Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Порядок выполнения работы. 1. Изучить физическое значение энтальпии и теплоемкости.



1. Изучить физическое значение энтальпии и теплоемкости.

2. Изучить составляющие удельной теплоемкости и их долю вклада в величину теплоемкости материалов.

3. Изучить основные методы определения теплоемкости металлов и сплавов.

4. Нарисовать графики истинных значений теплоемкости чистых металлов, предложенных преподавателем (рис. 1.1, 1.5–1.7).

5. Нарисовать графики истинных значений теплоемкости сплавов, предложенных преподавателем (рис. 1.2).

6. Построить графики изменения истинных ср и средних значений теплоемкости технически чистого железа в интервале температур от 50 до 1000 °С.

7. Сделать выводы.

 

Рисунок 1.5 – Истинная теплоемкость железа и никеля Рисунок 1.6 – Истинная теплоемкость Циркония  

 

Рисунок 1.7 – Истинная теплоемкость титана

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Физический смысл энтальпии и теплоемкости. Единицы измерения истинной теплоемкости материалов.

2. Какая доля вклада в значение теплоемкости ср составляет энергия колебаний решетки cV.

3. Какая доля вклада в значение теплоемкости ср составляет энергия термического возбуждения коллективизированных электронов сэ,

4. Какая доля вклада в значение теплоемкости ср составляет энергия термического расширения dс,

5. Какая доля вклада в значение теплоемкости ср составляет энергия образования вакансий св при высокой температуре и энергия ангармоничности колебаний решетки санг.

6. В чем суть прямого адиабатического метода и обратной калориметрии. Чем они отличаются?

7. С какой целью применяются импульсный и термический методы?

8. Какие достоинства дифференциального метода?

 

Рекомендуемая литература:[1–6].

Лабораторная работа 2

 

Метод смита. построение термограммы нагрева для определения средней теплоемкости материала

 

Цель работы

 

1 Изучить суть метода Смита.

2 По термограмме нагрева определить среднюю теплоемкость материала.

 

Основные положения

Метод, основанный на использовании постоянства теплового потока через стенку при неизменной разности температур в ней, позволяет опре­делять среднюю в интервале температур теплоемкость сплава и тепловые эффекты превращений. Метод Смита является разновидно­стью термического анализа.

На рис. 2.1 приведена основная часть установки – стакан из огнеупорного материала с малой теплопроводностью и вставленный в него образец. Стакан закрыт огнеупорной крышкой. Вместе с образцом он ставится на нихромовых подставках в электропечь. В образец вставлена термопара для определения его температуры. Также имеется дифференциальная термопара для определения температурного градиента в стенке стакана.

Сущность метода заключается в том, что в процессе эксперимента тепловой поток q=conct, т.е. остается неизменным. В этих условиях теплопроводность стакана принимается постоянной, тепловой поток, проходящий через стенку стакана и переносимый на образец, также является величиной постоянной. При данном постоянном тепловом потокеустанавливается некоторое стационарное состояние, при котором вначале пустой керамический стаканчик нагревается на Dtсв течение Dtс, а количество теплоты, израсходованное на повышение температуры на Dtссоставляет:

 

, (2.1)

 

где сс и mc – теплоемкость и масса стаканчика.

 

 

1 – образец;

2 – термопара, измеряющая температуру образца;

3 – керамический стаканчик с крышкой;

4 – термопара, измеряющая среднюю температуру стаканчика;

5 – термопара, измеряющая разность температур в стенке стаканчика

 

Рисунок 2.1 – Схема установки определения теплоемкости материала по методу Смита

Из уравнения (2.1) тепловой поток составляет:

, (2.2)

где – скорость нагрева. При внесении в стакан образца для поддержания того же значения теплового потока нужно прогревать стаканчик с образцом уже с иной скоростью. Тогда уравнение (2.2) для теплового потока имеет вид:

, (2.3)

где со и mо – теплоемкость и масса образца. Чтобы учесть экспериментальные погрешности, проводят опыт с эталоном. Для данного случая получим уравнение для теплового потока:

 

, (2.4)

где сэ и mэ – теплоемкость и масса эталона.

Из уравнений 2.2 – 2.4 получим уравнение:

 

(2.5)

 

Таким образом, измерив три скорости нагрева: пустого стакана, стакана с образцом и стакана с эталоном, при заданном температурном градиенте на стенке стакана можно, пользуясь формулой (2.5), определить теплоемкость образца, если известна теплоемкость эталона.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.