В две пробирки внести по 2-3 капли 0,5 н. раствора сульфата железа (II). В одну из них добавить такой же объем сероводородный воды, а в другую - 0,5 н. раствор сульфида аммония. В каком случае выпадает осадок?
Оформление результатов опыта.
Составить молекулярное и ионно-молекулярное уравнения реакции. При каких условиях выпадает осадок? Пользуясь правилом произведения растворимости, объяснить выпадение осадка сульфида железа в одном случае и его отсутствие в другом.
б) Полнота осаждения осадка.
Выполнение опыта.
Получить хлорид свинца взаимодействием растворов нитрата свинца (0,5 н.) и соляной кислоты (2 н.). Дать раствору отстояться. Внести раствор в две пробирки по несколько капель в каждую. В одну из пробирок добавить несколько капель соляной кислоты, а в другую – такой же объем 0,5 н. раствораиодида калия. Какая соль выпадет в осадок?
Оформление результатов опыта.
Написать уравнения реакций образования солей свинца в молекулярном и ионно-молекулярном виде. Записать выражения и численные значения произведений растворимости хлорида и иодида свинца. (Приложение табл.2) и объяснить образование осадка РbJ2. В каком случае ионы свинца удаляются из раствора наиболее полно?
в) Условия растворимости осадка; влияние величины произведения растворимости на растворение осадка.
Выполнение опыта.
Внести в одну пробирку несколько капель 0,5 н. раствора сульфата железа (II), в другую - несколько капель 0,5 н. раствора сульфата меди. В каждую пробирку добавить по несколько капель 0,5 н. раствора сульфида аммония. Прилить к осадкам сульфидов по 1 мл 2 н. раствора соляной кислоты. Какой из сульфидов растворяется?
Оформление результатов опыта.
Составить молекулярные и ионно-молекулярные уравнения всех реакций. Написать выражения произведений растворимости сульфидов железа (II) и меди, сравнить их численные значения (Приложение табл.2). Объяснить наблюдения, исходя из условия растворения осадка.
г) Условие растворения осадка; влияние концентрации ионов растворителя на растворение осадка.
Выполнение опыта.
В двух пробирках получить осадок оксалата кальция взаимодействием 0,5 н. растворов хлорида кальция и оксалата аммония (несколько капель). Добавить в одну пробирку несколько капель 2 н. раствора соляной кислоты до полного растворения осадка, в другую пробирку – столько же 2 н. раствора уксусной кислоты. Отметить практическую нерастворимость оксалата кальция в последнем случае.
Оформление результатов опыта.
Составить молекулярные и ионно-молекулярные уравнения протекающих реакций. Написать выражение и численное значение произведения растворимости оксалата кальция. Объяснить, почему осадок оксалата кальция растворяется в соляной кислоте и практически нерастворим в уксусной. Концентрация какого иона влияет на растворение оксалата кальция в кислотах?
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА О РАБОТЕ
Отчет о работе должен быть оформлен грамотно, аккуратно, в срок. При оформлении результатов каждого опыта необходимо:
1) указать его название;
2) написать уравнения реакций в молекулярном и ионно-молекулярном виде;
3) отметить условия проведения опыта и свои наблюдения;
4) к каждому опыту необходимо привести ответы на поставленные вопросы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ
1) Какой процесс называется электролитической диссоциацией?
2) Чем отличаются сильные и слабые электролиты?
3) Подвергаются ли электролитической диссоциации следующие вещества: CaCl2, I2, HBr, NH4OH, HNO2, Br2? Составить возможные уравнения электролитической диссоциации.
Для сильных электролитов приведены их кажущиеся степени диссоциации. Данные многоосновных кислот относятся к первой ступени диссоциации.
Соли
Типа Me+ A- (например,KCl)
Типа Me+2A2- или Me2+A2- (например, K2SO4 или
BaCl2 )
Типа Me+3A3- или Me3+A3-
(например, K3PO4 или AlCl3)
Типа Me2+A2-(например, CuSO4)
Me+, A-
2Me+, A2-
или Me2+, 2A-
3Me+, A3-
или Me3+, 3A-
Me2+, A2-
Произведения растворимости некоторых малорастворимых электролитов при 25°C