Понятие государственного строя, как известно, включает в себя две составляющие: форму правления и форму административно-территориального устройства. Пример Индии свидетельствует о том, как много политических и социальных проблем связано с их установлением.
200 лет Индия была владением Великобритании. В течение всего этого времени индийский народ вел упорную борьбу за свое освобождение, которая увенчалась успехом только после Второй мировой войны. В августе 1947 г. Индия добилась получения статуса доминиона, а 26 января 1950 г. была провозглашена республикой. В этот день над Красным фортом – бывшей резиденцией Великих Моголов – в Дели был поднят новый флаг независимой Индии. Но она осталась членом Содружества, возглавляемого Великобританией.
Принятая в том же году конституция определила форму правленияв стране. Индия стала парламентской республикой. Высшим законодательным органом страны является парламент, состоящий из двух палат: верхней – Совета штатов (Раджья Сабха) и нижней – Народной палаты (Лок Сабха). Главой государства считается президент, избираемый на пять лет. Однако в своих действиях он обязан руководствоваться рекомендациями правительства, возглавляемого премьер-министром. Поэтому практически исполнительная власть от имени президента осуществляется Советом министров, а роль премьер-министра в политической жизни общества особенно велика. Премьер-министром назначается лидер той партии, которая на выборах получает большинство в Народной палате.
В независимой Индии в течение длительного времени у власти находилась крупнейшая политическая партия страны – Индийский национальный конгресс (ИНК), возникшая еще в конце XIX в. Лидерами ее на разных этапах были такие известные политические деятели, как Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, его дочь Индира Ганди, ее сын Раджив Ганди. Эта партия в общей сложности руководила страной 44 года. Но с конца 1970-х гг. у ИНК появились сильные соперники в лице нескольких довольно крупных оппозиционных партий, преимущественно правого толка. Сначала им удавалось победить на выборах в Народную палату и сформировать правительство на сравнительно небольшие сроки. С 1996 г. эти партии находились в стране у власти. Но в 2004 г. к руководству снова пришла ПНК.
История становления административно-территориального устройстваИндии довольно сложна и уходит корнями в далекое прошлое. Едва ли не главная черта этого устройства в эпоху феодальной Индии заключалась в чрезвычайной территориальной раздробленности.
В эпоху британского владычества территория современной Индии состояла как бы из двух административно-территориальных частей. Первую из них представляли восемь провинций, составлявших так называемую Британскую Индию. Это были крупные территориальные образования, занимавшие пространства в приморских частях Индии и в долине Ганга, – Бомбей, Западная Бенгалия, Мадрас, Бихар, Ассам и др. И в военно-стратегическом, и в экономическом отношении они играли главную роль. Здесь же находились основные опорные пункты англичан в этой стране – Бомбей, Калькутта и Мадрас. Вторую часть образовывали 554 княжества, которые находились в вассальной зависимости от британской короны и именовались Туземной Индией. Среди них было несколько крупных княжеств – Раджпутана, Хайдарабад, Кашмир, Майсур. Но в большинстве своем они представляли собой мелкие и даже мельчайшие владения, зачастую напоминавшие мелкопоместные помещичьи усадьбы. В совокупности «туземные» княжества занимали 1/3 территории Индии и концентрировали примерно 1/4 ее населения. Как правило, и провинции, и княжества имели разноязыкий состав населения, что препятствовало национальной консолидации народов Индии.
Поэтому еще с конца XIX в. одним из требований нараставшего национально-освободительного движения стала ликвидация княжеств и образование провинций по лингвистическому (национальному) признаку. Наиболее последовательно они поддерживались партией Индийский национальный конгресс, но, придя к власти, эта партия не могла не считаться с очень сложными межнациональными отношениями в стране. Поэтому административно-территориальные реформы осуществляются в Индии постепенно, от этапа к этапу.
На первом этапе (1947–1956) основной административно-территориальной единицей Индии стал штат. Всего было выделено 27 штатов, которые подразделялись на четыре группы (категории). В группу «А» вошли бывшие британские провинции, получившие законодательные и исполнительные органы власти и управляющиеся губернаторами. В группу «В» вошли бывшие княжества и союзы княжеств, во главе которых стояли так называемые раджпрамукхи, избираемые раджами из своей среды с последующим утверждением их президентом. К группе «С» были отнесены образованные из более мелких княжеств так называемые комиссарские штаты, управляющиеся комиссарами или лейтенант-губернаторами, к группе «D» – Андаманские и Никобарские острова.
На втором этапе, который был осуществлен в 1956 г., произошли более радикальные изменения в направлении укрупнения сетки административно-территориального деления и формирования более однородных в национальном отношении административных единиц. Основной такой единицей в Индии остался штат, причем штаты уже не подразделялись на группы (категории). Более сильно изменились административные границы в Южной Индии, несколько меньше – в центральной и северной частях страны. Но особенно важно, что на этом этапе возникли 14 штатов, сформированных по принципу лингвистического (национального) единства. Наряду со штатами был определен статус нескольких союзных территорий, управление которыми находилось в ведении президента Индии.
Третий этап административной реформы начался после 1956 г. Он характеризовался двумя главными чертами. Во-первых, дальнейшим разукрупнением некоторых очень больших по территории штатов по национальному признаку. Например, штат Бомбей был разделен на штаты Махараштра и Гуджарат, штат Пенджаб – на штаты Пенджаб и Харьяна. Во-вторых, образованием «малых» штатов, объединяющих небольшие народы. Так, на северо-востоке страны возникли штаты Нагаленд (Нага-Прадеш), Манипур, Мизорам, Аруначал-Прадеш, Сикким, на севере – Химачал-Прадеш. Образование подобных «малых» штатов, в большинстве своем выросших из союзных территорий, отражало процесс национальной консолидации малых народов Индии.
В качестве четвертого этапа административной реформы можно выделить ноябрь 2000 г., когда были образованы три новых штата. Это штат Чаттисгарх, выделенный из восточной части штата Мадхья-Прадеш, штат Уттаранчал, выделенный из северной части штата Уттар-Прадеш и штат Джаркханд, выделенный из южной части штата Бихар. Во всех трех случаях речь идет о наиболее крупных по площади и населению штатах Индии – хиндуязычных, но с наличием этнических меньшинств. По замыслу, такое разукрупнение штатов должно обеспечить более эффективное управление ими.
Современная Индия – федеративное государство (по конституции – союз штатов). В него входят 28 равноправных штатов и помимо этого еще 7 союзных территорий (рис. 128). Индийские штаты представляют собой административно-территориальные образования, в основе которых лежит языковая общность населения. Это значит, что границы штатов более или менее точно совпадают с границами расселения народов Индии и в каждом штате главную часть населения образует «свой» народ (табл. 45).
Рис. 128. Административно-территориальное устройство Индии
По размерам территории штаты Индии различаются чрезвычайно сильно. К числу самых больших из них (после разукрупнения 2000 г.) относятся: Раджастхан (342 тыс. км2, что сравнимо с площадью таких стран, как Германия, Финляндия, Вьетнам), Мадхья-Прадеш (308 тыс.), Андхра-Прадеш (275 тыс.), Уттар-Прадеш (243 тыс.), Джамму и Кашмир (222 тыс.), Гуджарат (196 тыс. км2). Наряду с этим штат Гоа занимает всего 3,7 тыс. км2, а Сикким – 7,1 тыс. км2. Такие же огромные различия между штатами существуют и в численности их населения. Так, по переписи 2001 г., в штате Уттар-Прадеш было 166 млн жителей (что сравнимо с населением всего Пакистана), в штате Махараштра – почти 97 млн, в штатах Бихар – 8Змлн, Западная Бенгалия – 80 млн, Андхра-Прадеш – 76 млн жителей. Тогда как население некоторых «малых штатов» составляло всего 500 тыс. – 1 млн жителей.
Таблица 45
НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ НАРОДЫ ИНДИИ И АРЕАЛЫ ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ (ПО ШТАТАМ)
Несмотря на такие различия в размерах площади и населения, каждый штат Индии имеет свое выборное законодательное собрание и правительство. Наряду с этим в нем существует и должность губернатора, назначаемого президентом страны. Если президент временно вводит в том или ином штате президентское правление, то оно от его имени осуществляется губернатором. Можно утверждать, что при федеративном административно-территориальном устройстве Индии в этой стране сильны и проявления унитаризма. Они выражаются в том, что конституция разрешает центральному правительству распускать правительства штатов и перенимать их административные функции, и в том, что для страны долгое время было характерно централизованное планирование. Впрочем, в последнее время степень такой централизации заметно уменьшилась, а правительства штатов стали играть большую роль.
На рисунке 128 показаны также 7 союзных территорий – небольших административных единиц, управление которыми осуществляется непосредственно центральным правительством. К ним относятся территория бывшей французской колонии Путтуччери (Пондишери), бывших португальских колоний Дамани Диу и некоторые другие. Отдельно выделена национальная столичная территория Дели.