Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сердечно-сосудистая система. Для исследования сердца прежде всего необходимо знать топографиче­ское расположение



Для исследования сердца прежде всего необходимо знать топографиче­ское расположение органа у животных разного вида., освоить методы осмотра и пальпации сердечного толчка, знать причины изменений силы толчка, его сме­щений.

Исследование сердца методом инструментальной перкуссии позволяет выявить его реальные топографические границы. При проработке этого вопроса необходимо усвоить механизм образования перкуторных звуков - относительной и абсолютной сердечной тупости, методику определения границ сердца; изучить причины, вызывающие смещение границ сердца, увеличение зоны абсолютной сердечной тупости у разных видов продуктивных животных.

Исследование сердца методом аускультации позволяет дать характеристи­ку сердечных тонов оценить работу сердечных клапанов и состояние естествен­ных отверстий сердца, выявить сердечные шумы, аритмии.

Изучая тоны сердца, необходимо уяснить их фонетическую характеристи­ку, звуковые компоненты, составляющие первый и второй тоны, уметь объяс­нить причины таких изменений, как усиление одного или обоих сердечных то­нов, их расщепление, раздвоение, акцентирование; изучить топографическое расположение пунктов оптимальной слышимости (у разных видов животных).

Для изучения сердечных шумов прежде всего необходимо усвоить их классификацию и механизм возникновения. Знать фонетическую характеристику интракардиальных и экстракардиальных сердечных шумов. С учетом патогенеза болезней сердца, перикарда уметь дифференцировать сердечные шумы: напри­мер, каким шумом сопровождается экссудативный перикардит, недостаточность двустворчатого клапана, бородавчатый эндокардит и т.д.

Прежде чем приступить к изучению сердечных аритмий, необходимо по­в-торить ранее пройденный материал о функциях сердечной мышцы - автома­тизма, проводимости, возбудимости, сократимости, поскольку классификация сердечных аритмий основана на нарушении этих функций. Давая характеристику каждой аритмии, необходимо указать следующее: клинические признаки, сопровождающие аритмию, результат аускультации сердца, анализ (изменения) кар­диограммы.

Для характеристики артериального пульса исследуют периферические ар­терии. Определяют частоту, ритм и качество пульса (напряжение, наполнение, высота и форма пульсовой волны) с учетом вида животного. Необходимо усво­ить клинические признаки и значение этих показателей, как в норме, так и при патологиях, уяснить методы исследования вен, артерий и венного пульса. Уметь описать клиническую картину как отрицательного, так и положительного венно­го пульса.

Для контроля за функцией сердца применяется ряд функциональных проб: проба по Домрачеву, по Опперману-Синеву - для лошадей, аускультационная проба по Шарабрину - для лошадей и крупного рогатого скота, а также опреде­ление скорости кровотока и массы циркулирующей крови. Необходимо уяснить методику проведения функциональных проб, значение и интерпретацию полу­ченных результатов.

К специальным методам исследования сердечно-сосудистой системы от­носятся: электрокардиография, фонокардиография, векторокардиография, баллистокардиография, эхокардиография. Необходимо усвоить принципы, на которых основаны эти методы. Более подробно ознакомиться с методиками съемки и ана­лиза электрокардиограмм (методика отведения биотоков сердца от конечностей, туловищные отведения по М.П. Рощевскому; ритм, величина зубцов, продолжи­тельность интервалов, уровень сегмента, показатель электрической систолы, час­тота пульса, величина электрической оси сердца).

Необходимо уметь четко описать синдромы основных патологий сердеч­но-сосудистой системы: синдром общей сердечной недостаточности (с учетом степени), синдром лево- и правосторонней недостаточности сердца, недостаточ­ность атриовентрикулярных и полулунных клапанов, стеноз атриовентрикулярных отверстий, устья аорты, легочной артерии, синдромы поражения перикарда, синдром сосудистой недостаточности.

Вопросы для самопроверки

1. Каков порядок клинического исследования сердечно-сосудистой системы?

2. Как проводится исследование сердечного толчка и перкуссия области серд­ца?

3. Расскажите, как образуются сердечные тоны.

4. Классификация сердечных шумов.

5. Фонетические характеристики сердечных шумов.

6. Какие периферические артерии исследуют у крупного рогатого скота (лоша­ди, свиньи, мелкого рогатого скота)?

7. Указать клинические признаки положительного и отрицательного венного пульса и объяснить механизм их возникновения, клиническое значение.

8. Провести диагностику экстракардиальных (интракардиальных) сердечных аритмий.

9. В чем состоит отличие сосудистой недостаточности от сердечной?

 

Дыхательная система

Исследование верхнего отдела дыхательных путей включает исследование выдыхаемого воздуха, состояния носовых отверстий, носовых истечений, придаточных полостей головы, исследование гортани, трахеи, щитовидной железы, кашля. Необходимо освоить методики исследования органов дыхательной системы, уметь объяснить, например, клиническое значение характера и количества носовых истечений, кашля (с учетом его характеристик). Знать топографическое расположение воздухоносного мешка, щитовидной железы, фонетическую ха­рактеристику ларингиального и трахеального дыхания

При исследовании грудной клетки важно уяснить значение для постановки диагноза таких характеристик как форма, симметричность, размер, местная температура, осязаемые шумы, тип и ритм дыхания.

Исследование нижнего отдела дыхательных путей предполагает четкое знание топографического расположения легких. Необходимо освоить методику определения границ перкуторного поля легких у разных видов животных. Уметь объяснить при каких патологиях возникают такие изменения, регистрируемые при перкуссии легких, как увеличение их границ, патологические перкуторные звуки - притуплённый, тупой, коробочный, тимпанический, металлический, звук треснувшего горшка, шум трения, плеска.

При освоении методики аускультации легких необходимо усвоить меха­низм возникновения основных и придаточных дыхательных шумов, их фонети­ческую характеристику. Уметь объяснить - при каких болезнях легких появляют­ся те или иные патологические дыхательные шумы.

Ознакомиться со следующими методиками исследования: плегафония, торакоцентез, пневмография, функциональные методы исследования дыхательной системы. Уяснить клиническое значение результатов, полученных с помощью этих методов в норме и при патологиях.

Необходимо знать синдромы основных патологий органов дыхательной системы: носа, придаточных полостей головы, гортани, трахеи, бронхов, легких, плевры.

Вопросы для самопроверки

1. Порядок исследования органов дыхательной системы.

2. Характеристика и клиническое значение носовых истечений.

3. Кашель, его характеристика, клиническое значение.

4. Характеристика патологического ларингиального дыхания.

5. Топографические данные задней перкуторной границы легких у разных ви­дов животных.

6. Как определяют перкуторные границы легких у животных?

7. Указать топографические данные предлопаточного перкуторного поля у крупного рогатого скота.

8. Перечислить патологические дыхательные шумы и объяснить их происхож­дение.

9. Какие клинические признаки характерны для экспираторной и инспираторной одышки?

10. Провести дифференциальную диагностику бронхита и бронхопневмонии.

 

Система пищеварения

При изучении раздела необходимо учитывать физиологию пищеварения у разных видов животных и видовые анатомические особенности органов пищева­рительной системы.

Изучение приема корма и питья предусматривает проведение анализа на­рушений этих актов. Необходимо усвоить причины, при которых может нару­шаться или извращаться аппетит, усиливаться жажда, появляться рвота, нару­шаться акт жевания, глотания. Характеристика отрыжки, жвачки также имеет важное клиническое значение в оценке состояния пищеварительного процесса.

Прежде чем приступать к исследованию какого-либо органа, необходимо твердо усвоить его топографическое расположение. При исследовании приме­нять общие, специальные и специфические методы. Например, при исследовании рубца общими методами (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) необхо­димо указать, какие клинические признаки выявлены, например: западение левой голодной ямки; содержимое рубца имеет тестоватую консистенцию; пальпация безболезненна; выявлены интенсивные сокращения рубца - 4 сокращения в 2 минуты; перкуссией установлен тимпанический звук в области левой голодной ямки, аускультация рубца позволила выявить отчетливые крепитирующие звуки перистальтики.

При изучении методов исследования сетки у крупного рогатого скота не­обходимо освоить выполнение болевых проб: проба холки, Рюгга, Нордстрема, фармакологическая, диатермическая, проба кулака-локтя (колена), проба с шес­том, проводка под гору, нагнетания воздуха в рубец, проба металлоиндикации, применение магнитного зонда, а также прокол брюшной полости с последую­щим анализом перитониальной жидкости, гематологические исследования.

Начиная исследование однокамерного желудка, у животных методом на­блюдения можно установить ряд симптомов, которые возникают при функцио­нальных расстройствах, остром и хроническом гастрите, язве желудка. Надеж­ным методом исследования однокамерного желудка является его зондирование с последующим исследованием желудочного содержимого. Необходимо ознако­миться с приемами зондирования, физико-химическими и микроскопическими исследованиями желудочного сока, желудочного и рубцового содержимого, ус­воить основные физико-химические показатели, их анализ для постановки диаг­ноза при болезнях желудка, оценки рубцового пищеварения.

Исследование кишечника также начинают с применения общих методов и усвоения физиологических характеристик перкуторных звуков и кишечных шу­мов всех отделов кишечника. Необходимым также является усвоение топогра­фического расположения органов пищеварительной системы при ректальном исследовании у крупных сельскохозяйственных животных, методики пробного прокола живота и исследования пунктата. При исследовании дефекации необхо­димо уметь объяснить следующие ее расстройства: учащение выделения кала, длительная задержка кала в кишечнике, непроизвольная, болезненная, напря­женная дефекация. При исследовании фекалий дается оценка результатов макро- и микроскопического исследования.

При исследовании печени необходимо уметь определить ее физиологиче­ские топографические границы (зона печеночной тупости). О функциональных нарушениях печени судят по результатам биохимических исследований крови, химических исследований мочи и фекалий. Диагностируют нарушения следую­щих функций: пигментообразовательной, протеиносинтетическую, экскретор­ной, гликогеносинтетическуой, обмена жиров. Необходимо ознакомиться с ме­тодами специального исследования печени - лапороскопией, биопсией, эхотомоскопией.

Необходимо знать синдромы основных патологий органов системы пище­варения: разрыв, закупорка, воспаление, дивертикул, спазм пищевода; острый и хронический гастриты с разным уровнем секреции и кислотности; язва желудка; острое расширение желудка; метеоризм, гипотония, атония рубца; травматиче­ский ретикулит; закупорка (завал) книжки; воспаление, смещение сычуга; химостаз, копростаз, метеоризм кишечника; синдромы печеночной недостаточности.

Вопросы для самопроверки

1. Топографическое расположение преджелудков жвачных животных.

2. Топографическое расположение кишечника лошади.

3. Определение зоны печеночного притупления у крупного рогатого скота.

4. Перечислить физиологические показатели жвачки.

5. Диагностическое значение исследования рвоты.

6. Перечислить основные химические показатели желудочного сока.

7. Какие изменения отмечают в лейкограмме при травматическом ретикулите?

8. Указать место пункции для проведения биопсии печени у крупного рогатого скота и лошади.

9. Органолептические и химические свойства кала при недостаточности переваривания в тонком (толстом) отделе кишечника.

10. Как проводится исследование содержимого рубца?

 

Мочевая система

Для изучения этого раздела необходимо вспомнить пройденный ранее ма­териал о строении почки, об этапах образования мочи и регуляции этого процес­са.

При исследовании акта мочеиспускания дают оценку позы во время моче­испускания, продолжительности акта, количества выведенной мочи, частоты мочеиспусканий в сутки. Необходимо уметь объяснить известные расстройства при мочеиспускании. Исследование почек начинают с осмотра животного. Ос­мотром можно выявить симптомы, сопровождающие поражение почек (понос, рвота, судороги, изменения физиологических свойств кожи и т.д.) Необходимо знать топографию почек у разных видов животных.

Необходимо усвоить особенности проведения пальпации почек у разных видов животных (доступность почек при наружной и внутренней пальпации), уметь объяснить, при каких патологиях происходит изменение формы, величи­ны, поверхности, чувствительности почек. Изучить функциональные методы исследования почек.

Необходимо ознакомиться с топографией мочеточников, поскольку у крупных животных при ректальном исследовании мочеточники в норме не паль­пируются. Важно также ознакомиться со специальным методом исследования - цистоскопией. Этот метод применяется при исследовании как мочеточников, так и мочевого пузыря. Необходимо усвоить картину цистоскопии в норме и при патологиях мочеточников, почек.

Для исследования мочевого пузыря применяют общие и специальные ме­тоды (катетеризация, цистоскопия, УЗИ). Необходимо знать симптомы, которые могут быть выявлены этими методами при его патологиях. Уметь охарактеризо­вать картину при цистоскопии мочевого пузыря в норме и при его поражениях.

Лабораторное исследование физико-химических и морфологических свойств мочи по диагностическому значению часто не только не уступает иссле­дованию крови, но по ряду показателей превосходит его. Поэтому необходимо изучить физические и химические свойства мочи в норме, а также уметь объяс­нить значение патологических свойств мочи, например, положительной реакции на белок, желчные кислоты, наличие кетоновых тел, почечных цилиндров и т.п., т.е. уметь провести анализ полученных результатов лабораторного исследо­вания мочи.

Необходимо уметь четко описать синдромы основных патологий органов мочевой системы: острый и хронический нефроз и нефрит, цистит, мочекамен­ная болезнь, парез мочевого пузыря, спазм сфинктера мочевого пузыря.

Вопросы для самопроверки

1. Указать топографическое расположение почек у животных (лошадь, корова, овца, свинья).

2. Указать топографическое расположение мочеточников и мочевого пузыря.

3. Перечислить виды расстройства мочеиспускания.

4. Рассказать о функциональных методах исследования почек.

5. Виды организованных осадков мочи, их диагностическое значение.

6. Перечислить неорганизованные осадки мочи, присутствующие при патоло­гиях.

 

Нервная система

Освоение теоретического материала и приобретение практических навы­ков при исследовании нервной системы возможно лишь при предварительном повторении изученного ранее материала о структурных и функциональных еди­ницах нервной системы, о функциях двух взаимодействующих между собой отделов нервной системы - соматического и вегетативного, о рефлексах и их реа­лизации. Далее необходимо усвоить порядок и методы исследования нервной системы.

Изменения функций нервной системы могут быть отдаленным следствием ранее перенесенных болезней. Поэтому важное значение имеет сбор анамнести­ческих данных. Необходимо научиться анализировать отклонения в поведении животного, усвоить клинические признаки таких состояний как апатия, ступор, сопор, коматозное состояние. Привести примеры патологических состояний, которые сопровождаются расстройством поведения.

При исследовании черепа и позвоночного столба необходимо учитывать клинические признаки, свидетельствующие не только о нарушении нервной сис­темы, но и о патологии обмена веществ (лордоз как следствие остеодистрофии).

Подробно проводится исследование органов чувств (зрения, слуха, обоня­ния, вкуса) и чувствительности - экстероцептивной, проприоцептивной и интероцептивной. Различные поражения спинного мозга могут нарушать разные ви­ды чувствительности отдельных частей тела. Необходимо усвоить клинические признаки потери экстероцептивной чувcтвительности при поражениях спинного мозга, периферических нервов. Необходимо также изучить характеристику болей и причины их возникновения, зоны проекции повышенной чувствительности на коже в соответствии с висцеральными раздражениями (зоны Захарьина-Хеда).

Необходимо иметь представление о функциях центральных (пирамидных и экстрапирамидных) и периферических двигательных путей. Предварительное усвоение этого материала позволит разобраться в нарушениях двигательной сфе­ры. При клиническом исследовании двигательной сферы проводят оценку мы­шечного тонуса, способности к произвольным движениям и их координации. Изучаются такие нарушения двигательной функции, как параличи, парезы. В зависимости от локализации анатомического повреждения (двигательных цен­тров или двигательных путей) параличи подразделяют на периферические и цен­тральные. Необходимо усвоить причины их возникновения и клинические при­знаки. Изучить виды расстройства координации движений - атаксии, а также их симптомы в зависимости от локализации очагов поражения (корковая, спинальная, периферическая атаксии). Изучить виды гиперкинезов, клинические призна­ки и причины их возникновения.

Необходимо иметь представление о клиническом значении исследования рефлексов. Усвоить, как исследуются поверхностные и глубокие рефлексы у жи­вотных, уметь оценивать и анализировать проявление исследованных рефлексов.

Изучить методы исследования вегетативной нервной системы - рефлексов и фармакологические. Уметь объяснить полученные результаты.

При исследовании ликвора анализируют его характеристики - относитель­ную плотность, цвет, количество форменных элементов, содержание сахара, хлоридов.

Необходимо уметь четко описать синдромы патологии нервной системы: поражения головного мозга и его оболочек; симптомы очаговых поражений го­ловного мозга; центральных параличей; поражения спинного мозга.

Вопросы для самопроверки

1. Составить план исследования нервной системы.

2. Указать клинические признаки следующих расстройств поведения животного: апатия, ступор, сопор, коматозное состояние.

3. Охарактеризовать расстройства кожной чувствительности.

4. Указать топографию болевых пунктов на поверхности кожи при заболеваниях внутренних органов у лошади.

5. Дать характеристику центральных двигательных путей: пирамидных и экстрапирамидных.

6. Клинические признаки периферических и центральных параличей.

7. Какие заболевания сопровождаются нарушением двигательной функции?

8. Значение исследования рефлексов.

9. Оценка состояния вегетативной нервной системы методом рефлексов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.