Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Антонимы, названные детьми



Имя ребёнка а б в г д е ж з и к
Анна П.                    
Игорь М.                    

 

Таблица № 3

Синонимы, названные детьми

 

Имя ребёнка а б в г д е ж з
Анна П.                
Игорь М.                

 

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за непра­вильный — 0 баллов. В сумме высшая оценка составляет 18 баллов.

 

Высокий уровень

Ребенок набирает 14 — 18 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 9—13 баллов.

Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 8 баллов.

 

 

Задание 6

Изучение особенностей понимания многозначности слов

Воспитатель: «Что бывает» или «О чем можно сказать»?

? молнии — ... (В небе, на одежде);

? лист —... (На котором пишут, который растет);

? плывет — (Человек, спортсмен, речка, вода, облако, лодка);

? тяжелый (-ая, -ое) - ... (Стол, человек, сердце);

? кран —... (Строительный, водопроводный).

 

Результаты, полученные в ходе выполнения задания, фиксиру­ются в таблице №4. Буквенные обозначения предъявляемого речево­го материала и графы таблицы совпадают.

Таблица № 4

Понимание многозначности слов

 

Имя ребёнка а б в г д
Андрей П.          
Марина Е..          

 

При анализе ответов детей учитываются следующие показатели:

² адекватность подобранных слов;

² количество подобранных слов.

Критерии оценки

2 балла - ребенок адекватно подбирает слова, количество подо­бранных слов к слову-стимулу не менее 3-х.

1 балл — ребенок подбирает к слову-стимулу 1-2 адекватных слова.

0 баллов — ребенок неадекватно подбирает слова.,

В сумме высшая оценка составляет 10 баллов.

Высокий уровень

Ребенок набирает 7 — 10 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 4 — 6 баллов.

Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 3 балла.

 

Задание 7

Изучение особенностей понимания смысловых оттенков значений слов

Особенности образования существительных с уменьшительно-лас­кательными суффиксами.

Воспитатель: Как можно сказать о руке, если это рука ребенка? Великана?

# рука — рученька — ручища;

# глаза- глазоньки — глазищи;

# ветер — ветерок — ветрище;

# усы — усики — усищи;

# дом — домик — домище.

 

Особенности различения смысловых оттенков глаголов.

Воспитатель: «Я начну, а ты закончи...»

# Машина подъехала к мосту через реку, а потом его... (Проехала по нему).

# Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него ...(Отошел).

# Утром гости пришли, а вечером... (Ушли).

 

Особенности выделения смысловых оттенков значений прилагатель­ных с помощью суффиксов.

Воспитатель: «Давай поиграем в игру «Как лучше сказать?» На­пример, этот человек храбрый, а этот храбрейший».

# Этот человек умный, а этот .... (Умнейший).

# Этот человек добрый, а этот .... (Добрейший).

# Этот человек красивый, а этот ... (Красивейший).

# Этот человек честный, а этот ... (Честнейший).

 

Результаты, полученные в ходе выполнения заданий, фиксиру­ются в таблице №5. Буквенные обозначения предъявляемого речево­го материала и графы таблицы совпадают.

Таблица № 5

Понимание смысловых оттенков значений слов

 

Имя ребёнка а б в г д е ж з и к л м
Вера Ш.                        
Нина Р.                        

 

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за непра­вильный — 0 баллов. В сумме высшая оценка составляет 12 баллов.

Высокий уровень

Ребенок набирает 9—12 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 5 — 8 баллов.

Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 4 балла.

Задание 8

Выявление умений использования образных средств в повседневном общении

Воспитатель наблюдает за речью детей в повседневном общении.

Вопросы для анализа речи детей

? Какие синтаксические конструкции использует ребенок в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложнопод­чиненные предложения).

? Использует ли в речи образные средства? Какие? Как часто? В каких видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками)?

 

Высокий уровень

Ребенок использует разнообразные синтаксические конструк­ции в речи (простые распространенные, сложносочиненные, слож­ноподчиненные предложения); употребляет образные средства язы­ка, как заимствованные из художественной литературы и речи взрослых, так и самостоятельно придуманные по аналогии с изве­стными, делает это в разных видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками) в зависимости от ситу­ации.

 

Средний уровень

Ребенок использует в речи как простые, так и сложные предло­жения, при употреблении сложных иногда допускает ошибки, ко­торые может самостоятельно исправить, если взрослый указывает на них; образные средства языка употребляет редко, в основном, в ситуациях учебной деятельности по просьбе взрослого.

 

Низкий уровень

Ребенок использует в речи в основном простые предложения, при употреблении сложных допускает ошибки, которые исправляет при помощи взрослого; образные средства языка не употребляет.

 

 

Задание 9

Определение умений придумывать новые слова

Воспитатель предлагает ребенку придумать название сказочного города, в котором всем весело, кличку щенку с длинными ушами.

Воспитатель: Почему так назвали Весельчака, какой он? Что зна­чит «нарукавник»?

При анализе ответов детей учитывается, насколько самостоятельно выполнено задание, умение использовать различные словообразо­вательные средства и понимать значения мотивированных слов, т.е. образованных от других.

 

Высокий уровень

Ребенок:

² самостоятельно придумывает новые слова с использованием различных словообразовательных средств;

² правильно понимает и может объяснить этимологию предлага­емых слов.

 

Средний уровень

Ребенок:

² придумывает новые слова с помощью взрослого;

² объясняет этимологию предлагаемых слов с подсказкой взрос­лого.

 

Низкий уровень

Ребенок:

² не может придумать новые слова, отказывается выполнять задание;

² не может объяснить происхождение слова даже с подсказкой взрослого.

Задание 10

Изучение особенностей понимания пословиц

Воспитатель предлагает каждому ребенку (индивидуально) по­слушать пословицу, повторить ее, затем ответить на вопросы:

? Как понимаешь эту пословицу? Когда говорят эту послови­цу? Когда нужно сказать эту пословицу? Как можно сказать об этом же, но по-другому?

 

Каждому ребенку последовательно предъявляется 3 пословицы:

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Труд кормит, а лень портит.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

 

Высокий уровень

Ребенок правильно понимает значение пословиц, улавливает как единичный, так и обобщенный смысл.

 

Средний уровень

Ребенок понимает единичный смысл пословиц, не понимает обобщенный, переносный смысл выражения. Например, ребенок понимает пословицу «Любишь кататься - люби и саночки возить» как поучение для тех, кто не любит возить санки в гору.

 

Низкий уровень

Ребенок демонстрирует неверное понимание смысла пословицы. Например, ребенок отказывается отвечать на вопросы или объясня­ет пословицу «За двумя зайцами погонишься, ни одного не пойма­ешь» — «Эту пословицу надо говорить охотнику. Чтобы убить 2-х зайцев, нужны две пули»-.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.