Определение умений подбирать антонимы к изолированным словам.
Воспитатель: Давай поиграем в игру «Скажи наоборот».
Ф правда — ...
Ф труд - ...
Ф строить — ...
Ф веселиться — ...
Ф помогать— ...
Ф кричать — ...
Ф здоровый — ...
Ф огромный — ...
Ф вместе — ...
Ф зажигать — ...
Определение умений подбирать синонимы к изолированным словам.
Воспитатель: Давай поиграем в игру «Скажи по-другому».
Ф работа - ... (Труд, дело);
Ф собака — ... (Пес);
Ф рукодельница — ... (Мастерица, труженица);
Ф ненастный — ... (Пасмурный, непогожий);
Ф храбрый — ... (Бесстрашный, мужественный);
Ф разговаривать — ... (Беседовать);
Ф бежать — ... (Мчаться, нестись).
Результаты, полученные в ходе выполнения заданий, фиксируются в таблицах №6, №7, Буквенные обозначения предъявляемого речевого материала и графы таблиц совпадают.
Таблица № 6
Антонимы, названные детьми
Имя ребёнка
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
к
Данила Т.
Дима М.
Таблица № 7
Синонимы, названные детьми
Имя ребёнка
а
б
в
г
д
е
ж
Арсений Б.
Оля К.
За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов. В сумме высшая оценка составляет 17 баллов.
Высокий уровень
Ребенок набирает 13 — 17 баллов.
Средний уровень
Ребенок набирает 8—12 баллов.
Низкий уровень
Ребенок набирает 0 — 7 баллов.
Задание 6
Изучение особенностей понимания многозначности слов
Воспитатель: «Что бывает» или «О чем можно сказать»?
Ф бежит — ... (Мальчик, вода, время, ручей);
Ф растет — ... (Цветок, дом, мальчик);
Ф острый — ... (Соус, суп, кинжал);
Ф кисть — ... (Для рисования, руки, винограда);
Ф золотой (-ые, -ая, -ое) — ... (Серьги, руки, сердце).
Результаты, полученные в ходе выполнения задания, фиксируются в таблицах №8. Буквенные обозначения предъявляемого речевого материала и графы таблицы совпадают.
Таблица № 8
Понимание многозначности слов
Имя ребёнка
а
б
в
г
д
Андрей П.
Марина Е.
При анализе ответов детей учитываются следующие показатели:
# адекватность подобранных слов;
# количество подобранных слов.
Критерии оценки
2 балла — ребенок адекватно подбирает слова, количество подобранных слов к слову-стимулу не менее 3-х.
1 балл — ребенок подбирает к слову-стимулу 1-2 адекватных слова.
0 баллов — ребенок неадекватно подбирает слова.
В сумме высшая оценка составляет 10 баллов.
Высокий уровень
Ребенок набирает 7—10 баллов.
Средний уровень
Ребенок набирает 4 — 6 баллов.
Низкий уровень
Ребенок набирает 0 — 3 балла.
Задание 7
Выявление умений использования образных средств в повседневном общении
Воспитатель наблюдает за речью детей в повседневном общении.
Вопросы для анализа речи детей
? Какие синтаксические конструкции использует ребенок в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения).
? Использует ли в речи образные средства? Какие? Как часто? В каких видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками)?
Высокий уровень
Ребенок использует разнообразные синтаксические конструкции' в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения); употребляет образные средства языка, как заимствованные из художественной литературы и речи взрослых, так и самостоятельно придуманные по аналогии с известными, делает это охотно и часто в разных видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками).
Средний уровень
Ребенок использует в речи как простые, так и сложные предложения, при употреблении сложных иногда допускает ошибки, которые может самостоятельно исправить, если взрослый указывает на них; образные средства языка употребляет редко, в основном, в ситуациях учебной деятельности по просьбе взрослого.
Низкий уровень
Ребенок использует в речи как простые, так и сложные предложения, при употреблении сложных допускает ошибки, которые исправляет при помощи взрослого; образные средства языка не употребляет.
Задание 8
Выявление умений выражать одну и ту же мысль разными предложениями
Воспитатель: Как можно сказать по-другому? Например: «Мы не пошли на прогулку из-за дождя (Мы не пошли на прогулку, потому что шел дождь)».
? В лесу мы увидели расцветшую черемуху.
? На светофоре загорелся красный свет, и машины остановились.
? Грачи прилетели, потому что пришла весна.
? Соловей, сидевший на ветке, запел.
? Машина, заправившись — бензином, уехала.
? Когда загорелся зеленый свет, машины поехали.
Высокий уровень
Ребенок умеет выразить одну и ту же мысль разными предложениями.
Средний уровень
Ребенок умеет выразить одну и ту же мысль разными предложениями с помощью взрослого.
Низкий уровень
Ребенок не умеет выразить одну и ту же мысль разными предложениями.
Задание 9
Определение умений придумывать новые слова
Воспитатель читает ребенку стихотворение Н.Кончаяовской «Про овощи». Затем предлагает ребенку придумать самому названия сказочных овощей.
Воспитатель читает фрагмент стихотворения Г. Сатира «Смеянцы».
Воспитатель: Кто такие «смеянцы»? Почему их так назвали? Придумайте название страны, где все грустят, страны, где все любят конфеты.
Высокий уровень
Ребенок:
# самостоятельно придумывает новые слова с использованием различных словообразовательных средств;
# правильно понимает и может объяснить этимологию предлагаемых слов.
Средний уровень
Ребенок:
# придумывает новые слова с помощью взрослого;
# объясняет этимологию предлагаемых слов с подсказкой взрослого.
Низкий уровень
Ребенок:
# не может придумать новые слова, отказывается выполнять задание;
# не может объяснить происхождение слова даже с подсказкой взрослого.
Задание 10
Выявление особенностей понимания пословиц
Воспитатель предлагает каждому ребенку (индивидуально) послушать пословицу, повторить ее, затем ответить на вопросы.
? Как понимаешь эту пословицу? Когда говорят эту пословицу? Когда можно сказать эту пословицу? Как можно сказать об этом по-другому?
Каждому ребенку последовательно предъявляется 3 пословицы, например:
Как аукнется, так и откликнется.
Тише едешь — дальше будешь.
Не рой другому яму — сам в нее попадешь.
Высокий уровень
Ребенок правильно понимает значение пословиц, улавливает как единичный, так и обобщенный смысл.