Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Постройки и архитектурные сооружения



Город.В древности земные карты отражали небесную топографию: карта мира, появившаяся за 2750 лет до Рождества Христова, состоит из концентрических кругов, аналогичных орбитам планет и окруженных внешней зоной, подобной зоне неподвижных звезд, расположенных над планетными небесами. Для того, чтобы город или здание стояли долго, требовалось восстановить мир вокруг этого нового центра Вселенной, то есть воспроизвести на его плане устройство мира, описанной в космогонических мифах (небесный свод поддерживают четыре кариатиды – части Земли, а сама она покоится на четырех столбах). Этим и объясняется, почему такое важное значение традиционно придавалось решению проблемы квадратуры круга – ведь она дала бы ключ к преобразованию небесных форм в формы земные. Поэтому обычно планы древних городов представляют собой прямоугольники или квадраты (последний также служил символом стабильности), и через них проходят два главных пути: с севера на юг и с запада на восток (в Риме их называли «кардо» и «декуманус»), пересекающиеся под прямым углом и связанные с небом и звездами. Фундамент закладывали в тот день, когда предзнаменования были счастливыми, а границы будущих стен обозначали бороздой плуга – таким образом, при строительстве городов главную роль играли земледельческие традиции.

Такие представления об устройстве мира, сходном с образом мандалы, и справляемые при этом обряды распространены повсеместно. Ярчайшим примером служит Пекин, сориентированный по четырем странам света и окруженный четырьмя храмами: Неба, Земли, Земледелия и Предков императорской династии, - которые символизируют собой основные элементы космоса и четыре небесных дворца. В центре расположен Императорский дворец – символ 5-го элемента, копия центрального дворца из китайской космогонии; его тронный зал представляет собой Северный полюс, откуда Полярная звезда смотрит на Юг. В Индии четырем кастам соответствуют четыре страны света. В древнееврейских дворцах 12 колен селились раздельно – по четырем группам из трех колен каждая. Символ небесного града – Вавилон земной – представлял собой гигантскую карту неба, огромный четырехугольник, окруженный стеной, ощетинившуюся 360 квадратными башнями - по числу градусов зодиака. (Каждый градус имеет свои функции и значение: существуют женские и мужские градусы, светлые и темные, дьявольские, почетные, пустые, скрытые и т.д., воплощающие собой символические ключевые образы). Египетские Фивы называли Сферой всей Земли. Краеугольные камни их стен размещены на четырех столбах. Они звучат на ветрах и поддерживают небесные свод, где обитает «тот, кто сокрыт».

Области, храмы, города имели свои небесные прототипы. (В Египте название местности давали, лишь определив соответствующую область в «небесных полях»). Скинию строили по небесному образцу, о котором Иегова поведал Моисею; прообразами вавилонских городов служили созвездия; небесный Иерусалим из Апокалипсиса, видимо, послужил моделью для Иерусалима земного; Царские города в Индии воспроизводят собой небесный город, обитель Всемирного Государя времен Золотого Века. Эти священные города считаются центрами мира, где повторяется акт Творения, перехода от Хаоса к Космосу, начинающегося из центра.

Лабиринт. Место, где легко затеряться, пасть духом, лабиринт ассоциируется с отчаянием тех, кто блуждает, не слыша своего внутреннего голоса, призывающего к духовности, или же тех, кто лишен понимания законов, религии. Он воплощается также неразбериху, трудности и испытания на пути посвящения, которые каждый человек должен преодолеть в поисках себя, центра собственной личности, где совершается второе рождение. Традиционно лабиринт предлагал три дороги: одна, ведущая в никуда; вторая состояла из множества поворотов, где легко потеряться; и третья – ведущая прямо на открытое свету пространство. (Мы встречаемся здесь с идеей спирали, мандалы, диаграммы, «закрученной» вокруг центра, которого достигает посвященный).

На духовном уровне возвращение к центру происходит с помощью мандалы и лабиринта. В полном объеме его достигает Бодхисаттва, получивший озарение свыше, - соединившись воедино с высшим сознанием, он восседает на алмазном троне, в идеальном центре мира в плоскости абсолютного.

Напоминанием лабиринта в мусульманском искусстве служит арабеска, использующая изобразительные возможности многообразных сочетаний линий и цветов.

Перекресток. Во всех традициях речь идет о памятниках, статуях, алтарях, камнях, построенных или размещенных человеком на перепутьях с целью снискать расположение божеств, которые их часто посещают. Так, грозную Гекату можно встретить на перекрестках с факелом в сопровождении полчищ злых духов и привидений. В Китае перекресток является местом избавления от злых духов с помощью колдуна.

Перекресток напоминает пересечение трансепта и нефа церкви, границу между малыми и большими таинствами, где странник должен сделать окончательный выбор цели пути и движущих мотивов. Центр перекрестка соответствует центру креста.

Являясь местом пересечения дорог, перекресток отражает момент одиночества лицом к лицу с собственной судьбой. Он приглашает путника остановиться и разобраться в своем положении перед тем, как принять решение, предполагает выбор и действие.

Пограничная точка в пространстве, перекресток воплощает также переход от одного мира в другой, от одного состояния к другому, от жизни к смерти. Перекресток – место встречи странствующих, поэтому он являет собой образ общественной жизни. На перекрестке не принято задерживаться: это лишь краткая «передышка» перед продолжением пути.

Камень. Будучи символами божественного присутствия и духовного влияния, камни заключали в себе защитные и оплодотворяющие силы: в Древней Греции вдоль дорог устанавливали защитные камни, хермаи, позже гермы, чье название связано с именем бога Гермеса; города сохраняли палладиумы; в основании Ковчега Завета лежал священный камень, а алтарь в христианских храмах до сих пор высекается из камня.

Средоточия божественных токов и космической энергии, камни обладают духовной силой, а значит и целительной мощью. Поэтому их использовали в религиозных и магических обрядах.

Благодаря своей твердости, камень (или скала) стал символом прочного и долговечного Фундамента, а значит веры в истины. (Христос назвал Симона Петром (камнем), имея в виду, что именно этот пророк станет основой Церкви Христовой). В средние века камни, используемые при сооружении соборов, считались живыми существами и символизировали собой членов христианской общины, соединенных в строительстве здания Веры. (По словам святого Бернарда, их объединяют Знание и Любовь). Каменные стены образуют своего рода магическую ограду, скрепляющую собой мир между людьми. Каждый камень – воплощение одной из добродетелей, без которой нельзя обойтись на пути посвящения: Милосердия, на котором построен божественный дворец; Смирения перед небесными сокровищами; Терпения, озаряющего нашу сущность; и Чистоты, придающую человеку необходимую твердость.

Наиболее почитаемая реликвия мусульман, черный камень Каабы, по-арабски хаджар аласвад, - камень Прощения: Когда Авраам получил его от Бога в награду за стойкость перед демонами-искусителями, этот камень был белым, однако за многие столетия стал черным, как ночь, от грехов миллионов верующих, - ведь достаточно было его поцеловать, чтобы очиститься от всех прегрешений. В день Воскрешения из мертвых Правая рука Бога, как называют этот камень, будет свидетельствовать в пользу верных мусульман, совершивших паломничество.

По очень древнему преданию, несоблюдение правил ритуала, сильные эмоции или присутствие при сверхъестественном событии превращают человека в камень, - следы этой легенды сохранились в Библии: это история с женой Лота, обратившейся в соляную статую.

Согласно древнему финскому сказанию, злые колдуны «правым роком» были превращены в камни. Каждый из них воскреснет один раз в век и вызовет заклинанием страшное наводнение, которое погубит грешные человеческие создания и погребет под собой их грешные дела. После совершения очистительного злодеяния колдун вновь обратится в камень.

Алхимики выражали три этапа получения Философского Камня (Великого Делания) в символах, позже заимствованных франкмасонами и означающих три образа этого камня.

В символике масонской ложи представлены неизменные сокровища, зеркально отражающие божественную природу:

- Четырехугольник, возвышающийся над крестом (винный камень, из которого философы способны извлечь чудодейственный состав). Это грубый, необработанный камень, и масоны в степени учеников должны его обтесать; он символизирует собой несовершенства духа и сердца, которые должен стремиться исправить масон, юную душу, недисциплинированный ум кандидата, все еще погруженного во мрак невежества.

- Гексаэдр, или кубический камень, - образ совершенства, которого должен достичь каждый ученик, символ человека уравновешенного, полностью владеющего собой, отвечающего требованиям духа, это символ души, стремящейся подняться к собственным истокам.

- Квадрат, находящийся под крестом, или пирамидальный кубический камень, или тетраэдр, соответствует Философскому камню (символу истинной Мудрости, интеллектуального и духовного совершенства, к которому должен стремиться член масонской ложи), или - полностью очищенной Соли (соль - символ мудрости, а соль крещения – духовной пищи и неподкупности), которая кристаллизует Ртуть (атрибут Гермеса) и закрепляет ее в активной Сере. (Для алхимиков сера – тепло земли, для мусульман-софистов – духовный акт, а для христиан – серный дождь, уничтожающий Содом, образ низменных страстей, пожирающих сердца нечестивцев и притупляющих их разум). Сера вместе с Солью и Ртутью представляет собой три алхимических начала, соответствующих Духу, Внутреннему миру, Расширению, центробежному движению. Эти начала обнаруживаются в любом теле, например, а Яйце: белок – это Ртуть, желток – Сера, а скорлупа – Соль.

У масонов Дикий, необработанный камень – это грубая нравственность. Хаос; кубический камень – нравственность «обработанная». Самосознание, самоусовершенствование называлась «работаю над диким камнем».

В Египте мягкий или обтесанный камень служил символом заблуждения или неверия. Он считался атрибутом дьявольского духа, основой всякой лжи - этот знак всегда изображали рядом с иероглифом Сета-Тифона, первопричины зла и заблуждения

Менгир. Известно множество древних скульптурных изображений, обладающих мужскими и женскими половыми признаками одновременно: боги и богини солнцестояний, двуглавые, смотрящие в разные стороны. Синкретизм (слитность) мужского и женского начала символизирует организацию материи в «исконные времена, когда, явившаяся из хаоса, она не была еще пропитана эфирной сущностью Создателя», т.е. дифференцирована. Самое древнее представление об андрогинности – менгир, символизирующий одновременно миг рождения нового солнца, или зимнее солнцестояние, и двуединство мужского и женского начала: силу – активное, плодотворное начало, с одной стороны, и материю – пассивное, рождающее начало, с другой. Этот символ, общий для большинства древних цивилизаций, встречается и в Индии, в виде лингама – вертикально установленного камня. Вертикально стоящие камни, которыми, по сути дела, являются колонны, обелиски и от которых, в свою очередь, произошли шпили готических храмов, служили символами Солнца, напоминая своей формой его лучи.

Менгир в сочетании с лежащим камнем для первобытных людей означал момент зарождения нового Солнца, то есть зимнего солнцестояния и считался воплощением божества. Менгир (символ весны, мужественности, силы) в сочетании с плоским камнем (женское начало, материя) – древнейшее изображение андрогинии.

Пирамида. Пирамиды существовали у ассирийцев, этрусков, мексиканцев, их можно встретить в Ирландии, Индии, Иране, Таиланде и т.д., самые знаменитые из них – египетские пирамиды. Пирамида – это каменная глыба, навсегда закрытая для внешних проявлений смерти, дверь, открытая внутрь, в потусторонний мир и его бесконечные возможности, геометрический и астрономический образ творения; цель ее, видимо, заключалась в том, чтобы обеспечить связь царственного покойника с Вселенной, предоставив в его распоряжение Меру всех вещей. Она служила символом огня, в котором происходит окончательное освобождение души: древние греки и кельты сжигали тела мертвых, а индусы делают это и по сей день, тогда как египтяне помещали их в пирамиды. Внешняя форма пирамиды символизирует восхождение, ведь в ее основании находится четырехугольник, стороны – треугольники, а вершина выражает единство, союз с Высшим существом.

Омфалос– центральная ось: Омфалосом называли большой священный камень, на котором стоял треножник Пифии в подземельях Дельфийского храма. Он символизировал собой плодородие земли и связывал воедино три мира (небо, землю и подземное царство) и три уровня существования.

В представлениях многих народов зарождение мира происходило через пуп божества: В индийском мифе греческий омфалос находит свое подобие в пупе Вишну, из которого пророс лотос проявленной Вселенной.

Как и космическое дерево, Полярная звезда (вокруг которой вращается небо), бетил (Священный камень в Древней Греции), гора, космический столб, обелиск, колокольня, пирамида и т.д., пуп – это центр, ось, соединяющая небо и землю; это также и духовный центр.

Кааба. Символ ислама, священный центр, пуп мира, трон халифа – бога на земле, Кааба – здание в форме куба, размещенное посередине двора Большой Мечети в Мекке и построенное таким образом, что четыре линии, исходящие из центра к углам, соответствуют четырем сторонам света.

Изначально построенная семитскими племенами, практиковавшими здесь жертвоприношения верблюдов, Кааба была храмом, посвященным семи планетам и 360-ти астральным богам (дни года), который эти племена привезли с собой на верблюжьих горбах (как евреи – Ковчег Завета). Поклонение состояло из заклинаний, сопровождаемых игрой в тамбурины, и сексуальных ритуалов, впоследствии упраздненных Магометом.

Покрываемая кисевой, ковром, каждый год торжественно доставляемых из Египта, Кааба имеет только один вход (выход) с Северо-Востока. Три внутренние колонны поддерживают крышу, а в углу, смотрящем на Восток, замурован черный камень, «аль хаджар аль асаад» (счастливый). В Каабе находятся и другие священные предметы: макам Ибрагим – камень, на котором Ибрагим отдыхал во время сооружения памятника; колодец Земзем напротив черного камня, над которым возвышается Куба. Каждый мусульманин должен по меньшей мере один раз в своей жизни совершить паломничество в Мекку. Тогда он становится Хаджи.

Ступа. Характерный для буддийской Индии монумент, служащий одновременно гробницей, хранилищем реликвий и кенотафом, ступа – знак космоса, синтез дхармы, закона, высшего слова, проявившегося в учении Будды, символом которого ступа поначалу и служила.

Как и тибетский шортен, ступа состоит из квадратного цоколя (символизирующего твердое основание Земли), на котором четыре ступени Знания ведут к Водному Шару, увенчанному Огненным Конусом. На вершине последнего находится Воздушное Блюдце, а еще выше вздымается Ось Мира (пылающая капля тибетцев), которая позволяет выйти из космоса в Эфир, символизируя собой Дух.

Ступа служит также символом этапов человеческой жизни: рождение и жизнь на земле (квадрат), обретение знания (ступени), жизненные испытания (конус) и уход – вхождение в Дух.

Зиккурат. Шумерские зиккураты представляли собой массивные башни из семи платформ, наложенных одна на другую, уменьшающихся к вершине и окрашенных в разные цвета; на верхней располагалось святилище, в которое нисходило божество, связывая таким образом небо и землю. Самые известные из этих Холмов Неба, или Гор Бога, - зиккураты Вавилона: Этеменанки, то есть Дом Семи Направлений Неба и Земли, расположенный над священной дорогой, и Э-еур-имин-ан-ки, стоявший в юго-западной части города.

Зиккурат, служивший одновременно сторожевой башней и защитным талисманом, представляет собой искусственную гору, построенную по определенному плану, каждая часть которой имела собственное символическое значение. Башня, сориентированная по четырем сторонам света, олицетворяла космос, а ее ярусы символизировали небеса семи планет и посвящались богам этих планет. Первый ярус, окрашенный в черный цвет, посвящался Сатурну; второй, оранжевого цвета, – Юпитеру; третий, красный, - Марсу; четвертый, цвета золота, - Солнцу; пятый, желтый, - Венере; шестой, голубой, - Меркурию; седьмой, серебряный, - Луне. На этажи и в святилище этой Благословенной башни ведет лестница в виде спирали (символ духовного развития), ступени которой были около 80 см в высоту. На середине подъема есть комната и скамьи, где могут присесть и отдохнуть те, кто решил добраться до самой вершины. В верхней башне расположено большое святилище, а в нем – широкое, богато украшенное ложе, рядом с которым стоит золотой стол. Каждое утро, на восходе Солнца, верующие поют гимн Огня, повернувшись лицом к светилу, поднимающемуся к вершине башни.

В Холме Неба соединяется символика лестницы и степеней посвящения. Восхождение на него паломника или жреца подобно путешествию к Центру Мира, наполняющему душу восторгом. Достигнув верхней террасы и попав в священное пространство, человек поднимается на совершенно новый уровень, возвышается над пространством скверны и вступает в «сферу чистоты».

Лестница. Синоним исполинского дерева, гигантская лестница – это путь сообщения между небом и землей. В своем космологическом значении лестница символизирует переход, соединяющий подземный мир, землю и небо. Ее вертикальные опоры воплощают двойственность Древа Познания и соответствуют двум колоннам дерева Сефирот в Каббале. Лестница фигурирует во многих обрядах посвящения. Спираль лестницы подобна спирали вокруг космической оси.

Символ постепенного восхождения, пересмотра ценностей, лестница воплощает переход из одной плоскости в другую, духовный путь сознания, которое проходит различные состояния. Эта эволюция, прежде всего, представлена лестницей шумерского письма, идеограммой «Литу», трактуемой в исторических текстах как «победа и сила». Лестница Иакова устанавливает связь между людьми и Богом, символизирует человека мыслящего, выступающего посредником между небом и землей. Философская лестница – это один из символов эзотерической доктрины персов: она имеет семь входов плюс восьмой; каждый из них сделан из особого металла, в зависимости от положения солнца, луны и других планет. Месопотамские зиккураты назывались небесными лестницами. В традициях шотландского масонства лестница представляет образовательную программу, идентичную программе средневековых университетов, состоящих из семи ступеней, называемых искусствами. Она подразумевала семь уровней, которые должен преодолеть испытуемый: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, музыка, геометрия, астрономия.

В гербах средневековья лестница указывала на силу, необходимую для взятия городов штурмом; рыцарь, который воспринимает небесные законы и заботится о соблюдении этих законов на земле, должен уметь подниматься по ступенькам лестницы и опускаться по ним.

Столсвязан с идеей объединения, совместной трапезы, общности (Круглый Стол Рыцарей Грааля). Символом раскрытия тайны служит изумрудный стол, или изумрудная скрижаль, - документ египетского происхождения, приписываемый Гермесу Трисмегисту и стоящий из 12 строф. В нем указываются символические соответствия знаков зодиака и отражение естественного развития вещей на всех планах бытия. Эта скрижаль служила путеводной нитью алхимиков в их исследованиях.

Храм. Первоначально храмом называли участок неба, который авгуры предназначали для наблюдений за пролетающими птицами – «вестниками богов». Позже так стали именовать и само здание, в котором производились эти наблюдения, точно повторяющее своими очертаниями «храм неба», или небесное пространство. Этрусские жрецы делили его на четыре сектора с помощью линий, пересекающихся под прямым углом над головой: кардо – по направлению с севера на юг, декуманус – с востока на запад. Каждый сектор, в свою очередь, делился еще на четыре части, и всего получалось 16 участков, на которых обитали 16 групп богов. В храме наблюдали за полетом птиц и толковали рисунок молнии. Эту классификацию позже переняли римляне, строившие на ее основе свои храмы и города.

Орфический храм представлял собой символ Солнечной системы. Он состоял только из колонн (без свода и стен), олицетворявших различные части Вселенной, подчиняющиеся огню – божественной сущности. В знак поклонения Солнцу в центре храма разводили костер, символ этого светила.

Древние персы, считавшие Вселенную храмом Бога, а Огонь – его символом, не имели ни храмов, ни алтарей. Они довольствовались круглыми помещениями, в которых разводили огонь в центре каменного круга. Так же выглядели и кельтские храмы.

Сориентированный по сторонам света, храм выступает, символом космоса, как и буддийская мандала: по ее образцу построены индусские и буддистские храмы. В Индии – так же, как в Китае и Японии, - храмы строятся в соответствии со строением Вселенной для обеспечения порядка в природных явлениях и в государстве в целом.

Таким образом, тот, кто с чистой совестью выполняет обряд магического передвижения по храму и обходит его, согласно предписанным правилам, обозревает механику движения мира. Достигнув святых мест, он преображается и отождествляет себя с первозданным единством. Но, если паперть храма доступна для всех, то непосвященные не могут пройти дальше перистиля (притвора церквей), где готовятся к своему второму рождению, даруемому крещением. Затем они поднимаются по ступеням, ведущим к порталу и символизирующим вознесение, восхождение к богу.

Образ и сжатое выражение Вселенной, Иерусалимский храм состоял из трех частей, соответствующим трем космическим сферам: двор его олицетворял собой нижние сферы, Святой Дом – Землю, а Святая Святых – Небо. Двенадцать месяцев в году были представлены двенадцатью ломтями хлеба (хлебами искупления) на столе; деканы (десятые части каждого из знаков зодиака, соответствующих одной из семи планет) – семьюдесятью подсвечниками в канделябре.

Христианский(католический) собор развернут к тому участку неба, где восходит Солнце в день праздника древнего божества, которое сменил собой, продолжив его традицию, христианский святой.

Кровля здания – это небесный покров, защищающий землю от слишком жгучих лучей Солнца. Ее черепицы – рыцари Всевышнего, которые сражаются с демонами. Остов – лес, опора внутренней жизни, даруемой Словом. Башни символизируют прелатов и проповедников, возвещающих о том, что еще не явилось взору людскому. Иногда башни служат также символами Солнца – прямого света, и Луны – света отраженного.

Колокольня отгоняет демонов и притягивает ангелов, а находящиеся на ней колокола, трепетная душа собора, придают ему звучную выразительность, эхом отражая псалмы, возносящиеся к куполу. Шпили, ведущие происхождение от обелисков, накапливают магические флюиды, тонкие энергии, которые заставляют церковь резонировать в унисон с небесными гармониями. Флюгеры в виде петухов отгоняют ночных демонов, символизируя собой Христа, который на заре пробуждается и правит миром.

Гаргульи, имеющие египетское происхождение, несут в себе двойную символику: они разгоняют тьму, ограждая здание от космических потрясений, и олицетворяют пороки и враждебные силы, мешающие человеку войти в святилище.

Во внутреннем убранстве собора неф символизирует Разум в его средневековом понимании, то есть всю совокупность законов, составляющих святые таинства. Плиточный пол – это вера и знание: в человеке ему соответствует смирение, то есть стремление к знанию. На полу изображен лабиринт – сложная фигура, представляющая собой небесный Иерусалим (по нему ползли на коленях, чтобы добраться до середины святого града). Черно-белая мозаика лабиринта напоминает о двойственности мира и призывает посвященного к примирению противоположностей.

Трансепт (поперечный неф) олицетворяет руки Христа: левую – восприимчивость к божественному, и правую – претворение его в жизнь. Стык трансепта и нефа – место соединения малых и больших таинств, где на человека нисходит откровение. ЗамОк свода (венец с пустотой в середине) – это небесный глаз, через который Бог опускает взор свой долу, а люди устремляют взгляд кверху, к Господу. Он напоминает венок из акации, которым в ходе древних обрядов посвящения отмечали окончательное принятие кандидата.

Витражи символизируют прозрачность, ясность и наполняют сердца верующих отфильтрованным и очищенным светом извне. Их розетки говорят о том, каким образом в таинственной розе рождается свет, и поясняют, как происходит двойное движение – центробежное и центростремительное, иначе говоря, они повторяют вечное движение космоса.

Свод, соединяющий в себе круг и квадрат, создает динамику сферы, такую же, как у небесного свода, и обращается вокруг самого себя, по образу небес, где вращаются планеты. Аркбутаны (наружные подпорные арки) символизируют Надежду, возвышающую дух человека к божественному дающую ему в то же время твердую опору. Они выражают собой все преходящее, на которое опирается духовное, чтобы достичь высшего расцвета.

Столбы и колонны воплощают простые добродетели; стрельчатые арки – тайну Троицы. Большая аркада, расположенная у входа на хоры, или триумфальная арка, которую сменил амвон, означает победу человека над своими внутренними врагами и дает ему доступ к самой потаенной части храма.

Клирос, который некогда отводился для танцовщиков на представлениях мистерий, - начало и конец собора, святая святых, совершенный образ сферы, геометрической фигуры, в которой дела Господа раскрываются во всей своей славе. А окружающая его галерея, по которой можно пройти вокруг центра, - символ вечного пути.

Главный алтарь – это сердце Всевышнего; к нему ведут три ступени, символизирующие собой три последовательных рождения посвящаемого.

Краеугольные камни в стенах (границы святого обиталища) символизируют членов христианской общины и Священное Писание, указывающее верный путь. Каждый из них воплощает одну из добродетелей: Милосердие, Смирение, Терпение и Чистоту.

Христианский (православный) храм строился или в виде креста, или в виде продолговатого корабля (ковчега). Такое устройство его означает, что он посвящен распятому на кресте Христу, и что церковь, подобно кораблю, помогает верующим переплыть море житейское и достигнуть тихой пристани в «царстве небесном». Если же храм строится в виде круга, то этим напоминает «вечность Церкви Христовой». На самом верху храма купол, а на куполе крест.

Внутри он состоит из трех частей. Первая часть от входа в храм называется притвором (здесь в древности находились оглашенные, кающиеся). Вторая часть составляет середину храма и служит местом для молитвы верующих во время богослужения. Третья часть называется алтарем и служит местом для совершающих богослужение.

Главный вход в храм почти всегда бывает с запада. Алтарь же, куда обращены взоры молящихся, помещается на востоке. Это делается как бы в знак того, что христиане от тьмы нечестия стремятся к свету истины. Восток служит символом света, добра, истины, а запад символом тьмы, зла и заблуждений. Иногда в одном храме бывает несколько алтарей, освященных в память того или другого священного события или в честь какого-либо из святых. Алтарь утроен выше средины храма для того, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Посреди алтаря находится святой престол, на котором невидимо присутствует Господь, как Царь и Владыка Церкви. Налево от престола, в северной части алтаря, стоит жертвенник. С правой стороны алтаря устраивается ризница, где хранятся ризы, или священные одежды, употребляемые при богослужении, а также церковные сосуды и книги, которыми совершается богослужение.

Алтарь отделяется о середины храма особенною перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В иконостасе - трое дверей, из которых средняя называется царскими вратами, потому что через них приходит сам царь небесный, Иисус Христос. За царскими вратами висит завеса, которая, смотря по ходу богослужения, отдергивается или задергивается. Двери направо от царских называются южными, а налево – северными. То алтарное возвышение, которое находится в средней части храма перед самым иконостасом, называется солеею. По обеим сторонам её находятся клиросы, то есть места для чтецов и певцов, а под клиросом обыкновенно ставятся хоругви. Средина солеи, прямо против царских врат, иногда делается выше и называется амвоном, то есть восхождением.

Византийский купол над храмом изображает собою свод небесный, покрывающий землю. (Напротив, готический шпиц выражает собою неудержимое стремление ввысь, подъемлющее от земли к небу каменные громады). И, наконец, наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся: кажется, что мы имеем перед собой как бы гигантскую свечу, горящую к небу.

Над храмом или рядом с ним с западной стороны устраивается колокольня, или звонница, где находятся колокола.

Дом (жилище).Дом – это центр мира, как и город, храм, дворец, первобытная хижина, которые являются копией Космической Горы, Мирового Дерева или центральной Колонны, поддерживающей космические уровни. Дом связан с идеей священного пространства, развивающегося вокруг очага – оси мира и освященного стенами этого дома. За его порогом простирается мирское пространство.

Образ Вселенной, воплощенная связь между небом и землей, дом располагается в соответствии с направлениями пространства, и его строительство – это повторение космогонии: ассирийско- вавилонские дворцы представляют собой мир, развивающийся вокруг королевского трона, уподобленного Омфалосу, центральной горе, Полярной Звезде, вокруг которых вращается мир. Изначально все жилища, все дворцы строились вокруг этой оси мира, обеспечивающей связь между тремя уровнями существования: подземным-адским, наземным и наземным-небесным.

Земляная хижина индейцев навайос (Новая Мексика и Аризона), или хоган, в точности воспроизводит план космоса: с выходом на восток, с восемью сторонами, воплощающими направления пространства, где каждая балка, каждое бревно соотносятся с элементами гигантского хогана земли и неба. У индейцев эта хижина – символ глубинной гармонии человека и мира, она напоминает человеку о скрытом пути совершенства, которому тот должен следовать в жизни.

Вигвам индейцев сиу имеет форму конуса, как и листья священного хлопчатника, и их хижина Танца-который-смотрит-на-небо является миром в миниатюре, а огонь, разведенный в ее центре, - это Вакан-Танка в мире. Ее окружают 28 столбиков, которые символизируют месячный лунный цикл.

Дом (калли) – это знак ацтекского зодиака, ассоциируемый с Западом, традицией и числом 3. Дом ацтеков строился вокруг очага, образа и воплощения «Старика Бога», бога огня. Три камня, между которыми разводился огонь, имели священный характер, так как они давали приют мистической силе бога.

Традиционный китайский дом (фанза), императорский дворец, поселение – имели квадратную основу. Символизирующую Землю, круглую крышу (Небо), связанную колоннами с их квадратным основанием, соответствующим восьми направлениям пространства, восьми горам, восьми ветрам, восьми триграммам и т.д.

Квадратный фундамент и круглый купол имеют мечети, мавзолеи и арабскиедома, расположенные вокруг сада, где бьют ключом фонтан, - своего рода напоминание об Эдеме.

Дворец –место обитания государя, ассоциируется с богатством, тайной, символизирует недоступность, недосягаемость для простых смертных. Это всегда центр мира – для той страны, где он расположен, соединение трех уровней – небесного, земного и подземного.

Замок. Окруженный стенами, укреплениями, с башнями и бастионами, труднодоступный замок является символом защиты. Являясь убежищем в случае опасности, он указывает на одиночество, изоляцию, зачастую необходимую в процессе духовного становления личности или физического созерцания. Замок олицетворяет также хвастовство, роскошь или же, наоборот, утрату всякой надежды (черный замок).

Арка. Во многих традициях прохождение под аркой из веток дерева означало избавление от болезней, скрытых врагов, привидений. Узкие двери с полукруглыми арками и сводами характерны для святых мест. Триумфальные арки, воздвигнутые на пути следования армий, представляют собой психологический раздел между оставшимися в живых и душами мертвых солдат.

Дверь –важная часть дома, символ перехода из одного места или состояния в другое, от света к тени. Так, подступы и входы в святилища (храмы, соборы и т.п.) – это своего рода приглашение разделить тайну, которую они в себе заключают. Переступая порог, верующий забывает о собственной личности и материальном мире и вступает в мир тишины и благоговения.

Открывающая доступ к убежищу, к теплу очага, дверь символизирует также обещание, контакты с людьми и внешним миром. Открытая, она манит к себе, сулит встречу, приглашает к открытию, - но может означать и заключение, изоляцию. Закрытая дверь символизирует отвержение, исключение, тайну, - но также и защиту от опасностей и невидимого.

Ключ имеет двойную символику: запирание (сокрытие, пленение, секрет и т.д.) и открывание (доступ к секрету и свободе). Символ мудрости, ключ наравне с палкой является атрибутом двуликого Януса, бога солнечных ворот, которые он открывает и закрывает во время солнцестояний; ключ выполняет также функцию проводника (палка), открывающего путь к посвящению.

Очаг – подобие Солнца, поскольку там горит огонь.

Ковер. Ковер в культуре мусульманского Востока – метафора райского сада. Он так же обилен цветами, ветвями и листьями, так же заботливо огорожен, как сад (ковер всегда имеет бордюр, а иногда двойной и тройной), так же аккуратно разбит на грядки и участки, размерен и расчислен, подчинен определенной системе пропорций, так же медленно течет время в его метрически расчлененном пространстве (если оно вообще не остановилось), так как «торопиться некуда». В ковре отчетливо выражена плоскость: ее создает и сплошной рисунок, и статичная композиция, и глубокий цвет, и ворсистая фактура. Ковер способен заменить стену, - недаром он был и остается строительным материалом для жилищ кочевников. И наоборот, стена может превратиться в ковер, что с ней постоянно происходит в архитектуре ислама. «Ковровость» – универсальная и вездесуща категория мусульманского искусства, а цветистость и узорчатость – основной признак ковровости. Мы найдем этот признак везде: в полихромии Каабы, главного храма Мекки, в затейливо орнаментированных страницах Корана, в металлических кувшинах и тканях для одежды, в народных сказках и стихах придворных поэтов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.