1. Совершенствование управления школой и ее учеб но-воспитательной работой как важнейшая предпо сылка повышения качества обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основ ные принципы их деятельности.
2. Повышение роли совета школы в совершенство вании учебно-воспитательного процесса. Демократи зация и гласность в руководстве школой.
3. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспи тательной работой.
4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча.
5. Организация и совершенствование учебно-вос питательной работы и контроль за ее качеством.
6. Руководство внеклассной и внешкольной учеб но-воспитательной работой.
7. Организация помощи в деятельности ученичес кого самоуправления и общественных организаций в школе.
8. Организация работы с родителями учащихся.
9. Годовой план учебно-воспитательной работы школы.
1. Совершенствование управления школой и ее учебно-воспитательной работой как важнейшая предпосылка повышения качества обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности. Школа — исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его звено и подразделение будут действовать слаженно и эффективно. Трудно, например, добиваться высоких результатов в обучении и воспитании, если педагогический коллектив школы не будет иметь единой линии и согласованности в работе, если он не будет сплочен четко очерченными целями. Не менее важное значение имеет правильно организованное взаимодействие всех звеньев ученического коллектива, степень его влияния на учебу и поведение школьников. Все это свидетельствует об огромной роли разработки научных основ управления школой и ее учебно-воспитательной работой.
Весьма многообразной является структура управленческих органов в школе. Условно их можно разделить на три группы.
Первую группу составляют органы коллегиального управления школой — общешкольная конференция представителей учащихся, работников школы, родителей, а также подчиняющийся ей совет школы.
Вторую группу составляют должностные лица школы, осуществляющие руководство всеми ее звеньями и подразделениями. Это — директор школы, его заместители по учебной и воспитательной работе, помощник директора по хозяйственной работе и др.
Третья группа включает в себя управленческие органы различных общественных организаций учащихся (учком), учителей (профком, методические секции и т.д.), а также родителей (родительский комитет и др.).
Наличие такой разветвленной структуры управленческих органов в школе требует организации их правильного взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций. Все это обусловило необходимость определения основных принципов их руководящей деятельности. К ним относятся:
— координация, согласованность решений и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе при планировании предстоящей работы, определении ее ведущих задач и их эффективном решении;
— демократизм и гласность в осуществлении всеми должностными лицами школы своих руководящих функ ций; опора на общественное мнение учителей и учащихся, а также родителей; выборность руководящих органов;
—персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей, воспитате лей групп продленного дня за успешное выполнение своих должностных функций;
—умение выделять главные проблемы в работе школы и концентрировать усилия педагогов и учащихся на их решении;
—поддержание благожелательного психологического микроклимата в школе, основанного на высокой ответ ственности, творческой инициативе, принципиальности и сознательном отношении каждого к своей работе;
- тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принятых в школе решений по совершенствованию учебно-воспитательной работы;
— поощрение педагогического творчества и инноваци онных поисков в повышении качества учебно-воспита тельного процесса, стимулирование учителей к овладе нию передовым педагогическим опытом.
2. Повышение роли совета школы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Демократизация и гласность в руководстве школой.В создании творческой атмосферы и здорового психологического микроклимата в школе огромная роль принадлежит совету школы. Совет является органом коллегиального управления школьными делами, принимает активное участие в решении важнейших вопросов совершенствования обучения и воспитания учащихся. Его функции и содержание работы регламентируются специальным положением о совете средней общеобразовательной школы.
Высшим руководящим органом школы является общешкольная конференция представителей учителей, учащихся, родителей и общественности в равном количестве от каждой категории. Конференция утверждает устав школы и вносит в него необходимые изменения, разрабатывает основные направления совершенствования и развития школы, повышения качества и эффективности учебно-воспитательной работы; осуществляет поиски дополнительных финансовых средств и укрепление материально-технической базы школы; при необходимости
создает временные или постоянные комиссии по различным направлениям деятельности школы и устанавливает их полномочия. Конференция созывается советом школы не реже одного раза в год.
В период между конференциями в роли высшего органа выступает совет школы, в который входят представители (одна треть) педагогических работников, учащихся средних и старших классов, родителей и общественности.
- представляет совместно с директором интересы школы в государственных и общественных органах, а также интересы учащихся, обеспечивая социальную за щиту несовершеннолетних;
—определяет на основе представленных методическим (педагогическим) советом школы материалов содержание, методы, средства и формы организации обучения и вос питания учащихся (учебные планы, программы, профи ли дифференциации обучения, трудовой подготовки и т.д.), обеспечивая при этом достижение государственно го уровня требований к образованию;
—устанавливает режим работы школы;
—осуществляет контроль за подбором и расстановкой педагогических и других кадров школы;
— проводит аттестацию педагогических работников школы, вносит предложения в квалификационную ко миссию при органах народного образования о присвое нии учителям квалификационных категорий;
— поддерживает общественные инициативы и иннова ционные поиски по совершенствованию и развитию обу чения и воспитания;
- контролирует рациональное расходование бюджетных ассигнований на школу, формирует собственный мате риальный фонд школы;
—заслушивает отчеты о работе отдельных учителей, директора школы, его заместителей, вносит на рассмот рение конференции предложения о продлении или пре кращении их полномочий;
—ограждает работников школы и администрацию от необоснованного вмешательства в их профессиональную и должностную деятельность.
Совет школы работает в тесном контакте с администрацией и общественными организациями школы на
основе принципов демократизма, гласности и широкого оповещения о своей деятельности учащихся, учителей и общественности.
3. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой. Определяющую роль в организации и руководстве учебно-воспитательной работой школы играет директор. На должность директора школы назначаются органами образования или избираются конференцией совета школы лучшие учителя, владеющие организаторскими способностями, имеющие необходимую педагогическую квалификацию и стаж практической педагогической работы не менее трех лет. К важнейшим функциональным обязанностям директора школы относятся:
—руководство педагогическим коллективом, обеспе чение правильного подбора и расстановки кадров, созда ние необходимых условий для повышения их научно-те оретического и психолого-педагогического уровня и сти мулирования педагогического творчества учителей;
—контроль за ходом обучения, качеством знаний и поведением учащихся, содержанием и организацией вне классной и внешкольной работы;
—организация работы по профессиональной ориента ции учащихся;
—активизация деятельности ученического самоуправ ления, взаимодействие с общественными организациями учителей и учащихся;
—установление в соответствии с трудовым законода тельством, правилами внутреннего распорядка и уставом школы круга обязанностей работников школы;
—поддержание связей с местными общественными организациями, базовыми предприятиями;
—организация работы с родителями учащихся;
—укрепление учебно-материальной базы школы;
—поддержание необходимого санитарно-гигиеничес кого режима в школе, охрана труда и соблюдение техни ки безопасности в процессе учебных занятий и других видов деятельности учащихся, учителей и обслуживаю щего персонала школы;
—прием на работу и увольнение с работы обслужива ющего персонала школы;
—представление учителей и других работников школы по согласованности с советом школы к мерам поощрения и наградам.
Под непосредственным руководством директора школы работают его заместители по учебной и воспитательной работе и другие должностные лица, на которых возлагается руководство отдельными участками школьной работы. Так, заместитель директора по учебно-воспитательной работе отвечает за организацию учебно-воспитательного процесса, выполнение учебных программ, качество преподавания и знаний учащихся, осуществляет контроль за ходом урочных и других видов учебных занятий, поведением школьников, регулирует их учебную нагрузку, составляет расписание занятий, готовит отчеты об учебно-воспитательной работе школы.
В обязанности заместителя директора по воспитательной работе входит организация и участие в проведении внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности учащихся, инструктирование классных руководителей и воспитателей групп продленного дня и оказание им помощи в воспитательной работе, а также поддержание деловых контактов с внешкольными образовательно-воспитательными учреждениями, комиссиями содействия семье и школе.
В условиях обновления и реформирования всех сфер производственно-экономических отношений, политики, образования и культуры значительно повышаются требования к руководителю школы. Директор школы, его заместители должны сочетать в себе глубокую педагогическую образованность и компетентность, деловитость и дисциплину, высокую служебную ответственность, инициативный и творческий подход к выполнению своих обязанностей.
4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча. В нашей республике предусмотрено осуществление обязательного девятилетнего образования подрастающих поколений. Решение этой важной государственной задачи должно занимать видное место в работе директора, его заместителей и всего педагогического коллектива школы.
Каждая школа имеет свой микрорайон, в пределах которого она отвечает за осуществление обязательного обучения детей, подростков. В школе ведется журнал учета движения учащихся, который заполняется на основе данных школы и местных советов (домоуправлений).
Выполнение закона об образовании требует также разъяснительной работы среди родителей и молодежи о путях получения образования. С этой целью школа
организует родительские собрания, проводит беседы, организует лекции и доклады, коллективные и индивидуальные консультации для родителей и учащихся по профессиональной ориентации.
Большое место занимают вопросы расширения и укрепления учебно-материальной базы школы. С помощью шефствующих предприятий учителя оборудуют учебные кабинеты, создают фонд учебников и учебных пособий для бесплатного пользования учащимися, укрепляют базу трудового обучения и воспитания, организуют горячее питание и т.д. В сельской местности актуальными являются вопросы подвоза учащихся в школу из отдаленных населенных пунктов или же организации школьных интернатов.
5. Организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качеством. Кардинальной проблемой руководства школой со стороны директора и его заместителей является организация и совершенствование учебно-воспитательного процесса и осуществление контроля за его качеством. Ее решение включает в себя целую совокупность вопросов.
Исключительно важное значение имеет научно обоснованное планирование учебных занятий. До начала учебного года директор школы и его заместитель по учебно-воспитательной работе организуют разработку учителями календарных (или тематических) планов изучения программного материала и их обсуждение в предметных комиссиях (методических секциях). Особое внимание следует обращать на глубокое изучение учителями объяснительных записок и содержания программ. При методической помощи заместителя директора по воспитательной работе планируют свою работу классные руководители. Им же составляется план-график работы предметных кружков и других форм внеклассных занятий.
Большое значение имеет продуманное и научно обоснованное расписание занятий, которое составляется заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором. Первыми — третьими часами в нем должны быть занятия по более трудным предметам — математике, физике, химии и языкам. Письменные уроки целесообразно чередовать с устными. Учитывается также рациональная организация учебной работы учителей, в частности, нужно сводить к минимуму так называемые "форточки" в их урочных занятиях. В дни, когда классные руководители проводят "воспитательные часы", их уроки обычно ставятся к концу рабочего дня.
Следовательно, начало нового учебного года связано с проведением разнообразной организационно-педагогической работы, которую нужно обязательно закончить до 1 сентября с тем, чтобы весь сложный механизм учебно-воспитательного процесса быстро входил в нормальный ритм.
Не менее существенное значение имеет осуществление контроля со стороны директора школы и его заместителей за ходом учебно-воспитательного процесса, его содержанием и методическим совершенствованием. Контрольное посещение уроков и внеклассных мероприятий предполагает: а) изучение и анализ их научно-методического содержания; б) решение учителями наиболее важных учебно-воспитательных задач в системе урочных занятий, например, их работа по активизации познавательной деятельности учащихся, совершенствованию самостоятельной учебной работы, осуществление технического обучения на уроках; моральное воспитание и т.д.; в) выявление и распространение передового педагогического опыта; г) изучение качества знаний школьников; д) определение содержательной и воспитательной действенности внеклассных мероприятий и т.д.
Многообразие задач контроля требует определенной системы в его осуществлении. С этой точки зрения выделяют различные виды контроля. Так, по своей целевой направленности контроль бывает предупредительный и текущий. Предупредительный контроль обычно применяется в работе с начинающими и вновь прибывшими в школу учителями и имеет своей задачей общее ознакомление с их педагогической подготовкой и методическими умениями. Текущий контроль осуществляется в порядке стимулирования качества учебно-воспитательной работы учителей и классных руководителей. Оценки их педагогической деятельности и оказания им необходимой методической помощи.
В зависимости от содержания контроль бывает фронтальный и тематический. В чем заключается их сущность?
При фронтальном контроле изучается работа нескольких учителей или всего педагогического коллектива по решению всех основных задач обучения и воспитания. В этом случае уроки учителей, которые посещают директор школы и его заместители, анализируются с точки зрения их содержания, методической организации и воспитательной направленности, а также качества знаний и поведения учащихся.
При тематическом же контроле изучению и анализу подвергается какая-то одна сторона учебного процесса или внеклассной работы. Например, может изучаться уме-
ние учителя осуществлять на уроках развивающее обучение или моральное воспитание и т.д. Равным образом при контроле внеклассной работы могут выделяться такие вопросы, как качество индивидуального воспитания учащихся классными руководителями, состояние общественно полезного труда и др. Естественно, что оба вида контроля должны сочетаться и дополнять друг друга.
Посещая урочные и внеклассные занятия, руководители школы в специальном журнале ведут записи своих замечаний, делают выводы, а затем сообщают их учителям и классным руководителям. При этом необходимо сохранять объективность, деликатность и такт, чтобы проводимый анализ занятий не обидел учителя, а, наоборот, побуждал его к улучшению своей работы.
В совершенствовании учебно-воспитательного процесса существенное значение имеет содержательное проведение методической работы с учителями и внедрение научной организации педагогического труда (НОПТ). Основная цель методических мероприятий и НОПТ состоит в углублении теоретической подготовки и повышении педагогического мастерства учителей, а также рациональной организации и более эффективном использовании их рабочего времени. Для проведения методической работы учителя близких по содержанию предметов объединяются в предметные комиссии (секции), которые возглавляют более квалифицированные методисты. Отдельную методическую комиссию (секцию), которую обычно возглавляет заместитель директора по воспитательной работе, составляют классные руководители.
В школьной практике сложились следующие формы методической работы: подготовка и обсуждение докладов (рефератов) учителей и классных руководителей по важнейшим вопросам обучения и воспитания учащихся (активизация познавательной деятельности школьников, формирование научных понятий, умственное развитие учащихся в процессе обучения, стимулирование познавательных потребностей, укрепление личного достоинства школьников в коллективе и т.д.); коллективное посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий; обсуждение новинок психолого-педагогической литературы; проведение научно-методических конференций; обмен опытом работы; изучение передового педагогического опыта. В последние годы получает распространение своеобразная форма наставничества, когда более опытные учителя шефствуют над молодыми педагогами, передавая им свои достижения в обучении, приглашая их на свои уроки, делая их совместный анализ.
Директор школы и его заместители обязаны заботиться о НОПТ, в том числе строго регламентировать различные заседания и совещания с учителями, уменьшая их количество и уплотняя время на их проведение. НОПТ включает в себя также четкую организацию дополнительных занятий с учащимися, совершенствование проверки тетрадей, четкое определение должностных функций и т.д. Следует всячески увеличивать свободное время учителей с тем, чтобы они могли заниматься самообразованием, читать литературу, знакомиться с новинками психологии и педагогики, посещать культурно-массовые мероприятия.
6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно- воспитательной работой. На что же должны направляться усилия руководства и педагогического коллектива школы при организации внеклассной и внешкольной воспитатель ной работы? Во-первых, на разносторонность ее содержа ния и общественную направленность. Нужно, чтобы она охватывала умственное, физическое, нравственное, эстети ческое и трудовое воспитание учащихся и была пронизана патриотизмом, стремлением приносить пользу Родине, лю дям. Во-вторых, на использование ее массовых форм как для воспитания школьников, так и для разумной и содержатель ной организации их свободного времени. В-третъих, на ох ват всех учащихся внеклассной и внешкольной работой. В-четвертых, на развитие общественных интересов, актив ности и самодеятельности учащихся. С учетом этих положе ний педагогический коллектив совместно с общественными организациями разрабатывает систему внеклассных и вне школьных мероприятий, определяет ответственность за их подготовку и проведение, а руководство школы оказывает методическую помощь учителям и осуществляет контроль за качеством работы.
7. Организация помощи в деятельности ученичес кого самоуправления и общественных организаций в школе. В управлении школой большое место занимает помощь в деятельности органов ученического самоуправ ления и общественных организаций школьников. Эта помощь осуществляется следующими путями:
— директор школы, его заместители и педагогический коллектив в целом принимают участие в подборе кандидатур для избрания в состав ученического комитета. Речь идет о том, что педагоги вместе с активистами обсужда: ют предложения о целесообразности избрания тех или
иных школьников в состав ученического самоуправления, дают им свои советы, не навязывая, однако, своей воли и учитывая мнение учащихся;
—директор школы вместе со своими заместителями, а также классными руководителями учат активистов выпол нять порученную общественную работу, проводят по этим вопросам инструктивно-методические совещания ("Об обя занностях активистов", "Как готовить и проводить учени ческие собрания", "Как организовать общественную работу учащихся" и т.д.), налаживает обмен опытом работы;
—директор школы, его заместители и учителя дают свои советы о планировании работы ученического коми тета и других органов самоуправления, совместно обсуж дают намеченные мероприятия;
—руководство школы, классные руководители и учителя оказывают помощь в подготовке и проведении мероприятий других общественных организаций учащихся (спортклуба, экологического общества и др.), участвуют в их работе.