на четыре зоны:

1) интимную (от 15 до 45 см) — и м е н н о эту зону человек охра­няет так, как будто это его собственность;

2) личную (персональную) (от 46 до 120 см) — расстояние, которое обычно разделяет людей, находящихся на официальных приемах и дружеских вечеринках;

3) социальную (от 120 до 360 см) — расстояние, на котором держатся от людей, которых не очень хорошо знают;

4) публичную (официальную) (более 360 см) — расстояние, кото­рое соблюдают, когда адресуют сообщение большой группе людей.

Дистанция между говорящими может зависеть от национальных особенностей, пола, взаимоотношений собеседников, их статуса, а также места проживания (городская или сельская местность).

Приближаясь к пациенту или отодвигаясь от него, можно ре­гулировать взаимоотношения с ним. Уменьшение расстояния означает стремление усилить контакт, сделать его более прочным на физическом (лучше услышать, исключить помехи) либо эмо­циональном уровне.

Следует помнить, что приближение к собеседнику может вы­звать у него определенную неловкость, если при этом вторгаются в его личное пространство. Признаками такого вторжения может быть стремление собеседника отойти или отодвинуться. В то же время если стоять от собеседника дальше, чем это необходимо, это может быть расценено как стремление избежать разговора или попытка отделить себя от собеседника.


Т а б л и ц а 4.1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.