6. Построить графики изменения истинных ср и средних значений теплоемкости технически чистого железа в интервале температур от 50 до 1000 °С.
7. Сделать выводы.
Рисунок 1.5 – Истинная теплоемкость железа и никеля
Рисунок 1.6 – Истинная теплоемкость
Циркония
Рисунок 1.7 – Истинная теплоемкость титана
Вопросы для самопроверки
1. Физический смысл энтальпии и теплоемкости. Единицы измерения истинной теплоемкости материалов.
2. Какая доля вклада в значение теплоемкости срсоставляет энергия колебаний решетки cV.
3. Какая доля вклада в значение теплоемкости срсоставляет энергия термического возбуждения коллективизированных электронов сэ,
4. Какая доля вклада в значение теплоемкости срсоставляет энергия термического расширения dс,
5. Какая доля вклада в значение теплоемкости срсоставляет энергия образования вакансий свпри высокой температуре и энергия ангармоничности колебаний решетки санг.
6. В чем суть прямого адиабатического метода и обратной калориметрии. Чем они отличаются?
7. С какой целью применяются импульсный и термический методы?
8. Какие достоинства дифференциального метода?
Рекомендуемая литература:[1–6].
Лабораторная работа 2
Метод смита. построение термограммы нагрева для определения средней теплоемкости материала
Цель работы
1 Изучить суть метода Смита.
2 По термограмме нагрева определить среднюю теплоемкость материала.
Основные положения
Метод, основанный на использовании постоянства теплового потока через стенку при неизменной разности температур в ней, позволяет определять среднюю в интервале температур теплоемкость сплава и тепловые эффекты превращений. Метод Смита является разновидностью термического анализа.
На рис. 2.1 приведена основная часть установки – стакан из огнеупорного материала с малой теплопроводностью и вставленный в него образец. Стакан закрыт огнеупорной крышкой. Вместе с образцом он ставится на нихромовых подставках в электропечь. В образец вставлена термопара для определения его температуры. Также имеется дифференциальная термопара для определения температурного градиента в стенке стакана.
Сущность метода заключается в том, что в процессе эксперимента тепловой поток q=conct, т.е. остается неизменным. В этих условиях теплопроводность стакана принимается постоянной, тепловой поток, проходящий через стенку стакана и переносимый на образец, также является величиной постоянной. При данном постоянном тепловом потокеустанавливается некоторое стационарное состояние, при котором вначале пустой керамический стаканчик нагревается на Dtсв течение Dtс, а количество теплоты, израсходованное на повышение температуры на Dtссоставляет:
, (2.1)
где сс и mc – теплоемкость и масса стаканчика.
1 – образец;
2 – термопара, измеряющая температуру образца;
3 – керамический стаканчик с крышкой;
4 – термопара, измеряющая среднюю температуру стаканчика;
5 – термопара, измеряющая разность температур в стенке стаканчика
Рисунок 2.1 – Схема установки определения теплоемкости материала по методу Смита
Из уравнения (2.1) тепловой поток составляет:
, (2.2)
где – скорость нагрева. При внесении в стакан образца для поддержания того же значения теплового потока нужно прогревать стаканчик с образцом уже с иной скоростью. Тогда уравнение (2.2) для теплового потока имеет вид:
, (2.3)
где со и mо – теплоемкость и масса образца. Чтобы учесть экспериментальные погрешности, проводят опыт с эталоном. Для данного случая получим уравнение для теплового потока:
, (2.4)
где сэ и mэ – теплоемкость и масса эталона.
Из уравнений 2.2 – 2.4 получим уравнение:
(2.5)
Таким образом, измерив три скорости нагрева: пустого стакана, стакана с образцом и стакана с эталоном, при заданном температурном градиенте на стенке стакана можно, пользуясь формулой (2.5), определить теплоемкость образца, если известна теплоемкость эталона.