Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ МИРА



1. Развитие образовательно-воспитательных уч­
реждений как важнейшая предпосылка осуществле­
ния целей и задач общества в области воспитания.
Понятие о системе образования.

2. Основные факторы развития системы образо­
вания.

3. Особенности системы образования и тенденции
ее развития в различных странах мира.

4. Структура и принципы развития образования
в Республике Беларусь.

1. Развитие образовательно-воспитательных учреж­дений как важнейшая предпосылка осуществления целей и задач общества в области воспитания. Поня­тие о системе образования.Подготовка подрастающих поколений к жизни и осуществление целей и задач, ко­торые выдвигаются обществом в области воспитания,


немыслимы без создания соответствующей сети образо­вательно-воспитательных учреждений. Вот почему по мере развития производства и усложнения социально-экономических отношений в обществе происходит непре­рывный рост численности и специализации образователь­но-воспитательных учреждений, а также возрастание их ступенчатости. Вплоть до конца XIX в. в качестве основ­ной и самой распространенной была начальная школа. Потом над ней начали надстраиваться ее более высшие ступени, и в частности средние и старшие классы обще­образовательной школы. В настоящее время в развитых странах мира средняя школа стала фактически основной и самой распространенной в системе учреждений по на­родному образованию.

Процесс приращения к начальной школе новых ступе­ней происходил не только сверху, но и снизу. Так, в

XIX в. стала развиваться сеть дошкольных воспитательных
учреждений — детских яслей и детских садов, которые в

XX в. получили весьма широкое распространение. Жизнь
потребовала также создания и развития специальных сред­
них и высших учебных заведений
для профессиональной
подготовки инженерно-технических работников среднего
и высшего звена, а также различных специалистов в обла­
сти культуры и управления. Интенсивное развитие техни­
ческого базиса производства в XX в. обусловило необходи­
мость подготовки квалифицированных кадров рабочих
массовых профессий и создания для этой цели профессио­
нально-технических учебных заведений
(училищ), коли­
чество которых во всех странах мира постоянно возраста­
ет. Наряду с этим все более разветвленной становится сеть
культурно-просветительных учреждений — клубов,
дворцов культуры, театров, кинотеатров и т.д.

Одновременно с расширением и развитием образова­тельно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений происходит процесс совершенствования их структуры и преемственных связей. Все это в конечном итоге привело к созданию в каждой стране своей специ­фической системы образования.

Что же следует понимать под системой образования? Слово система греческого происхождения и в переводе на русский язык означает целое, составленное из от­дельных частей, соединение частей.

Под системой образования следует понимать совокуп­ность образовательно-воспитательных учреждений, функ-


ционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреж­дения строятся и работают.

Система образования любой страны обычно включает в себя учебно-воспитательные учреждения, которые осу­ществляют:

—дошкольное воспитание;

—общее среднее образование;

—внешкольное обучение и воспитание;

—профессионально-техническое образование;

—среднее специальное образование;

—высшее образование;

—подготовку научных и научно-педагогических кад­
ров;

— повышение квалификации и переподготовку кад­ров.

Что же влияет на развитие системы образования?

2. Основные факторы развития системы образова­ния.На развитие системы образования оказывает влия­ние целый ряд факторов. Рассмотрим основные из них.

1. Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ. Как уже отмечалось, развитие и повышение научно-техничес­кого уровня общественного производства предъявляют все возрастающие требования к общеобразовательной и тех­нической подготовке основной массы производителей. Эта объективная потребность обусловливает необходимость создания и развития школьной системы и ее постоянно­го совершенствования. Вот почему в более развитых в техническом отношении странах быстрее развивается сеть различных школ, раньше возникают и создаются новые типы учебно-воспитательных заведений. Так, начальное образование в Англии было обязательным уже в середи­не XIX в. В странах с более развитым техническим про­изводством интенсивнее расширяется и сеть общеобразо­вательных и профессиональных средних учебных заведе­ний, а также открываются университеты и различного рода специализированные высшие учебные заведения. В настоящее время под влиянием научно-технического про­гресса во всех странах мира значительно повышается роль среднего специального и высшего, особенно университет­ского, образования, интенсивно развивается сеть профес-


сионально-технических учебных заведений для подготов­ки рабочих массовых профессий.

2. Политика общества и интересы различных его
прослоек.
Развитие образовательно-воспитательных уч­
реждений и системы образования вообще в той или иной
стране происходит под влиянием политики общества. В
обществе, где существуют различные по своему имуще­
ственному и политическому положению классы или со­
словия, система образования так или иначе носит двой­
ственный характер, то есть одни образовательно-воспи­
тательные учреждения предназначены для представите­
лей более зажиточной прослойки общества, другие же
обслуживают низшие классы. В странах, в которых люди
разделены на касты, как, например, в Индии, существу­
ют отдельные школы для обучения детей различных каст.

3. Исторический опыт и национальные особенности
в области народного образования.
Система образования
каждой страны складывается также под влиянием исто­
рического опыта и национальных традиций в области
просвещения. Это находит свое выражение, например, в
практике раздельного или совместного обучения маль­
чиков и девочек в некоторых мусульманских госу­
дарствах, в различной ступенчатости средней школы и
т.д. Так, в ряде стран начальное обучение охватывает
шесть классов, а в других — пять или четыре. Во всех
этих отличиях существенную роль играют традиционные
особенности в образовании.

4. Педагогические факторы. Многообразным является
влияние педагогических факторов на развитие системы
образования. Например, открытие детских яслей и детс­
ких садов вначале обусловливалось необходимостью
высвобождения времени женщин-матерей для работы на
производстве. Потом большое воздействие стал оказывать
и чисто педагогический фактор, то есть необходимость
обеспечения более раннего воспитания детей и улучше­
ния их подготовки к школьному обучению. Педагогичес­
кие факторы играют существенную роль и при создании
различных типов школ и других учебных заведений. В
частности, с педагогической точки зрения профессиональ­
ное образование целесообразно осуществлять в специ­
альных учебных заведениях, однако на базе соответству­
ющей общеобразовательной подготовки. Поэтому в
различных странах мира стала развертываться сеть про­
фессиональных учебных заведений, но она развивается


на базе той или иной ступени общеобразовательной школы.

Влияние этих факторов на развитие системы образо­вания в различных странах мира проявляется по-разно­му. Но постепенно складывались и некоторые общие тен­денции, которые характеризуют ее развитие и совершен­ствование.

3. Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах мира. Эти особенно­сти и тенденции носят очень разветвленный и разнооб­разный характер, но так или иначе они отражаются на развитии системы образования в большинстве стран. Наиболее существенными из них являются следующие.

1. Все большая заинтересованность общества в приоб­щении населения к более высокому уровню образования как предпосылки социального и морального прогресса. Когда-то великий немецкий гуманист Вильгельм Гумбольд сказал: "Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к человеку". И это понятно.

Развитие человека и общества неразрывно связаны между собой. Интенсивное совершенствование произ­водства, развитие науки, техники и культуры общества создают более благоприятные условия для его жизни, благосостояния и духовного комфорта. Но ощущение этого духовного комфорта во многом зависит от образованнос­ти самого человека, развития его многосторонних спо­собностей. Поэтому общество и стремится приблизить к нему образование и культуру, чтобы он мог пользоваться их достоянием и ценностями.

Под влиянием этого в большинстве стран мира декла­рирована общедоступность обучения во всех образователь­но-воспитательных учреждениях. В ряде развитых стран (Англия, Франция, Германия, США и др.) осуществляется всеобщее и даже обязательное среднее образование, расши­ряется сеть дошкольных воспитательных учреждений, сред­них общеобразовательных и профессиональных школ, уве­личивается количество университетов, различных инсти­тутов и колледжей, которые дают высшее образование.

В 1957 и 1961 годах на запуск советского спутника и человека в космос американцы ответили программой ус­корения космических исследований и развития образо­вания. По указанию президента Дж.Буша в 1990 году была разработана программа "Стратегия в сфере образования


для Америки 2000 года", в которой предусматривается, чтобы США были "первыми в мире" по овладению мате­матикой и науками о природе, умению доказывать и решать практические проблемы и задачи. Президент США Б.Клинтон во время предвыборной кампании утверждал: "...нет ни одной сферы деятельности, значащей больше, чем образовательная. Мы живем в мире, где заработок и успех конкурентной борьбы во все большей степени за­висят от уровня образования"1.

2. Расширение сети государственных средних обще­
образовательных и профессиональных школ, а также
высших учебных заведений, которые обеспечивают бес­
платность образования.
В США, например, 90 % школ
являются государственными2. Это открывает возмож­
ность получить необходимое образование всем желающим
гражданам независимо от их имущественного положе­
ния. Развитие сети государственных учебных учрежде­
ний характерно для большинства стран мира. В респуб­
ликах бывшего СССР все учебно-воспитательные учреж­
дения были государственными, общедоступными и бес­
платными.

3. Продолжает сохраняться тенденция платности
образования в частных средних общеобразовательных,
и профессиональных школах, а также в отдельных
высших учебных заведениях.
В США плата за обучение!
в частной школе составляет от 7 до 10 тыс. дол. в год,"
плата за воспитание в детском саду — от 40 до 500 дол. в
месяц. В элитарных университетах она достигает 17—20
тыс. дол. в год, что заставляет многих студентов зараба­
тывать средства на свое обучение и содержание.

В Японии обучение детей с 6 до 15 лет в начальной и первой ступени средней школы объявлено всеобщим и бесплатным. Вторая же ступень средней школы платная, причем рост численности этих школ наблюдается в районах, где проживает состоятельная прослойка об­щества. В префектуре Иватэ, например, более чем на 1 тыс. школ обязательного обучения приходится всего 130 государственных (бесплатных) школ второй ступе­ни. В Токио же их более 60 %, в Иокогаме и Осаке — около 40 %. Во многих случаях это крупные учебные заведе-

1 Седнев Ю.В. Теория и практика содержания образования // Весцi
Беларускай акадэми адукацьп. 1996. № 2. С. 23-24.

2 Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов
выбора // Народное образование. 1989. № 6. С. 159.


ния, насчитывающие до 3 тыс. учащихся, с очень высо­кой платой за обучение.

Существование частных общеобразовательных школ и высших учебных заведений, конечно, создает некото­рые условия для определенного неравенства в образова­нии, но они обеспечивают высокое качество обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов и тем самым способствуют интенсивному развитию науки, техники, культуры.

4. Возрастает финансирование системы образования
за счет средств государственного бюджета.
США, на­
пример, на нужды образования выделяют из федераль­
ного бюджета 12 % средств. В других странах этот про­
цент значительно меньше, что, безусловно, не может не
отражаться на школьном образовании и качестве учеб­
но-воспитательной работы.

5. Привлечение на нужды образования и школы
средств из различных источников.
В США, как уже от­
мечено, 12 % средств, выделяемых на развитие среднего
образования, поступают от федерального правительства,
50 % — от правительства штата и около 40 % — от нало­
гов на частную собственность1.

Заслуживают внимания и такие сведения. По данным за 1988 год, в СССР стоимость оборудования в школе на одного ученика составляла в среднем 60 р., в наиболее оборудованных школах — до 300 р. В Швеции же эта сумма равнялась почти 1000 дол. Стоимость учебного оборудования в вузах СССР на одного студента состав­ляла в среднем 2300 р., в лучших вузах типа Московско­го авиационного института — 10 000 р. В Стенфордском же политехническом институте в США — 80 000 р.2

6. Расширение принципа муниципального руководства
школой.
Федеральное правительство США обеспечивает
равные возможности в работе всем школам, оказывая
финансовую и техническую помощь, но не направляет и
не контролирует их деятельность. Не делают этого и пра­
вительства отдельных штатов. Эту функцию выполняют
местные общеобразовательные советы штатов, которые
вырабатывают стратегию учебно-воспитательной работы

1 Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов
выбора. С. 159.

2 Проблемы и тенденции развития школы в современном мире:
Метод, материалы. М., 1988. С. 6.


школы. В состав этих советов входят педагоги, юристы, представители производства и других профессий1. Все это позволяет лучше учитывать местные условия и прово­дить в соответствии с ними обучение и воспитание моло­дежи.

7. Расширение разнотипных школ и их структурное разнообразие. Эта тенденция основана на том, что уча­щиеся имеют различные склонности и способности, ко­торые на более поздних ступенях обучения в школе оп­ределяются довольно четко. Естественно, что учить всех одинаково по одним и тем же программам было бы неце­лесообразно. Здесь имеют значение особенности региона, в котором находится школа, а также потребности мест­ного производства. Вот почему в большинстве стран мира существует разветвленная сеть школ различных типов со своеобразной внутренней структурой. Например, в Австрии имеются три основных типа школ. К первому типу относятся реальные гимназии, в которых учащиеся получают углубленную подготовку по математике и есте­ственным предметам. Второй тип представляют эконо­мические реальные гимназии, которые на общеобразова­тельной основе дают специально-экономическое образо­вание. И третий тип составляют гимназии гуманитар­ного профиля, в которых главное внимание уделяется изу­чению иностранных языков.

Довольно широко распространены в Австрии непол­ные и полные школы профессионального образования, в которых обучается около 48 % всех юных австрийцев в возрасте от 15 до 19 лет. Они овладевают здесь различ­ными практическими профессиями средней и более высо­кой квалификации для коммерческой сферы, делопроиз­водства, сельского хозяйства, сервиса и других областей производства. Значительное место занимает сектор ка­толических частных школ с их традиционно высоким уровнем обучения и нравственного воспитания.

Таким образом, австрийские учащиеся имеют доволь­но широкий выбор школ различных типов, в которых они могут получать образование в соответствии со свои­ми интересами и способностями в рамках местных усло­вий. Сами же гимназии включают в себя так называе­мую основную школу-четырехлетку, затем идут ее стар-

1 Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора. С. 159.


шие классы, которые, собственно говоря, и являются настоящей гимназией.

В США дети учатся от 6 до 18 лет, но обязательное посещение школы — до 16 лет. Существует три основных типа школ, которые отличаются главным образом по своей структуре. К первому типу относятся школы, которые состоят из двух ступеней: начальной, где дети учатся с 6 до 13 лет, и средней, где проходят обучение учащиеся 14—18 лет. Ко второму типу относятся трехступенчатые школы, в которых начальная школа охватывает детей 6—12 лет, неполная средняя — 12—15 лет и средняя, в которой занимаются учащиеся 15—18 лет. Третий тип школ также имеет три ступени, но с другими сроками обучения на каждой из них. В начальной школе учатся дети 6—10 лет, в неполной средней — 10—14 ив средней — 14—18 лет. Отметим, однако, что средняя школа в США 12-летняя. Есть же немало стран, в которых средняя школа имеет 10—11-летний срок обучения.

8. Разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самих учащихся. Во многих школах США в 9—12-х классах в качестве обяза­тельных являются два предмета — английский язык и физическое воспитание. Так, в школе "Ньютон Норе" на выбор учащимся предлагается около 90 предметов по сле­дующим циклам:

—физическое воспитание — общая физическая подго­
товка, аэробика, современные джазовые танцы, водные
игры и т.д.;

—родной язык — факультативные курсы: мифология,
научная фантастика, искусство пропаганды и рекламы,
режиссура, создание кинофильмов и т.д.;

—иностранные языки: французский, испанский, рус­
ский, немецкий, итальянский, латинский, китайский;

—общественные науки — мировая история, Европа с
1450 года до настоящего времени, Европа XX века,
Древняя Греция, закон и общество, проблемы современ­
ного общества, цивилизация Китая, русская история,
история США и т.д.;

—домоводство: продукты и питание, искусство кули­
нарии, семья, мода, одежда, уход за ребенком, основы
интерьера и т.д.

Для того, чтобы закончить среднюю школу, учаще­муся необходимо сдать за 4 года 100 зачетов: 20 — по английскому языку, 5 — по биологии, 5 — по физике, 15 —


по общественным наукам, 10 — по математике, 5 — по музыке, рисованию и т.д.

В других школах этот выбор охватывает до 300 пред­метов, обязательными же считаются только два — английс­кий язык и математика. Понятно, что в частных школах количество обязательных предметов значительно боль­ше, и учащиеся получают более прочную академическую подготовку.

9. Сочетание школьных занятий с самостоятельной
работой учащихся в библиотеках, учебных кабинетах.
В школе "Ньютон Норс" учебные занятия в неделю со­
ставляют 22 часа (по субботам занятия в школе не прово­
дятся). Это позволяет учащимся на протяжении 1—2 часов
ежедневно работать в библиотеке, самостоятельно при­
обретать и углублять свои знания.

10. Преемственность образовательно-воспита­
тельных учреждений и непрерывность образования.
Эта
тенденция все более пробивает себе дорогу. Она обуслов­
лена тем, что быстрое развитие науки и техники, корен­
ные усовершенствования технологии и компьютеризация
производства, появление его новых отраслей требуют от
производителей более глубоких знаний, овладения но­
выми научными достижениями и непрерывного повыше­
ния своей профессиональной квалификации. Вот почему
во всех странах мира предпринимаются меры к укрепле­
нию преемственных связей между различными типами
образовательно-воспитательных учреждений, чем обес­
печивается свободный переход от низших к высшим
ступеням обучения, создаются колледжи и институты
повышения квалификации для работников различных
профессий и категорий, а также расширяется система
кратковременной курсовой переподготовки специали­
стов.

4. Структура и принципы развития образования в Республике Беларусь.Национальная система образова­ния в Республике Беларусь в структурном отношении включает в себя образовательно-воспитательные учреж­дения, которые осуществляют: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное обучение и вос­питание, профессионально-техническое образование, сред­нее специальное образование, высшее образование, под­готовку научных и научно-педагогических кадров, по­вышение квалификации и переподготовку кадров.


Единство и непрерывность системы образования обес­печивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, которые объединяют различные виды образования.

Согласно принятому в 1991 году закону "Об образова­нии в Республике Беларусь", наряду с государственны­ми допускается создание и функционирование негосудар­ственных образовательно-воспитательных учреждений всех типов. В законе определены принципы развития и функционирования системы образования в Республике. Основными из них являются:

—приоритет в образовании общечеловеческих ценнос­
тей;

—национально-культурная основа образования и вос­
питания;

—научность образования;

—ориентация на мировой уровень образования;

—гуманистический характер образования и воспита­
ния;

—связь обучения и воспитания с общественной прак­
тикой;

—экологическая направленность образовательно-вос­
питательной работы;

—преемственность и непрерывность образования;

—единство обучения, духовного и физического совер­
шенствования;

—демократизм;

—светский характер;

—поощрение и всемерное содействие развитию талан­
тов и способностей;

—обязательность базового девятилетнего образования.

Если сравнить эти принципы с мировыми тенденция­ми образования, которые освещались выше, то нетрудно заметить, что они во многом совпадают.

Сделан значительный шаг вперед в сравнении с про­шлым, когда у нас существовала так называемая единая средняя общеобразовательная школа. Сегодня закон ори­ентирует на создание и развитие самых разнообразных типов средних школ, в том числе гимназий, лицеев и т.д. Разнотипностью характеризуются также средние спе­циальные учебные заведения, профессионально-техничес­кие училища и даже высшие учебные заведения.

Образование во всех типах государственных учебных заведений бесплатное. Их финансирование осуществля-


ется из государственного бюджета, а также из бюджетов местных органов власти. Понятно, что частные учебные заведения работают за счет средств, которые платят уча­щиеся или их родители за обучение.

Управление учебными заведениями осуществляется в соответствии с их уставом на основе широкого участия педагогических работников, учащихся, студентов, пред­ставителей общественности.

В настоящее время предпринимаются меры к рефор­мированию в Беларуси средней общеобразовательной школы. В процессе реформы решаются следующие воп­росы: перестройка структуры школы путем деления ее на основную, 10-летнюю и создание над ней 11—12-х лицейских классов для подготовки учащихся к поступ­лению в высшие учебные заведения; углубление диффе­ренциации школьного обучения в соответствии со склон­ностями и способностями учащихся; модернизация со­держания образования и придание ему более практичес­кой направленности; создание условий для обучения и развития более способных учащихся.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что следует понимать под системой образования?

2. Какие социально-экономические и педагогические факторы вли­
яют на развитие системы образования?

3. Какие тенденции являются все более определяющими в разви­
тии системы образования в различных странах мира?

4. Раскройте структуру системы образования в Республике Бела­
русь и основные принципы ее функционирования и развития.

5. Какие, по вашему мнению, усовершенствования нужно осуще­
ствлять в системе образования нашей республики и, в частности, в
работе общеобразовательной школы, чтобы существенно повысить ка­
чество обучения и воспитания?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Закон "Аб адукацьп у Рэспублщы Беларусь" // Настаун. газ. 1991. 23 дхстап.

Алферов С.Ю. Непрерывное образование: Опыт развитых стран // Сов. педагогика. 1990. № 8.

 


Андреев В.И. Система образования в ФРГ. Мн., 1993.

Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. М.; Во­ронеж, 1996.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века //В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М., 1997.

Голубева З.Ю., Остроумова Н.Г. Реформа школы и качество обра­зования в США//Сов. педагогика. 1989. № 3.

Дружинский А.К. Новые тенденции в воспитании школьной моло­дежи стран Запада //Сов. педагогика. 1990. № 7.

Ермольева Э.Г. Современное состояние образования в Латинской Америке //Педагогика. 1992. № 3—4.

Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора // Народное образование. 1989. № 6.

Канцэпцыя рэформы агульнаадукацыйнай сярэдняй школы /Адоб-рана пастановай Кабшета М1шстрау Рэспублж! Беларусь ад 29 жшуня 1996 г. № 554 // Настаун. газ. 1996. 14 верас.

Миронов В.В. Образование в странах Запада в конце XX века //Сов. педагогика. 1990. № 2.

Судзуки С. Реформа образования в Японии //Педагогика. 1992. № 3-4.

Глава 30

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.