Соединенные Штаты как мировой экономический лидер занимают ведущие позиции и в международных экономических связях.На эту страну приходится 1/10 мирового внешнеторгового оборота, 1/4 всего объема прямых инвестиций, вложенных в экономику других стран.
Для объяснения столь высоких показателей нужно вспомнить об огромной, дающей 1/3 валового национального продукта США, «второй экономике» этой страны, которую крупные ТНК создали во всех главных регионах земного шара; именно она стала одним из самых ярких примеров транснационализации и глобализации мирового хозяйства. Достаточно сказать, что зарубежные филиалы только пяти крупнейших американских ТНК обеспечивают работой более 400 тыс. человек. Нужно упомянуть и об особой роли американской валюты – доллара, на который приходится 2/3 всех мировых валютных резервов.
Тем не менее США нельзя назвать страной с открытой экономикой. Если обратиться к основным показателям—индикаторам этого понятия, то окажется, что по ним США значительно уступают большинству других экономически развитых государств. Например, экспорт из расчета на душу населения в США составляет 2750 долл., а в Западной Европе – 8300 долл. Экспортная квота в США также намного ниже, чем в большинстве других стран Запада (рис. 116 в части I). Это объясняется в первую очередь значительной ролью внутреннего рынка США, отличающегося очень большими размерами. Хотя в экономической литературе нередко обращается внимание на то, что в последнее время в США наметился переход от относительно автономного к более открытому типу хозяйства. Так, коэффициент открытости их экономики увеличился с 4 % в I960 г. до почти 11 % в 2000 г.
Наиболее традиционная форма международных экономических связей США – внешняя торговля.Перемены в характере ее развития за последние десятилетия демонстрирует таблица 68.
Таблица 68
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ США В 1960–2006 гг.
Из анализа таблицы 68, можно сказать, напрашиваются два главных вывода. Во-первых, о том, что в 1960–2006 гг. экспорт США увеличился в 51, а импорт – почти в 127 раз. Во-вторых, о том, что с течением времени объем импорта США стал все более превышать объем экспорта, а это в свою очередь привело к росту пассивности торгового баланса страны. В 2006 г. торговый дефицит достиг поистине беспрецедентных абсолютных размеров. А в относительных показателях он составил 6 % от ВВП, превысив все экспортные поступления. Подобный рост торгового дефицита объясняется несколькими причинами. Одна из них – рост цен на нефть и нефтепродукты с конца 1990-х гг. Другая причина – сохранение большой доли импорта в потреблении многих минеральных ресурсов (табл. 102 в книге I). Третья причина – ослабление позиций США на некоторых товарных рынках из-за возросшей конкуренции других развитых и развивающихся стран. Примерами такого рода могут служить многочисленные торговые войны США: «автомобильная» с Японией, «банановая» (США контролируют 70 % мирового рынка бананов) и «говяжья» – с Европейским союзом и т. д. Нужно иметь в виду и то, что монополиям США приходится вести борьбу со своими конкурентами не только на международном, но и на своем внутреннем рынке. На рубеже XX и XXI вв. США удовлетворяли путем импорта 12 % своего внутреннего спроса на товары и услуги, но во многих отраслях эта доля была гораздо большей.
Товарная структура внешней торговли США за последние два-три десятилетия подверглась довольно существенным изменениям, которые отражают как структурные сдвиги во всей экономике страны, так и изменение ее позиций в международном географическом разделении труда.
В структуре экспорта США еще более возросла доля машин и оборудования (с 43 % в 1975 г. до 62 % в конце 1990-х гг.). Главными статьями экспортной специализации международных корпораций США были и остаются нефтедобывающее, горнодобывающее, строительное оборудование, промышленные двигатели, сельскохозяйственные машины, автомобили, самолеты. Но к ним добавились компьютеры и полупроводники, телекоммуникационное оборудование, научные и медицинские приборы, аэрокосмическая и лазерная техника. Выросла также доля потребительских непродовольственных товаров, включая бытовые, офисные и фармацевтические. Наряду с этим несколько сократилась доля промышленного сырья и материалов (металлов и химикатов) и в особенности продовольственных товаров. Но при этом США по-прежнему остаются крупнейшим в мире экспортером кукурузы и соевых бобов (70 % мирового экспорта), пшеницы (35 %), а также риса, хлопка-волокна и табака. Еще быстрее, чем экспорт товаров, растет экспорт разного рода услуг; по его размерам (340 млрд долл. в год) США занимают первое место в мире.
Не меньшие, если не большие, изменения произошли и в структуре импорта США. В середине 1970-х гг. он более чем на 50 % состоял из промышленного сырья и материалов, а остальная его часть примерно в равных долях приходилась на машины и оборудование, автомобили, продовольствие и промышленные потребительские товары. Теперь главной статьей импорта стали машины и оборудование. Конечно, это связано с увеличением спроса на них в ходе структурной перестройки экономики. Но нужно учитывать и то, что большая часть ввезенного оборудования установлена на предприятиях, созданных в США иностранным капиталом. Увеличился также импорт автомобилей, непродовольственных потребительских товаров (текстиль, обувь, теле– и видеотехника, кино– и фотоаппаратура). А доля промышленного сырья, материалов и продовольствия в импорте США сократилась. В сырьевом импорте главную роль играют нефть и нефтепродукты, металлы и металлоизделия, химические товары, строительные материалы, бумажная продукция. А в продовольственном импорте – фрукты и овощи, мясопродукты и птица, вино и другие алкогольные напитки, кофе, какао, сахар, рыба и моллюски.
Географическое распределение внешней торговли США также не остается неизменным. В начале 1970-х гг. примерно 70 % ее приходилось на другие развитые страны и около 30 % – на развивающиеся. К концу 1990-х гг. доля развитых стран заметно уменьшилась, а развивающихся – возросла. Из развитых стран США больше всего торгуют с Германией, Великобританией и Нидерландами в Западной Европе, с Канадой, Японией и Республикой Корея, а из развивающихся стран – с Мексикой и Бразилией в Латинской Америке, Китаем и новыми индустриальными странами Азии. При этом Мексика и Малайзия направляют в США 90 % своего экспорта, Канада – 80, Филиппины – 40, Бразилия – более 30, Япония – около 20 %. Для всех этих стран доступ на рынок США стал одним из важнейших условий экономического развития. Напомним, что и по торговле услугами США занимают первое место в мире. Только доход от международного туризма составляет 86 млрд долл. в год – это примерно соответствует суммарному доходу Франции и Италии.
В литературе можно встретить и интересные для экономико-географа сведения об участии во внешнеторговых связях отдельных районов США. До сравнительно недавнего времени в промышленном экспорте США лидировали штаты Северо-Востока и Приозерья, но затем первенство перешло к штатам Юга и Тихоокеанского Запада. Именно в них важное место занимают современные, более конкурентоспособные и ориентирующиеся на внешние рынки (прежде всего АТР и Латинской Америки) производства, в том числе и наукоемкие. Что же касается Северо-Востока, то он в гораздо большей степени зависит от промышленного импорта. Вот почему в качестве главных штатов-экспортеров теперь выступают Калифорния, Техас и Вашингтон, и только за ними следуют штаты Нью-Йорк, Мичиган, Иллинойс, Огайо и др.
Еще большую роль, чем международная торговля, во внешних экономических связях США играет экспорт капитала.Раньше он осуществлялся преимущественно в форме портфельных инвестиций (прежде всего займов), но затем, по мере увеличения масштабов «второй экономики» США, стало возрастать и значение прямых иностранных инвестиций. В конце 1990-х гг. их вывоз из США достиг 150 млрд долл. в год, а затем еще более вырос. Общая сумма вложенных за границей капиталов в 2006 г. составила 2,3 трлн долл. Около 1/2 из них приходится на страны Западной Европы (особенно на Великобританию, Нидерланды, Германию, Францию и Швейцарию). На втором месте – страны Латинской Америки, на третьем – АТР. Подавляющая часть этих инвестиций представляет собой не государственные, а частные вложения.
Несмотря на такие масштабы вывоза капитала, в последнее время США стали все более превращаться из страны-кредитора, страны-донора в страну-импортера, страну-заемщика. Еще в начале 1980-х гг. ввоз капитала в США по объему в три раза уступал его вывозу, а к 2000 г. эти показатели уже почти сравнялись. Если же принимать в расчет только прямые инвестиции, то его вложения капитала в экономику США уже почти в два раза превысили его экспорт из страны. На первом месте по размерам вложения капитала в экономику США стоит Япония, за ней следуют Великобритания, Германия, Канада.
Роль России во внешних экономических связях США остается небольшой. Если же рассмотреть этот вопрос «со стороны» России, то можно сказать следующее. В 2007 г. ее товарооборот с США составил 17,5 млрд долл. (3,2 % всего внешнеторгового оборота). По этому показателю среди торговых партнеров России США занимают 9-е место. Однако в российском экспорте они находятся только на 14-м месте, пропуская вперед не только Германию, Италию, Нидерланды, но и Польшу, Швейцарию и Турцию. А в российском импорте США стоят на 6-м месте (после Германии, Китая, Украины, Японии и Великобритании). Несмотря на постепенный рост взаимного товарооборота, его абсолютные размеры пока не соответствуют возможностям и интересам обеих стран. Это относится и к структуре товарооборота: в экспорте России в США преобладают сталь, алюминий, химикаты, рыбопродукты, а в импорте – мясо птицы, табачные изделия, продукция машиностроения. Интересно, что в отношениях с США Россия имеет активный торговый баланс.
Можно добавить, что при отставании торгового обмена более успешно развиваются некоторые другие формы внешних экономических связей между Россией и США, например научно-техническое сотрудничество, создание совместных предприятий. Впрочем, из американских капиталовложений в экономику России на прямые инвестиции приходятся только 30 %.