Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

История психодиагностики



I. Донаучный этап развития психодиагностики

Уже на данном этапе произошло разделение научного и практического направления диагностики индивидуальных особенностей.

Научное направление развивалось в рамках философии, философской антропологии параллельно с учением об индивидуальных отличиях. Примером, иллюстрирующим данное направление, выступают трактаты таких философов, как Теофраст («Характеры»), Гиппократ, Гален, Кант и др.

Практика испытаний индивидуальных способностей (изначально тест – «испытание») являлась неотъемлемой частью общественной жизни. Например, различные тесты использовались для набора в школу Пифагора (умение решать задачи, манера смеяться, реакция на неудачу). В Древнем Китае существовала система проверки способностей лиц, претендовавших на должности чиновников.

II. Начало психодиагностики как направления психологии

В конце XIX века психология выделяется из философии в качестве экспериментальной науки. Возникает первая лаборатория экспериментальной психологии В.Вундта, создатели которой позиционировали себя как представители теоретической психологии, далекой от решения прикладных задач.

В 1884 году Ф.Гальтон открывает антропометрическую лабораторию, положившую начало практико-ориентированному направлению психодиагностики. В рамках данной лаборатории создаются первые измерительные инструменты для решения практических задач.

К достижениям Ф.Гальтона и его учеников можно отнести следующее:

1. В рамках лаборатории были обозначены три основных направления психодиагностики XX века. Диагностика интеллекта и способностей (основное направление лаборатории). Создан первый тест способностей, представляющий собой набор психофизиологических проб. Диагностика характерологических особенностей (с помощью опросников). Опросники определялись Ф.Гальтоном как «статистика поведения человека в ежедневных делах». Ф.Гальтону принадлежит идея проективной диагностики, а именно, идея использовать метод свободных ассоциаций для исследования личности.

2.Разработаны основы психометрики (психометрии) – науки о психологическом измерении; создан математико-статистический аппарат, используемый для конструирования тестов.

Основным пунктом критики Ф.Гальтона а его последователей явилось то, что разработанные ими тесты оказались невалидны, то есть результаты тестирования не соответствовали реальным успехам испытуемых и наблюдениям экспертов.

III. Психодиагностика в XX веке

История психодиагностики в XX веке может быть обобщена в виде таблицы. Особое внимание необходимо уделить особенностям развития психодиагностики в России и за рубежом (см. табл.1).

Как справедливо отмечают А.А.Бодалев и В.В.Столин, в истории науки нередко приходится обращаться к вопросам, которые в свое время не были решены или были решены ошибочно. В начале XXI века представляется необходимым обобщить существующий исторический опыт, извлечь из него уроки. По мнению А.Г.Шмелева, состояние современной психологической диагностики в России во многом напоминает кризисную ситуацию 30-х годов, закончившуюся печально известным постановлением 1936 года («О педологических извращениях в системе наркомпросов»). Выйти из кризиса

 

возможно лишь через четкое определение актуальных проблем и постановку задач развития современной психодиагностики. Данной проблеме была посвящена дискуссия, опубликованная на страницах журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики» в 2004 году.

Основные задачи психодиагностики

1. Разработка методологических, теоретических и конкретно-методических принципов построения психодиагностического инструментария.

2. Разработка конкретных методик измерения различных качеств и свойств.

3. Разработка нормативов и требований к методикам, их разработчикам и пользователям.

4. Совершенствование методов дифференциальной психометрики.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.