К. Д. Ушинский «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях» Осознав свои достоинства и недостатки, растущий человек сам начнёт сознательно влиять на своё развитие»
Приходя в школу, ребенок попадает в специально организованное для него образовательное пространство, состоящее из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Но для начала нужно, чтобы ребенок был готов учиться так, как предлагает ему учитель. Учебные ситуации учитель старается выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ребенка, хотя бы на первоначальном уровне. Нужны определенные стартовые умения. Речь не идет об умении читать или считать. Речь идет о способностях метапредметного характера. К каждому ребенку, пришедшему в первый класс, усиливается внимание со стороны педагога на его индивидуальные возможности, уровень стартовой готовности.
Психологическая готовность стала в последние годы основным «стартовым» показателем школьной жизни первоклассника. Но периодически мы сталкиваемся с ситуацией, когда по всем показателям психологической готовности ребенок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, осваивать учебный материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно. Как показывает практика, одной только психологической готовности недостаточно для определения перспектив обучения конкретного ребенка и класса в целом, поскольку она не представляет оценки целого ряда показателей. Назовем сумму таких показателей «стартовой готовностью». Психологическая и стартовая готовность взаимно дополняют друг друга и дают общее видение перспектив обучения.
Стартовая готовность – это совокупность умений, которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в :
-инструментальный компонент
-личностный компонент
-мыслительные способности
-контрольные умения
-коммуникативные умения
-мотивация и ценностное отношение к знаниям.
Введение новых ФГОС и связанных с ними изменения в системе школьного образования определяют необходимость изменения в стартовой диагностике первоклассников по готовности к школьному обучению. Прежде всего, это касается включения в качестве результатов образования универсальные учебные действия. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога, педагога, логопеда.
В связи с этим образовательное учреждение решает следующие задачи:
1. Определить комплекс наиболее эффективных методов развития личностных и надпредметных умений, а также психических функций, обеспечивающих формирование предметных учебных действий;
2. Отобрать различные эффективные методики оценки сформированности личностных и надпредметных умений, а также психологического анализа структуры учебной деятельности у обучающихся, испытывающих трудности в обучении и с ОВЗ;
3. Определить направления деятельности, их приоритетность и временную организацию в соответствии со спецификой условий работы психолога, логопеда и педагога.
4. Выстроить систему взаимодействия педагогов, работающих в 1 классах с психологом, логопедом, которая будет направлена на развитие личностных и надпредметных умений в учебной и внеучебной деятельности, оценку уровня их сформированности, предупреждение и преодоление трудностей в обучении, профилактику и коррекцию поведения, сохранение и укрепление психологического и физического здоровья обучающихся.
Целью стартовой диагностики первоклассников является:
Цель: изучение особенностей готовности ребёнка к школьному обучению для последующего учёта при организации и проведении развивающей и коррекционной работы.
Задачи стартовой диагностики:
выявить уровень готовности будущих первоклассников к школьному обучению и индивидуальные особенности их деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;
по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;
выработать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей, обеспечить решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся.
Объектом данного исследования выступает группа детей, поступивших в первый класс общеобразовательных учреждений.
Предметом данного исследования являются особенности адаптации первоклассников к школе – то есть совокупность определенных характеристик их познавательной сферы, индивидуально-личностных особенностей, отражающие их адаптационный потенциал.
Диагностика проводится в два этапа:
1 этап – стартовая диагностика (апрель - октябрь)
2 этап – итоговая диагностика (апрель-май)
Диагностика включает следующие разделы:
– обследование состояния пространственного восприятия,
– выявление уровня зрительного восприятия (умения передавать форму предмета);
– умение ориентироваться на плоскости листа,
– проверка уровня овладения представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 10 – прямой и обратный счёт), представлениями об операциях сложения и вычитания;
– выявление умения сравнивать множества по числу элементов;
– выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;
– обследование фонематического слуха и восприятия;
– обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;
– умение концентрировать и удерживать внимание
– умение слышать и выполнять словесную инструкцию
– обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций.
Педагогическая диагностика проводится не только для того, чтобы выявить уровень развития у будущих учеников вышеперечисленных умений, но и для того, чтобы наметить предварительный план преодоления каждого обнаруженного в ходе обследования нарушения.
Методические рекомендации включают:
Сбор информации об особенностях физического и психического развития ребёнка, о состоянии его здоровья, условиях воспитания.
Беседа с ребёнком.
Обследование состояния готовности ребёнка к школьному обучению (выполнение субтестов):
Заключение об индивидуальных особенностях готовности ребёнка к школе.
Психолого-педагогические рекомендации.
По каждой психологической позиции и по каждой методике разработана система определения уровня развития ребёнка:
I уровень – очень высокий.
II уровень – средний (норма).
III уровень – низкий – уровень риска.
Результаты диагностики следует использовать для создания Портфолио обучающегося, формирования индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося, обеспечения условий для адаптации первоклассников к школе, а также для выработки управленческих решений на уровне образовательного учреждения.
II Организация психолого-педагогической диагностики
Проведение любого обследования ребенка (психолого-педагогического в частности) возможно только при условии согласия его родителей (законных представителей)
Часть методик можно проводить не только индивидуально, но и фронтально (6-8 чел.). Это позволит сократить общее время обследования детей.