Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

VII) Электрокатализ и фотокатализ



Гетерогенный электрокатализ представляет собой явление каталитического ускорения электродных реакций материалом электрода. Соответствующая область науки находится на стыке гетерогенного катализа и электрохимии. Скорость электрокаталитических реакций и их селективности можно контролировать путем управления величиной электродного потенциала. В последние десятилетия интерес к электрокатализу значительно возрос в связи с осознанием необходимости разработки новых, экологически безопасных источников энергии. Во всем мире проводятся работы, направленные на создание различных типов топливных элементов, в том числе с полимерной протонпроводящей мембраной (ТЭППМ), в которых топливом является водород, и прямых метанольных топливных элементов (ПМТЭ). Однако коммерциализация топливных элементов тормозится их высокой стоимостью и недостаточно высокими экспериментально достигнутыми коэффициентами полезного действия. Успех в области разработки топливных элементов в значительной мере определяется прогрессом в создании активных и стабильных наноматериалов для катодов и анодов. Можно полагать, что в последующие десятилетия роль электрокатализа будет неуклонно возрастать как в связи с введением в практику топливных элементов, так и с развитием новых экологически чистых электрокаталитических процессов для электросинтеза ценных химических и фармацевтических продуктов, очистки воды от вредных примесей и др.

VIII) Катализ для топливных элементов (Fuel Cell Catalysis).

 

Например, наноструктурные платиноуглеродные катализаторы для низкотемпературных топливных элементов.

Веществом, эффективным с точки зрения энергоемкости (в расчете на единицу массы) является водород (рисунок).

Рисунок - Удельные энергии окисления некоторых простых веществ

 

В цикле получения энергоносителя водород легко может быть получен из воды, запасы которой практически неисчерпаемы, а при сгорании (в цикле производства энергии) вновь образует воду – экологически безопасное вещество.

С точки зрения устройства низкотемпературные топливные элементы представляют собой совокупность мембранно-электродных блоков, каждый из которых включает газопроницаемые (пористые) катодный и анодный слои, газоподводящий (газораспределяющий) слой и полупроницаемую мембрану, разделяющую катодное и анодное пространство топливного элемента. На рис. 5 схематично изображен мембранно-электродный блок водородно-кислородного (воздушного) топливного элемента с полимерной протонопроводящей мембраной. Кислород (воздух) и водород подаются, соответственно, в катодное и анодное пространство, где происходят токообразующие реакции:

Анод: H2 – 2ē = 2H+

Катод: O2 + 4ē + 4H+ = 2H2O

Образующиеся на аноде протоны мигрируют через протонопроводящую мембрану в катодное пространство, где участвуют в реакции электровосстановления кислорода. Акт переноса электронов осуществляется на поверхности электрода, материал которого должен быть устойчив в реакционной среде, обладать высокой электропроводностью и обеспечивать высокую скорость окисления или восстановления. Скорость многих электрохимических реакций очень сильно зависит от материала электрода.

Например, на платине окисление водорода и восстановление кислорода происходит в сотни и тысячи раз быстрее, чем на многих других металлах. С учетом высокой химической стойкости это делает платину наилучшим материалом для изготовления электродов топливного элемента.

 

Рисунок - Схема водородно-кислородного Топливного Элемента с протонопроводящей мембраной [Proton Exchange Membrane Fuel Cell (PEMFC)]

 

При разработке электродов необходимо учитывать и то обстоятельство, что электрохимические реакции с участием газообразных веществ протекают лишь в так называемой трехфазной зоне – тонком слое электролита, одновременно контактирующем с поверхностью электрода и с газовой фазой. Для достижения высокой мощности необходимо создать в компактном устройстве, каковым является топливный элемент, развитую трехфазную зону. Поэтому поток газа направляют в пористый электропроводный каталитический слой, в котором катализатором являются наночастицы платины, нанесенные на высокоразвитую поверхность углеродного носителя (рисунок).

Наличие углеродного носителя в качестве компонента электрокатализатора обусловлено несколькими причинами. В частности, наночастицы металлов склонны к образованию агрегатов, поэтому их состояние стабилизируют «закрепив» на поверхности носителя. Каталитический слой, состоящий из частиц углерода, покрытого наночастицами платины, обладает пористостью и проницаемостью достаточной для обеспечения доступа реагентов (отвода продуктов) к (от) частицам металла. Углерод обладает высокой электропроводностью, обеспечивая подвод и отвод электронов к/от наночастиц металла, а также достаточной коррозионной стойкостью в условиях эксплуатации ТЭ. Удельная площадь поверхности платины в каталитическом слое может достигать 60-90 м2/г(Pt).

 

 

 

 


Рисунок - Электронно-микроскопические фотографии платиноуглеродного наноструктурного катализатора.

 

Возможность широкого использования топливных элементов, определяется, на сегодняшний день, стоимостью производимой ими энергии. В настоящее время, она примерно в 3-4 раза выше, чем у альтернативных устройств. Для малогабаритных низкотемпературных ТЭ (метанольные ТЭ, ТЭ с полимерной мембраной, фосфорнокислотные водородно-кислородные ТЭ) стоимость производимой энергии во многом определяется количеством платины, содержащейся в каталитическом слое. К сожалению, менее дорогостоящие системы на основе бесплатиновых катализаторов на сегодняшний день существенно уступают платиноуглеродным и в лучшем случае рассматриваются в качестве перспективных материалов «послезавтрашнего» дня. Реальным путем оптимизации каталитического слоя является уменьшение содержания в нем Pt при сохранении активности катализатора. Казалось бы, такой результат может быть достигнут путем уменьшения размера наночастиц металла, что приведет к увеличению суммарной площади его поверхности. Однако оказалось, что удельная каталитическая активность Pt (в расчете на единицу истинной поверхности) снижается при уменьшении размера частиц. В результате учета действия двух противоположных факторов – роста площади поверхности и снижения удельной каталитической активности, возникло представление о существовании оптимального размера наночастиц, обеспечивающего максимальную суммарную скорость реакции (рисунок).

В действительности, получение Pt/C нанокатализатора с оптимальной структурой и заданной загрузкой (массовой долей) платины весьма непростая задача. Отметим, что различные методы синтеза подобных систем не являются упорядоченной сборкой, а так или иначе связаны с процессами самоорганизации вещества. Поэтому практически невозможно создать однородный по размеру и по поверхностному распределению частиц Pt/C материал.

Рисунок - Зависимость скорости (плотности тока) реакции электровосстановления кислорода при потенциале 0,9 В от удельной площади поверхности наночастиц платины на Pt/C электроде. В расчете на единицу массы и единицу истинной площади поверхности платины.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.