в) Оральный праксис и артикуляционная моторика — 19 баллов.
г) Повторение цепочек слогов — 17 баллов.
Серия 2. Словообразовательные навыки — 40 баллов (44,4%) Серия 3. Грамматический строй — 87 баллов (58,0%)
а) Составление предложений по картинкам (I): 10 баллов — за грамматическое структурирование; 0 — за смысловые ошибки; 4 — за вербальные.
Так как каждая проба оценивается по трем критериям, то в скобках приводятся все три оценки в следующем порядке: первая — балл за грамматическое структурирование; вторая — штраф за смысловые ошибки; третья — штраф за лексические ошибки. Рядом с названием задания даются суммарные за все пробы оценки в том же порядке.
Мальчик уступает. (?) Бабушке место. (2 — пропуск членов предложения, использование помощи; 1 — смысловая неполнота; 0)
Доктор лечит бабушку. (3; 2 — смысловая неточность и неполнота; 2)
Мальчик хочет достать шар, а ему другой мальчик помогает, с лестницей. (3; 0; 0)
г) Повторение предложений: 11; 6; 8.
В саду было много красных яблок. — В саду было много красных яблок. (3; 0; 0)
Ранней весной затопило весь наш луг. — Ранней весной затопило наш луг. (2 — пропуск слова «весь»; 0; 0)
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. — Дети камкали коньки и делали снежную бабу. (2 — пропуск слов; 3 — смысловая неадекватность; 4 — в двух словах искажена звуковая структура с заменой звуков по звуковому или кинестетическому сходству).
Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. — Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. (3; 0; 0).
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. — На зеленом лугу было озеро, где лошади спаслись. (1 — изменение синтаксической схемы предложения, пропуск и вставка слов; 3 — смысл предложения искажен; 4 — за одну вербальную парафазию и искажение звуковой структуры слова)
л) Составление предложений из слов в начальной форме: 11; 2; 5.
Доктор, лечить, дети — Доктор лечит детей. (3; 0; 0)
Сидеть, синичка, на, ветка — Сидит птичка на ветке. (2 — неправильный порядок слов; 0; 2)
Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 10 баллов (смысл понят и передан адекватно, но при раскладывании картинок использовалась помощь).
Критерий программирования текста — 10 баллов (пропуск отдельных смысловых звеньев, отсутствие связующих элементов).
Критерий грамматического оформления — 10 баллов (рассказ оформлен грамматически правильно, но примитивно, в последнем предложении пропущено подлежащее).
Галка хотела из гезда вылететь и прилететь к ним. Перекрасилась в белый цвет, прилетела к другим, и потом ее... . Она закричала и ее выгнали. Прилетела она к своим, а ее не узнали и тоже выгнали.
Почему галку свои не узнали? — Она была белая.
Понравилась ли тебе галка? — Нет. Надо не краситься, а просто лететь к своим.
Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 5 баллов (неточное описание ситуации с буквальным пониманием скрытого смысла).
Критерий программирования текста — 10 баллов (пропуск отдельных смысловых звеньев).
Критерий грамматического оформления — 10 баллов (рассказ оформлен грамматически правильно, но имеются пропуски членов предложения).