Современная Индия – не только самая многонациональная, но и едва ли не самая (наряду с США) многоконфессиональная страна мира. Здесь в той или иной степени представлены все три мировые религии – ислам, христианство и буддизм, такие национальные и региональные религии, как индуизм, сикхизм, джайнизм и некоторые другие.
Наиболее распространен в Индии индуизм,который согласно переписи 2001 г. исповедуют 80,5 % жителей страны, что в абсолютных показателях составляет 828 млн человек. Хотя индуисты живут и в некоторых других странах Азии, да и в иных частях света, общая численность их там сравнительно невелика. Именно поэтому индуизм, несмотря на огромное количество приверженцев, к мировым религиям обычно не относят. Зато индуисты составляют большинство, обычно подавляющее, почти в 21 из 28 штатов Индии (рис. 130).
Религия индуизма сформировалась в древней Индии в первом тысячелетии до нашей эры. Ее основой является учение о перевоплощении душ (сансара), которое происходит в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение. Неуклонное следование добродетели должно в конечном счете привести к мокше – спасению души. Это учение нашло отражение в священных книгах индуизма – ведах, а также в таких эпических произведениях, как «Махабхарата» (18 книг) и «Рамаяна» (посвящена подвигам Рамы).
В религии индуизма много богов, но среди них выделяются три главных. Это Брахма – бог-создатель, творец Вселенной, людей и вообще всего сущего. Культ Брахмы в индуизме практически отсутствует, в его честь во всей Индии воздвигнуто лишь несколько храмов. Сам Брахма обычно изображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде.
Далее, это Вишну – великий бог-охранитель, который представляется обычно в благожелательной к людям форме. Он изображается в одном из своих десяти воплощений, которые принимал, спускаясь на Землю. Самое распространенное из них – образы царевича Рамы (отсюда – «Рамаяна») и пастуха Кришны. Передвигается Вишну верхом на Гаруде – получеловеке, полуорле. Вишнуизм образует первое течение в индуизме, распространенное главным образом в северной части Индии. Здесь же расположены многочисленные храмы, посвященные ему. Наиболее известны из них храмы в Матхуре и Джайпуре.
Наконец, это Шива – по происхождению доарийский бог, «хозяин животных», бог-разрушитель и бог-созидатель. Изображается обычно в грозном виде, часто в священной пляске, с третьим глазом посреди лба. Ездит Шива верхом на быке и вооружен трезубцем. Шиваизм образует второе течение в индуизме, распространенное преимущественно в южной и восточной частях Индии. Из шиваистских храмов особенно славятся храмы в Варанаси (Бенаресе) и Амарнатхе. Впрочем, культовые обряды индуисты совершают не только в храмах, но и у местных и домашних алтарей, в священных местах.
Рис. 130. География религий в Индии
Рис. 131. «Пирамида» индуизма
С богом Брахмой индуизм связывает подразделение индийского общества на четыре варны – социально-религиозные (сословные) группы брахманов, кшатриев, вайшьев и шудров. Индуисты полагают, что Брахма из своей головы создал брахманов – высшее сословие (варну) общества. Из своих рук и плеч бог Брахма создал кшатриев, из бедер – варну вайшьев, которым вменялось в обязанность снабжать и кормить людей. Наконец, из ног он создал низшую варну шудра – рабов и слуг. Так возникла своеобразная сословно-иерархическая пирамида индийского общества (рис. 131).
Однако, как нетрудно заметить, в этой пирамиде есть еще и пятое звено – неприкасаемых, или париев, наименование которых в свое время по предложению Махатмы Ганди было заменено термином хариджане, т. е. «дети Бога».
Неприкасаемые всегда составляли наиболее отверженную и бесправную часть населения. По преданию, все, что не подошло для создания четырех каст, бог Брахма отбросил в сторону, в неведомую темноту. Из этих остатков и вышли неприкасаемые, которым предназначались профессии, считающиеся в индуизме нечистыми, – обработка кожи, уборка мусора, нечистот, стирка и т. п. Индуизм запрещает общение с неприкасаемыми лицам из всех четырех каст. Считается, что даже прикосновение к ним оскверняет верующего индуса. А ведь перед Второй мировой войной таких неприкасаемых было 85 млн, да и теперь, по некоторым оценкам, их не менее 60–80 млн человек.
Кроме деления на варны, в индийском обществе существует еще деление на касты (от лат. castus – чистый) или джати – род. Касты возникли еще в период разложения первобытнообщинного строя, когда в разных местностях возникала специализация на производстве различных товаров или предоставлении тех или иных услуг. С течением времени число каст все более возрастало, а их иерархия, связанная прежде всего с сословной принадлежностью занятых, усложнялась. После завоевания Индии англичанами осуществлявшийся ими принцип «разделяй и властвуй» не мог не внести разлада и в традиционную кастовую систему.
Нетрудно заметить, что касту с самого начала определяла прежде всего профессия, которая, как правило, переходила от отца к сыну, зачастую не изменяясь на протяжении жизни десятков поколений. Со временем увеличивалось число профессий и, соответственно, каст. Перед Второй мировой войной в стране насчитывалось 3,5 тыс. различных каст и подкаст. После войны ни одна перепись населения вопрос о касте не включала. Поэтому в наши дни их число в различных источниках оценивается от 2 до 15 тыс.
Хотя по конституции 1950 г. все граждане Индии, независимо от их принадлежности к той или иной варне или касте, юридически были признаны равноправными, кастовая дискриминация была запрещена, а «неприкасаемость» упразднена, тысячелетняя кастовая система оказалась столь живучей, что и ныне продолжает влиять на жизнь страны. Вот как описывает это влияние востоковед-индолог Н. Р. Гусева.
«Принадлежность к касте определяет все обычаи: члены касты рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям, обучают их, сообщают им специальные знания, отправляют все ритуальные церемонии и, наконец, после смерти бывают преданы сожжению (а некоторые – погребению) – все это происходит и производится в соответствии с теми правилами, которые предписаны каждой касте древним религиозным законом. Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой – с тем сводом предписаний и запретов, создание которого приписывается богам, божественному откровению. Дхарма определяет нормы поведения членов каждой касты, регулирует их поступки и даже чувства. С детских лет человек вырастает в сознании абсолютной нерушимости законов дхармы, их неизбежности. Например, дхарма каждой касты диктует ей внутрибрачие – только девушка из твоей касты воспитана в такой же дхарме, как ты, поэтому только она может стать твоей женой и матерью твоих детей. Межкастовые браки в Индии – большая редкость.[68]»
В индуизме существуют и другие догматы, также влияющие на всю жизнь страны и отдельных ее граждан. В качестве яркого примера можно привести такой из них, как почитание священными некоторых животных. Объясняется это тем, что, согласно индуизму, человек не отделен от животного царства, поскольку Бог создал и его, и животных как бы на равной основе. Тем более что в соответствии с законами кармы он в следующий раз может перевоплотиться в то или иное животное. Самое священное в индуизме животное – корова. Коров не забивают, и их мясо не употребляют в пищу, поэтому они, часто бесхозные и бездомные, сотнями, даже тысячами бродят по улицам городов и деревень в поисках съестного. На втором месте по почитанию стоят обезьяны. Их обожествление связывают с подвигами царевича Рамы, которому обезьяны деканских лесов помогали во время его похода на о. Шри-Ланка. На третьем месте – змеи, которые почитаются как символ премудрости. Далее следуют слоны, некоторые другие животные.
Еще один догмат – почитание в качестве священной р. Ганг (Ганга), в водах которого миллионы паломников со всей страны совершают обряд очищения – омовение. Особенно много паломников привлекает г. Варанаси, где вдоль набережной Ганга на несколько километров протягиваются каменные ступени – гхати. Именно здесь верующие предаются медитации, выполняют упражнения по системе йоги, отдыхают, чтобы затем в одежде войти в воды реки. Среди паломников обычно бывает много больных, инвалидов, надеющихся на исцеление. Недалеко от гхати находятся специальные места для кремации; быть после смерти сожженным именно в Варанаси – большой почет для индуиста. После кремации прах покойного опускают в воды Ганга в металлической урне.
Вторая по значению религия Индии – ислам.Он был привнесен в страну еще в VIII в. торговцами-арабами. Влияние ислама еще больше возросло в эпоху существования мусульманского Делийского султаната (XIII–XVI вв.) и сменившей его империи Великих Моголов (XVI–XIX вв.). Хотя при разделении бывшей Британской Индии в 1947 г. на индуистскую Индию и мусульманский Западный и Восточный Пакистан многие мусульмане выехали из Индии, их доля в ее населении и в 2001 г. составляла 13,4 % (138 млн чел.). Мусульманская община Индии занимает третье место в мире, уступая только общинам Индонезии и Пакистана. Высокий естественный прирост и продолжающаяся иммиграция привели к тому, что доля мусульман в населении страны постепенно возрастает.
Большинство мусульман живет в северной части Индии. В первую очередь это относится к штату Джамму и Кашмир, где ислам исповедует 2/3 жителей. В других штатах мусульмане не образуют большинства, но значительная их прослойка характерна для штатов Западная Бенгалия и Ассам, для Малабарского побережья. Кроме того, С. А. Горохов выделяет «мусульманский пояс», протягивающийся к северу от течения Ганга (рис. 130).
Третья по численности приверженцев религия Индии – христианство(2,3°% всех жителей). Влияние христиан наиболее велико в некоторых «малых штатах» на северо-востоке Индии, а также в штатах Керала, Тамилнад, Андхра-Прадеш. Здесь они в своем большинстве представляют обеспеченные слои общества (землевладельцы, бизнесмены, люди свободных профессий).
Четвертое место в этой религиозной иерархии занимает сикхизм(1,9 %).
Сикхизм получил распространение главным образом в Пенджабе, где приверженцы этой религии составляют половину всего населения. Он как религия и возник в Пенджабе еще в XV в. Как бы отражая географическое положение этого штата на границе зон индуистского и мусульманского влияния, сикхизм сочетает в себе элементы этих двух религий, но в то же время существенно отличается от них. Например, в отличие от индуизма он запрещает идолопоклонство, деление общества на касты, не признает очистительных церемоний при рождении и смерти, проповедует единобожие. В сикхских храмах нет изображений богов. Выделяются сикхи и внешне. Мужчины-сикхи (все они добавляют к своему имени приставку «сингх», что значит «лев») носят длинные волосы, собранные в пучок на макушке и покрытые красочным тюрбаном, длинные бороды, не бреют усы. Принадлежностью каждого сикха является также кинжал.
На пятом месте стоит буддизм(0,8 %). Хотя Индия известна как родина буддизма, и в раннем средневековье он был здесь одной из главных религий, затем его практически вытеснили индуизм и ислам. Ныне буддизм в Индии имеет ограниченное распространение и влияние. Но некоторые авторы указывают на проявления так называемого необуддизма.
Наконец, на последнем месте по количеству приверженцев находится джайнизм(0,4 %), который также зародился в Индии в VI–V вв. до н. э. Несмотря на сравнительно небольшую численность, джайны играют в жизни страны довольно заметную роль, поскольку представляют главным образом средние и высшие слои общества – крупных торговцев, ростовщиков, землевладельцев и даже промышленных монополистов (семейство Бирла).
Основные догматы джайнизма – ненасилие, правдивость, воздержанность, отказ от земных благ, ненанесение вреда любому живому существу. Поэтому джайны никогда не употребляют мясную пищу, пьют воду, процеженную через ситечко, дышат через марлевую повязку, чтобы случайно не проглотить насекомое, подметают перед собой дорогу, чтобы случайно не наступить на что-то живое. Джайнам не разрешается заниматься земледелием, чтобы при пахоте не нанести вреда червям, а также некоторыми видами ремесел. Они не имеют права уничтожать даже клопов и комаров.
В заключение можно отметить, что соотношение приверженцев разных религий в Индии не остается неизменным. Как уже было отмечено, доля мусульман постепенно возрастает (в 1951 г. их было 9,9 %, в 1991 г. – 12,1 %, а в 2025 г. станет 25 %), тогда как доля представителей других религий либо несколько уменьшается (индуисты), либо остается относительно стабильной.