Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Река, вытекающая из Эдема



В 1955 году книга Доукинса „Река, вытекающая из Эдема"** подарила нам живописную метафору способа распространения ДНК. Река из заглавия книги —- это ДНК, протекающая через геологические эпохи, изредка разветвляясь для формирования новых видов. Река каждого вида содержит массу генов, плыву­щих пб течению вместе как верные друзья. „Это река информа­ции, — говорит Доукинс, — которая проходит через наши тела и воздействует на них, но сама не подвергается их воздействию на этом пути"; У каждой из рек крутые берега, не позволяющие ДНК одного вида перетекать в реку ДНК других видов.

Доукинс обращает наше внимание на две специфические особенности естественного отбора:

* Его „ шикарное разнообразие ". Число существующих видов измеряется десятками миллионов. У каждого вида свой способ, которым ДНК .зарабатывает себе на жизнь", и собственные способы „передачи будущим поколениям текстов, зашифрованных кодом ДНК".

* Ли Алан Дугаткин. Мошенничество обезьян и городские пчелы: природа сотрудничества у животных и людей (Lee Alan Dugatkin. Cheating Monkeys and Citizen Bees: The Nature of Co-operation in Animals and Humans. 1998, Free Press, New York); Ли Алан Дугаткин и Жан-Ги Док. Годин, статья „Как самки выбирают партнеров" (Lee Alan Dugatkin and Jean-Guy J. Godin. „How females choose their mates" //1998, Scientific American, April 1998. P. 56-61) и Ли Алан Дугаткин (гото­вится к публикации) .Любовь гуппи: генетика, культура и наука выбора партнера" (Lee Alan Dugatkin (forthcoming). Guppy Love: Genes, Culture and the Science of Mate Choice. Free Press, New York).

** Ричард Доукинс. Река, вытекающая из Эдема (Richard Dawkins. River Out of Eden. 1995, WeidenfeM & Nochobon, London).


72__________________________ Часть первая. Законы биологии

„Предки редкость, потомки обычное явление". Подав­ляющее большинство организмов погибают прежде, чем обретают способность размножаться. Лишь единицы из тех, кто размножается, могут надеяться иметь прямых на­следников через тысячу поколений. Таким образом, все организмы могут оглянуться назад и сказать: „Никто из наших предков не умер в младенчестве", несмотря на то что смерть в детстве — это общее правило. Из этого сле­дует, что процесс естественного отбора генов чрезвычай­но селективен:

„Каждое поколение это сито: хорошие гены просеи­ваются через него в следующее поколение, плохие гены остаются в телах, которые умирают молодыми или не дают потомства... гены, которым удалось пройти филь­тры тысячи поколений, обязаны быть хорошими".

Та же селективность характерна для видов в целом. Хотя на земле живут около 30 миллионов видов, эта цифра составляет всего лишь 1 процент от числа видов, когда-либо обитавших на планете. Ворота эволюции в царство жизни на самом деле очень узки.

Теория линий жизни

Теория эгоистичного гена вызывает споры среди биологов. Профессор Стивен Роуз, например, объявил ее „ультрадарви­низмом" и „генетическим редукционизмом"*. Несмотря на всю пристрастность, Роуз убедителен в том, что эволюция происхо­дит на многих уровнях и что „линия жизни"—прогрессивное направление жизни — включает эволюцию не только генов, но также организмов и обществ. Я бы дополнил список экономи­ческими системами, а Доукинс, если бы у него была такая воз­можность, обязательно добавил бы мемы.

* Стивен Роуз. Линии жизни (Steven Rose. Lifelines. 1997, Allen Lane/The
Penguin Press, London). , .. . _


2. О генах Менделя, генах эгоизма и генах бизнеса 73

Теория генов бизнеса

Теперь я расскажу, как на основе открытий генетики и теории мемов Доукинса я выстроил генетическую теорию бизнеса, которую, не без основания, назвал Теорией Генов Бизнеса.

Что такое ДНК бизнеса — базовый элемент моей системы? Я считаю, что это „экономическая информация", и поэтому еди­ницы полезной экономической информации с полным правом можно назвать „генами бизнеса". Гены бизнеса— это разно­видность мемов, которые, по определению Доукинса, являют­ся единицами культурной информации. В моей формулировке ген бизнеса— это мем, который имеет отношение к бизнесу, то есть единица экономической информации. Мы вполне мог­ли бы называть их не генами, а мемами бизнеса, но я предпо­чел первый вариант, потому что он делает параллель с биоло­гическими генами более наглядной.

Для биологических генов характерно стремление путеше­ствовать стаями, а умение „поладить" с другими генами явля­ется для них ключом к успеху. Клетки большинства животных содержат множество генов. Биологи научились выделять отдель­ные гены, но, когда дело касается мемов или генов бизнеса, я не вижу смысла уточнять, говорим ли мы об отдельных мемах или генах бизнеса или о целых наборах. На практике в боль­шинстве случаев экономическая информация состоит из боль­шого числа информационных цепочек или блоков, из множе­ства отдельных генов бизнеса.

Примерами таких генов бизнеса или групп генов бизнеса являются идеи; изобретения, положенные в основу базовых технологий, такие как паровой двигатель, двигатель внутрен­него сгорания, телефон или компьютер; проекты компонентов конечного продукта, например сценарий кинофильма; интел­лектуальный капитал, ведущий к созданию компьютерной про­граммы или ее ядра, или рецепты, например кока-колы или патентованного лекарства. Геном бизнеса может быть все не­осязаемое, что составляет полезную экономическую информа­цию и что может быть внедрено, самостоятельно или в сочета­нии с другими генами бизнеса, в производство товаров и услуг


 

Часть первая. Законы биологии

либо механизма или механизмов, которые в дальнейшем ста­ут производить товары или услуги.

Гены бизнеса — это структурные элементы ноу-хау, навы-ков и технологий в самом широком смысле слова. Они включа­ют в себя экономическую информацию, которой необходим коммерческий носитель, чтобы развить свой потенциал и по-ставить на рынок ценный товар или услугу. Гены бизнеса— источник экономической жизни. Они ищут возможность как можно более широкого распространения путем внедрения в то, что мы можем условно назвать коммерческими носителями: неодушевленные объекты, такие как здания, машины, про-граммное обеспечение, фабрики, офисы, автомобили и продук-ты, а также живые организмы, то есть люди, команды, корпо-рации и экономические системы.

Для биологических генов „носителями" являются животные и растения. Эти большие, заселенные генами машины выпол-няют всю тяжелую работу по обеспечению выживания, про-цветания и распространения генов. То же самое происходит с генами бизнеса и их носителями. Гены бизнеса — это невидн­ые глазу идеи организации и ведения бизнеса, знания того, как увеличить благосостояние, а носители —- это все видимые механизмы, винтики и рычаги экономической активности, включая людей, фирмы, физические активы, продукцию и услуги. Генам бизнеса нужна физическая оболочка, чтобы стать сильнее, производить товары и услуги и размножаться, точно также как биологическим генам нужны человеческие „генные машины" для подобных целей. Ген бизнеса не сможет выжить или создать что-то ценное, не имея дома; он должен поселиться во что-нибудь ощутимое. Даже деловые идеи требуют определенной материализации, прежде чем их можно будет продать или внедрить: их нужно зафиксировать на бумаге, занести в компьютер или хотя бы передать от одного человека другому.

Хорошие гены бизнеса ищут лучших для себя носителей, но в то же время успех этих носителей во многом определяется способностью привлечь лучшие из имеющихся генов. Носители — это физические проявления экономических ценностей и "шествуют для преумножения этих ценностей.. О генах Менделя, генах эгоизма и генах бизнеса 75

Те из них, которые лучше всего соответствуют доминирующим экономичес­ким условиям, будут процветать. Но если в природе этих носи­телей или в экономических условиях произойдут изменения, нарушающие такое соответствие, это станет концом их процве­тания.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.