Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Излишняя чистоплотность



Джоан бросила работу, когда вступила во второй брак, выйдя замуж за Алана. Она решила, что достаточно поработала на своем веку и теперь с удовольствием посидит дома. Вскоре, однако, она обнаружила, что полностью зависит от Алана, когда речь идет о деньгах и развлечениях. Она хотела обедать в ресторанах и путешествовать. Но Алан был намного старше и довольно скуп. Он хотел оставаться дома и слушать не желал о том, чтобы изменить свои привычки.
Джоан стала постоянно убирать и чистить дом и все, что в нем находилось. Это превратилось у нее в навязчивую идею. После каждого приема еды она часами мыла кухню; из-за этого у нее не стало хватать времени на то, чтобы готовить, они питались незамысловато и невкусно. Хотя Алан и не любил тратить лишние деньги, он стал покупать готовые обеды, чтобы жене не приходилось, приготовив еду, часами отмывать кухню. Вечерами он сидел один, читал газету или смотрел телевизор, потом ложился в постель и опять в одиночестве смотрел телевизор и в конце концов засыпал, не дождавшись, пока Джоан закончит уборку.
Возмущенный поведением Джоан, он настоял на том, чтобы жена обратилась к терапевту, и два года платил за лечение, но оно оказалось безуспешным. Когда супруги пришли за консультацией ко мне, я предложила следующую процедуру. Джоан должна тщательно заниматься уборкой каждый день с девяти до пяти – нормальный рабочий день. В пять ей необходимо принять душ и одеться, чтобы прилично выглядеть, когда муж придет домой. После чего они должны идти обедать в ресторан. Если же Джоан не успеет закончить уборку до пяти часов, она должна приготовить обед дома и сразу после этого отправиться спать вместе с мужем. Алан возразил, что каждый день обедать в ресторане будет дорого, но я сказала, что на это можно будет тратить те деньги, которые они сэкономят на том, что Джоан перестанет ходить на терапию. Кроме того, я предложила, чтобы всякий раз, когда Джоан на протяжении трех месяцев будет успевать прибраться до пяти часов, Алан брал ее с собой и они ненадолго отправлялись в отпуск.
Алан ответил, что теперь он понимает: эта постоянная уборка как-то связана с ним, и ему придется кое-что изменить. Они ушли от меня радостные, а через некоторое время позвонили и сообщили, что проблемы уборки больше не существует. Алан предпочел оплачивать обеды в ресторане, чтобы не платить за посещения терапевтов. А Джоан предпочла обедать вне дома, чтобы не заниматься уборкой. Связав излишнюю чистоплотность Джоан со скупостью Алана, я смогла убедить их перемениться.

Подростки и юноши

Когда дети превращаются в подростков, их возросшая ответственность вознаграждается частью материальных благ, которыми располагает семья. Подросток может потребовать увеличить сумму, выдаваемую ему на расходы, разрешить ему пользоваться автомобилем или ночевать вне дома, не спрашивая каждый раз разрешения. Кроме того, он может захотеть иметь право голоса в принятии решений – например, о том, сколько денег семья намерена потратить на летний отдых.
Начиная приобретать кое-какую власть, подростки иногда обнаруживают, что в семье не все делается по справедливости. Бывает, что к их сестрам и братьям родители относятся иначе. Бывает, что родители несправедливы друг к другу. И часто такие проявления несправедливости касаются денег. Как правило, подросток или юноша стремится обсуждать это с семьей, добиваясь, чтобы все ее члены находились в равном положении. С другой стороны, родители могут увидеть в таком стремлении нарушение семейной иерархии и отказываются обсуждать эти проблемы. В таких случаях многие молодые люди решают уйти из дома, лишь бы не видеть семейных конфликтов. Другие же остаются, чтобы бороться за восстановление справедливости. Поскольку переговоры с родителями не приносят результатов, они выбирают иррациональное поведение как средство открытого выражения своего протеста и требуют изменений.
Протест молодежи, как и протест супругов, может быть активным или пассивным. Типичные формы активного протеста – кража денег, употребление наркотиков и другие преступные действия. Пассивное сопротивление обычно проявляется в плохой учебе или в различных нарушениях здоровья – как физического, так и эмоционального.

Преступные действия

Мартина была в семье вторым ребенком из трех. Ее старший брат Джон и младшая сестра Ким, красивые, общительные дети, хорошо учились в школе. Мартина же была слишком толстой и не проявляла особых дарований. Она тревожилась за родителей, которые тоже страдали излишней полнотой и слабым здоровьем, а родители всегда обращались к Мартине, когда нужно было что-то сделать по хозяйству. К шестнадцати годам Мартина убирала, готовила и стирала на всю семью, а кроме того, ходила в школу и в оставшееся время работала. Как ни странно, ни от Джона, ни от Ким родители никакой помощи по хозяйству не требовали.
Возможно, Мартина растолстела и стала плохо учиться из-за того, что родители заставляли ее сидеть дома и заботиться о них, вместо того чтобы ходить на свидания и готовиться к поступлению в колледж. А может быть, и наоборот: родители считали, что она должна сидеть дома и заботиться о них, потому что не пользуется успехом у мальчиков и недостаточно способна, чтобы учиться в колледже. Так или иначе, отношение родителей к Мартине было иным, чем к ее сестре и брату, и она несправедливо несла боґльшую нагрузку.
Мартина испытывала немало страданий, но ей было нелегко высказать свои претензии и вступить в переговоры с родителями. Она только жаловалась, что ей плохо живется. Работая кассиршей в магазине, она приносила в дом деньги, которые отдавала семье. В один прекрасный день было обнаружено, что она регулярно брала деньги из кассы и украла в общей сложности 2000 долларов.
Владельцы магазина через суд потребовали возврата денег, и родителям пришлось возместить ущерб. Мартина так и не смогла объяснить, что она сделала с деньгами. Мать была в ярости, потому что ей пришлось отказаться от дорогостоящей диеты для похудения, чтобы вернуть эти деньги. Суд обязал семью подвергнуться терапии.
Терапевт понял, что этими кражами Мартина заставляла родителей расплачиваться за причиняемые ей несправедливости. Не имея возможности вступить в переговоры о своем положении в семье, она вела себя иррационально. Терапевт убедил родителей, брата и сестру, что они допускают несправедливость по отношению к Мартине. Они извинились перед девушкой и договорились о том, чтобы все дети поровну разделили между собой обязанности по хозяйству. Когда Мартина поняла, что семья стала относиться к ней справедливо, она прекратила свои иррациональные действия.

Азартные игры

Джек был в семье «паршивой овцой». Он заканчивал среднюю школу с плохими оценками, и отец сказал, что ему придется самому оплачивать подготовку к колледжу. Вместо этого Джек начал занимать деньги у матери и тетки, якобы с целью платить за учебу. Однако семья скоро узнала, что он проигрывает эти деньги на скачках.
Когда мать и тетка отказались давать ему деньги, он начал занимать у знакомых. Вскоре те стали требовать вернуть им деньги, и Джек в слезах сообщил родителям, что эти знакомые – на самом деле бандиты, угрожающие его убить, если он не вернет деньги. Теперь стало ясно, что дурные наклонности Джека обойдутся его отцу гораздо дороже платы за учебу сына.
Семья обратилась ко мне за консультацией, не зная, следует ли дать Джеку деньги на уплату долгов. Они были сильно обеспокоены тем, что у него появилась серьезная склонность к азартной игре. Я поняла, что у этой семьи, очевидно, существуют две проблемы. Первая – несправедливость, которую отец проявил по отношению к Джеку; вторая – склонность Джека к игре.
Я решила сначала сосредоточиться на азартной игре и предложила отцу дать Джеку денег на уплату долгов при условии, что юноша будет следовать моим указаниям. Каждое воскресенье его мать и тетка должны были отправляться с ним на скачки и выбирать лошадь, на которую он будет ставить. Руководствоваться в своем выборе они должны были внешним видом лошади или жокея, а то и просто собственной интуицией. Наблюдая за лошадьми, они должны громко давать советы Джеку, чтобы все его приятели видели, как две пожилые дамы говорят ему, что надо делать.
Я исходила из того, что Джеку станет стыдно перед приятелями, и это отобьет у него желание ходить на скачки. Я знаю, что нет смысла просто говорить азартному игроку, чтобы он перестал играть: это ни к чему не приведет. Но после вмешательства матери и тетки игра на скачках станет выглядеть иначе и будет не так привлекательна.
Когда этот план был приведен в исполнение, Джек перестал получать удовольствие от игры на скачках. У него появилось желание снова ходить в школу, и я помогла ему договориться с отцом, чтобы теперь уже тот платил за его учебу.

Подкуп

Джинни считала себя обиженной, потому что родители никогда ничего ей не дарили. Им не приходилось этого делать: дед Джинни, весьма состоятельный человек преклонного возраста, решил еще при жизни отдать свои деньги двоим внучкам. Он оплачивал учебу Джинни, купил ей автомобиль, платил за квартиру, где она жила, и оплачивал другие ее расходы. Джинни считала несправедливым, что родители ничем не жертвуют, чтобы дать ей образование, как это делают родители ее друзей. Она решила, что родители ее не любят, и начала вести себя таким образом, что это пошло во вред ей самой.
После нескольких неудачных связей с мужчинами, которые плохо с ней обращались, у нее появилась навязчивая мысль, что она слишком толстая. Джинни доводила себя диетой чуть ли не до голодной смерти, а потом объедалась сверх меры, после чего принимала рвотное. За несколько лет родителям пришлось потратить большие деньги на психотерапию и лечение дочери.
В конце концов один из терапевтов встретился с ее родителями и предложил им сделать следующее. Каждую неделю они должны были требовать у Джинни отчета, принимала ли она рвотное. Если нет, каждый из родителей должен был выписывать ей по чеку на 250 долларов. Таким образом, Джинни зарабатывала бы 500 долларов в неделю только тем, что не принимала рвотного. Родители последовали совету, и Джинни перестала это делать. Теперь она заставляла родителей расплачиваться за свою несправедливость не тем, что причиняла себе вред, а тем, что брала у них деньги. Однако как только ее состояние улучшилось и родители перестали давать ей деньги, она опять стала принимать рвотное. Тогда родители решили снова начать давать ей деньги, что и делали еще на протяжении двух лет, и в конце концов им удалось отучить ее от этой привычки.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.