Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Создание мандал в качестве психотерапевтического приема



 

«Такая психотерапия гибка, это не процедура, а приключение. Процесс работы заключается не в том, как это часто ошибочно думают, что доктор ищет, что с пациентом «не так», и затем говорит ему об этом, а в том, что пациент рассказывает доктору о своей жизни. Диалог пси­хотерапевта с пациентом удается ровно в той мере, в какой психотера­певт принимает то, что он слышит от пациента. Неважно, рассказывает ли пациент о чем-либо по настоянию доктора или по своей воле. Суть в том, что психотерапевт не пытается что-то разузнать о пациенте и за­тем его чему-то научить, но показывает пациенту, как, являясь живым организмом, он должен функционировать, причем эта демонстрация, посути, невербализуема» (Perlz, 1951, р. 15).

Наиболее важным в практике психотерапевтического использова­ния мандал является должное отношение психотерапевта к этому про­цессу. Что касается материалов, вам понадобятся: белая бумага форма­том 12 на 18, пастельные мелки (набор из 24, 36 или 48 цветов), бумажная тарелка 10,5 дюймов в диаметре и простой карандаш, чтобы ее обводить. В творческих, экспрессивных группах, где основной акцент делается не на диагностике, а на психотерапии, следует также иметь акварельные краски. Важно, чтобы бумажная тарелка была указанного выше размера, который примерно соответствует размеру головы чело­века, что способствует проявлению зеркального эффекта.

Практика показала, что создание медитативной, созерцательной атмосферы способствует успешности метода. Этим данная техника от­части напоминает ритуал. Любой полученный в результате рисунок ап­риори следует считать осмысленным, даже если в данный момент его смысл определить трудно. Это не означает, что смысл мандалы всегда глубок,однако уважение нужно проявлять к любым рисункам: оно ста-

- 27 -

нет свидетельством того, что участники данной практики вовлечены в своего рода сакральный акт, каковым является их диалог с самими со­бой. Они в определенном смысле должны в результате рисования мандалы «родить ребенка», и этот ребенок — их «я». Всякий раз, когда при этом затрагиваются травмы развития, они проявляются в работе. Как и на рентгеновских снимках, результат травмы проявляется не напрямую, а в присутствии / отсутствии тех или иных цветов, форм, линий и отно­шений между ними. Регулярное рисование мандал в группе создает ус­ловия для проявления самоисцеляющих возможностей психики. Часто бывает трудно сказать, какой момент процесса лечения был решающим для выздоровления. Как бы то ни было, его результаты проявляются в мандале в том, что пациент преодолевает фиксацию на ограниченном круге связанных с перенесенной травмой состояний и начинает осваи­вать новые формы опыта.

Я хотела бы рассказать о том, как я использую мандалы в своей работе с пациентами. Арт-терапия в больницах, как правило, прово­дится в группах. Я обычно работаю с группами до 15 человек, проводя сессии продолжительностью от двух до трех часов. Большинство моих пациентов имеют острые психические нарушения, многие из них полу­чают лекарства. Направление пациентов в группу, как правило, осуще­ствляется их лечащим врачом. Среди моих пациентов немало инвали­дов и лиц с низкой мотивацией к работе. Многим из них обстановка в арт-терапевтической группе сперва кажется необычной, поскольку в ней основное внимание уделяется изобразительным материалам и процес­су творчества, а не внешнему виду или поведению участников. В нашей культуре изобразительное искусство считается занятием, требую­щим специальной подготовки. Поэтому, знакомя пациентов с изобразительными материалами, я рассказываю им о других культурах, где нет художественных музеев и где люди своими руками создают барабаны, одеяла, одежду, различные ритуальные объекты, скульптуры из песка и т. д. В этих культурах изобразительное творчество часто является не только индивидуальным, но и семейным занятием. Люди занимаются им не только ради выживания, но и для того, чтобы удовлетворить при­сущую им потребность в создании красивых вещей.

Кроме пастели, красок и бумаги я раздаю участникам бумажные тарелки для обводки. Те, кто хочет работать самостоятельно, в том чис­ле дома, могут это сделать, однако я заметила, что практика создания

- 28 -

мандал более эффективно воздействует при работе в группе. Карл Юнг свое время обнаружил, что его пациенты в определенный момент пси­хотерапии спонтанно рисуют мандалы. Я даю пациентам возможность сделать это уже на начальном этапе лечения.

Вербальная инструкция по технике создания мандал, которая да­ется пациентам в арт-терапевтической группе, в большинстве случаев заключается в кратком сообщении того, что нужно сначала начертить круг а затем, начав с центра, заполнить изображением все его внутрен­нее пространство. Если пациент не имеет достаточной мотивации, даже такая простая инструкция будет им проигнорирована. В арт-терапии считается приемлемой любая созданная пациентами продукция. Веду­щий группы не учит участников рисовать, а помогает им найти свой уникальный способ коммуникации.

Большинство пациентов с готовностью используют предоставляе­мые им возможности творческого самовыражения посредством созда­ния мандалы, поскольку ее циркулярная форма служит той организую­щей структурой, которая помогает им преодолеть неуверенность и тре­вогу. Я часто говорю своим пациентам: «Нарисуйте что-нибудь в центре круга, на некоторое время сосредоточьтесь на этой части изображения, и она подскажет вам, что нарисовать дальше». В кабинете вскоре воца­ряется тишина, свидетельствуя об атмосфере глубокой внутренней ра­боты. Пока участники группы рисуют, я негромко рассказываю им о сакральной природе мандалы и ее многообразных значениях. Я говорю им об использовании мандал в церемониях исцеления, при создании витражей и строительстве храмов. Я подчеркиваю то, что мандалы со­здаются не профессиональными художниками, а любым, кто желает сконцентрировать свою жизненную энергию.

Создание мандалы, как правило, успокаивает пациентов, они слов­но на время забывают о словах «должен» и «могло бы быть» и погружа­ются в состояние созерцания. Продолжая обращаться к участникам груп­пы, я говорю им о том, что каждая мандала уникальна, что нет двух идентичных мандал и что даже созданные одним человеком мандалы с течением времени изменяются. Тем самым я знакомлю их с понятием процесса психических изменений.

Осознание пациентами того, что они являются частью этого про­цесса, стимулирует их к поиску новых форм. Работа становится сак­ральным актом, актом творчества; акцент делается на том, что пациен-

- 29 -

ты участвуют в создании того, что не существовало никогда раньше, и на том, что, если бы пациенты не создали свои мандалы, запечатлен­ные на них образы никогда бы не увидели свет. Когда пациенты делят­ся своими впечатлениями от работ, в группе воцаряется доверительная атмосфера. Сравнение своей и чужих работ изменяет их восприятие, в том, что раньше казалось им безобразным, они видят красоту. Кроме того, в каждой мандале присутствуют зачатки сотен новых мандал, что под­талкивает пациента к осознанию своих неисчерпаемых возможностей.

Таким образом, каждый полностью принимает работу другого как представляющую несомненную ценность и выражение его существа и его присутствия в группе. При правильном ходе терапевтического про­цесса мандала каждого участника воспринимается остальными как от­ражение своего создателя, как моментальный снимок процесса изме­нения, происходящего в нем, как живой организм.

По мере продолжения работы процесс создания мандал «затягива­ет» пациентов, в них просыпается все больший интерес к этому делу. Когда это происходит, я предлагаю участникам группы развесить свои работы там, где они смогут часто их видеть, и после этого перехожу к обсуждению. Мы говорим об изменениях, которые уже проявились в мандалах участников и могут проявиться в них в будущем: появлении новых цветов, новых форм, выражающих те или иные аспекты личнос­ти. Подобные обсуждения вызывают у пациентов большой интерес и способствуют активизации у них внутреннего диалога.

В процессе обсуждения рисунков участников я часто использую метафоры. Я говорю о священных аспектах творческого процесса, о кру­ге как магическом сосуде и красках как творческом огне. Иногда я при­влекаю ассоциации с лингамом и йони, но чаще предпочитаю избегать фрейдистского толкования изображений, большей степени акцентируя магические аспекты творчества. Часто я объясняю, что в творческом акте происходит взаимодействие активных и рецептивных свойств психики. Сессия продолжается до тех пор, пока все участники не разместят свои работы на стене; если же кто-то еще не готов это сделать, я разрешаю ему взять свой рисунок в палату и некоторое время на нем помедитировать. Как ни странно, большинство пациентов охотно вывешивают свои ри­сунки, особенно после моего рассказа о Мистическом Теле — групповом «я», в котором каждый участник представляет собой живую клетку, обладающую уникальной структурой и сознанием.

- 30 -

Иногда бывает полезно напомнить собравшимся, что лучше быть живой клеткой печени, чем синтетической «клеткой» искусственного сердца. Так я подчеркиваю необходимость быть верным самому себе. В этих словах, конечно, есть что-то от проповеди, но, по сути, они пред­ставляют собой метафорический способ коммуникации с членами группы который ими с готовностью воспринимается. Я не обсуждаю е участниками вопросов, которые обычно являются предметом беседы при вербальной психотерапии. На первый взгляд может даже показаться, что никакой психотерапии не происходит, но это не так. Просто в арт-терапии работа происходит на тех уровнях сознания, содержание которых бывает сложно артикулировать. Эта работа включает, прежде всего, утверждение ценности каждого и стимуляцию членов группы к тому, чтобы они воспринимали свои работы как зеркало своего состояния и воздерживались от критических оценок.

Некоторым их работы не нравятся. Такому участнику нужно помочь осознать, что в данном случае факт самовыражения важнее, чем соответствие продукции эстетическим критериям. Осознание пациен­том того, что в следующий раз он сможет нарисовать другую мандалу, более точно отражающую его состояние и потребности, способствует его вовлечению в психотерапевтический процесс.

У пациентов иногда возникает ощущение, что не они создают ман­далу, а мандала создает их, или что, создавая мандалы, они создают себя. Это осознание помогает им глубже анализировать свои и чужие работы.

Мандала может рассматриваться как сосуд, который вмещает в себя все содержание психики — как сознания, так и бессознательного. Даже отсутствие в мандале того или иного цвета может многое сказать о вытеснении определенных переживаний.

Благодаря глубокому сосредоточению, которое достигается учас­тниками в процессе создания мандал, у них могут развиваться изме­ненные состояния сознания, в частности состояние, близкое к гипнотическому. В этом случае мандала начинает восприниматься иначе, чем в состоянии бодрствования. При этом высока вероятность проявления неосознаваемого материала, который позже, в ходе обсуждения, может быть подвергнут сознательной оценке.

В ходе создания мандалы задействуются как активные, так и ре­цептивные аспекты психики и проявляются те ее качества, которые обычно не проявлены. Ценность рисования мандал заключается в их

- 31 -

стимулирующем воздействии на психическую жизнь. Независимо от того, нравится человеку или нет выполненная им работа, он все равно создал что-то новое. Правда, чтобы он это осознал, его восприятие реальности и самого себя должно измениться.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.