Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тест семейных отношений



Тест семейных отношений – проективная методика исследования личности, опубликованная Е.Антони и Е. Бене в 1952 г. и предназначенная для раскрытия отношения ребенка к родственникам и самому себе.
Тест семейных отношений состоит из двух частей. Первая часть представляет собой стандартный комплект из 20 контуров фигур людей, которые при соответствующем, поддерживаемом в ходе обследования, внушении со стороны экспериментатора должны быть приняты ребенком за членов семьи. Среди этих фигур самой важной является та, которая названа “господин Никто”. Вторая часть теста семейных отношений – стандартный набор из 86 карточек, на которых написаны разные высказывания (информация, сообщение, исходящее от определенного человека и обращенное к другому человеку). Эти высказывания – выражение чувств ребенка к родителям, другим членам семьи, а также тех чувств, которые эти лица испытывают к ребенку (как он это себе представляет).

В наборе имеются 68 карточек с эмоционально положительными и эмоционально отрицательными высказываниями, свидетельствующими об избытке родительской заботы, опеки. Все карточки пронумерованы, их вручают обследуемому в определенной последовательности. Кроме того, карточки подразделяются на две группы: А и В. В первой группе – 54 карточки с негативно и позитивно эмоциональными высказываниями-обращениями к членам семьи (18), самому себе (18) и господину Никто (18), т.е. здесь идет речь о чувствах реальных. Например:

- Этого человека из нашей семьи я очень люблю.

- Этот человек из нашей семьи мне приятен.

- На этого человека из нашей семьи я часто злюсь.


Во второй группе содержатся по 16 карточек с отрицательно и положительно эмоциональными высказываниями, однако здесь отражены чувства лиц, окружающих ребенка, т.е. имеем дело с чувствами воображаемыми. Например:

- Этот человек из нашей семьи меня крепко любит.

- Этот человек из нашей семьи на меня часто злится.

- Этот человек из нашей семьи на меня часто жалуется.


Процедура обследования состоит в выборе ребенком из набора фигур тех, которые представляют членов его семьи, и добавлении к ним господина Никто. Фигуры прикрепляются к небольшим картонным коробкам. После этого экспериментатор начинает играть с ребенком в “почту”. Он зачитывает высказывания, написанные на карточках, и отдает их ребенку. Получив карточку, обследуемый должен опустить ее (выступает в роли почтальона) в “почтовый ящик” той фигуры, которой, по его мнению, адресовано это сообщение. Если “письмо”, как считает ребенок, никому не подходит, оно опускается в коробку-ящик господина Никто. Экспериментатор должен стремиться к тому, чтобы процедура была максимально приближена к игровой ситуации.
Тест позволяет раскрыть отношение ребенка к его ближайшим родственникам, самому себе. Все имеющиеся данные свидетельствуют о высокой надежности и валидности теста семейных отношений.

Системный тест семьи

Системный тест семьи – методика исследования взаимоотношений в семье. Предложена в 1986 г. Т.Герингом и И.Вилер в качестве теста для измерения степени близости и оценки иерархии отношений между членами семьи.
На доске, разделенной на 81 квадрат со стороной 5 см, предлагается разместить фигурки, изображающие членов семьи так, чтобы степень близости между ними отражалась расстоянием между фигурками. На фигурках условно нанесены точками глаза. Фигурки можно расположить на доске таким образом, чтобы они “смотрели” друг на друга прямо, искоса или отвернувшись. Их можно установить на кубики разной высоты (1,5; 3; 4,5; 6; 7,5 см) в зависимости от степени влияния на решения, принимаемые семьей по тем или иным вопросам.
Интерпретация результатов обследования основывается на оценке близости отношений по расстояниям на модели (построение структуры связей), характере контактов между членами структуры, авторитетности отдельных членов. Методика предусматривает как индивидуальное, так и совместное обследование членов семьи. Количественная оценка структуры семейных отношений может быть дополнена анализом бесед с испытуемыми, наблюдением за групповой деятельностью и обсуждением результатов.
Тест характеризуется ценностью полученных данных в интересах проведения семейной психотерапии.

Методики “рисунка семьи”

Методики “рисунка семьи” – группа проективных методик для оценки внутрисемейных отношений. Основана на анализе и интерпретации рисунков, как правило, применяется при обследовании детей.
Рисуночные методики являются одними из самых распространенных среди проективных тестов. Идея использовать технику рисунка для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей. Подробная схема проведения обследования и интерпретации результатов впервые была разработана для теста “Нарисуй свою семью” (В.Вульф, 1947). Опыт применения рисуночной методики в этих целях был накоплен в работах В.Хьюлса (1951-1952гг.).

Согласно схеме интерпретации по В.Вульфу, в рисунке анализируются: а) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, наличие пропусков отдельных членов семьи; б) отличия в формах и пропорциях отдельных членов семьи. Согласно В.Вульфу, последовательность рисования указывает на значимость данного члена семьи. Пропуск члена семьи часто выражает стремление избавиться от эмоционально неприемлемого лица. Если величина изображенных фигур не соответствует реальной иерархии, то такое восприятие относят за счет степени субъективной доминантности и значимости. В.Вульф обращал внимание также на интерпретацию различий в рисовании отдельных частей тела, исходя из возможности переживаний, связанных с их функциями.


В работах В.Хьюлса были предложены интерпретационные схемы методики “рисунка семьи”, базирующиеся на самом процессе рисования (использование цветов, вычеркивания, стирания, сомнения, сопутствующие эмоциональные проявления, комментарии).


Дальнейшее развитие методики “рисунка семьи” получили в работах Л.Кормана (1964), Р.Бернса и С.Кауфмана (1972). В инструкции к методике Л.Кормана предусмотрено задание: нарисовать не “семью” или “свою семью”, как в методиках В.Вульфа и В.Хьюлса, а “семью, как ты ее себе представляешь”. Благодаря такой установке имеется возможность использовать менее структурированный объект (стимул).
При интерпретации результата авторы обращают внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она является на самом деле. В рисунках по Л.Корману анализируют: а) их графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность, использование пространства); б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи); в) содержание (анализ смысла рисунка). Параллельно с традиционным проведением расследования (чтением и выполнением задания) предлагаются специальные вопросы, подталкивающие испытуемого на обсуждение темы отношений в семье и предусматривающие прямой положительный или отрицательный выбор, а также вопросы, уточняющие смысл нарисованной ребенком ситуации.


Вариантом, получившим наибольшую известность в зарубежной психодиагностике, является “Кинетический рисунок семьи”, предложенный Р.Бернсом и С.Кауфманом. В нем нужно нарисовать каждого из членов семьи в действии. Интерпретация материала основана на символическом толковании изображенных отношений, действий, предметов.


В российской психодиагностике А.И.Захаровым (1977) разработан свой вариант методики “Рисунка семьи”. Методика состоит из двух заданий. Для выполнения первого из них ребенку нужно нарисовать в “четырех комнатах”, расположенных на “двух этажах”, по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится рядом с ребенком (т.е. является эмоционально наиболее близким). Второе задание – выполнение рисунка в свободной форме без каких-либо инструкций.

 


Помимо приведенных методик, существует еще множество психодиагностических приемов выявления семейных проблем. Вот лишь некоторые из них.


· “Анализ семейных взаимоотношений” (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера – рассчитан на родителей подростков 14-18 лет.
· “Тест – опросник родительского отношения” (ОРО) А.Варги и В.Столина – ориентирован на изучение особенностей родительских позиций (матери или отца) по отношению к конкретному ребенку.
· “Опросник интерперсонального диагноза” Т.Лири, Р.Лафурже – определение психологической атмосферы в семье.


· “Тест – опросник удовлетворенности браком” (ОУБ) В.Столина, Т.Романова, Г.Бутенко.

В заключение приведем слова У.Гуда: “Фундаментальное значение семьи заключается в ее функции посредника, в посреднической роли. Она связывает отдельного человека с социальной структурой. Общество не может существовать, если его потребности – такие, как производство и распределение благ, обеспечение детей и стариков, больных и беременных, социализация подрастающих поколений и др., не будут удовлетворяться. Только если индивиды будут мотивироваться к действиям, отвечающим нуждам общества, оно само сможет выжить”. Знание и понимание процессов взаимоотношений в семье поможет сделать ее стабильной и устойчивой в наше неспокойное время.

Тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье"

 

авторы Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой)

Цель методики: изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей.
Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком.
Описание методики


Методика имеет две формы:

 

1. для детей 4 – 6-8 лет;

2. для детей 6-8 – 10 лет и подростков.

Вариант для маленьких детей содержит следующие отношения:

1. положительные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других;

2. отрицательные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других;

3. зависимость от других.

Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений:
1) двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные - с "сексуализированными" переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции;
2) двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Слабые связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность;
3) родительского потакания, выражающегося высказываниями типа "этого члена семьи мама слишком балует";
4) родительской сверхопеки, представленной в высказываниях типа "мама беспокоится, что этот человек может простудиться".
Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся сверхопеки и потакания, представляют две направленности чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям, или ребенок ощущает себя объектом чувств других. Примером первой категории будет: "я люблю прижиматься к этому члену семьи". А примером второй: "этот человек любит крепко обнимать меня".
Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут. Методика очень проста в обработке.

Тестовый материал
Тестовый материал методики призван дать конкретные представления о семье ребенка. Он состоит из 20 фигур, представляющих людей различных возрастов, форм и размеров, достаточно стереотипных, чтобы воссоздать различных членов семьи ребенка, достаточно двусмысленных, чтобы представить специфическую семью. Присутствуют фигуры от "дедушек" и "бабушек" до новорожденных детей. И все это дает ребенку возможность создать из них свой семейный круг. Кроме представителей семьи в тест включены другие важные фигуры. Для тех вопросов, которые не соответствуют ни одному члену семьи, предназначена фигура господина "Никто". Каждая фигура снабжена коробочкой наподобие почтового ящичка со щелью.
Каждый вопрос теста написан на отдельной маленькой карточке. Ребенку говорится, что карточки содержат послания, и что его задача — положить карточку в ящичек той фигуры, которой она соответствует больше всего. Тестовая ситуация становится, таким образом, игровой ситуацией, и тестовый материал должен подготовить субъекта к предстоящему эмоциональному реагированию.
Ребенок сидит в удобной позе недалеко от фигур, представляющих его семью. Он выбрал их из всего набора. Он и экспериментатор видят в них семью ребенка. К ним обращаются как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется в течение всей тестовой ситуации. Задача ребенка — подчиняться маневрам теста. Его не просят проанализировать сложный комплекс чувств, испытываемых им к семье. Многие дети оказались бы не способными сделать это. От ребенка ожидается, что он выразит себя в выборе эмоциональной позиции, которая будет собрана из различных источников, достаточных для того, чтобы понять основу отношений ребенка. Вопрос, таким образом, фиксирован. Но его место жестко не определено и позволяется отдать вопрос господину "Никто". Более того, чувства, "брошенные" в фигуру, немедленно исчезаютизполя зрения, не оставляя обвиняющего следа. Таким образом, у ребенка отсутствует зримое напоминание распределения его любви или ненавистии,следовательно, чувство вины не мешает свободе самовыражения.

Вопросы теста

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.