Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В УЧЕНИЧЕСКОЙ ГРУППЕ



И ЕЕ СТРУКТУРА

Одной из социально-психологических характеристик ученической группы является ее структура, которая отражается в отношениях членов группы между собой. Педагоги и психологи отмечали, что «коллектив» не есть простая совокупность индивидов, одновременно собравшихся в одном месте, он складывается из разного рода отношений людей к общему делу и друг к другу.

Человеческие отношения в развитой группе, в том числе и в развитой ученической группе, образуют сложную, изменяющуюся, разнообразную, взаимосвязанную систему (структуру), в которой условно можно выделить несколько видов отношений[7]: официальные и неофициальные, по вертикали и горизонтали, деловые и личные, рациональные и эмоциональные.

Официальными обычно называют отношения, возникающие на должностной основе. Они устанавливаются законом, регулируются уставами, положениями, утвержденными правилами и т.п. А.С. Макаренко официальную систему отношений называл: «Система ответственных зависимостей». В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личного отношения человека к другому человеку. Для них не существует общепринятых законов и норм, твердо установленных требований и положений, они развиваются на симпатиях или антипатиях.

Отношения по вертикали — это связи, образующиеся между руководителями и подчиненным, лидерами и остальными членами группы, в целом между людьми, занимающими внутри официальной (или неофициальной) должностной иерархии разное положение. Отношения по горизонтали — это межличностные связи членов группы, занимающих одинаково официальное или неофициальное положение.

Деловые межличностные отношения надо понимать как такие, которые возникают в связи с совместной работой людей или по ее поводу, а личные — как отношения, складывающиеся между ними независимо от выполняемой работы. В развитой группе формируется система деловых и личных взаимоотношений, которые хорошо дополняют друг друга и играют различную роль в удовлетворении потребностей и интересов членов коллектива.

В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения — это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека о другом человеке или деле. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциям, они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации.

Относительную независимость, право на раздельное существование имеет каждый из перечисленных видов отношений. Например, официальные отношения могут быть отношениями по вертикали и по горизонтали, деловыми и личными, рациональными и эмоциональными. Со своей стороны, деловые межличностные связи могут выступать как официальные и неофициальные, рациональные и эмоциональные. Поэтому, для того, чтобы описать структуру малой группы, необходимо точно определить, какой критерий (система отношений) будет лежать в основе.

Структурированность отношений в группе зависит от места каждого ее члена в системе внутригрупповых связей. В различных подсистемах отношений один и тот же человек может занимать неодинаковое положение (из-за постоянной дифференциации отношений в группе). Это определяется его социальной позицией (статусом), внутренней установкой и ролью в группе.

Позиция — это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. От позиции, занимаемой человеком в группе, зависит мера его формального влияния на мнения и поступки остальных членов. В таких случаях условно говорят, что человек занимает формально-статусное положение, к примеру, руководителя данной группы, ее старосты, профорга и др.

Понимание статуса личности в группе представляет собой социометрическое измерение неформального положения человека в структуре групповых отношений. Здесь рассматривается место человека в неформальной структуре межличностных отношений, степень его авторитетности для остальных участников группы не зависимо от должностного назначения, к примеру, это лидеры, предпочитаемые, отверженные (изгои), изолированные в ученической группе. Статус человека может также меняться в системе отношений. Например, высокий статус ученика в системе личных отношений, наличие симпатий в классе означает, что одноклассники его любят, уважают, к его мнению прислушиваются. Но этот же самый школьник может иметь невысокий статус в системе деловых отношений и не быть способным, например, оказывать влияние на сплоченность своей группы при возникшей проблемной ситуации. Статус участника группы может определяться несколькими факторами: уровнем образования, опытом, местом в должностной иерархии, социальными талантами, информированностью и др. Подобные факторы могут способствовать повышению и понижению статуса в зависимости от ценностей и норм, принятых в группе.

Особое место среди внутригрупповых позиций занимает позиция лидера (вожака). Это самое высокое положение в иерархии группы и связано оно с успешностью выполнения задач, стоящих перед группой. Лидер – это тот человек, за которым все члены группы признают право брать на себя ответственные групповые решения. Если в классе никто фактически не является вожаком, т.е. никто не занимает позицию лидера, то такой класс, как правило, является «серым», хаотичным, неорганизованным. Именно лидер в силу авторитетности своей позиции обладает большими возможностями воздействия на атмосферу и дисциплину внутри группы. В связи с этим лидерство[8] определяется как процесс осуществления влияния на поведение участников группы.

В социальной психологии выделяют различные типы[9] лидеров.

По содержанию деятельности: лидер-вдохновитель, выдвигающий задачу, являющийся «генератором идей», «мозговым центром»; лидер-исполнитель, организующий претворение идеи в жизнь, способный сплотить людей на достижение поставленной цели; лидер, являющийся одновременно и вдохновителем, и организатором.

По стилю руководства: авторитарный, предпочитающий действовать единолично, нажимом, требуя беспрекословного повиновения других; демократический, ориентирующийся на мнение окружающих, привлекающий к решению вопросов большинство; совмещающий в себе элементы того и другого.

По характеру деятельности: универсальный, удерживающий за собой лидерские позиции в любой обстановке; ситуативный, выдвигающийсяна лидерскую позицию в конкретной деятельности.

По внутригрупповым функциям: инструментальный (или функциональный) лидер, способствующий достижению групповой цели, ориентирующийся на деловую сторону жизни группы; эмоциональный лидер, способствующий созданию благоприятного психологического климата, ориентированный на организацию благожелательных взаимоотношений; смешанный тип лидера, способный реализовать обе указанные выше функции.

По сфере взаимоотношений: формальный (или официальный) лидер, выбранный или назначенный на ведущие позиции: староста, капитан и др.; неформальный лидер, добившейся уважения и авторитетности по каким-либо личным заслугам в какой-либо деятельности (спортивной, художественной, учебной, трудовой и т.д.), а также лидер, являющийся формальным и неформальным одновременно.

На положение человека в малой группе влияет его внутренняя установка в системе внутригрупповых отношений — это личное, субъективное восприятие своего собственного статуса, своего положения, уважения к себе. Существующий в действительности статус человека и его восприятие им может совпадать или расходиться. Например, школьник, считающий, что его уважают и к его мнению прислушиваются сверстники, на самом деле может обладать низким статусом, оказывает слабое влияние на одноклассников. А, учащийся, который думает, что никак не влияет на своих сверстников, на самом деле может пользоваться у ребят уважением.

Следующее из понятий, характеризующих психологическую структуру группы, — это роль. В социальной психологии роль определяется как нормативно заданный образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего то или иное положение в группе. Роль может определяться официальным местом, например, роль старосты, профорга и т.п. Она может быть приобретена, избрана самим человеком по собственной воле или предложена ему другими, скажем, роль лидера, шута и др. Войдя в свою роль, человек постепенно привыкает к ней, старается вести себя в соответствии с ней, и члены группы ждут от него именно того поведения, которое согласуется с этой ролью. Существует две направленности ролей[10] для нормального функционирования группы – целевые роли и поддерживающие роли. Целевые роли обеспечивают возможность отбора групповых задач и их выполнение, к примеру, роли, связанные с поиском информации, организацией деятельности, координацией действий группы и др. Поддерживающие роли реализуют активизацию и стимулирование жизнедеятельности группы. Это роли, связанные с выражением чувств, поощрением, исполнением чего-либо и кого-либо в группе и др.

Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе отношений в группе. Роль как социальная позиция характеризуется двумя параметрами: социальным поведением личности и социальными ожиданиями окружающих. Социальное поведение — это реальные поступки, благодаря которым человек утверждает себя в желаемой роли. Социальные ожидания — это отношения окружающих к позиции данного человека. Если некто утвердил себя на данной позиции, то окружающие как бы «привязывают» его к ней.

Система межличностных отношений может быть представлена композицией группы. Композиция группы[11] это характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава группы. Композиционными характеристиками являются личностные особенности членов группы, их точки зрения, подходы к решению групповых задач, стили мышления, способы деятельности и др. О классах, состоящих из различных по своим индивидуально-психологическим особенностям школьников, говорят, что они обладают неоднородной композицией. Об ученических общностях, включающих школьников, более близких друг другупо своим индивидуально-психологическим данным, говорят, что у них однородная композиция. Однородность или неоднородность композиции позволяет говорить о психологической совместимости или несовместимости членов группы. Но, как однородные, так и неоднородные по композиции развитые группы могут быть психологически совместимы и несовместимы. В целом, нет прямой зависимости между композицией и совместимостью группы.

Знание структуры группы без наличия достаточной информации о характере существующих в ней отношений и о том, на чем эти отношения основаны, недостаточно для полноценной социально-психологической характеристики конкретного объединения людей.

Изучить особенности отношений и структуру в ученической группе возможно с помощью следующих методик: «Шкала приемлемости»[12] (Н.В. Бахаревой), «Наши отношения»[13] (А.Н. Лидерс), «Социометрия»[14].

 

МЕТОДИКА «ШКАЛА ПРИЕМЛЕМОСТИ»

 

Цель. Выявить статус члена ученической группы.

Возрастная группа: с подросткового возраста.

Материал: бланк со списком группы (для каждого ученика).

Образец бланка

Список класса Очень хотелось Хотелось бы Безразлично Не хотелось бы Очень не хотелось
1. А… 2. Б… 3. …          

Инструкция: «Вы получили бланки, на которых написан список вашего класса. Вам необходимо подумать и ответить на вопрос: «С кем бы вы хотели остаться в классе, если он будет расформирован?» (или «С кем бы вы хотели встретиться из класса, когда закончите обучение в школе?»). Против каждой фамилии поставьте знак «+» в одну из указанных графу на бланке. Себя не оцениваете. Каждый работает самостоятельно».

Обработка данных.

Этап I. Составление сводной таблицы.

На основе индивидуальных данных составляется сводная таблица.

Образец сводной таблицы

+2 +1 0 -1 -2

Список класса Очень хотелось Хотелось бы Безраз- лично Не хоте- лось бы Очень не хотелось А
1. А… 2. Б… 3. … ++++ +++++ ++ ++++++ +++++ ++++ ++++++++++ +  

 

Этап II. Подсчет показателя приемлемости.

После заполнения сводной таблицы подсчитывается показатель степени приемлемости классом каждого ученика. Он рассчитывается по формуле:

А = Σ / (n – 1 – k),

где А – степень приемлемости, Σ - сумма «+» и «‑» баллов по каждому ученику, n – количество учащихся в группе, k – количество не опрошенных в группе.

полученный показатель степени приемлемости каждого учащегося вписывается напротив его имени (фамилии) в сводной таблице.

Этап III. Составление графика приемлемости.

По показателю приемлемости составляется график (рис. 2), где можно увидеть статус (положение) каждого ученика в ученической группе, наличие лидеров и школьников, предпочитаемых и не предпочитаемых в классе.

 

А

 

 

1,5

0,5

0 1 2 3 4 5 6 7 № (по списку)

-0,5

-1

 

Рисунок 2. Образец графика приемлемости членов группы

 

Интерпретация результатов таблицы и графика позволяют определить:

· учеников, у которых самое большое количество баллов по «положительным» графам и высокий показатель приемлемости. Они относятся к потенциальным лидерам;

· учащихся, получивших самое большое количество баллов по «отрицательным» графам и самый низкий показатель приемлемости. Они относятся к потенциальным «отверженным» в группе;

· школьников, которые получили самое большое количество баллов по графе «безразлично», что характеризует статус изолированного человека в системе внутригрупповых отношений. Его показатель приемлемости приближен к нулю;

· учеников, у которых показатели приемлемости находятся между самым высоким и нулевым, что характеризует степень предпочитаемости их членами ученической группы;

· школьников, у которых показатели приемлемости находятся между самым низким и нулевым, что характеризует степень не предпочитаемости их членами малой группы.

 

МЕТОДИКА «НАШИ ОТНОШЕНИЯ» (А.Н. Лидерс)

 

Цель. Изучить особенности внутригрупповых отношений и дисциплины в ученической группе.

Возрастная группа: с подросткового возраста.

Материал: четыре вопроса с вариантами ответов.

№1. Дружный ли у вас класс?

1. Наш класс очень дружный, сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем классе бывают ссоры, но конфликтным его не назовешь.

5. Наш класс не дружный, часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный; трудно учиться в таком классе.

№2. Борется ли ваш класс с нарушениями дисциплины?

1. У нас в классе принято нести ответственность за других.

2. Мы все боремся за искоренение недостатков в классе.

3. В нашем классе плохие поступки беспокоят большинство учеников.

4. В нашем классе виновные в нарушении дисциплины осуждаются только активом класса.

5. Наш класс в большинстве случаев не обращает внимание на нарушение дисциплины.

6. В нашем классе царит полнейшая безответственность.

№3. Помогают ли вам в учебе, когда вы в этом нуждаетесь?

1. Мне помогают добровольно, по своей инициативе.

2. Мне помогают, но очень редко.

3. Мне помогают, но только после того, как я попрошу об этом.

4. Мне помогают только друзья или после моей неоднократной просьбы.

5. Мне помогают только после указания учителя.

6. Я нуждаюсь в помощи, но мне не помогают.

№4. Оказываете ли вы помощь в учебе в своем классе?

1. Я всегда помогаю, когда вижу, что это кому-то нужно.

2. Я всегда помогаю, когда меня об этом просят.

3. Я всегда помогаю, но только своим друзьям по классу.

4. Я не помогаю, так как считаю, что должны помогать преподаватели.

5. Я не помогаю, так как сам с трудом выполняю задания.

6. Я ни за что не буду помогать другим.

 

! Вопросы и ответы можно написать на классной доске или на бланках и раздать каждому ученику.

Инструкция: «Данные вопросы вам необходимо внимательно прочитать и ответить предложениями, которые предлагаются под ними. Вы выбираете предложение, содержание которого совпадает с вашим мнением, указывая его номер на листке для ответа. В правом верхнем углу этого листа напишите свою фамилию».

Обработка данных. Полученные от учащихся данные заносятся в таблицу результатов (см. ниже), куда вписываются номера утверждений, выбранные в качестве ответа. Данные номера являются баллами, которые используются для вычисления среднего показателя по каждому ученику (по горизонтали) и группового среднего балла по вопросам (по вертикали).

Таблица результатов

Список класса ВОПРОСЫ Средний балл
№1 №2 №3 №4
1. А 2. Б 3. В ... ... ... ... ... 3,5 ...
Групповой средний балл

Интерпретация результатов. Полученные показатели средних значений позволяют дать следующее описание:

· на основе индивидуального среднего значения выделяются учащиеся, которые чувствуют себя более или менее комфортно в группе;

· на основе группового среднего балла определяется характер взаимоотношения в ученической группе по каждому вопросу (№№1, 2, 3, 4).

 

МЕТОДИКА «СОЦИОМЕТРИЯ»[15]

 

Цель. Определить положение человека в системе межличностных отношений той ученической группы (класса), к которой он принадлежит.

Возрастная группа: с младшего школьного возраста (со 2 класса).

Материал: чистый листок (каждому).

 

! Социометрия проводится в группе, если она включает в себя не менее 10 человек и существует более 1 года. Кроме этого, ее желательно проводить при полном составе малой группы, а если есть отсутствующие, то на момент опроса они не включаются в выборный список.

Инструкция 1: «Ваша группа (класс) существует уже давно. За время совместной деятельности и общения вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные отношения. Вам сейчас необходимо будет ответить на несколько вопросов, записав свои ответы на отдельном листе бумаги, который подпишите своей фамилией и именем. Итак, представьте себе, что ваша группа начинает складываться сначала и каждому из вас представляется возможность вновь, по своему желанию, определить состав класса. Напишите: 1). Кого из одноклассников вы включили бы в состав нового класса? Запишите троих людей под номером «1» в порядке предпочтения. 2). Кого из одноклассников, напротив, не хотели бы видеть в составе новой группы? Запишите троих людей под номером «2» (по критерию личностного взаимоотношения).

Инструкция 2: «… Теперь, представьте себе контрольную работу по каком-либо учебному предмету. Вам разрешили сесть на ней по вашему желанию. Укажите: 1). С кем из одноклассников Вы бы сели на контрольную работу? Запишите троих людей под номером «1» в порядке предпочтения. 2). С кем из одноклассников, напротив, не хотели бы сесть на контрольной работе? Запишите троих людей под номером «2» (по критерию деловых – учебных отношений).

 

! Вопросы в инструкции могут быть любыми, в зависимости от критерия выбора тех или иных отношений. Кроме этого, количество выборов может оговариваться (от 3 до 5 человек) или быть неопределенным (когда предлагается указать любое количество фамилий на усмотрение ученика), либо испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

Обработка данных.

Этап I. Составление социометрической матрицы.

На основе индивидуальных данных составляется социометрическая матрица.

Образец социометрической матрицы

  Кто выбирает Кого выбирают кол-во сдел-ых выборов
1. А-ян   +               + +
2. Б-ва +             +     +
3. В-ин +     + +            
4. Г-зе     +   +           +
5. Г-т     +       +     +  
6. С-ов +     +             +
7. Т-ко +       +       +    
8. Ф-ва + +                 +
9. Ф-ов +           +       +
10. У-ко +     +   +          
11. Я-на + +       +          
Количество полученных выборов                        
Количество взаимных выборов                        

 

Условия составления социометрической матрицы следующие:

- по вертикале в алфавитном порядке фиксируются фамилии учащихся (кто выбирает);

- по горизонтали проставляются порядковые номера тех же учащихся (для отметки тех, кого выбирают);

- в строках матрицы можно указывать одновременно положительные и отрицательные выборы (по одному критерию), но при этом они указываются разным цветом, к примеру, синим – положительные, а красным – отрицательные выборы, для удобства подсчета и анализа.

! По каждому критерию выбора (системе отношений) желательно делать отдельные социометрические матрицы.

 

Этап II. Подсчет выборов.

По внесенным данным в социометрическую матрицу подсчитывается количество сделанных (по горизонтали) и полученных (по вертикали) выборов, которые должны совпадать в сумме (для проверки).

После этого осуществляется анализ и подсчет взаимных выборов, что делается исходя из средней линии матрицы, по обе стороны которой зрительно находятся совпадения выборов (положительные с положительными или отрицательные с отрицательными) на одинаковом расстоянии от неё. Их лучше соединить прямой линией, чтобы наглядно видеть. В итоге определяется количество взаимных выборов, сделанных каждым участников группы и их общая сумма.

Этап III. Определение индекса групповой сплоченности.

По количественным показателям матрицы возможно определить индекс групповой сплоченности по следующей формуле:

С = Р / [N (N-1)],

где С – индекс групповой сплоченности, Р – количество взаимных выборов, а [N (N-1)] – общее возможное число взаимных выборов в группе, N – количество участников группы (участвовавших в опросе).

Показателем оптимальной продуктивной групповой сплоченности является индекс (С)[16], равный 0,6 – 0,7. Значения при С < 0,6, говорят о низком уровне сплоченности группы, а при С > 0,7 – о высоком уровне.

Интерпретация результатов. Сумма полученных выборов каждым членом группы свидетельствует о неформальном положении этого человека в системе внутригрупповых отношений (по определенному критерию, который был заложен в инструкции). При положительном выборе усматривается положение лидеров и предпочитаемых, а также можно определить тенденцию к пренебрежению или изоляции учащегося в группе:

- к лидерам относят членов группы, набравшие максимальное количество выборов;

- к предпочитаемым - лиц, имеющих выборы в количестве выше среднего показателя (по положительным выборам);

- к пренебрегаемым – учащихся, которые набрали количество выборов ниже среднего показателя (по матрице положительных выборов);

- к изолированным – тех, кто не получил ни одного выбора.

Точную информацию по позициям отверженного (пренебрегаемого) или изолированного человека возможно пронаблюдать по матрице отрицательных выборов (если они давались в инструкции). Наибольшее количество отрицательно полученных выборов свидетельствует об отвержении и непредпочтительном отношении к ученику, а отсутствие положительных и отрицательных выборов (при сравнении двух матриц) у человека говорит об его изолированном положении в группе.

Сумма взаимных положительных выборов дает информацию о дружеских группировках и парах, а также о взаимных антипатиях при взаимных отрицательных выборах.

 

!Полученную информацию по социометрическому опросу необходимо уточнить в ходе беседы с руководителем группы или ее участниками, где можно также получить и дополнительный материал о классе.

Литература

1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений / В.С. Агеев. – М.: МГУ, 1983. – 144с.

2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1989. – 224с.

3. Изучение взаимоотношений учащихся в малокомплектной школе. - Саранск: Мордов. республик. управление статистики, 1993. – 40с.

4. Изучение классного коллектива: методическое пособие для студентов и учителей / сост. А.В. Листенева, О.Н. Иванова. - Саранск, 1988. - 69с.

5. Немов Р.С. Путь к коллективу: книга для учителей о психологии ученического коллектива / Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник. – М.: Педагогика, 1988. – 144с.

6. Практикум по общей психологии / под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1990. – 288с.

7. Собчик Л.Н.Диагностика межличностных отношений / Л.Н. Собчик. – М.: Просвещение, 1990. – 48с.

8. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. – М.: просвещение, 1888. – 207с.

9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. – М.: Владос, 1995. – 544с.

10. Шевандрин Н.И.Основы психологической диагностики: в 3 ч. Ч.2 / Н.И.Шевандрин. – М.: Владос, 2003. – 256с.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.