Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ И РУКОВОДСТВО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ



1. Совершенствование управления школой и ее учеб­
но-воспитательной работой как важнейшая предпо­
сылка повышения качества обучения и воспитания.
Структура управленческих органов в школе и основ­
ные принципы их деятельности.

2. Повышение роли совета школы в совершенство­
вании учебно-воспитательного процесса. Демократи­
зация и гласность в руководстве школой.

3. Функциональные обязанности должностных лиц
школы по организации и руководству учебно-воспи­
тательной работой.

4. Работа директора и педагогического коллектива
школы по обеспечению всеобуча.

 

5. Организация и совершенствование учебно-вос­
питательной работы и контроль за ее качеством.

6. Руководство внеклассной и внешкольной учеб­
но-воспитательной работой.

7. Организация помощи в деятельности ученичес­
кого самоуправления и общественных организаций в
школе.

8. Организация работы с родителями учащихся.

9. Годовой план учебно-воспитательной работы
школы.


1. Совершенствование управления школой и ее учеб­но-воспитательной работой как важнейшая предпо­сылка повышения качества обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основ­ные принципы их деятельности. Школа — исключитель­но сложный и весьма разветвленный по своей внутрен­ней структуре механизм, который может успешно функ­ционировать только при условии, если каждое его звено и подразделение будут действовать слаженно и эффек­тивно. Трудно, например, добиваться высоких результа­тов в обучении и воспитании, если педагогический кол­лектив школы не будет иметь единой линии и согласо­ванности в работе, если он не будет сплочен четко очер­ченными целями. Не менее важное значение имеет пра­вильно организованное взаимодействие всех звеньев уче­нического коллектива, степень его влияния на учебу и поведение школьников. Все это свидетельствует об ог­ромной роли разработки научных основ управления шко­лой и ее учебно-воспитательной работой.

Весьма многообразной является структура управленческих органов в школе. Условно их можно разделить на три группы.

Первую группу составляют органы коллегиального управления школой — общешкольная конференция пред­ставителей учащихся, работников школы, родителей, а также подчиняющийся ей совет школы.

Вторую группу составляют должностные лица школы, осуществляющие руководство всеми ее звеньями и под­разделениями. Это — директор школы, его заместители по учебной и воспитательной работе, помощник дирек­тора по хозяйственной работе и др.

Третья группа включает в себя управленческие органы различных общественных организаций учащихся (учком), учителей (профком, методические секции и т.д.), а так­же родителей (родительский комитет и др.).

Наличие такой разветвленной структуры управленчес­ких органов в школе требует организации их правильно­го взаимодействия, координации их работы и эффектив­ного выполнения каждым из этих органов и подразделе­ний своих специфических функций. Все это обусловило необходимость определения основных принципов их руко­водящей деятельности. К ним относятся:

— координация, согласованность решений и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе при планировании предстоящей работы, определении ее веду­щих задач и их эффективном решении;


— демократизм и гласность в осуществлении всеми
должностными лицами школы своих руководящих функ­
ций; опора на общественное мнение учителей и учащихся,
а также родителей; выборность руководящих органов;

—персональная ответственность всех руководящих лиц
школы, учителей, классных руководителей, воспитате­
лей групп продленного дня за успешное выполнение своих
должностных функций;

—умение выделять главные проблемы в работе школы
и концентрировать усилия педагогов и учащихся на их
решении;

—поддержание благожелательного психологического
микроклимата в школе, основанного на высокой ответ­
ственности, творческой инициативе, принципиальности
и сознательном отношении каждого к своей работе;

- тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и при­нятых в школе решений по совершенствованию учебно-воспитательной работы;

— поощрение педагогического творчества и инноваци­
онных поисков в повышении качества учебно-воспита­
тельного процесса, стимулирование учителей к овладе­
нию передовым педагогическим опытом.

2. Повышение роли совета школы в совершенство­вании учебно-воспитательного процесса. Демократи­зация и гласность в руководстве школой.В создании творческой атмосферы и здорового психологического мик­роклимата в школе огромная роль принадлежит совету школы. Совет является органом коллегиального управ­ления школьными делами, принимает активное участие в решении важнейших вопросов совершенствования обу­чения и воспитания учащихся. Его функции и содержа­ние работы регламентируются специальным положени­ем о совете средней общеобразовательной школы.

Высшим руководящим органом школы является об­щешкольная конференция представителей учителей, уча­щихся, родителей и общественности в равном количе­стве от каждой категории. Конференция утверждает устав школы и вносит в него необходимые изменения, разра­батывает основные направления совершенствования и развития школы, повышения качества и эффективности учебно-воспитательной работы; осуществляет поиски дополнительных финансовых средств и укрепление ма­териально-технической базы школы; при необходимости


создает временные или постоянные комиссии по различ­ным направлениям деятельности школы и устанавлива­ет их полномочия. Конференция созывается советом школы не реже одного раза в год.

В период между конференциями в роли высшего органа выступает совет школы, в который входят представите­ли (одна треть) педагогических работников, учащихся сред­них и старших классов, родителей и общественности.

Совет школы выполняет следующие функции:

— организует реализацию решений конференций
школьного коллектива;

— утверждает план развития школы;

- представляет совместно с директором интересы
школы в государственных и общественных органах, а
также интересы учащихся, обеспечивая социальную за­
щиту несовершеннолетних;

—определяет на основе представленных методическим
(педагогическим) советом школы материалов содержание,
методы, средства и формы организации обучения и вос­
питания учащихся (учебные планы, программы, профи­
ли дифференциации обучения, трудовой подготовки и
т.д.), обеспечивая при этом достижение государственно­
го уровня требований к образованию;

—устанавливает режим работы школы;

—осуществляет контроль за подбором и расстановкой
педагогических и других кадров школы;

— проводит аттестацию педагогических работников
школы, вносит предложения в квалификационную ко­
миссию при органах народного образования о присвое­
нии учителям квалификационных категорий;

— поддерживает общественные инициативы и иннова­
ционные поиски по совершенствованию и развитию обу­
чения и воспитания;

- контролирует рациональное расходование бюджетных
ассигнований на школу, формирует собственный мате­
риальный фонд школы;

—заслушивает отчеты о работе отдельных учителей,
директора школы, его заместителей, вносит на рассмот­
рение конференции предложения о продлении или пре­
кращении их полномочий;

—ограждает работников школы и администрацию от
необоснованного вмешательства в их профессиональную
и должностную деятельность.

Совет школы работает в тесном контакте с админи­страцией и общественными организациями школы на


основе принципов демократизма, гласности и широкого оповещения о своей деятельности учащихся, учителей и общественности.

3. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспита­тельной работой. Определяющую роль в организации и руководстве учебно-воспитательной работой школы иг­рает директор. На должность директора школы назнача­ются органами образования или избираются конферен­цией совета школы лучшие учителя, владеющие органи­заторскими способностями, имеющие необходимую пе­дагогическую квалификацию и стаж практической педа­гогической работы не менее трех лет. К важнейшим фун­кциональным обязанностям директора школы относятся:

—руководство педагогическим коллективом, обеспе­
чение правильного подбора и расстановки кадров, созда­
ние необходимых условий для повышения их научно-те­
оретического и психолого-педагогического уровня и сти­
мулирования педагогического творчества учителей;

—контроль за ходом обучения, качеством знаний и
поведением учащихся, содержанием и организацией вне­
классной и внешкольной работы;

—организация работы по профессиональной ориента­
ции учащихся;

—активизация деятельности ученического самоуправ­
ления, взаимодействие с общественными организациями
учителей и учащихся;

—установление в соответствии с трудовым законода­
тельством, правилами внутреннего распорядка и уставом
школы круга обязанностей работников школы;

 

—поддержание связей с местными общественными
организациями, базовыми предприятиями;

—организация работы с родителями учащихся;

—укрепление учебно-материальной базы школы;

—поддержание необходимого санитарно-гигиеничес­
кого режима в школе, охрана труда и соблюдение техни­
ки безопасности в процессе учебных занятий и других
видов деятельности учащихся, учителей и обслуживаю­
щего персонала школы;

—прием на работу и увольнение с работы обслужива­
ющего персонала школы;

—представление учителей и других работников школы
по согласованности с советом школы к мерам поощрения
и наградам.


Под непосредственным руководством директора школы работают его заместители по учебной и воспитатель­ной работе и другие должностные лица, на которых воз­лагается руководство отдельными участками школьной работы. Так, заместитель директора по учебно-воспи­тательной работе отвечает за организацию учебно-вос­питательного процесса, выполнение учебных программ, качество преподавания и знаний учащихся, осуществля­ет контроль за ходом урочных и других видов учебных занятий, поведением школьников, регулирует их учеб­ную нагрузку, составляет расписание занятий, готовит отчеты об учебно-воспитательной работе школы.

В обязанности заместителя директора по воспита­тельной работе входит организация и участие в прове­дении внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности учащихся, инструктирование классных руководителей и воспитателей групп продленного дня и оказание им помощи в воспитательной работе, а также поддержание деловых контактов с внешкольными обра­зовательно-воспитательными учреждениями, комиссия­ми содействия семье и школе.

В условиях обновления и реформирования всех сфер производственно-экономических отношений, политики, образования и культуры значительно повышаются требо­вания к руководителю школы. Директор школы, его заме­стители должны сочетать в себе глубокую педагогическую образованность и компетентность, деловитость и дисцип­лину, высокую служебную ответственность, инициативный и творческий подход к выполнению своих обязанностей.

4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча. В нашей республике предусмотрено осуществление обязательного девятилет­него образования подрастающих поколений. Решение этой важной государственной задачи должно занимать вид­ное место в работе директора, его заместителей и всего педагогического коллектива школы.

Каждая школа имеет свой микрорайон, в пределах которого она отвечает за осуществление обязательного обучения детей, подростков. В школе ведется журнал учета движения учащихся, который заполняется на ос­нове данных школы и местных советов (домоуправлений).

Выполнение закона об образовании требует также разъяснительной работы среди родителей и молодежи о путях получения образования. С этой целью школа


организует родительские собрания, проводит беседы, орга­низует лекции и доклады, коллективные и индивидуаль­ные консультации для родителей и учащихся по профес­сиональной ориентации.

Большое место занимают вопросы расширения и укреп­ления учебно-материальной базы школы. С помощью шеф­ствующих предприятий учителя оборудуют учебные каби­неты, создают фонд учебников и учебных пособий для бес­платного пользования учащимися, укрепляют базу трудо­вого обучения и воспитания, организуют горячее питание и т.д. В сельской местности актуальными являются воп­росы подвоза учащихся в школу из отдаленных населенных пунктов или же организации школьных интернатов.

5. Организация и совершенствование учебно-воспи­тательной работы и контроль за ее качеством. Карди­нальной проблемой руководства школой со стороны директора и его заместителей является организация и совершенствование учебно-воспитательного процесса и осуществление контроля за его качеством. Ее решение включает в себя целую совокупность вопросов.

Исключительно важное значение имеет научно обо­снованное планирование учебных занятий. До начала учебного года директор школы и его заместитель по учеб­но-воспитательной работе организуют разработку учите­лями календарных (или тематических) планов изучения программного материала и их обсуждение в предметных комиссиях (методических секциях). Особое внимание следует обращать на глубокое изучение учителями объяс­нительных записок и содержания программ. При мето­дической помощи заместителя директора по воспитатель­ной работе планируют свою работу классные руководите­ли. Им же составляется план-график работы предметных кружков и других форм внеклассных занятий.

Большое значение имеет продуманное и научно обо­снованное расписание занятий, которое составляется за­местителем директора школы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором. Первыми — третьими часами в нем должны быть занятия по более трудным пред­метам — математике, физике, химии и языкам. Письмен­ные уроки целесообразно чередовать с устными. Учитыва­ется также рациональная организация учебной работы учителей, в частности, нужно сводить к минимуму так называемые "форточки" в их урочных занятиях. В дни, когда классные руководители проводят "воспитательные часы", их уроки обычно ставятся к концу рабочего дня.


Следовательно, начало нового учебного года связано с проведением разнообразной организационно-педагогичес­кой работы, которую нужно обязательно закончить до 1 сентября с тем, чтобы весь сложный механизм учебно-воспитательного процесса быстро входил в нормальный ритм.

Не менее существенное значение имеет осуществле­ние контроля со стороны директора школы и его замес­тителей за ходом учебно-воспитательного процесса, его содержанием и методическим совершенствованием. Кон­трольное посещение уроков и внеклассных мероприятий предполагает: а) изучение и анализ их научно-методи­ческого содержания; б) решение учителями наиболее важных учебно-воспитательных задач в системе урочных занятий, например, их работа по активизации познава­тельной деятельности учащихся, совершенствованию са­мостоятельной учебной работы, осуществление техничес­кого обучения на уроках; моральное воспитание и т.д.; в) выявление и распространение передового педагоги­ческого опыта; г) изучение качества знаний школьни­ков; д) определение содержательной и воспитательной действенности внеклассных мероприятий и т.д.

Многообразие задач контроля требует определенной си­стемы в его осуществлении. С этой точки зрения выделя­ют различные виды контроля. Так, по своей целевой на­правленности контроль бывает предупредительный и те­кущий. Предупредительный контроль обычно применяется в работе с начинающими и вновь прибывшими в школу учителями и имеет своей задачей общее ознакомление с их педагогической подготовкой и методическими умениями. Текущий контроль осуществляется в порядке стимулирова­ния качества учебно-воспитательной работы учителей и классных руководителей. Оценки их педагогической деятель­ности и оказания им необходимой методической помощи.

В зависимости от содержания контроль бывает фронталь­ный и тематический. В чем заключается их сущность?

При фронтальном контроле изучается работа нескольких учителей или всего педагогического коллектива по решению всех основных задач обучения и воспитания. В этом случае уроки учителей, которые посещают директор школы и его заместители, анализируются с точки зрения их содержания, методической организации и воспитательной направленнос­ти, а также качества знаний и поведения учащихся.

При тематическом же контроле изучению и анализу подвергается какая-то одна сторона учебного процесса или внеклассной работы. Например, может изучаться уме-


ние учителя осуществлять на уроках развивающее обу­чение или моральное воспитание и т.д. Равным образом при контроле внеклассной работы могут выделяться та­кие вопросы, как качество индивидуального воспитания учащихся классными руководителями, состояние обще­ственно полезного труда и др. Естественно, что оба вида контроля должны сочетаться и дополнять друг друга.

Посещая урочные и внеклассные занятия, руководи­тели школы в специальном журнале ведут записи своих замечаний, делают выводы, а затем сообщают их учите­лям и классным руководителям. При этом необходимо сохранять объективность, деликатность и такт, чтобы проводимый анализ занятий не обидел учителя, а, на­оборот, побуждал его к улучшению своей работы.

В совершенствовании учебно-воспитательного процесса существенное значение имеет содержательное проведение методической работы с учителями и внедрение научной организации педагогического труда (НОПТ). Основная цель методических мероприятий и НОПТ состоит в углублении теоретической подготовки и повышении педагогического мастерства учителей, а также рациональной организации и более эффективном использовании их рабочего времени. Для проведения методической работы учителя близких по содержанию предметов объединяются в предметные комис­сии (секции), которые возглавляют более квалифицирован­ные методисты. Отдельную методическую комиссию (секцию), которую обычно возглавляет заместитель директора по вос­питательной работе, составляют классные руководители.

В школьной практике сложились следующие формы методической работы: подготовка и обсуждение докладов (рефератов) учителей и классных руководителей по важней­шим вопросам обучения и воспитания учащихся (активи­зация познавательной деятельности школьников, форми­рование научных понятий, умственное развитие учащихся в процессе обучения, стимулирование познавательных по­требностей, укрепление личного достоинства школьников в коллективе и т.д.); коллективное посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий; обсуждение новинок психолого-педагогической литературы; проведение науч­но-методических конференций; обмен опытом работы; изу­чение передового педагогического опыта. В последние годы получает распространение своеобразная форма наставничества, когда более опытные учителя шефствуют над молодыми пе­дагогами, передавая им свои достижения в обучении, приглашая их на свои уроки, делая их совместный анализ.


Директор школы и его заместители обязаны заботиться о НОПТ, в том числе строго регламентировать различные заседания и совещания с учителями, уменьшая их коли­чество и уплотняя время на их проведение. НОПТ включа­ет в себя также четкую организацию дополнительных за­нятий с учащимися, совершенствование проверки тетра­дей, четкое определение должностных функций и т.д. Сле­дует всячески увеличивать свободное время учителей с тем, чтобы они могли заниматься самообразованием, читать литературу, знакомиться с новинками психологии и педа­гогики, посещать культурно-массовые мероприятия.

6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-
воспитательной работой. На что же должны направляться
усилия руководства и педагогического коллектива школы
при организации внеклассной и внешкольной воспитатель­
ной работы? Во-первых, на разносторонность ее содержа­
ния и общественную направленность. Нужно, чтобы она
охватывала умственное, физическое, нравственное, эстети­
ческое и трудовое воспитание учащихся и была пронизана
патриотизмом, стремлением приносить пользу Родине, лю­
дям. Во-вторых, на использование ее массовых форм как для
воспитания школьников, так и для разумной и содержатель­
ной организации их свободного времени. В-третъих, на ох­
ват всех учащихся внеклассной и внешкольной работой.
В-четвертых, на развитие общественных интересов, актив­
ности и самодеятельности учащихся. С учетом этих положе­
ний педагогический коллектив совместно с общественными
организациями разрабатывает систему внеклассных и вне­
школьных мероприятий, определяет ответственность за их
подготовку и проведение, а руководство школы оказывает
методическую помощь учителям и осуществляет контроль за
качеством работы.

7. Организация помощи в деятельности ученичес­
кого самоуправления и общественных организаций в
школе. В управлении школой большое место занимает
помощь в деятельности органов ученического самоуправ­
ления и общественных организаций школьников. Эта
помощь осуществляется следующими путями:

— директор школы, его заместители и педагогический коллектив в целом принимают участие в подборе канди­датур для избрания в состав ученического комитета. Речь идет о том, что педагоги вместе с активистами обсужда: ют предложения о целесообразности избрания тех или


иных школьников в состав ученического самоуправле­ния, дают им свои советы, не навязывая, однако, своей воли и учитывая мнение учащихся;

—директор школы вместе со своими заместителями, а
также классными руководителями учат активистов выпол­
нять порученную общественную работу, проводят по этим
вопросам инструктивно-методические совещания ("Об обя­
занностях активистов", "Как готовить и проводить учени­
ческие собрания", "Как организовать общественную работу
учащихся" и т.д.), налаживает обмен опытом работы;

—директор школы, его заместители и учителя дают
свои советы о планировании работы ученического коми­
тета и других органов самоуправления, совместно обсуж­
дают намеченные мероприятия;

—руководство школы, классные руководители и учителя
оказывают помощь в подготовке и проведении мероприятий
других общественных организаций учащихся (спортклуба,
экологического общества и др.), участвуют в их работе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.