В современном обществоведении силами социологов, политологов, психологов, антропологов и представителей иных дисциплин сформировалось понятие социального капитала - общественного ресурса, благоприятствующего инвестициям и торговле и способствующего решению различных общественных проблем. Социальный капитал распространяет информацию, укрепляет доверие между партнерами по бизнесу, делает индивидуальную репутацию общественным достоянием, мобилизует ресурсы для общественных проектов, поддерживает благотворительность и иные формы альтруистического поведения и т. д. Все перечисленное позволяет рассматривать социальный капитал как ценный ресурс развития наряду с традиционно учитываемыми факторами - производственным и человеческим капиталом.
Многообразие проявлений и функций социального капитала и междисциплинарное происхождение этого понятия длительное время препятствовали поиску адекватного определения. Различие мнений и взглядов нередко становилось источником недоразумений, особенно при разграничении собственно социального капитала и его результатов. Различные авторы в разное время определяли социальный капитал как ресурс, повышающий общественную эффективность, как разделяемые в обществе нормы и ценности, как социальные сети и связи между индивидами на основе взаимности и доверия и пр.1 Наиболее приемлемым экономисты считают восходящее к Р. Патнэму2 определение социального капитала как способности сообществ к коллективным действиям ради достижения общей цели.
1 См.: Durlauf S., Fafchamps M. Social Capital // Handbook of Economic Growth / Ph. Aghion, S. Durlauf (eds.). Amsterdam: Elsevier, 2005. Vol. 1, B. Ch. 26. P. 639 - 699. Разнообразие точек зрения на социальный капитал приводит авторов к выводу, что этим термином определяется не четкое научное понятие, а область пересечения научных интересов, где возможен плодотворный обмен идеями и методами между различными областями обществознания. О связи понятий социального капитала и гражданского общества см.: Ясин Е. Г. Модернизация и общество // Вопросы экономики. 2007. N 5. С. 4 - 29.
2Putnam R. Making Democracy Work: Civic Tradition in Modern Italy. Princeton: Princeton University Press, 1993.
стр. 47
Проблема коллективных действий3 возникает в связи с предотвращением возможных провалов рынка при несовпадении частной и общественной выгоды, когда действия участников исключительно в личных интересах не обеспечивают наилучшего (Парето-оптимального) использования имеющихся ресурсов. Провалов рынка помогает избежать координация действий, когда каждый участник отказывается от индивидуально наилучшего решения ради общего блага и в итоге получает более высокий результат, нежели в некооперативном варианте. В случае создания общественных благ общими усилиями речь идет о том, чтобы удержаться от соблазна "бесплатного проезда", тогда как в тесно связанной задаче об использовании общего ресурса координация требует самоограничения, чтобы не допустить чрезмерной нагрузки на ресурс ("трагедия общины"). В инвестиционной деятельности, работе по найму и других ситуациях взаимодействия принципала и агента координация требует отказа от оппортунистического поведения в условиях "морального риска", когда можно добиться односторонней выгоды за счет противоположной стороны.
Коллективным действиям способствуют социальные сети - они необходимы для обмена информацией и достижения договоренностей между участниками. Второй важный ингредиент - просоциальные нормы поведения, отражающие не только личный, но и общественный интерес; в таком случае сотрудничество ради общего блага не противоречит принципу индивидуальной целесообразности. Наконец, для успешного взаимодействия требуется доверие между участниками. Сети, нормы и доверие составляют "триаду социального капитала", что вполне согласуется с его определением. Все элементы триады связаны друг с другом: сети укрепляют доверие между участниками и способствуют распространению и укреплению просоциальных норм, а общность ценностей и взаимное доверие расширяют социальные сети и контакты4.
Доверие и нормы, способствующие коллективным действиям, выступают элементами культуры, которая передается из поколения в поколение и формируется в процессе эволюционного отбора. Культура воплощается в предпочтениях индивидов, функции полезности которых зависят не только от личного достатка, но и от того, в какой мере индивидуальное поведение соответствует общественным нормам - следование нормам повышает полезность (эффект, известный под названием "warm glow", "теплое свечение"), а отклонение от них наказывается внутренними "моральными санкциями"5. В более развитой форме просоциальные нормы не только удерживают индивида от неподобающего поведения, но и побуждают его контролировать поведение окружающих.
3Olson M. The Logic of Collective Action: Public Goods and the Theory of Groups. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1965.
4Putnam R. Op. cit.; Bjornskov Ch. The Multiple Facets of Social Capital // European Journal of Political Economy. 2006. Vol. 22, No 1. P. 22 - 40; Keefer Ph., Knack S. Social Capital, Social Norms and the New Institutional Economics // C. Menard, M. Shirley (eds.). Handbook of New Institutional Economics. Berlin, Heidelberg: Springer, 2005. P. 701 - 725.
5 Такого рода функции полезности позволяют совместить взгляды социологов и экономистов: первые в анализе поведения подчеркивают роль норм, а вторые - побудительных мотивов. Подробнее см.: Coleman J. Social Capital in the Creation of Human Capital // American Journal of Sociology. 1998. Vol. 94, Supplement. P. S95-S120.
стр. 48
Сети повышают эффективность подобных "горизонтальных санкций", распространяя информацию о прошлом поведении6.
Социальный капитал снижает издержки беспорядка7 в экономике и обществе, возникающие вследствие чрезмерных затрат на защиту контрактов, экономическую и личную безопасность, нехватки общественных благ и услуг, упадка социальной сферы, неурегулированных экстерналий, неразвитых рынков, а также несостоявшихся сделок и инвестиционных проектов, упущенных из-за недоверия между участниками. Экономическая деятельность при нехватке социального капитала атомизируется и становится более примитивной, а возможности экономики оказываются недоиспользованными. Все перечисленное дает основания ожидать значительной экономической отдачи на социальный капитал, однако его роль этим не исчерпывается.