Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СПЛОЧЕННОСТЬ УЧЕНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ



И ГРУППОВЫЕ НОРМЫ

Групповая сплоченность — важная социально-психологическая характеристика, показывающая степень интеграции группы, ее объединения в единое целое. интеграция ученической группы, в свою очередь, представляет процесс нарастания содержательной связанности и ориентационной общности учащихся.

Основными свойствами[17] сплоченной группы являются:

1)привлекательность членов группы друг для друга, т.е. степень взаимной симпатии;

2)сходство между участниками группы (в ценностях, установках, стереотипах поведения и т.п.);

3)особенности групповых целей, их соответствие потребностям членов группы, четкость постановки, успех группы в их достижении;

4)своеобразие взаимосвязи членов труппы (последствия кооперативной и конкурентной стратегий поведения членов группы);

5) удовлетворенность групповой деятельностью (учением, трудом);

6)характер руководства и принятия решений (стиль руководства и действительное участие членов группы в выработке групповых решений);

7)структурные свойства группы (модели коммуникативных связей и статусно - ролевые аспекты структуры);

8)групповая атмосфера (особенности межличностных отношений, преобладающий эмоциональный тон деловых и личностных отношений);

9)величина (размеры) группы.

В процессе развития группы может увеличиваться ее сплоченность, что приводит к сохранению группового членства (идет уменьшение числа уходов из группы); к усилению влияния, оказываемого группой на своих членов (возрастает феномен конформного поведения); к увеличению включенности индивидов в групповую деятельность; к росту индивидуальной адаптации в группе и переживанию чувства личной безопасности (рост самооценки и снижение тревожности членов малой группы).

Ряд исследований доказывают, что повышение сплоченности группы не обязательно увеличивает (или снижает) ее продуктивность. Как минимум, два фактора способны существенно повлиять на взаимосвязь этих переменных, во-первых, принятые в группе положительные нормы и, во-вторых, мотивация к групповой деятельности.

Но есть еще пониманиесовместимости людей в группе. Совместимость группы – это способность людей согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных областях и видах совместной деятельности. Выделяют несколько уровней совместимости:

- психофизиологический, то есть члены группы совместимы по темпераменту и согласованны в сенсомоторных действиях;

- психологический, когда наблюдается совместимость характеров, единство интеллектуальных, эмоционально-волевых и потребностно-мотивационных проявлений внутри объединения людей;

- социально-психологический, что характеризует согласованность функционально-ролевых ожиданий и социальных форм поведения членов группы по деловой и межличностной линий отношений;

- социологический, который включает ценностно-ориентационное единство (сходство ценностей и смыслов) участников группы.

совместимость людей в группе зависит не только от их индивидуальных особенностей, но и от норм разделяемых членами данной группы, от их отношений друг к другу и к общему делу.

Рассмотрим следующую характеристику ученической группы, которая влияет на функционирование в ней процессов нормативного поведения (поведения, связанного с реализацией групповых норм).

Групповая (или социальная) норма[18], может быть рассмотрена как некоторое правило, стандарт поведения в малой группе, который регулирует отношения в ней. Ее описывают чаще всего как один из элементов групповой структуры, особо связанной со статусом и ролью.

Можно дать общую характеристику функционирования норм в группе:

1) нормы есть продукты социального взаимодействия, возникающие в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимые в нее более крупной социальной общностью;

2) группа не устанавливает нормы для каждой возможной ситуации, нормы формируются лишь относительно действий и ситуаций, имеющих некоторую значимость для группы;

3) нормы не могут прилагаться к ситуациям в целом, безотносительно к отдельным участвующим в ней членам группы и реализуемым им ролям, а могут регламентировать реализацию той или иной роли в разных ситуациях, т.е. выступать как сугубо ролевые стандарты поведения;

4) нормы различаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми ее участниками, тогда как другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства, а часть не одобряет вовсе;

5) нормы различаются по степени и широте допускаемой ими девиантности (отклонения) и соответствующему ей диапазону применяемых санкций.

Эффективность жизнедеятельности группы может зависеть от того, оказывает ли она на своих членов давление, направленное на то, чтобы их действия, мысли и ценности совпадали с поступками, мыслями и ценностями других (т.е. соответствовали групповым нормам). В условиях изменчивой и неоднозначной социальной действительности самое простое решение этой проблемы для человека состоит в том, чтобы придерживаться групповых норм, позволяющих каждому участнику понять, принять и подкреплять тот мир, в котором он живет, а также ему принадлежать. Выделяют положительные и отрицательные нормы. К положительным относят нормы, поддерживающие цели и задачи жизнедеятельности группы, стимулирующие нравственное поведение ее членов. К отрицательным нормам относят те, которые поощряют негативную критику, нарушения дисциплины, асоциальные формы поведения и др.

В том, кто отклоняется от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы, поэтому большинство членов группы будет оказывать на него давление, чтобы он вернулся на «путь истинный» и вновь стал «как все». Это давление может проявляться в виде насмешек, социального осуждения, даже прямого отторжения «отклоняющегося лица». В зависимости от реакции на групповое давление, людей принято делить на конформистов, нонконформистов и коллективистов. Конформисты изменяют свое поведение, соглашаясь с группой. Нонконформисты, наоборот, успешно сопротивляются давлению группы, действуют по-своему. Коллективисты избирательно реагируют на воздействие группы, соглашаясь с мнением большинства, если оно соответствует общечеловеческим ценностям.

Надо отметить, что групповая сплоченность имеет уровневую природу: от эмоционального единства до сходства ценностных ориентации участников группы. Поэтому, индекс сплоченности группы, чаще всего, определяется по частоте совпадений мнений, оценок, позиций ее членов в отношении значимых объектов (целей деятельности, групповых норм, событиям, отдельным лицам и др.).

Для диагностики сплоченности ученической группы существуют следующие методики: определение индекса групповой сплоченности Сишора[19], «Что важнее?» [20], «Сколько голов, столько и умов» [21].

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА

ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА

 

Цель. Определить уровень группой сплоченности.

Возрастная группа: с подросткового возраста.

Материал: бланк, на котором указаны 5 вопросов с несколькими вариантами ответов (для каждого члена группы).

Образец бланка

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.