При изучении этой темы студент знакомится с задачами клинической диаг-ностики, уясняет ее связь с другими дисциплинами, ранее пройденными. В структуре клинической диагностики выделяют три раздела - методика исследований, семиотика и врачебная логика (методика постановки диагноза).
Необходимо усвоить и отработать на практике различные методы исследования - общие, специальные, специфические, иметь представление о том, что достигается применением этих методов, в чем состоит информативное различие сведений, значение их для постановки диагноза.
При изучении раздела «Семиотика» необходимо усвоить классификацию симптомов, синдромов, уметь привести примеры по каждому виду симптома и синдрома согласно классификации.
Раздел «Методика постановки диагноза» включает изучение классификации диагнозов и методики их постановки. Теоретическое изучение этих вопросов необходимо сочетать с примерами из практики.
Необходимо усвоить правила техники безопасности при исследовании животных, приемы фиксации, правила охраны труда при работе в животноводчес-ких помещениях.
Исследование животного проводится по плану (схеме) полного клинического исследования. Необходимо приобрести навык в сборе предварительных сведений и анамнестических данных о животном, учитывая значение этих сведений для постановки диагноза. Следует ознакомиться с клинической документацией - амбулаторным, стационарным журналами, диспансерной картой, историей болезни, усвоить требования к ведению клинической документации.
Вопросы для самопроверки
1. Виды анамнеза, его значение в постановке диагноза.
2. Характеристика общих, специальных и специфических методов исследований.
3. Что такое прогноз, его значение.
4. Содержание истории болезни.
5. Этапы постановки диагноза.
6. Перечислить требования, предъявляемые к полному развернутому диагнозу.
7. Привести примеры анатомического и функционального синдромов.
Общее исследование
Проведение общего исследования животного позволяет получить первоначальные сведения о состоянии здоровья животного, выявить ряд как общих, так и местных симптомов, типичных для поражения того или иного органа какой-либо системы организма.
При исследовании габитуса животного необходимо научиться описывать клинические признаки различных видов телосложения, упитанности и т.д., а также определять клиническое значение этих признаков при постановке диагноза.
Исследование кожи, подкожной клетчатки, слизистых оболочек необходимо проводить по установленному плану, стараясь усваивать диагностическое значение измененных физиологических показателей. Так, при исследовании можно отметить изменение цвета кожи - желтушность, цианоз. В этом случае необходимо уметь объяснить причину возможными патологиями. Лимфатическим узлам при исследовании даются следующие оценки: размер, форма, подвижность, чувствительность, температура, поверхность, консистенция.
Необходимо ознакомиться с методами термометрии, знать физиологические показатели температуры тела сельскохозяйственных животных (крупный рогатый скот, лошадь, свинья, мелкий рогатый скот, куры, гуси, утки). При изучении темы «Лихорадки» необходимо знать стадии развития лихорадочного процесса, а также усвоить классификацию лихорадок по степени гипертермии, продолжительности течения лихорадочного процесса, по температурной кривой.
Вопросы для самопроверки
1. Дать определение габитуса.
2. Типы телосложения, их клинические признаки. Клиническое значение определения телосложения.
3. Клинические признаки разных категорий упитанности.
4. Клиническое значение определения темперамента.
5. План исследования кожи.
6. Оценка шерстного покрова животных, клиническое значение.
7. Патологические изменения кожи.
8. Перечислить лимфатические узлы, которые оценивают при общем исследовании у разных видов животных.
10. Методика исследования слизистых оболочек у животных.
11. Стадии лихорадки, их клинические признаки.
Следующий раздел - специальное исследование - включает исследование животного по системам организма. Необходимо знать планы исследования каждой системы.