«Нью-Йорк – единственное в своем роде, крайне противоречивое, сложнейшее явление современного мира. Это и город рекордных размеров, своего рода апофеоз урбанизации, и его предел, свидетельство невозможности бесконечного роста; это и парадный фасад экономической мощи Америки, и средоточие ее социальных язв; это и уникальный международный культурный центр, местоположение ООН, Мекка международного туризма, и символ хищного американского капитализма, бездушный «город желтого дьявола», в котором правит чистоган; для иностранцев Нью-Иорк – это олицетворение всего американского, но длясамих американцев – это город-космополит, не столько воплощающий национальные черты, сколько противостоящий им».[98] Так начинают характеристику Нью-Иорка известные географы-американоведы А. В. Новиков и Л. В. Смирнягин. В дальнейшем Л. В. Смирнягин не раз приводил Нью-Иорк в качестве примера мирового города, значение которого выходит за пределы США. Вот почему он особенно интересен для более подробного изучения.
История Нью-Йорканасчитывает уже без малого четыре столетия.
Своим возникновением он обязан положению в устье полноводной р. Гудзон, которая образует едва ли не лучшую естественную гавань атлантического побережья Северной Америки. Первыми здесь появились голландцы, которые в 1626 г. «купили» у индейцев-ирокезов о. Манхаттан в устье Гудзона, заплатив за него безделушки на сумму в 24 долл. На южной оконечности острова они основали торговый пост Новый Амстердам. В 1664 г. он был захвачен англичанами и переименован в Нью-Йорк – по имени брата короля Карла II герцога Йоркского, который командовал английским флотом.
До завоевания независимости США Нью-Йорк играл роль важного торгового центра и военно-морской базы Англии. После 1776 г. развитие его значительно ускорилось. В 1790 г. население Нью-Йорка составляло всего 33 тыс. человек, а уже в 1830 г. – 200 тыс., в 1860 г. – более 800 тыс., в 1900 г. – более 3,4 млн (он стал вторым по людности городом мира после Лондона), в 1940 г. – 7,5 млн, и в течение всего этого (и более позднего) времени именно Нью-Йорк служил главными «воротами» иммиграции в США, через которые прошло 4/5 прибывших в эту страну переселенцев из всех частей мира. Естественно, что многие из них оседали в самом Нью-Йорке (рис. 205). Небольшой о. Эллис, расположенный в Верхней бухте города, поблизости от статуи Свободы, с 1892 по 1954 г. был главным пунктом приема иммигрантов; за это время через него прошли 16 млн человек. Неудивительно, что и в нынешнем Нью-Йорке почти 1/5 жителей составляют выходцы из других стран или их прямые потомки. Это в 2,5 раза больше, чем в среднем по стране.
Рис. 204. Иммиграция в Нью-Йорк
Из сказанного следует, что в формировании Нью-Иорка особую роль сыграло его экономико-географическое положение.Здесь лучше всего сослаться на Н. Н. Баранского, который в своей классической работе об экономико-географическом положении специально рассматривает пример Нью-Иорка. Он отмечает, что особенности положения этого города заключаются в том, что он является воротами, через которые примыкающие к Великим озерам внутренние районы США с их громадным производством хлеба, мяса, железа, леса и прочих товаров выходят на Атлантический океан, направляясь по Эри-каналу и по р. Гудзон, в устье которой расположен Нью-Йорк. Через эти же ворота шло и заселение всего примыкающего к Великим озерам так называемого Ближнего Запада с его громадными сельскохозяйственными и промышленными ресурсами. Вся эта озерная система имеет дешевое водное сообщение с Атлантическим океаном, а значит, и с мировым рынком, и как раз у ворот стоит Нью-Йорк. Н. Н. Баранский особо отмечает, что до сооружения в 1825 г. Эри-канала Нью-Йорк не пользовался первенством, оно принадлежало Филадельфии. И хотя позднее Эри-канал отступил на второй план перед железными дорогами, главные магистрали, соединившие Нью-Йорк с озерами, прошли по его трассе.[99]
По мере количественного роста и разностороннего развития Нью-Йорка все более отчетливо обозначалась его роль как экономической столицы США. Действительно, Нью-Йоркская агломерация занимает всего 0,2 % территории страны, но дает 11 % ее ВВП, далеко опережая всех своих конкурентов. По стоимости производимой продукции и услуг она превосходит всю Канаду. Но Нью-Йорк не только экономическая столица, занимающая первое место по развитию промышленности и транспорта. Это также финансовая столица США, важнейший центр непроизводственной деятельности, управления, информации, культуры. Основной набор его городских функций сложился еще в XIX – начале XX в. Но соотношение между ними – особенно в эпоху НТР – претерпело очень большие сдвиги.
В течение длительного времени значение Нью-Йорка для всей страны в значительной мере определялось его портовой функцией. Расположенный в прекрасной естественной гавани, у начала удобного водного прохода (по Гудзону и Эри-каналу) в глубь страны, Нью-Йорк в течение двух столетий был крупнейшим морским портом США, всего Западного полушария, а в отдельные периоды и всего мира. Так, по грузообороту он уступил первенство Роттердаму в 1962 г., оставаясь крупнейшим в мире пассажирским портом. Через его морские вокзалы ежегодно проходил 1 млн пассажиров. К нему сходились 170 международных судоходных линий, причем он обычно служил первым портом захода для судов, приходящих в Америку, и последним – для отходящих. Его годовой судооборот превышал 30 тыс. судов, а портовые сооружения протягивались на 80 км с севера на юг и на 60 км с запада на восток.
Но теперь все это уже в прошлом. Оставаясь в числе мировых портов, современный Нью-Йорк по размерам грузооборота уже не входит даже в состав первой их «тридцатки». При этом надо иметь в виду и то, что грузовые причалы, располагавшиеся ранее по берегам Манхаттана, переместились на территорию соседнего штата Нью-Джерси. Что же касается функций пассажирского порта, то они утеряны Нью-Йорком почти полностью. Океанские лайнеры уже не пристают к пассажирским причалам у южной оконечности Манхаттана, которые используются только небольшими прогулочными судами.
Исторически с портовой функцией Нью-Йорка тесно связано и развитие его промышленной функции. Во-первых, эта связь прослеживается по линии ввоза разнообразного сырья, на базе которого в Большом Нью-Йорке возникли крупные предприятия тяжелой индустрии – нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической, цветной металлургии, машиностроения. Ныне большинство из них также переместилось из островной в континентальную часть агломерации (штат Нью-Джерси). Во-вторых, это связь по линии постоянного притока через порт бедняков-иммигрантов, обеспечивающих необходимую рабочую силу для отраслей легкой и пищевой промышленности. Особенно большое развитие получила швейная промышленность, в которой после Второй мировой войны была занята 1/3, а в середине 1980-х гг. 1/4 всего экономически активного населения. Не случайно именно Нью-Йорк давно уже приобрел славу «законодателя мод» не только американского, но и мирового значения.
Еще в послевоенные годы в промышленности Нью-Йорка было занято более 1 млн человек, и эта отрасль по всем показателям занимала первое место в его экономике. Однако с переходом к постиндустриальному этапу развития значение ее довольно резко уменьшилось, тогда как вперед выдвинулись отрасли непроизводственной сферы.
На первое место среди них следует поставить финансовую деятельность, которой занято более 1/10 всех жителей агломерации. Нью-Йорк – главный финансовый центр США и один из крупнейших центров такого рода в мире. В этом городе находятся крупнейшие банки страны, главные страховые компании, такие ведущие международные торговые биржи, как зерновая, хлопковая, кофейно-сахарная. Афондовая биржа Нью-Йорка относится к числу крупнейших в мире центров финансово-банковских операций.
Как высокоразвитый район, как мировой город, Нью-Йорк являет собой крупнейшее средоточие управленческих функций. Здесь находятся штаб-квартиры нескольких десятков наиболее крупных промышленных и других корпораций США, включая «Экссон», «Мобил», «Филип Моррис» и др.
Наконец, Нью-Йорк – крупнейший в США научный и культурный центр, первый в стране по числу учебных заведений и научных институтов, библиотек и музеев, театров и кинотеатров. Одновременно это и «столица новостей», в которой находятся правления самых крупных телевизионных компаний, редакции многих наиболее массовых газет и журналов. Не случайно полиграфическая промышленность в городе по значению уступает только швейной.
Теперь обратимся к вопросу о территориальной структуреНью-Йорка – не только важному и интересному, но и весьма непростому. Без его рассмотрения нельзя понять, почему в различных, причем вполне достоверных, источниках встречаются очень разные данные о населении этого города. Сведения эти вовсе не ошибочны. Просто все зависит от того, в каких границах рассматривается Нью-Йорк. В свою очередь, эти границы определяются пятью структурными элементами города (табл. 67).
Под историческим ядром города обычно понимают графство Нью-Йорк, занимающее небольшой о. Манхаттан. Вместе с четырьмя соседними графствами он образует собственно город Нью-Йорк в муниципальных границах, или так называемый Нью-Йорк Сити. Затем следует понятие Большого Нью-Йорка, площадь которого более чем в девять, а население– более чем в два раза превышают площадь и население Нью-Йорк Сити. В этом случае к Нью-Йорку в муниципальных границах добавляются урбанизированные ареалы, расположенные главным образом к северу и к западу от него. Когда говорят об агломерации Большого Нью-Йорка, то учитывают и урбанизированные территории, прилегающие к Нью-Йорк Сити с запада и с юго-запада и расположенные уже в пределах не штата Нью-Йорк, а штата Нью-Джерси. Что же касается Нью-Йоркского планировочного района, то это понятие, соответствующее своего рода «сверхагломерации», употребляется реже. В статистических источниках чаще всего фигурируют данные либо о Нью-Йорк Сити, либо об агломерации Большого Нью-Йорка.
Таблица 67
СООТНОШЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НЬЮ-ЙОРКСКОГО РАЙОНА[100]
МикроположениеНью-Йорка лучше всего рассмотреть на примере собственно города, или Нью-Йорк Сити, который занимает площадь 781 км2 и в 2005 г. имел 8,1 млн жителей. Иногда его образно называют городом-архипелагом, и это недалеко от истины, поскольку лишь 1/8 его территории находится в материковой части, а 7/8 – на островах обширной бухты р. Гудзон. В административном отношении город делится на пять районов – Манхаттан, Бруклин, Квинс, Бронкс и Стейтен-Айленд (рис. 205). Четыре первых из них соответствуют одноименным графствам, а на о. Стейтен-Айленд находится графство Ричмонд. Объединение этих пяти районов (графств) в единый город Нью-Йорк произошло в 1896 г.
Самый небольшой из пяти районов – Манхаттан, расположенный на острове площадью всего 55 км2. Его постоянное население – 1,5 млн человек, но в дневные рабочие часы оно увеличивается в три-четыре раза, поскольку именно здесь находится большинство рабочих мест в сферах финансов, управления, торговли, науки, культуры, обслуживания. Именно Манхаттан прежде всего определяет архитектурный облик Нью-Йорка как города небоскребов. Первое здание в 12 этажей появилось здесь в 1890 г. Теперь же число небоскребов превышает 270, причем 130 из них имеют более 40 этажей. Земля в Манхаттане так дорога, что рентабельными для всевозможных офисов считаются только высотные здания, имеющие не менее 30 этажей.
Манхаттан имеет очень четкую прямолинейную планировку. Как написал В. Маяковский в известном стихотворении «Бродвей»:
На север
с юга
идут авеню,
На запад с востока —
стриты.
А в путевых очерках «Мое открытие Америки» он даже утверждает, что запутаться в Нью-Йорке трудней, чем в Туле. Действительно, 11 сравнительно широких проспектов (авеню) и 160 узких «стритов», пронумерованных с юга на север, придают Манхаттану вид многоклеточной шахматной доски. При этом Пятая авеню делит весь район на западную и восточную части (Вест-сайд и Ист-сайд). Только одна, но зато самая длинная и известная улица Манхаттана – Бродвей («широкий путь») на всем своем протяжении пересекает его наискосок.
Рис. 205. Нью-Йорк Сити
В Манхаттане сформировались два деловых центра – Мидтаун и Даунтаун (рис. 207). Облик Мидтауна, находящегося в центральной части острова, определяют здания таких небоскребов, как Эмпайрстейт билдинг (102 этажа, 381 м) и Рокфеллер-центр. Облик Даунтауна, который занимает южную оконечность Манхаттана, до сравнительно недавнего времени формировали знаменитая улица Уолл-стрит, фондовая биржа, небоскреб «Чейз Манхаттан бэнк». Затем к ним добавились башни-близнецы Всемирного торгового центра (каждая имела 110 этажей и высоту 450 м).[101] Участок между 34-й и 59-й улицами («стритами») образует главный торговый центр города. При этом 42-я улица получила наименование «улица удовольствия»: здесь множество магазинов, кинотеатров, кафетериев. В культурной жизни города особая роль принадлежит Бродвею, на котором расположены 40 театров, 200 библиотек, десятки картинных галерей, концертных залов, зданий различных издательств. А между 110-й и 155-й улицами расположен широко известный негритянский район – Гарлем, возникший в начале XX в.
Остальные районы города – преимущественно жилые. Самый большой из них – Бруклин (2,3 млн жителей), затем следуют Квинс (1,9), Бронкс (1,2) и Стейтен-Айленд (0,4). Первые два из них расположены на о. Лонг-Айленд, а Бронкс – в материковой части города. В жилой застройке сочетаются многоквартирные государственные дома с обычными для США односемейными домами.
Рис. 206. План Манхаттана (Всемирный торговый центр разрушен в результате террористического акта 11 сентября 2001 г.)
Перед современным Нью-Йорком стоит много острых проблем.Это проблема транспорта, которая объясняется не только размерами города, общая длина улиц которого достигает 10 тыс. км, автопарк уже превысил 13 млн машин, а протяженность линий метрополитена, располагающего 460 станциями, составляет 1200 км. Надо учитывать и островное положение города: отдельные части его соединены мостами, туннелями и паромами, пропускнаяспособность которых уже недостаточна. Это проблема окружающей среды, которую нужно рассматривать также с учетом островного расположения Нью-Йорка, а может быть, и его географического положения у океана и на широте Неаполя. Добавим, что Нью-Йорку принадлежит мировой рекорд по количеству мусора, приходящегося на душу населения (2 кг в день), и что по объему выбросов оксидов азота он входит в первую десятку городов мира. Радикального совершенствования требует и система водоснабжения.
Нельзя не упомянуть и о тех проблемах, которые связаны с особенностями этнического состава населения Нью-Йорка, 28 % которого составляют афро-американцы, 16 % – испано-язычные американцы и 5 % – выходцы из Азиатско-Тихоокеанского региона. Как правило, они живут компактными группами, образуя ярко выраженные этнические городские районы и кварталы. В Манхаттане это китайский Чайнатаун, негритянский Гарлем, испаноязычный верхний Ист-Сайд. В Бруклине это испаноязычный Бруклин Хейт, афро-американский Парк Слоп, в Бронксе – испаноязычный Ривердайл и т. п. Возможно, именно этим объясняется то, что по качеству жизни Нью-Йорк намного отстает от таких городов-лидеров, как Ванкувер, Вена, Цюрих, Берн, Сидней, да и очень многих других.
О космополитическом характере населения Нью-Йорка писали по личным впечатлениям многие россияне. Приведем три характерные выдержки. Виктор Розов: «Нью-Йорк – это город, составленный из множества городов. Негритянские кварталы – город, итальянские – город, Рокфеллер-центр – город, Бронкс – город. И надписи, и вывески – на своем языке. И говор, и обычаи, и привычки – свои. И своя честь, и своя гордость, и свои язвы». Евгений Евтушенко: «Не так давно я ехал, стоя в битком набитом вагоне метро на линии F в Нью-Йорке… Вагон был нафарширован всем человечеством – китайцами, корейцами, вьетнамцами, африканцами, итальянцами, греками, поляками, латиноамериканцами и даже некоторыми существами из Красной книги – англосаксонского происхождения». Александр Бовин: «Нью-Йорк – воплощение урбанизма. Город в квадрате, в кубе. Вселенная в миниатюре. Где все рядом, все есть».
Все эти проблемы еще ждут своего решения.
Численность жителей в агломерации Большого Нью-Йорка в 1950 г. составила 12,3 млн, в 1960 г. – 14,2 млн, в 70—80-х гг. оставалась на уровне 16–17 млн человек, а затем еще более возросла. В 2005 г. она достигла 18,7 млн, а по другим данным даже 22,4 млн человек (табл. 66 в кн. I).