Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Дебора Глик (Deborah Glik)



Введение

 

Связь между участием в различных религиозных группах и состо­янием здоровья уже давно является предметом исследований (James, 1902, Durkheim, 1961(1912); Jung, 1933). В социологических исследо­ваниях эта связь неоднократно изучалась, главным образом, путем оп­роса (Stack, 1983; Peterson and Roy, 1985; Witter Stock Okun and Haring; Idlev, 1987). В области социологии религии, антропологии и психиат­рии углубленные клинические и этнографические исследования пока­зали, что участие в некоторых религиозных группах или практиках мо­жет иметь лечебный эффект (Kiev, 1964; Frank, 1973; Kleinmann, 1980; Ness, 1980; Pattison, 1980; Griffith, Mahy and Young, 1986). Описывае­мые здесь исследования являются продолжением традиции изучения эффектов воздействия исцеляющих ритуалов на состояние здоровья представителей различных религиозных групп.

Духовное или ритуальное религиозное целительство в последние несколько десятилетий получило широкое распространение в западных индустриальных обществах (Frank, 1973; Wallis and Morley, 1976; Bird and Reimer, 1982) и продолжает также оставаться важнейшей состав­ной частью систем здравоохранения в развивающихся странах (Kleinmann, 1980). В большом числе публикаций описываются систе­мы и ритуалы духовного целительства (Csordas, 1983; Easthope, 1985; Skultans, 1976; Griffith, Mahy and Young, 1986; Garrison, 1974; Pattison, Lapins and Doerr, 1973; Ness, 1980; Peacock, 1984; McGuire, 1988) и их роль в новых религиозных движениях (Fichter, 1975; Ellwood, 1979; Westley, 1983).

_____________

* Данный материал был представлен на ежегодной конференции американских социоло­гов религии (Вашингтон, 10 августа 1990 г.).

- 115 -

Обещание исцеления телесных, ментальных и духовных недугов привлекает людей в те группы, которые практикуют ритуалы исцеле­ния в большом разнообразии их вариантов. Одним из подходов к ис­следованию эффектов воздействия исцеляющих практик является на­блюдение в течение определенного времени за участниками религиоз­ных групп с целью оценки связанного с исцелением опыта. Хотя были предприняты определенные социологические исследования такого рода, направленные на выявление отношения представителей религиозных групп на процесс исцеления (Kleinmann, 1980; Sneck, 1981; Neitz, 1988; Poloma, 1984, 1987; McGuire, 1988), немногие из этих исследований оказались результативны или предполагали использование стандарти­зованных методов оценки состояния здоровья. В то же время достаточ­но широко, в том числе в популярной литературе, публикуются отчеты людей о полученном ими опыте исцеления (Levin and Corell, 1986). Несмотря на их определенную ценность, они не позволяют ни доста­точно полно выявить влияние исцеляющих ритуалов на представите­лей различных религиозных групп, ни определить связь между исцеля­ющими практиками и состоянием здоровья людей.

Клейнман и Санг (Kleinmann and Sung, 1979) и Клейнман (Klein­mann, 1980) описали «клиническую реальность» опыта болезни и ис­целения, увиденную глазами участников исцеляющих ритуалов. Иссле­дуя опыт исцеления, Клейнман описал, как исцеляющий ритуал помог людям справиться с болезнью, дистрессом и неблагоприятными вне­шними обстоятельствами. Отчеты участников исцеляющих ритуалов о болезни и выздоровлении, излагаемые с использованием культурально значимых символических систем тайваньской шаманской традиции, позволили очевидцам исцеляющего процесса сконструировать свою систему взглядов (Kleinmann, 1980). Однако данные последующих на­блюдений за состоянием участников ритуалов ограничиваются всего несколькими примерами; кроме того, названные исследователи не при­меняли никаких стандартизованных методов психологической оценки, для того чтобы подтвердить изменения в состоянии здоровья.

Аналогичным образом Финклер (Finkler, 1981) изучала постоян­ных участников мексиканских спиритуалистических групп. Она обна­ружила, что, несмотря на то, что симптомы болезней иногда даже уси­ливались, участники групп были склонны отрицать или минимизиро­вать ощущение дискомфорта. Фактически имела место общая тенденция

- 116 -

реструктурирования восприятия проявлений болезни. Эти выводы были, главным образом, основаны на данных качественного анализа, посколь­ку сбор данных и анализ результатов использования стандартизован­ных тестов (Корнельского медицинского опросника) имели кросс-сек­ционный, а не систематический характер.

Гриффин и его коллеги (Griffin et al., 1986) использовали стандар­тизованные психологические тесты (симптоматический опросник Хопкинса) для систематической оценки эффектов воздействия баптистско­го ритуала «оплакивания», который можно рассматривать в качестве разновидности исцеляющего ритуала. Эти исследователи обнаружили наличие значимых, измеряемых изменений в проявлении психологи­ческих симптомов у участников ритуалов. Тестирование проводилось непосредственно перед ритуалом и после него. Недостатками этого ис­следования можно считать небольшой размер группы, короткий отре­зок времени исследования, а также отсутствие попыток связать резуль­таты тестирования и субъективным восприятием своего состояния уча­стников ритуалов.

Являясь продолжением данной линии исследований, проведенная нами работа предполагала оценку как субъективных, так и объектив­ных индикаторов состояния здоровья и психического состояния рес­пондентов. Данное исследование проводилось на выборке из 170 чело­век, активно посещающих группы духовного целительства, располо­женные в одном из крупных городов Атлантического побережья США. В качестве индикаторов, связанных с исцелением изменений, выступа­ли: 1) отчеты респондентов о процессах и феноменах исцеления; 2) со­стояние здоровья, определяемое на основе самоотчетов; 3) данные про­ективных тестов. Все эти индикаторы анализировались с целью выяв­ления связи между заявлениями респондентов о достигнутом исцелении и сохраняющихся во времени психосоциальных изменениях. Основны­ми вопросами, на которые мы стремились ответить в процессе наших исследований, были следующие: в какой мере можно оценить субъективное. благополучие респондентов, являющееся одним из показателей состояния их здоровья? Какие индикаторы связанных с исцелением изменений обладают наибольшей чувствительностью? Результаты дан­ного исследования могут быть использованы для того, чтобы попытаться найти ответ на общий вопрос: какова природа исцеления, происходя­щего в ритуальном контексте?

- 117 -

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.