Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Блок 1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ



Серия 1. УРОВЕНЬ МОТОРНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

а) Исследование звукопроизношения

Инструкция: повторяй за мной слова.

Собака — маска — нос Щука — вещи — лещ

Сено — косить — высь Чайка — очки — ночь

Замок — коза Рыба — корова — топор

Зима — ваза Река — варенье — дверь

Цапля — овца — палец Лампа — молоко — пол

Шуба — кошка — камыш Лето — колесо — соль

Жук — ножи

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких б, д, в; задненебных г, к, х, й).

Оценка

Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие; шипящие; л, ль; р, ръ; все остальные звуки. Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные баллы суммируются.

6 баллов — нормативное произношение всех звуков группы;

4 балла — один звук или несколько звуков группы доступны правиль­ному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (т.е. недостаточно автоматизированы);

2 — искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;

О — искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.

О произношении каждого звука в разной позиции и при разной степе­ни самостоятельности речи можно судить по ходу дальнейшего обсле­дования. Таким образом, окончательная оценка звукопроизношения осуществляется по результатам обследования в целом.

Максимальная оценка равна 30 баллам. 12

б) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова

Инструкция: повторяй за мной слова.

Скакалка Кинотеатр

Танкист Баскетбол

Космонавт Перепорхнуть

Милиционер Аквалангист

Сковорода Термометр

Оценка каждой проб осуществляется по двум критериям:

Оценка слоговой структуры слова

1,5 балла — четкое и правильное воспроизведение слова;

1 — замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;

0,5 — изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счет пропуска согласного звука при стечении: баскебол, терморметр, перепохнуть) с сохранением общего количества слогов в слове;

0 — нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, переста­новки, уподобление слогов: аклавангист, скоровода, мометр, велоспист, авкалавандист) или невыполнение.

Максимальная оценка составляет 15 баллов.

Оценка звуковой структуры слова 1,5 балла — правильное повторение;

1 — повторение с искажением, заменой, пропуском или вставкой од­ного звука (акваландист, коснонавт, танкис);

0,5 — повторение слова с искажением, заменой, пропуском или встав­кой двух звуков (кинтеатор, баспебол);

0 — повторение слова с искажением, заменой, пропуском или вставкой трех и более звуков (ахлаванис, восибесдист).

Максимальная оценка составляет 15 баллов.

Максимальная оценка за задание б) соответствует 30 баллам.

в) Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики

Инструкция: делай, пожалуйста, так, как я скажу.

Надуй щеки.

Надуй одну щеку.

Надуй другую.

Упри язык в правую щеку.

Помести язык между верхними зубами и верхней губой.

Если движение по инструкции ребенок не выполняет, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу.

Инструкция: повторяй за мной движения. Губы выдвинуты вперед «трубочкой».

Язык «лопаткой» (широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт).

Упражнение «маятник» (рот открыт, язык высунут и с одинаковой скоростью попеременно передвигается от одного уголка рта к другому).

Упражнение «качели» (рот открыт, язык поочередно касается то верх­ней, то нижней губы).

Чередование движений губами: «улыбка» — «трубочка».

Оценка

3 балла — точное и правильное выполнение;

2 — замедленное и напряженное выполнение или выполнение по по­казу;

1 — длительный поиск позы, или неполный объем движения, или отклонения в конфигурации;

О — невыполнение или наличие ошибок (синкинезий, гиперкинезов, тремора).

Максимальная оценка — 30 баллов, г) Повторение цепочек слогов

Инструкция: повторяй за мной слоги.

а-и-у — у-а-и жа-ща

би-ба-бо — бо-ба-би ла-ра

ба-па — па-ба ма-на-ма — на-на-ма

са-ша — ша-са жа-ша-ша — ша-жа-ша

ча-тя — тя-ча ла-ра-ра — ра-ра-ла

ма-на ца-са-ца

Это комплексное задание, оно позволяет оценить как серийную орга­низацию речевых движений, так и особенности фонематического вос­приятия. Вначале предъявляется первый член пары (а-и-у), который воспроизводится ребенком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и). В этой серии оценивается только 10 проб, выделен­ных жирным шрифтом, выполнение остальных цепочек учитываются при оценке фонематического слуха в блоке «Импрессивная речь».

Оценка

3 балла — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявле­ния;

2 — напряженное или замедленное воспроизведение;

1 — уподобление слогов с самокоррекцией;

0 — уподобление, искажение, сокращение количества слогов или от­каз.

Максимальный балл за это задание равен 30, за всю серию — 120 баллов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.