· создание барьера, препятствующего распространению и передаче инфекцииот пациентов к персоналу, от персонала к пациенту и от пациента к пациенту;
· обеспечение высокого уровня чистоты и гигиены;
· охрана здоровья персонала.
Показания:
· при асептических процедурах;
· во всех случаях возможного контакта с кровью, другими биологическими жидкостями или инфицированными поверхностями, предметами;
· при возможном контакте с химическими веществами: моющими и дезинфицирующими средствами.
Противопоказания:
· гнойничковое или другое поражение кожи, трещины, раны.
Необходимые условия:
· достаточное количество перчаток стерильных и нестерильных, разовых и многократного применения;
· смена перчаток после каждого пациента.
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ:
Этапы
Обоснование
1. Вымыть руки и провести гигиеническую дезинфекцию одним из стандартных способов
Удаление бытовой грязи, продуктов жизнедеятельности кожи, снижение числа резидентных микроорганизмов, уничтожение транзиторной микрофлоры
2. Выбрать перчатки в зависимости от предстоящей процедуры: стерильные перчатки при инвазивных процедурах, нестерильные чистые перчатки при выполнении других процедур
Надевание стерильных перчаток
3. Проверить срок сохранения стерильности перчаток
Обеспечение инфекционной безопасности пациента
4. Перчатки должны подходить по размеру медицинской сестре
Обеспечение четкого выполнения манипуляции
5. Стерильные перчатки в упаковке достать стерильным пинцетом из бикса или вскрыть верхнюю упаковку на разовых стерильных перчатках и достать пинцетом перчатки во внутренней упаковке
6. Расположить перчатки на стерильном столике
7. Отвернуть стерильным пинцетом верхние края стандартной упаковки, в которой перчатки лежат ладонной поверхностью кверху, а края перчаток отвернуты кнаружи в виде манжет
8. При надевании перчаток руки держать выше пояса
Если руки опустить ниже уровня пояса, нарушается стерильность
9. Взять правую перчатку левой рукой за отворот так, чтобы пальцы не касались наружной поверхности перчатки
10. Сомкнуть пальцы правой руки и ввести их в перчатку
11. Разомкнуть пальцы правой руки и натянуть на них перчатку, не нарушая ее отворота
12. Завести под отворот левой перчатки 2, 3 и 4-ый пальцы правой руки, уже одетой в перчатку
13. Держать левую перчатку 2, 3 и 4-ым пальцами правой руки вертикально
14. Сомкнуть пальцы левой руки и ввести ее в перчатку. Разомкнуть пальцы и натянуть перчатку
15. Расправить отворот левой перчатки, натянув ее на рукав халата, а затем на правой перчатке с помощью 2 и 3-го пальцев левой руки, подводя их под отворот правой перчатки
Перчатки обязательно должны надеваться на рукава халата, чтобы защитить кожу от попадания биологических жидкостей
16. Руки в стерильных перчатках следует держать согнутыми в локтевых суставах и приподнятыми на уровне выше пояса
17. В случае нарушения целостности перчаток, их необходимо сменить. Если повредилась даже одна перчатка, необходимо тут же заменить обе, потому что нельзя снять одну перчатку, не загрязнив другую
При повреждении перчаток возможно инфицирование кожи медсестры кровью, другими биологическими жидкостями пациента, а перчаточный сок может инфицировать пациента
18. Завершив процедуру, между контактами с пациентами или после контакта с загрязненными объектами перчатки необходимо менять, а не мыть
При мытье перчаток дезсредствами возможно их повреждение.
При мытье перчаток повышается увлажнение внутри перчаток, усиливается рост микроорганизмов во влажной среде и увеличивается риск перекрестной инфекции
Снятие использованных перчаток
19. Пальцами правой руки в перчатке стянуть левую перчатку с рукава халата, формируя отворот. Касаться перчатки только с наружной стороны
Предотвращается попадание биологических загрязнений на незащищенную кожу рук
20. Пальцами левой руки в перчатке стянуть правую перчатку с рукава халата, формируя отворот. Касаться перчатки только с наружной стороны
21. Держа правой рукой за отворот левую перчатку, снять ее, выворачивая на изнанку
22. Держать снятую с левой руки перчатку в правой руке
23. Левой рукой взять перчатку на правой руке за отворот с внутренней стороны и снять перчатку с правой руки, выворачивая ее на изнанку
24. Левая перчатка оказалась внутри правой. Обе перчатки поместить в емкость с дезинфицирующим раствором для последующей утилизации
Обработка использованных перчаток уменьшает загрязнение окружающей среды микроорганизмами
13. Элементы УИРС.
1. Исторические аспекты формирования представлений о санитарной обработки больных, личной гигиене больного.
Литература:
Основная литература (О.Л.)
1. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической практике: учебное пособие.-2-е изд., исправленное и дополненное. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 400с.
Дополнительная литература (Д.Л.)
1.Гребенев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М. Основы общего ухода за больными: учебное пособие. М.:«Медицина», 1999. - 300с.
2. Байер П., Майерс Ю., Сверингер П., Росс Д., Смельтцер С., Бэр Б., Эллис Я., Хартли С., и др. Теория и практика сестринского дела в 2-х томах: учебное пособие. М.:ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008.- 800с.
3. Калягин А.Н. Общий уход за терапевтическими больными: учебное пособие. М:ФГОУ ВУНМЦ Росздрава, 2006. – 223с.
4. Заликина Л.С. Уход за больными: учебник. М.:МИА, 2008.
5. Особенности сестринского ухода за гериатрическими пациентами с заболеваниями почек и мочевыводящих путей : практическое пособие / А.Н. Балабанова [и др.]. - М. : ФГОУ "ВУНМЦ Росздрава", 2008. - 128 с.
6. Маколкин, В. И. Сестринское дело в терапии / В. И. Маколкин, С. И. Овчаренко, Н. Н. Семенков. - М. : МИА, 2008. - 544 с. : ил., табл.
7. В. Т. Ивашкин, В. П. Шевченко. Питание при болезнях органов пищеварения / - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 352 с.
8. Теория сестринского дела. Г.М.Парфильев и др. ГЭОТАР-Медиа,2009.256с.
Тесты
1. Что означает понятие «специальный уход»?
а) уход, который осуществляют особенно тщательно
б) уход, который проводят в специальных условиях
в) уход, который требует присутствия определенных специалистов
г) уход, который предусматривает дополнительные мероприятия, обусловленные спецификой заболевания
2. Кто должен осуществлять уход за больными?
а) родственники больного
б) средний и младший медицинский персонал
в) все медицинские работники, а также родственники больного, причем у каждого из них есть свои определенные функции по организации ухода.
3. У больного возникли сильные боли в подложечной области, тошнота, рвота. Медицинские работники расценили подобное состояние как проявление пищевого отравления и направили пациента в инфекционную больницу, где при более тщательном обследовании был установлен диагноз абдоминальный формы инфаркта миокарда. Как вы расцените первоначальные действия мед работников?
а) абсолютно правильные
б) как проявление медицинской ошибки
в) небрежные, халатные
4) Какие манипуляции проводят в процедурном кабинете?
а) инъекции
б) пункции плевральной полости
в) постановка банок, горчичников
г) прием лечебных ванн
д) определение группы крови
5) Как часто следует проводить влажную уборку палат?
а) ежедневно
б) по мере необходимости
в) по мере необходимости, но не реже двух раз в день