Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

II Организация психолого-педагогической диагностики



Стартовая диагностика первоклассников.

I .Введение

К. Д. Ушинский «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях» Осознав свои достоинства и недостатки, растущий человек сам начнёт сознательно влиять на своё развитие»

 

Приходя в школу, ребенок попадает в специально организованное для него образовательное пространство, состоящее из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Но для начала нужно, чтобы ребенок был готов учиться так, как предлагает ему учитель. Учебные ситуации учитель старается выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ребенка, хотя бы на первоначальном уровне. Нужны определенные стартовые умения. Речь не идет об умении читать или считать. Речь идет о способностях метапредметного характера. К каждому ребенку, пришедшему в первый класс, усиливается внимание со стороны педагога на его индивидуальные возможности, уровень стартовой готовности.

Психологическая готовность стала в последние годы основным «стартовым» показателем школьной жизни первоклассника. Но периодически мы сталкиваемся с ситуацией, когда по всем показателям психологической готовности ребенок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, осваивать учебный материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно. Как показывает практика, одной только психологической готовности недостаточно для определения перспектив обучения конкретного ребенка и класса в целом, поскольку она не представляет оценки целого ряда показателей. Назовем сумму таких показателей «стартовой готовностью». Психологическая и стартовая готовность взаимно дополняют друг друга и дают общее видение перспектив обучения.

Стартовая готовность – это совокупность умений, которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в :

-инструментальный компонент

-личностный компонент

-мыслительные способности

-контрольные умения

-коммуникативные умения

-мотивация и ценностное отношение к знаниям.

Введение новых ФГОС и связанных с ними изменения в системе школьного образования определяют необходимость изменения в стартовой диагностике первоклассников по готовности к школьному обучению. Прежде всего, это касается включения в качестве результатов образования универсальные учебные действия. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога, педагога, логопеда.

В связи с этим образовательное учреждение решает следующие задачи:

1. Определить комплекс наиболее эффективных методов развития личностных и надпредметных умений, а также психических функций, обеспечивающих формирование предметных учебных действий;

2. Отобрать различные эффективные методики оценки сформированности личностных и надпредметных умений, а также психологического анализа структуры учебной деятельности у обучающихся, испытывающих трудности в обучении и с ОВЗ;

3. Определить направления деятельности, их приоритетность и временную организацию в соответствии со спецификой условий работы психолога, логопеда и педагога.

4. Выстроить систему взаимодействия педагогов, работающих в 1 классах с психологом, логопедом, которая будет направлена на развитие личностных и надпредметных умений в учебной и внеучебной деятельности, оценку уровня их сформированности, предупреждение и преодоление трудностей в обучении, профилактику и коррекцию поведения, сохранение и укрепление психологического и физического здоровья обучающихся.

Целью стартовой диагностики первоклассников является:

Цель: изучение особенностей готовности ребёнка к школьному обучению для последующего учёта при организации и проведении развивающей и коррекционной работы.

Задачи стартовой диагностики:

— выявить уровень готовности будущих первоклассников к школьному обучению и индивидуальные особенности их деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;

— по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;

— выработать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей, обеспечить решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся.

Объектом данного исследования выступает группа детей, поступивших в первый класс общеобразовательных учреждений.

Предметом данного исследования являются особенности адаптации первоклассников к школе – то есть совокупность определенных характеристик их познавательной сферы, индивидуально-личностных особенностей, отражающие их адаптационный потенциал.

 

Диагностика проводится в два этапа:

1 этап – стартовая диагностика (апрель - октябрь)

2 этап – итоговая диагностика (апрель-май)

Диагностика включает следующие разделы:

– обследование состояния пространственного восприятия,

– выявление уровня зрительного восприятия (умения передавать форму предмета);

– умение ориентироваться на плоскости листа,

– проверка уровня овладения представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 10 – прямой и обратный счёт), представлениями об операциях сложения и вычитания;

– выявление умения сравнивать множества по числу элементов;

– выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;

– обследование фонематического слуха и восприятия;

– обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;

– умение концентрировать и удерживать внимание

– умение слышать и выполнять словесную инструкцию

– обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций.

 

Педагогическая диагностика проводится не только для того, чтобы выявить уровень развития у будущих учеников вышеперечисленных умений, но и для того, чтобы наметить предварительный план преодоления каждого обнаруженного в ходе обследования нарушения.

Методические рекомендации включают:

Сбор информации об особенностях физического и психического развития ребёнка, о состоянии его здоровья, условиях воспитания.

Беседа с ребёнком.

Обследование состояния готовности ребёнка к школьному обучению (выполнение субтестов):

Заключение об индивидуальных особенностях готовности ребёнка к школе.

Психолого-педагогические рекомендации.

По каждой психологической позиции и по каждой методике разработана система определения уровня развития ребёнка:

I уровень – очень высокий.

II уровень – средний (норма).

III уровень – низкий – уровень риска.

Результаты диагностики следует использовать для создания Портфолио обучающегося, формирования индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося, обеспечения условий для адаптации первоклассников к школе, а также для выработки управленческих решений на уровне образовательного учреждения.

II Организация психолого-педагогической диагностики

Проведение любого обследования ребенка (психолого-педагогического в частности) возможно только при условии согласия его родителей (законных представителей)

Часть методик можно проводить не только индивидуально, но и фронтально (6-8 чел.). Это позволит сократить общее время обследования детей.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.