Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Международное производственное сотрудничество



В свою очередь, оно является результатом двух дополняющих друг друга процессов – международной специализации и международного кооперирования производства.

Международная специализация приводит к тому, что отдельные страны начинают производить те или иные товары в количествах, превосходящих потребности своего внутреннего рынка – в расчете на их сбыт за рубежом. Так возникают отрасли международной специализации. Международное кооперирование производства представляет собой объективный процесс развития устойчивых производственных связей между странами, обусловленный всем ходом дифференциации общественного производства. В зависимости от числа субъектов такое кооперирование может быть двусторонним и многосторонним, а по территориальному охвату – внутрирегиональным, межрегиональным и межконтинентальным. Международные специализация и кооперирование производства сокращают время на налаживание выпуска новых товаров, снижают их капиталоемкость, повышают качество, способствуют созданию крупных народнохозяйственных объектов. В условиях рыночной экономики решающую роль в этих процессах играют ТНК.

Международное производственное сотрудничество может осуществляться в различных формах. Это специализация и соответствующее ей кооперирование, создание совместного производства на международной основе и совместное сооружение народнохозяйственных объектов, учреждение совместных предприятий. Разумеется, что вся эта система сложилась не сразу, а постепенно, пройдя в своем развитии несколько последовательных этапов.

На первом этапе, до Второй мировой войны, наибольшее значение имела межотраслевая специализация, которая предполагает формирование в отдельных странах определенных отраслей международной специализации. В качестве наиболее яркого примера такого рода можно привести колониальные и полуколониальные страны Азии, Африки и Латинской Америки, которые специализировались на производстве отдельных видов минерального и сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Подобная же специализация была характерна и для целого ряда сравнительно небольших высокоразвитых стран Европы, обладавших только отдельными видами природных ресурсов. Так, Бельгия имела международную специализацию на производстве чугуна и стали, Норвегия – алюминия, Финляндия – лесоматериалов, Польша – на добыче каменного угля, Венгрия и Югославия – бокситов, а Нидерланды и Дания – на выпуске мясо-молочной продукции. В известной мере их межотраслевая специализация такого рода сохранилась и до наших дней.

На втором этапе, который последовал за началом НТР, главную роль стала играть уже не межотраслевая, а внутриотраслевая специализация, связанная не столько с добывающими, сколько с обрабатывающими отраслями промышленности, прежде всего с машиностроением. Поскольку машиностроение наиболее характерно для высокоразвитых стран, именно в них внутриотраслевая специализация получила наибольшее распространение. Затем в нее стали втягиваться и некоторые развивающиеся страны. На втором этапе внутриотраслевая специализация выступала еще в относительно простой форме, а именно – предметной специализации, при которой отдельные страны и отрасли специализируются на выпуске различных типоразмеров тех или иных видов продукции.

Выше уже говорилось о специализации Японии и новых индустриальных стран Азии на различных видах бытовой электроники. Другой пример – тракторостроение: в США оно специализируется на производстве тяжелых гусеничных и колесных тракторов, в Великобритании – колесных тракторов средней мощности, в ФРГ – таких же тракторов малой мощности, а в Японии – садово-огородных тракторов. В период деятельности Совета Экономической Взаимопомощи СССР, Польша, ГДР, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Болгария имели четкую специализацию на выпуске различных типов морских и речных судов, грузовых автомобилей, металлорежущих станков и т. п.

На третьем этапе происходит переход к более сложной форме – подетальной (поузловой) специализации, при которой возникают еще более тесные связи между предприятиями-производителями из разных стран. Они выражаются в обмене комплектующими деталями и узлами, не имеющими самостоятельного потребления, а использующимися в качестве частей конечного продукта – будь то автомобиль, трактор, станок, ЭВМ. Такая специализация достигла наиболее высокого уровня в пределах интеграционных группировок, и в первую очередь ЕС, где предприятия отдельных стран связаны между собой многими тысячами производственных нитей.

То же можно сказать и о постадийной (технологической) специализации, которую широко применяют там, где возможно расчленение единого технологического процесса на отдельные стадии, например, в производстве этилена и других продуктов нефтехимии. Подобная специализация получила наибольшее развитие в отраслях с массовым поточным производством, например, в автомобильной промышленности, в результате чего многие марки автомобилей стали продуктом международного кооперирования. Так, знаменитую английскую модель «роллс-ройс» не менее чем на 1/3 собирают из зарубежных узлов и компонентов: автоматическая коробка передач поступает из США, амортизаторы и тормоза– из Германии, стартер – из Японии, кожа для сидений – из Скандинавских стран. Французская компания «Рено» производит кузова грузовиков для заводов компании «Форд Мотор», а «Дженерал Моторс» и «Тойота» собирают двигатели друг для друга. Другой пример такого же рода – авиационная промышленность: тот же «Роллс-Ройс» выпускает реактивные двигатели для самолетов, собираемых в США.

Для третьего этапа, кроме подетальной (поузловой) специализации, характерно также совместное производство на международной основе. Оно означает совместный выпуск продукции двумя или несколькими странами, при котором каждая из них участвует в производстве того или иного вида конечной продукции, а окончательную сборку из агрегатов и узлов осуществляют затем в одной из них. Например, еще в 1970-х гг. начали выпускать так называемый европейский грузовик, который собирали в Великобритании, но моторы для него поступали из Швеции, шасси – из США, кузова – из Италии, оборудование управления из ФРГ. Еще более яркий пример подобного рода – производство европейского самолета-аэробуса международным консорциумом «Эйрбас индастри».

Этот консорциум возник в 1980-х гг., будучи образован национальными авиастроительными фирмами Франции («Аэроспасъаль»), Германии («Даймлер-Бенц»), Великобритании («Бритиш аэроспейс»), Испании («Каса»), Нидерландов («Фоккер») и Бельгии («Блэрблас»). В 1990-х гг. концерн приступил к выпуску аэробуса А-300 и его модификаций А-310 и А-320. Каждая из перечисленных стран производит для аэробуса определенные детали и узлы, а его сборку осуществляют на заводах во французском городе Тулуза (известном и своими сверхзвуковыми пассажирскими лайнерами «Конкорд»). В 2000 г. концерн «Эйрбас» запустил в эксплуатацию аэробусы А-340, которые способны конкурировать с американским «Боингом-747». А в 2007 г. предполагали начать выпуск суперлайнера А-380(АЗХХ), который может брать на борт 853 человека! Крылья для него длиной 30 м должны изготовлять в Великобритании, основную часть фюзеляжа и некоторые управляемые поверхности крыльев – в Германии (совместными усилиями недавно слившихся компаний «Аэроспейс» и «Даймлер-Бенц», которые образовали единую компанию ДАЗА). По соглашению, заключенному в 2001 г., в создании аэробусов А-320 и А-380 будет участвовать и Россия.

Помимо специализации и кооперирования международное производственное сотрудничество осуществляется и в других формах. В первую очередь к ним относятся совместное сооружение производственных объектов и создание совместных предприятий.

Совместное сооружение производственных объектов представляет собой форму международного подрядного кооперирования, при которой фирмы двух или нескольких стран объединяют свои производственные, финансовые и иные ресурсы для сооружения промышленных, транспортных и других объектов в третьих странах. С позиций экономической географии эта форма представляет, пожалуй, наибольший интерес, так как она оказывает прямое воздействие на территориальную структуру хозяйства.

Самое большое число объектов такого рода было связано с народнохозяйственной практикой бывшего СССР, при технической помощи которого в послевоенный период в зарубежных странах – членах СЭВ было сооружено более 2000, а в развивающихся странах – около 1000 крупных народнохозяйственных объектов. Среди них крупнейшие металлургические комбинаты в Бхилаи и Бокаро (Индия), Исфахане (Иран), Хелуане (Египет), большие комплексные гидроузлы в Египте, Сирии, Ираке, Индии и десятки других объектов, которые стали важными ядрами индустриализации, настоящими «полюсами роста». В большинстве своем это были так называемые компенсационные объекты, называвшиеся так потому, что техническая помощь, предоставлявшаяся СССР, обычно компенсировалась поставками продукции с новых предприятий.

Совместные предприятия (СП) – относительно новая форма международного производственного сотрудничества, предусматривающая создание общей собственности на материальные и финансовые ресурсы и на производимые такими СП товары и услуги. Наибольшее распространение они получили в странах Запада, где служат важнейшим средством специализации и кооперирования. Считается, что в начале 1990-х гг. не менее 1/4– 1/3 всех заграничных филиалов ТНК приходилось на акционерные компании коллективного владения. Доля совместных компаний в зарубежной сети ТНК Японии достигает 33 %, США – 37, Великобритании – 40 %. Непосредственные мотивы создания совместных предприятий: разделение риска, доступ к новейшим технологиям и передовому менеджменту, экономия на масштабах производства, использование сбытовой сети партнера и известных в мире торговых марок. В развивающихся странах СП с участием западных ТНК часто бывают совместными не по существу, а лишь по форме. В 1980-х гг. СП появились в странах Восточной Европы, особенно в Югославии, Венгрии, а в 1987 г. – в СССР.

Россия довольно активно участвует в различных формах международного производственного сотрудничества. Наиболее ярким примером включения ее в международные специализацию и кооперирование производства может служить автомобильная промышленность (ГАЗ – ФИАТ, АЗЛК – «Рено», новый завод в Елабуге – «Дженерал Моторс»). Россия оказывает техническое содействие в сооружении народнохозяйственных объектов более чем 30 странам. Например, Китаю, Индии, Ирану она помогает в строительстве атомных электростанций. Но особенно широкое распространение получили совместные предприятия, которых еще в конце 1990-х гг. насчитывалось почти 25 тыс. Около 1/4 из них приходилось на промышленность, но преимущественно горнодобывающую (проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» с участием американского, японского, а с начала 2001 г. – и индийского капитала, «Север-ТЭК» в Тимано-Печорском районе с участием французского и финского капиталов, разработка газовых месторождений Ямала с участием германских фирм и др.), и в меньшей степени – на обрабатывающую промышленность. Совместные предприятия возникли также в строительстве, на транспорте, в науке и научном обеспечении. Но все же большинство из них функционирует в сфере торговли и общественного питания. Среди СП России преобладают предприятия с капиталом США, Германии, Великобритании, Италии, Франции, а в районах Дальнего Востока – Китая, Японии, Республики Кореи. Специалисты полагают, что участие России в международном производственном сотрудничестве может быть значительно расширено.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.