Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Форма для маленьких детей



(... — место для имени ребенка)
Положительные чувства, исходящие от ребенка
1. ... думает, что ты хороший. Кто хороший?
2. ... любит тебя. Кого любит ...?
3. ... нравится играть в твоей кровати. В чьей кровати нравится играть ...?
4. ... любит целовать тебя. Кто любит целовать ...?
5. ... любит сидеть у тебя на коленях. У кого любит сидеть ...?
6. ... нравится быть твоим малышом. Чей малыш ...?
7. ... любит играть с тобой. С кем любит играть ...?
8. ... нравится гулять с тобой. Кто должен брать ... на прогулки?
Отрицательные чувства, исходящие от ребенка
10. ... думает, что ты непослушный. Кто непослушный?
11.... не любит тебя. Кого не любит ...?
12. ... думает, что ты плохой. Кто плохой?
13. ... хотелось бы отшлепать тебя. Кого хотелось бы отшлепать ...?
14. ... хочет, чтобы ты ушел. Кого хотелось бы прогнать ...?
15. ... ненавидит тебя. Кого ненавидит ...?
16. ... думает, что ты гадкий. Кто гадкий?
17. Ты злишь ... Кто злит...?
Положительные чувства, получаемые ребенком
20. Ты любишь играть с ... Кто любит играть с ...?
21. Ты любишь целовать ... Кто любит целовать ...?
22. Ты улыбаешься ... Кто улыбается ...?
23. Ты даешь почувствовать себя счастливым. Кто делает счастливым?
24. Ты любишь обнимать ...? Кто любит обнимать ...?
25. Ты любишь ... Кто любит ...?
26. Ты милый с ... Кто мил с ...?
27. Ты думаешь, что ... — милый(ая) мальчик (девочка). Кто думает что ... милый(ая) мальчик (девочка)?
Отрицательные чувства, получаемые ребенком
30. Ты шлепаешь ... Кто шлепает ...?
31. Ты делаешь ... грустным. Кто делает ... грустным?
32. Ты бранишь ... Кто бранит ...?
33. Ты доводишь ... до слез. Кто доводит ... до слез?

Форма для старших детей

Нежные чувства, исходящие от ребенка
0. Этот член семьи очень хороший.
1. Этот член семьи очень веселый.
2. Этот член семьи всегда помогает другим.
3. Этот член семьи имеет великолепные возможности.
4. Этот член семьи никогда не подведет тебя.
5. Этот член семьи много шутит.
6. Этот член семьи заслуживает хорошего подарка.
7. Этот член семьи — хороший спортсмен.
8. С этим членом семьи хорошо играть.
9. Этот член семьи очень добрый.
Сильные положительные с сексуальным оттенком чувства, исходящие от ребенка
10. Мне нравится прижиматься к этому члену семьи.
11. Я люблю, когда меня целует этот член семьи.
12. Иногда мне хочется, чтобы я спал в одной кровати с этим членом семьи.
13. Мне хотелось бы, чтобы этот человек был возле меня всегда.
14. Мне бы хотелось, чтобы этот человек заботился обо мне больше, чем о ком-либо другом.
15. Я хотел(а) бы, чтобы мой будущий супруг напоминал этого члена семьи.
16. Мне нравится, когда этот член семьи щекочет меня.
17. Мне нравится обнимать этого члена семьи.
Слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенка
20. Этот член семьи иногда слишком суетится.
21. Этот член семьи иногда придирается.
22. Этот человек иногда портит чужие забавы.
23. Этот член семьи иногда вспыльчив.
24. Этот член семьи бывает в плохом настроении.
25. Этот член семьи временами слишком много жалуется.
26. Этот член семьи иногда досаждает без всякого повода.
27. Этот член семьи никогда не удовлетворен.
28. Этот человек не очень терпелив.
29. Этот член семьи иногда слишком зол.
Сильные отрицательные (враждебные) чувства, исходящие от ребенка
30. Иногда мне хочется убить этого члена семьи.
31. Иногда у меня возникает желание, чтобы этот человек убирался прочь.
32. Иногда я ненавижу этого члена семьи.
33. Иногда я представляю себя бьющим этого члена семьи.
34. Иногда я думаю, что был бы счастливей, если бы этого человека не было в семье.
35. Иногда я чувствую, что "сыт этим человеком по горло".
36. Временами я хочу сделать что-то только для того, чтобы досадить этому человеку.
37. Этот член семьи может сильно разозлить меня.
Нежные чувства, получаемые ребенком
40. Этот член семьи добр ко мне.
41. Этот член семьи очень тактичен со мной.
42. Этот член семьи очень меня любит.
43. Этот член семьи очень внимателен ко мне.
44. Этот член семьи готов помочь мне.
45. Этот член семьи любит забавляться со мной.
46. Этот член семьи действительно понимает меня.
47. Этот член семьи всегда выслушает меня.
Сильные положительные, с "сексуальным оттенком" чувства, получаемые ребенком
50. Этот член семьи любит баловать меня.
51. Этот член семьи любит крепко обнимать меня.
52. Этот член семьи любит прижимать меня к себе.
53. Этот член семьи любит помогать мне мыться.
54. Этот член семьи любит пощекотать меня.
55. Этот член семьи любит быть со мной в постели.
56. Этот член семьи хочет всегда быть со мной.
57. Этот член семьи заботится больше обо мне, чем о ком-либо другом.
Слабые отрицательные чувства, получаемые ребенком
60. Этот член семьи иногда смотрит на меня неодобрительно.
61. Этот член семьи любит подразнить меня.
62. Этот член семьи иногда ругает меня.
63. Этот член семьи не соглашается со мной, когда мне хотелось бы того.
64. Этот член семьи не всегда соглашается помочь мне, когда у меня трудности.
65. Этот член семьи иногда ворчит на меня.
66. Этот член семьи иногда зол со мной.
67. Этот член семьи слишком занят, чтобы у него оставалось на меня время.
Сильные отрицательные (враждебные) чувства, получаемые ребенком
70. Этот член семьи часто бьет меня.
71. Этот член семьи слишком часто наказывает меня.
72. Этот член семьи дает мне почувствовать себя глупым.
73. Этот член семьи заставляет меня бояться.
74. Этот член семьи неодобрителен ко мне.
75. Этот член семьи заставляет меня чувствовать себя несчастным.
76. Этот член семьи всегда недоволен мной.
77. Этот член семьи недостаточно любит меня.
Материнская сверхопека
80. Мама беспокоится, что этот член семьи может простудиться.
81. Мама беспокоится, что этот член семьи может заболеть.
82. Мама беспокоится, чтобы этот член семьи не попал под машину.
83. Мама беспокоится, что этот член семьи может удариться и что-то себе повредить.
84. Мама беспокоится, что с этим человеком может что-нибудь случиться.
85. Мама боится разрешить этому члену семьи слишком много резвиться.
86. Мама боится разрешить играть этому члену семьи с озорными детьми.
87. Мама беспокоится, что этот член семьи очень мало ест.
Отцовское сверхпотакание
90. Об этом члене семьи папа зачастую попусту волнуется.
91. Этому члену семьи папа уделяет слишком много внимания.
92. Этого члена семьи папа слишком балует.
93. С этим членом семьи папа проводит слишком много времени.
94. Этого члена семьи папа любит больше всех.
Материнское сверхпотакание
95. Об этом члене семьи мама зачастую попусту волнуется.
96. Этому члену семьи мама уделяет слишком много внимания.
97. Этого члена семьи мама слишком балует.
98. С этим членом семьи мама проводит слишком много времени.
99. Этого члена семьи мама любит больше всех.

Процедура проведения методики
Для проведения методики психологу необходимо установить контакт с ребенком.
Комната, в которой проходит тестирование, должна содержать стол для записи результатов тестирования и стол, на который помещается 21 фигура теста. Все фигуры должны быть поставлены перед ребенком и распределены в следующем порядке по группам — 4 женщины, 4 мужчины, 5 девочек, 5 мальчиков, старик и грудной ребенок, "никто".


Выяснение состава семьи ребенка
Для выяснения состава семьи психолог задает ребенку следующие вопросы:
1) расскажи мне о людях, которые живут с тобой в доме
2) расскажи мне, кто входит в твою семью
Задача состоит в том, чтобы выяснить концепцию семьи ребенка. Ответы испытуемого регистрируются.
Для интерпретации результатов теста, необходимо иметь сведения о составе семьи испытуемого: полная или неполная семья (если неполная, то по какой причине: по причине смерти одного из родителей или в результате развода). Может случиться так, что мать ребенка умерла, отец женился снова, и ребенок говорит, что у него две мамы. Для более тонкого понимания переживаний ребенка желательно обеих мам включить в тест. Важными могут оказаться сведения о том, не отсутствует ли временно один из родителей, и с кем ребенок живет сейчас, есть ли у него братья и сестры (каков их возраст). Если ребенок не знает, сколько им лет, тестирующий может задать следующие вопросы: "Он больше, чем ты?", "Кто старше: Петя или Аня?", "Петя ходит в школу или он ходит на работу?". Ответы на подобные вопросы помогут выявить хронологический порядок рождения и приблизительно определить возраст братьев и сестер.
Иногда случается так, что ребенок хочет включить в список собаку, канарейку или других любимцев семьи. Тест не рассчитан на четвероногих или пернатых членов семьи. По мнению создателей теста, взаимоотношения с людьми отличаются от взаимоотношений с животными, даже когда они касаются ребенка. Смешение этих двух видов отношений (наличие одинаковых пунктов для обоих) может сделать неясной концепцию "интерперсональных отношений в семье", уменьшить ее специфическое значение и внести непредсказуемость в результаты.
Установление семейного круга ребенка
После того, как установлен состав семьи психолог предлагает ребенку поиграть: "Мы сейчас с тобой сыграем в такую игру. Ты видишь все фигуры, которые там стоят? Мы притворимся, будто некоторые из них — члены твоей семьи".
Затем психолог подводит ребенка поближе к фигурам, указывая на четыре женские фигуры, и спрашивает: "Как ты думаешь, какая из них была бы самой лучшей мамой?" Он дает ребенку сделать выбор и указать на выбранную фигуру, затем просит поставить ее на стол пли парту. Потом указывает на мужские фигуры и спрашивает: "А теперь скажи мне, какую из них лучше всего сделать папой?". Выбранная фигура ставится ребенком на тот же стол. Затем экспериментатор указывает на фигуры мальчиков и девочек (в зависимости от пола испытуемого) и спрашивает: "Какой из них тебе хотелось бы быть самому (ой)?" — и фигура переносится на стол. Так продолжается до тех пор, пока ребенок не поставит на стол фигуры для каждого члена семьи. Если ребенок хочет сделать несколько выборов, ему разрешается это сделать. Он также может включить забытых братьев, сестер, бабушку. Когда семейный круг составлен, тестируемый может сказать: "Теперь у нас все члены семьи в сборе, но в нашей игре будет еще одна фигура". Он вынимает фигуру "Никто", ставит возле членов семьи и говорит: "Имя этого человека — "Никто". Он тоже будет играть. Сейчас я тебе расскажу, что он будет делать".

Проведение методики
Ребенок усажен за стол с фигурами на удобном расстоянии. Если он хочет разместить фигуры в определенном порядке, ему разрешается это сделать. Исследователь размещает вопросы теста кучкой перед собой и обращается к ребенку (инструкция): "Видишь, здесь много карточек с написанными на них посланиями. Я прочитаю тебе, что на них сказано, я ты положишь каждую карточку к той фигуре, к которой она подходит больше всего. Если послание на карточке никому не подходит, ты отдаешь его человеку, которого зовут "Никто". Понятно, что я имею в виду? Иногда тебе кажется, что послание подходит нескольким людям. Тогда скажи об этом и дай мне эту карточку. А теперь внимание! Я повторяю: если карточка подходит одному человеку больше всего, ты кладешь эту карточку к той фигуре, если карточка не подходит никому, ты даешь ее фигуре "Никто", если карточка подходит нескольким людям, ты даешь ее мне".
Психолог переходит к тестированию, зачитывая текст на карточках и передавая их ребенку одну за другой. Если вопрос теста подходит нескольким членам семьи, тестирующий записывает, кто эти люди, и откладывает карточку в сторону. Вопросы зачитываются ребенку в случайном порядке. Однако порядок зачитывания вопросов все время должен быть под контролем. Начало должно быть осторожным, чтобы дать ребенку возможность привыкнуть к этому заданию, избежать появления тревожности и не вызвать сопротивления. Две первые карточки должны выражать нежные положительные чувства, следующие восемь вопросов — смесь слабых положительных и слабых отрицательных чувств. Остаток вопросов, за исключением двух последних, может быть прочитан как угодно, при условии того, что подряд не будут долго идти вопросы из одной группы, чтобы не создать установку у ребенка. Если выпало три вопроса, выражающих одинаковый вид чувств, то исследователю следует подобрать четвертый вопрос так, чтобы он непременно был другого вида. Он должен подобрать две последние карточки с вопросами положительного характера, чтобы ребенок не ушел с отголоском агрессии в сердце.
Теперь перейдем к вопросу о том, как решать, проводить ли с ребенком форму для маленьких детей, или форму для старших детей. Жестких правил для решения, является ли ребенок достаточно взрослым и сообразительным, чтобы справляться с более сложным набором вопросов, нет. За то время, пока ребенок рассказывает, кто есть в его семье и выбирает фигуры для своего семейного круга, становится понятен его уровень развития, и это дает возможность исследователю выбрать форму тестирования. Линия границы проходит где-то между шестью и восемью годами. Маленькие дети иногда, ошибаясь, отдают карточки фигуре, представляющей их самих, потому что им трудно понять, что карточки должны быть отданы другой фигуре. Поэтому желательно просить маленьких детей отвечать на вопросы, которые ставит вторая часть пункта, громко вслух, чтобы тестирующий знал какой фигуре направляется карточка. Ребенок подросткового возраста может пожелать читать вопросы сам. Если кажется, что ребенок желает читать вопросы самостоятельно и к этому нет никаких препятствий, то можно прекратить чтение после первых четырех вопросов и спросить ребенка, не хочет ли он прочитать остальные послания сам. Если ребенок отвечает утвердительно, исследователь отдает ему пачку карточек и предлагает читать про себя или вслух, как захочется.


Оформление и обработка результатов
Исследователь отмечает в специальном бланке, кому оказалось адресовано каждое утверждение. Если ребенок способен принять в этом участие, то его можно попросить помочь зачитать вслух номера вопросов. Помощь психологу успокоит ребенка и даст ему почувствовать свою значимость.
Бланк для регистрации ответов
Ф.И. ребенкавозраст

Мама Папа Я Брат… Никто
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Обработка состоит в записи номеров утверждений в соответствующих клеточках и суммировании количества вопросов, которые были присвоены каждому человеку, в пределах каждой группы вопросов. Это покажет, сколько "каждого вида чувств" направляется ребенком каждому члену семьи.

1. Относительная психологическая значимость различных членов семьи.
Из чисто теоретических соображений распределение пунктов могло бы походить на гипотетическое распределение на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Мама Папа Братья, сестры Др. члены семьи Сам ребенок  
   
   
   
   
 
   

Ожидаемое распределение высказываний (гипотетическое). Здесь взята сумма всех высказываний, адресованных одному человеку, чтобы показать степень вовлеченности в отношения с этим человеком. Важно увидеть, не смещено ли распределение чувств от родителей к другим членам семьи. Также должно быть замечено, нет ли преувеличенной реакции — положительной или отрицательной — на одного из родителей (в психоаналитических терминах: не указывают ли результаты теста на прегенитальный или неразрешенный Эдипов комплекс).
2. Эгоцентрические ответы.
Эгоцентрические ответы содержат два элемента: любовь к себе и ненависть к себе. Оба они, однако, указывают на чрезмерную занятость собой. Основываясь на клиническом опыте, можно ожидать высокий уровень любви к себе у привилегированных детей или детей, чрезмерно идущих на поводу своих желаний; и высокий уровень ненависти к себе у отвергаемых и ненавидимых детей или детей с чувством неполноценности, вины и стыда.
3. Амбивалентность.
Отношения между положительными и отрицательными исходящими чувствами и положительными и отрицательными получаемыми чувствами, высказанными ребенком, могут составить амбивалентную пропорцию. Необходимо принять, что амбивалентность в отношении существует, если положительных пунктов было направлено члену семьи не более чем в два раза больше, чем отрицательных или если количество отрицательных пунктов, направленных члену семьи, не превышает количество положительных более, чем в два раза. Те вопросы, которые выражают получаемые ребенком чувства и те, которые выражают исходящие чувства, рассматриваются независимо друг от друга.
4. Чувства, исходящие от ребенка и получаемые им.
Исходящие чувства — это те чувства, источником которых является ребенок, и которые делают его любящим, амбивалентным или ненавидящим. Как правило, можно ожидать, что эти чувства будут связаны с поведением ребенка. Сдержанный ребенок, который не способен выразить свои чувства в реальной жизненной ситуации, может оказаться способным сделать это в тестовой ситуации, но он может также быть сдержанным в обеих ситуациях. Выраженные ребенком чувства зависят от его жизненного опыта и от его системы психологической защиты. Данные о полученных чувствах ставят исследователя перед двумя "реальностями" ребенка — реальностью "действительных" эмоций, направленных на ребенка и его "психической" реальностью воспринятых эмоций в соответствии с тем, каких он хотел или в каких он нуждался. Эмоции, которые дети направляют другим, тесно соотносятся с чувствами, которые, как они полагают, направляются им самим: в большинстве случаев получаемые чувства удивительно соответствуют исходящим от ребенка чувствам, как если бы у ребенка была внутренняя обсчитывающая система, которая давала на выход ровно столько, сколько получает на вход.
5. Защиты.
Тестовая ситуация имеет тенденцию актуализировать систему "защиты" ребенка. Это обычные способы защиты, видоизмененные ограничениями, накладываемыми тестовым материалом. Результаты теста могут обнаружить следующие защитные механизмы:
1. Отказ. Ребенок отдает большинство положительных и отрицательных пунктов фигуре "Никто".
2. Идеализация. Ребенок отдает преимущественное количество вопросов положительного характера членам семьи, в то время как большинство отрицательных отдает фигуре "Никто".
3. Смещение. Ребенок отдает большинство пунктов периферическим членам семьи.
4. Осуществление желаний, регрессия. Эти защиты могут быть выявлены, если ребенок направляет на себя большинство вопросов, выражающих сверхпокровительственные, сверхпотакающие чувства.
5. Результаты, полученные при проведении теста в клинике, помогли обнаружить следующие виды защит:

· проекция, когда ребенок преувеличенно и нереально приписывает другим положительные и отрицательные чувства и в то же время отрицает их у себя;

· реакция формирования, когда ребенок подменяет свои ответы противоположными в целях скрыть слишком яркие положительные или отрицательные чувства.

6. Отсутствие нормальной защищенности. Если протокол показывает чрезмерное проявление сильных положительных или отрицательных чувств, мы можем говорить о недостатке защищенности.

Некоторые тестовые синдромы
1. Идеализирующая тенденция.
Существует группа детей, имеющих фобии, неспокойных, робких, пассивных, заторможенных, ригидных, компульсивных и т.д., чьи внутренние страхи и деструктивные тенденции, когда они проецируются на их окружение, делают его, в самом деле, ужасным местом. Один из главных механизмов подавления их страхов—это примитивное отрицание, вследствие чего опасность отодвигается, прекращает существовать. Подобные случаи представлены в таблице, расположенной ниже.

Таблица № 1
Преувеличенные положительные чувства, отрицание негативных чувств.

  Исходящие положительн.ые Исходящие отрицательные Получаемые положительные Получаемые отрицательные
А.Л. мальчик 11 лет. Сильный страх смерти своей и родителей, боязнь школы, пищи, ночные кошмары.        
С.К. девочка 11 лет. Сильный страх смерти и мучений. Боязнь школы, зависимость от матери.        
Д.П. девочка 12 лет. Сильный страх быть отравленной, боязнь оставаться одной, боязнь школы, ночные кошмары.        
П.Л. девочка 9 лет. Ригидность, маниакальность, система фобий, ночные страхи.        

Нужно подчеркнуть, что такие реакции — это крайнее выражение идеализирующей тенденции.
2. Параноидальные синдромы.
Примеры такой реакции были получены только в двух случаях и приведены в таблице № 2. В обоих случаях ожидались психотические нарушения. Дети были описаны как "подозрительные" и "всегда ожидали самого худшего". У одного из них имелся страх быть похищенным.
Таблица № 2
Проекция отрицательных чувств

  Исходя-щие положи-тельные Исходя-щие отрица-тельные Получен-ные положи-тельные Плучен-ные отрица-тельные Я
А.М.
П.Н.

Главное отличие от синдрома "отрицания" — присутствие у ребенка исходящих от него отрицательных эмоций, связанных с очень небольшой враждебностью; переживание получаемых отрицательных чувств абсолютно не соответствовало действительности по оценке психиатров. В обоих случаях родители описывались как невротики, но внимательно относившиеся к детям. Ни одна семья не наказывала детей.
3. Эгоцентризм. Вариант самоагрессии.
Отрицательная установка по отношению к семье была обнаружена у детей, переживающих сильные чувства собственной "плохости". Они близки к группе, называемой "отрицающие". Обычно это дети, не желающие ничего, не планирующие, страдающие от своей обособленности (см. таблицу № 3).
Таблица № 3

Чувство агрессии к себе

Случай Статус Получе-ние отказа Осо-бен-ности само-агрес-сии Положит. чувства к себе Отрицат. чувства к себе Материн-ская сверхопека
П.Х. мальчик 8 лет Стар-ший из двоих мальчиков Опе-кающая мать Бьет себя, вырыв-ает волосы, желание смерти
П.Д. девочка 14 лет Стар-шая из двух девочек Мать, бросившая семью, нет отца Выры-вает волосы, кусает ногти

4. Эгоцентризм. Эротический вариант.
Очень положительную установку можно обнаружить у детей, которым всегда потакают, которые пользуются привилегиями и которых поощряют. Таких детей в клинике называют "сверхзащищенными". В миру их называют "баловнями". Примеры таких случаев, которые более распространены, чем вариант самоагрессии, даны в таблице № 4.
Таблица № 4
Аутоэротические чувства

Случай Статус Потворство желаниям ребенка Особенности аутоэротизма Положительные чувства к себе Отрицательные чувства к себе Материнская сверхопека
Н.П. девочка 8 лет Близнец Кумир для матери Сосание большого пальца, раскачивание, мастурбация, ковыряние в носу
Ж.К. девочка 8 лет Единст-венный ребенок в семье Избалована обоими родителями Сосание пальца, обжорство сладостями, ковыряние в носу, мастурбация
В.С. девочка 9 лет Стар-шая из троих Покрови-тельство отца, потакают обжорству сладостями Алчность, жадность, мастурбация

Пример
Д.А., младшая из четырех детей и единственная девочка в семье. Разница в возрасте между ней и предыдущим ребенком составляла 10 лет. Она была достаточно одинока, предоставлена сама себе, своим планам и мечтаниям. Примерно за 7 месяцев до обращения в клинику она вдруг пожаловалась на боли, имеющие характер колик, и на опухоль внизу живота. Тщательное исследование ничего не показало. Было высказано предположение, что опухоль была обусловлена удержанием и накапливанием продуктов выделения. Был поставлен диагноз — функциональное расстройство. Девочка была направлена на психологическое исследование. Было замечено, что девочка ходит подобно "беременной женщине" с руками сложенными на животе. Был обнаружен психосоматический фон, оказалось, что мать девочки лечилась от расстройства пищеварения невротического характера 15 лет назад и что у отца недавно открылась язва желудка. Ее тревожная озабоченная мать имела тенденцию потворствовать желаниям дочери, особенно связанным с пищей. В результате этого девочка имела причудливый вкус и гордилась своим чувствительным желудком. Результаты теста приведены в таблице № 5.
Таблица № 5

  Исходящие полож. Исходящие отриц. Получаемые полож. Получаемые отриц. Степень вовлеченности
Папа
Мама
Первый брат
Второй брат
Третий брат
Жена брата
Ребенок жены брата

По результатом таблицы можно сделать вывод о том, что девочка больше вовлечена в отношения с периферическими членами семьи, то есть с ребенком жены брата. Было обнаружено, что появление симптомов у девочки совпало с рождением ребенка, который стал жить в комнате, соседней с ее спальней. За несколько месяцев до рождения малыша, девочка стала беспокойной, начав расспрашивать мать о протекании беременности и о родах. Ее боли происходили в первой половине ночи, примерно в те дни, когда жена брата должна была родить. Когда на терапевтическом сеансе ее спрашивали о трех желаниях, то первым было — желание иметь детей, не выходя при этом замуж: она не хотела бы быть подобной матери, которая чувствовала себя несчастной с "поспешным и небрежным" отцом. Девочка находилась долго под впечатлением родов и сказала, что думает, что это очень больно и что она слышала стоны роженицы. После нескольких сеансов терапии, во время которых ее мысли и фантазии улетучились, исчезли и некоторые симптомы. Был поставлен диагноз — истерическая псевдобеременность.

 

Литература:
Бене Е. Детский тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье" // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 14 – 41.
Слепкова В.И., Заеко Т.А. "Методичка практикум по диагностике семейных отношений"

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.