Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сказочные и мифические существа



Гаруда – волшебная птица индусов, символ бессмертия, солнечное божество. В индийской мифологии эта сказочная птица наделена прекрасными золотыми крыльями. На Руси ее называли Жар-птицей (воплощением бога Грозы Перуна), указывая на связь ее с небесным пламенем и вообще огнем: Перья Жар-птицы блистаю серебром и золотом, глаза светятся как кристалл, а сидит она в золотой клетке. В глубокую полночь прилетает она в сад и освещает его собою так ярко, как тысячи зажженных огней. Перу жар-птице, говорится в сказках, цена ни мало ни много – побольше целого царства, а самой птице и цены нет! Раскаты же грома и вой бури уподоблялись говору и пению птицы.

Гриф-птица. Греки представляли грифа с головой и крыльями орлиными, с туловищем, ногами и когтями льва. Такое представление попало и в русские сказки: Гриф-птица хватает мертвечину и вместе с нею переносит молодца через широкое море.

Дракон символизирует дух зла в христианских легендах и рыцарских преданиях; сраженный святым Михаилом, святым Георгием, святой Мартой и др., - олицетворяет борьбу между добром и злом. Он представлен в образе крылатого ящера со взглядом, мечущим молнии, и соединяет в себе три стихии: воздух, огонь и землю. Для алхимиков шесть положений Дракона символизируют этапы Великого Делания.

В Китае дракон (Лонг), олицетворяющий Императора, есть активное начало и соответствует гексаграмме Киен, шесть черточек которой означают этапы открытого проявления, в противоположность тигру, который правит Западом и смертью. Космология различает: драконов неба (символы небесной возрождающей силы), драконы духов, вызывающих дождь; драконов земли, который управляют реками и источниками; драконов – хранителей сокровищ. Ими правят четыре короля, властители четырех морей, окружающих землю. В высших сословиях церемониальная одежда различается по числу когтей дракона, представленных на ней. Только платье императора могло быть расшито изображениями драконов с пятью когтями, в одежде принцев драконы имели только по четыре когтя, в одеяниях других (вельмож и т.д.) – не более трех. Борьба двух драконов символизирует вечное движение космоса, противостояние антагонистических сил, которое обеспечивает жизненное развитие (как в природе, так и в человеке), разрешение противоречий (змеи кадуцея).

Единорог. Символика этого сказочного животного с телом лошади близка символике рога, олицетворяющего божественные силы и могущество. В Исходе сказано, что, когда Моисей спустился с горы, его голову украшали рога, ибо он возвысился до власти и господства. В древности изображения правителей также украшались рогами.

С рогом, фаллическим символом, связана тема плодородия и духовного оплодотворения, по своему значению он идентичен солнечному лучу, озарению, интуиции, интеллекту, божественному свету, который пронизывает дух человека.

Средневековая христианская традиция, утверждающая, что единорог может быть пойман только девственницей, сделала из этого животного символ чистоты и веры. Его рог, обладающий способностью удалять из организма яды, является частью церковных сокровищ (например, монастыря Сен-Дени).

В Древнем Китае единорог вместе с тремя другими сказочными животными – драконом, фениксом и черепахой – являлся животным доброго предзнаменования и символизировал счастье иметь детей (особенно сыновей) и доброту, так как он никогда не растаптывает живое существо, а также растущую траву.

Единорог – это вечно ускользающий идеал (или мечта), который всегда живет в человеческом сердце.

Козерог. Этот монстр, десятый знак зодиака, - наполовину козел, наполовину рыба, - посвященный пану в греческой мифологии, был вознесен на небо Зевсом и превратился в южное созвездие Козерога, появление которого предвещает зиму.

Сфинкс.Тетраморфы, т.е. фантастические существа с головой человека (андросфинксы), барана (криосфинксы), ястреба (иероцефалы), встречающиеся в культуре ассирийцев, египтян, персов, гиттитов и финикийцев, - не что иное, как солнечные божества. Ведь животные, части тела которых они заимствовали (лев, орел, бык), а также ангел символизировали страны света в индоевропейских культах Солнца.

У египтян сфинксы, властелины тайн, стояли у входа в святилища, «сохраняя их секреты и предупреждая входящих, что те не должны открывать высшее знание непосвященным». Они символизировали собой властителей и повелителей, которые, как и боги, были скрыты от глаз народа.

Феникс. Феникс – мифическая птица с алым оперением, обладавшая несравненной красотой. Прожив много столетий, она сожгла себя в пламени костра и возродилась из пепла. В средневековье эта птица служила символом бессмертия и воскресения Христа.

Приравнявшийся алхимиками к философской сере и к числу четыре (четыре элемента физического камня и четыре этапа трансмутации), феникс символизирует неизменность живого существа в его смерти, источнике самопроизвольных возрождений. Образ этой легендарной птицы как бы побуждает нас сжечь наши недостатки и возродиться из пепла прежнего человека.

В Египте феникс был символом солнечного цикла и проявлением души Ра, бога Солнца, связываемого с Гелиополисом, центром посвящения в жрецы культа этого божества.

В Китае феникс (фенг-хуанг) считает вторым из четырех легендарных священных животных, наделенных духовостью и соединяющих в себе Инь и Ян. Его тело символизирует пять человеческих достоинств: голова – добродетель, крылья – долг, спина – правильное поведение во время ритуалов, грудь – человечность, живот – надежность.

Даосы из-за окраски феникса называли его птицей киновари (киноварь – красное сернистое соединение ртути). На нем, как и на журавле, летали Бессмертные. Изображение феникса-самца символизирует счастье, а самки – императрицу. На открытке они означают пожелание счастья в супружеском союзе.

Химера. Описанный Гомером монстр, соединяющий в себе подобие козла, льва и змеи, изрыгающий огонь, химера символизировала творческие (козел), деструктивные (лев) и охранительные (змея) силы, объединяемые и приводимые в действие огнем – божественной сутью этих трех животных.

Великаны и карлики

Великан. Великан (как и монстр) – это воплощение страхов, тревоживших первобытных людей, страхов безликих и безымянных: страха злых духов, ураганов, небесного огня, цунами, опасности, несчастья, голода и, в первую очередь, смерти. В древности этим грозным врагам противопоставляли в качестве средства защиты магическую и оберегающую фигурку – подобие их же грозной внешности. (Ассирийские терафимы, безобразные и гигантские, с уродливым лицом, крыльями летучий мышей, хвостом ящерицы в огромной пасти; месопотамский талисман, представленный в виде монстра, призванного побеждать юго-западные ветры, со скелетоподобным лицом, рогами козла, когтями грифа, волосатым телом летучей мыши; гигантские изображения, выставляемые в китайских селениях по случаю предохранительных обрядов и т.д.). Их чучела невероятных размеров сохранились и используются в фольклорных обычаях многих стран.

Хтонические великаны мифологии, рожденные от Земли, такие как Титаны, восставшие против Зевса, символизируют отсутствие чувства меры, грубые земные силы и, следовательно, земные желания, восставшие против разума. Великан Атлант, побежденный и приговоренный к тому, чтобы держать на своих плечах мир, символизирует исход любого неистового желания. Персонаж, превращенный взглядом Медузы в камень, олицетворяет вытеснение из сознания чувства вины.

Циклопы - мифологически гиганты, у которых был всего один глаз посреди лба, целиком глотали людей; они выковали молнию, вспышку и гром, позволившие Зевсу завоевать небесных трон. Символ насилия, жестокости, ослепления. На космическим уровне циклопы воплощают темную область мироздания, - это образ инфернальных сил в ирландских легендах.

История Голема (человека-робота), искусственного живого существа, созданного благодаря силе священного Слова, должным образом употребленного, - была известна всем еврейским общинам средневековья. На изготовление Голема указывает книга Йезирах, так как его сотворение приравнивалось к божественному акту. Этот живой «терафим» - бесформенная масса красной глины, ожидающая конца своего совершенствования (близок символике медведя). Достаточно написать на лбу Голема слово «жизнь», как у него появится способность речи и движения, и он тот час же превратится в грозного великана. Маг должен немедленно все стереть со лба Голема, чтобы тот снова превратился в прах.

В тевтонских легендах и фольклоре карлики и гномы, спутники фей, обитатели пещер и гротов, в поте лица своего добывающие металлы из земли, связаны с символикой металла. В отличие от них, Нибелунги (буквально: сыны тумана) из скандинавской мифологии, обладатели несметных богатств, алчные и высокомерные карлики, символизируют собой жажду власти, манию величия и непомерные амбиции.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.