Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Содержания и формы литературного произведения



Воспитатель:

? Назови произведения, которые тебе нравятся. Что это: рас­сказ, стихотворение или сказка? Почему?

Воспитатель читает ребенку рассказ В.Архангельского «Летят снежные пушинки».

? Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

? О чем этот рассказ?

? С чем автор сравнивает снежинки? С чем бы ты сравнил их? Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Воспитатель читает ребенку русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый, да масленый».

? Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

? Какие «красивые» слова ты услышал?

? О ком эта сказка? Какую работу делал каждый из героев сказки? О чем призадумался воробей в начале сказки? Что случи­лось потом? Какая беда приключилась с блином? Как мышка щи варила? Что случилось с воробьем, когда он дрова колол? Чем за­кончилась сказка?

? Как по-другому можно назвать эту сказку? Какими словами обычно начинаются сказки?

? Придумай другое окончание этой сказке. Что было бы, если бы воробей не стал меняться работой со своими друзьями? Что мог­ло бы случиться с воробьем, если бы он встретился с лисой? Каки­ми словами обычно заканчиваются сказки?

 

Я прочитаю тебе сказку еще раз, а ты послушай, а потом расска­жи ее кукле (оценка умения пересказывать литературный текст пред­ставлена во II серии заданий «Изучение умений пересказывать произведения сюжетного характера».

Воспитатель читает фрагмент из сказки и спрашивает: «Как мож­но сказать по-другому?»

# Слезы льет.

# Ближе подбирается.

# Заплакали.

 

Как можно сказать наоборот?

# Хорошо жили.

# Бежал, бежал.

# Слезы льет.

 

Воспитатель читает ребенку стихотворение Бальмонта «Снежин­ка».

? Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

? Какие «красивые» слова ты услышал? Какие слова можно назвать «красивыми»? Почему?

? Расскажи стихотворение, которое ты знаешь.

 

Высокий уровень

Ребенок:

² называет несколько художественных произведений, которые ему нравятся, точно указывает их название, правильно определяет жанр (сказка, стихотворение, рассказ);

² отвечая на вопросы о понравившейся (или прочитанной) кни­ге (произведении), объясняет, почему это сказка, рассказ, стихот­ворение, указывая несколько жанровых особенностей. Например:

Сказка - так в жизни не бывает, животные разговаривают, оде­ваются как люди, есть песенки, «складно», герои сказочные, веши волшебные и т.д.

Рассказ — так бывает в жизни, может случиться с каждым, рас­сказывается правда и т.д.

Стихотворение — рассказывается по-особому, «складно», слова рифмуются.

² правильно называет героев, основные события, о которых расска­зывается в произведении; может по просьбе педагога придумать новый подробный вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.);

² придумывает новое название рассказа или сказки;

² знает несколько вариантов зачина и концовки сказок;

² замечает в тексте средства образной выразительности (эпитеты, сравнения, гиперболы, звукоподражания и т.д.);

² подбирает слова, близкие и противоположные по значению, к словам из текста;

² интонационно правильно воспроизводит настроение поэтических произведений.

 

Средний уровень

Ребенок:

² называет одно—два любимых художественных произведения, иногда неточно указывает их названия;

² отвечая на вопросы о понравившейся (или прочитанной) книге (произведении), определяет жанр (сказка, стихотворение, рас­сказ) с помощью педагога, указывает какую-либо одну жанровую особенность;

² правильно называет героев, основные события, о которых рассказывается в произведении, с помощью педагога (наводящие воп­росы, подсказка) может придумать вариант развития действия (на­пример, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой, поступил по-другому, и т.д.) в одной-двух фразах;

² придумывает новое название рассказа или сказки;

² знает один вариант зачина и концовки сказок;

² замечает в тексте средства образной выразительности (эпитеты, сравнения, гиперболы, звукоподражания и т.д.);

² не всегда подбирает слова, близкие и противоположные по значению, к словам из текста, иногда допускает ошибки;

² при чтении стихотворений выбирает правильную интонацию с помощью педагога.

 

Низкий уровень

Ребенок:

² не называет любимых художественных произведений, не может определить жанр названного или прочитанного произведения;

² называет не всех героев, пропускает основные события, о которых рассказывается в произведении;

² не может назвать ни одного варианта зачина и концовки ска­зок;

² не замечает в тексте выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы и т.д.);

² не может придумать вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.);

² не может придумать новое название рассказа или сказки;

² не может подобрать слова, близкие и противоположные по зна­чению, к словам из текста;

² не может выбрать правильную интонацию при чтении стихот­ворения, читает невыразительно, монотонно.

 

 

Задание 2

Изучение умений пересказывать литературные тексты

сюжетного характера

Анализ умений пересказывать литературные тексты производится на основе пересказа русской народной сказки «Крылатый, мохна­тый, да масленый» (см. I серию заданий «Выявление умений элемен­тарного анализа содержания и формы литературного произведения»).

Пересказы анализируются по следующим показателям:

1. Понимание текста — правильное формулирование основной мысли.

2. Структурирование текста — умение соблюдать последователь­ность изложения событий (пересказ сопоставляется со структурой текста).

3. Лексика — полнота использования лексики текста, замена ав­торских выразительных средств собственными.

4. Грамматика — правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.

5. Плавность речи — наличие или отсутствие длительных пауз.

6. Самостоятельность пересказа — наличие или отсутствие не­обходимости подсказок по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

 

Каждый показатель оценивается максимально в 2 балла. В сумме высшая оценка составляет 12 баллов.

Критерии оценки

Ребенок получает 2 балла, если:

# правильно воспроизводит текст произведения, передает основ­ную мысль;

# последовательно и точно строит пересказ;

# использует авторскую лексику, удачно заменяет ее собствен­ной;

# грамматически верно строит предложения разных типов;

# пересказывает без неоправданных длительных пауз;

# отсутствует необходимость в повторном чтении текста и подсказках педагога.

 

Ребенок получает 1 балл, если:

# допускает незначительные отклонения от текста, не нарушаю­щие основной смысл произведения;

# не нарушают логику произведения;

# не всегда пользуется авторской лексикой, ее замены собствен­ными конструкциями бывают неудачными;

# использует в основном простые предложения, в сложных предложениях допускает грамматические ошибки,

# пересказывает с небольшими паузами, но длительные паузы отсутствуют;

# требуется небольшое количество подсказок педагога.

 

Ребенок получает 0 баллов, если:

# неверно воспроизводит текст;

# нарушает его структуру;

# используемая лексика бедна;

# допускает грамматические ошибки;

# наблюдаются многочисленные паузы;

# существует необходимость в подсказках педагога.

 

Высокий уровень

Ребенок набирает 10 — 12 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 6 — 9 баллов.

Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 5 баллов.

 

 

Задание 3

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.