по курсу «Технические средства обеспечения безопасности
на железнодорожном транспорте» для студентов-заочников
специальности «Эксплуатация железных дорог»
Санкт-Петербург
УДК 656.212.5
Технико-экономическое обоснование выбора типа вагонных замедлителей на сортировочных горках: методические указания / В.И. Смирнов, М.В. Четчуев. – СПб.: ПГУПС, 2013. – 30 с.
Излагается методика технико-экономического обоснования выбора типа вагонных замедлителей на сортировочных горках.
Предназначены для использования на практических занятиях по курсу «Технические средства обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте» студентами Заочного факультета специальности «Эксплуатация железных дорог». Также методические указания могут быть использованы в дипломном проектировании.
Для допуска к сдаче зачёта по дисциплине «Технические средства обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте» студентам Заочного факультета специальности «Эксплуатация железных дорог» необходимо выполнить практическую работу. Исходные данные для выполнения практической работы студент-заочник принимает самостоятельно по приложению 1 на основании первой буквы своей фамилии и последней цифры зачётной книжки.
При выполнении практической работы нужно руководствоваться следующим.
На тормозных позициях сортировочных горок большой и средней мощности применяют замедлители типов Т-50, КВ-2, КВ-3, КНП-5, НК114, ВЗПГ-3, ВЗПГ-5; КВ-1, РНЗ-2, ПНЗ-1 и ПГЗ-03, причём последние четыре типа, – только на парковой позиции. Сравнение и выбор типа вагонных замедлителей, которыми будет оборудована сортировочная горка, производится путём сопоставления приведенных затрат: капитальных вложений на приобретение замедлителей и эксплуатационных расходов по их содержанию с учётом нормативного срока окупаемости. Если разность в затратах по вариантам сравнения не превышает 5%, то выбор производится с учётом технико-технологических параметров замедлителей (см. приложение 2).
В составе эксплуатационных расходов основную долю составляют затраты на электроэнергию, потребляемую компрессорными станциями. Компрессорные станции снабжают вагонные замедлители сжатым воздухом и строятся по типовым проектам. В связи с этим для выбора типа замедлителя необходимо предварительно определить расход воздуха на сортировочной горке и потребную производительность компрессорной станции. При этом кроме замедлителей, учитывается обслуживание других потребителей воздуха (пневматическая очистка стрелок, депо и т.п.).
В практической работе требуется сравнить два варианта оснащения сортировочной горки вагонными замедлителями. В первом варианте типы замедлителей принимаются в соответствии с исходными данными (приложение 1). Во втором варианте – любые другие типы замедлителей, также удовлетворяющие исходным данным, с учётом того, чтобы суммарная мощность замедлителей на каждой тормозной позиции была сопоставима с первым вариантом (разница в мощности – не более 50%).
К проверке практическая работа должна быть предъявлена оформленной надлежащим образом (соответствовать ГОСТ 7.32-2001). Все листы работы должны быть скреплены между собой.
Определение мощности сортировочной горки
Базовым параметром, влияющим на уровень технического оснащения сортировочной горки, является её мощность. В настоящее время, мощность сортировочной горки определяют исходя из объёма переработки вагонов в сутки. Количество поступающих в переработку вагонов можно рассчитать по следующей формуле
, (1)
где Nсост – количество расформировываемых составов в сутки;
– среднее количество вагонов в одном расформировываемом
составе.
При выполнении практической работы можно принять равным 57 вагонам.
Для определения мощности сортировочной горки полученное значение требуется сравнить с данными таблицы 1.