Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Значение формы в мандалах



 

Я кратко охарактеризую некоторые формы, присутствующие в мандалах. Центральная их часть, конечно же, является наиболее важ­ной: ее цвет и форма могут очень многое сказать о человеке. Если, на­пример, изображение в центре мандалы имеет вид эмбриона или чем-то его напоминает, это может указывать на неспособность человека справляться со стрессом. Напоминающую эмбрион форму часто мож­но увидеть в центре мандал, созданных алкоголиками, что отражает их повышенную ранимость и слабохарактерность.

Следует учесть, что изображения эмбриона в мандалах предпола­гают извилистые линии. Мандалы могут включать как извилистые, так и прямые линии. Первые обычно указывают на преобладание эмоций над разумом и тесно связаны с фемининностью. В отличие от извилис­тых линий, прямые указывают на преобладание рационального начала и более характерны для мужчин. Поэтому изображение звезды можно считать символом мужественности, а изображение цветка — женствен­ности. Пятиконечная звезда в середине мандалы — признак уверенно стоящего на ногах человека. Так же как и эмбрион, звезда может указы­вать на связь с материальным миром, физическим телом, однако звезда говорит о силе, в то время как изображение эмбриона — об уязвимости и слабости.

Крест в центре мандалы можно трактовать как крест (христианс­кую символику) или перекресток. Можно предполагать, что автор ри­сунка пребывает в состоянии нерешительности либо чувствует себя распятым. Нередко крест также ассоциируется с жертвой, и если он находится в центре, то может отражать состояние дезинтеграции, за которым следует формирование нового центра «я».

Расположенный в середине мандалы квадрат может соответство­вать в воображении пациента саду или двору. В этом случае следует спросить, является ли он открытым или закрытым. Если «вход» во

- 75 -

«двор» или «сад» закрыт, возможно, что автор рисунка переживает состояние стресса. В эзотерической традиции квадрат или куб являются обозначением земли и физического пространства. Если изобра­жен оранжевый квадрат, автор рисунка, возможно, в жизни пытается сопротивляться давлению, которое оказывается на него извне, со стороны социальных авторитетов. Если же у квадрата есть «вход» или «выход», его можно расценивать как дверь или ворота, через которые проходит энергия.

Треугольник в центре мандалы указывает на движение. Если тре­угольник направлен вершиной вверх, это признак активности и стрем­ления защитить свои интересы. Если же вершина треугольника направлена вниз, прогноз неблагоприятен: такой треугольник указывает на движение вниз, к земле, возможность смерти и разрушения. Сочетание треугольника, направленного вершиной вверх, с треугольником, направ­ленным вершиной вниз, формирует звезду Давида, сочетающую в себе созидательное начало с разрушительным.

Когда внешняя граница мандалы представлена цветной линией, это является благоприятным признаком. В случае отсутствия такой гра­ницы можно предполагать утрату психической целостности, поскольку мандала характеризует «я» ее автора; при этом то, что находится вне круга, ассоциируется с внешней по отношению к личности средой. Если же внешняя граница мандалы очень плотная, можно предполагать на­личие паранойяльной настроенности или стремление защитить хруп­кое «я». В то же время это может являться признаком интроспективной ориентации.

Обширное незакрашенное пространство в мандале свидетельству­ет о желании автора рисунка скрыть или подавить свои чувства. В соче­тании с едва заметной внешней границей круга это, однако, указывает на готовность к контактам.

Оценивая состояние автора мандалы, обратите внимание на раз­мер ее центра. Если он невелик, у автора можно предположить снижен­ную самооценку. Если же центр вовсе отсутствует, тогда не исключено, что вся мандала характеризует Эго автора. Если вся мандала раскраше­на ярко-оранжевым или желтым цветом, высока вероятность инфляции: это, в частности, характерно для маниакальной фазы маниакально-деп­рессивного психоза.

- 76 -

Общие рекомендации

 

В мандалах здоровых индивидов, как правило, присутствуют все основные цвета. Рассматривая мандалу, следует обратить внимание на то, какой из основных цветов отсутствует. Если в женских мандалах неизменно присутствуют оранжевый, желтый и красный цвета, но отсутствуют синий и голубой, можно предполагать наличие очень силь­ного animus, препятствующего развитию фемининных качеств женщи­ны. Если же мужчина при создании мандал не использует желтый цвет и пользуется в основном зеленым и синим цветами, можно предпола­гать, что его мужские качества недостаточно проявлены и что он слиш­ком пассивен.

Состояние каждого из нас может меняться, поэтому, используя мандалу как средство оценки процесса психического развития, следует быть готовым к тому, что характер изображения будет со временем ме­няться. Задача первичной оценки, которая зачастую происходит на ма­териале всего нескольких мандал, — определить, каково состояние че­ловека в данный момент, допуская при этом, что через некоторое время оно может стать другим. Было бы ошибочным на основе анализа ман­дал навешивать на людей ярлыки и рассматривать их рисунки как не­что неизменное. Мандала становится эффективным средством работы лишь в том случае, если мы рассматриваем ее как часть непрерывного процесса развития и изменений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.