1. Развитие образовательно-воспитательных уч реждений как важнейшая предпосылка осуществле ния целей и задач общества в области воспитания. Понятие о системе образования.
2. Основные факторы развития системы образо вания.
3. Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах мира.
4. Структура и принципы развития образования в Республике Беларусь.
1. Развитие образовательно-воспитательных учреждений как важнейшая предпосылка осуществления целей и задач общества в области воспитания. Понятие о системе образования.Подготовка подрастающих поколений к жизни и осуществление целей и задач, которые выдвигаются обществом в области воспитания,
немыслимы без создания соответствующей сети образовательно-воспитательных учреждений. Вот почему по мере развития производства и усложнения социально-экономических отношений в обществе происходит непрерывный рост численности и специализации образовательно-воспитательных учреждений, а также возрастание их ступенчатости. Вплоть до конца XIX в. в качестве основной и самой распространенной была начальная школа. Потом над ней начали надстраиваться ее более высшие ступени, и в частности средние и старшие классы общеобразовательной школы. В настоящее время в развитых странах мира средняя школа стала фактически основной и самой распространенной в системе учреждений по народному образованию.
Процесс приращения к начальной школе новых ступеней происходил не только сверху, но и снизу. Так, в
XIX в. стала развиваться сеть дошкольных воспитательных учреждений — детских яслей и детских садов, которые в
XX в. получили весьма широкое распространение. Жизнь потребовала также создания и развития специальных сред них и высших учебных заведений для профессиональной подготовки инженерно-технических работников среднего и высшего звена, а также различных специалистов в обла сти культуры и управления. Интенсивное развитие техни ческого базиса производства в XX в. обусловило необходи мость подготовки квалифицированных кадров рабочих массовых профессий и создания для этой цели профессио нально-технических учебных заведений (училищ), коли чество которых во всех странах мира постоянно возраста ет. Наряду с этим все более разветвленной становится сеть культурно-просветительных учреждений — клубов, дворцов культуры, театров, кинотеатров и т.д.
Одновременно с расширением и развитием образовательно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений происходит процесс совершенствования их структуры и преемственных связей. Все это в конечном итоге привело к созданию в каждой стране своей специфической системы образования.
Что же следует понимать под системой образования? Слово система греческого происхождения и в переводе на русский язык означает целое, составленное из отдельных частей, соединение частей.
Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функ-
ционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.
Система образования любой страны обычно включает в себя учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют:
—дошкольное воспитание;
—общее среднее образование;
—внешкольное обучение и воспитание;
—профессионально-техническое образование;
—среднее специальное образование;
—высшее образование;
—подготовку научных и научно-педагогических кад ров;
— повышение квалификации и переподготовку кадров.
Что же влияет на развитие системы образования?
2. Основные факторы развития системы образования.На развитие системы образования оказывает влияние целый ряд факторов. Рассмотрим основные из них.
1. Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ. Как уже отмечалось, развитие и повышение научно-технического уровня общественного производства предъявляют все возрастающие требования к общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей. Эта объективная потребность обусловливает необходимость создания и развития школьной системы и ее постоянного совершенствования. Вот почему в более развитых в техническом отношении странах быстрее развивается сеть различных школ, раньше возникают и создаются новые типы учебно-воспитательных заведений. Так, начальное образование в Англии было обязательным уже в середине XIX в. В странах с более развитым техническим производством интенсивнее расширяется и сеть общеобразовательных и профессиональных средних учебных заведений, а также открываются университеты и различного рода специализированные высшие учебные заведения. В настоящее время под влиянием научно-технического прогресса во всех странах мира значительно повышается роль среднего специального и высшего, особенно университетского, образования, интенсивно развивается сеть профес-
сионально-технических учебных заведений для подготовки рабочих массовых профессий.
2. Политика общества и интересы различных его прослоек. Развитие образовательно-воспитательных уч реждений и системы образования вообще в той или иной стране происходит под влиянием политики общества. В обществе, где существуют различные по своему имуще ственному и политическому положению классы или со словия, система образования так или иначе носит двой ственный характер, то есть одни образовательно-воспи тательные учреждения предназначены для представите лей более зажиточной прослойки общества, другие же обслуживают низшие классы. В странах, в которых люди разделены на касты, как, например, в Индии, существу ют отдельные школы для обучения детей различных каст.
3. Исторический опыт и национальные особенности в области народного образования. Система образования каждой страны складывается также под влиянием исто рического опыта и национальных традиций в области просвещения. Это находит свое выражение, например, в практике раздельного или совместного обучения маль чиков и девочек в некоторых мусульманских госу дарствах, в различной ступенчатости средней школы и т.д. Так, в ряде стран начальное обучение охватывает шесть классов, а в других — пять или четыре. Во всех этих отличиях существенную роль играют традиционные особенности в образовании.
4. Педагогические факторы. Многообразным является влияние педагогических факторов на развитие системы образования. Например, открытие детских яслей и детс ких садов вначале обусловливалось необходимостью высвобождения времени женщин-матерей для работы на производстве. Потом большое воздействие стал оказывать и чисто педагогический фактор, то есть необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучше ния их подготовки к школьному обучению. Педагогичес кие факторы играют существенную роль и при создании различных типов школ и других учебных заведений. В частности, с педагогической точки зрения профессиональ ное образование целесообразно осуществлять в специ альных учебных заведениях, однако на базе соответству ющей общеобразовательной подготовки. Поэтому в различных странах мира стала развертываться сеть про фессиональных учебных заведений, но она развивается
на базе той или иной ступени общеобразовательной школы.
Влияние этих факторов на развитие системы образования в различных странах мира проявляется по-разному. Но постепенно складывались и некоторые общие тенденции, которые характеризуют ее развитие и совершенствование.
3. Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах мира. Эти особенности и тенденции носят очень разветвленный и разнообразный характер, но так или иначе они отражаются на развитии системы образования в большинстве стран. Наиболее существенными из них являются следующие.
1. Все большая заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылки социального и морального прогресса. Когда-то великий немецкий гуманист Вильгельм Гумбольд сказал: "Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к человеку". И это понятно.
Развитие человека и общества неразрывно связаны между собой. Интенсивное совершенствование производства, развитие науки, техники и культуры общества создают более благоприятные условия для его жизни, благосостояния и духовного комфорта. Но ощущение этого духовного комфорта во многом зависит от образованности самого человека, развития его многосторонних способностей. Поэтому общество и стремится приблизить к нему образование и культуру, чтобы он мог пользоваться их достоянием и ценностями.
Под влиянием этого в большинстве стран мира декларирована общедоступность обучения во всех образовательно-воспитательных учреждениях. В ряде развитых стран (Англия, Франция, Германия, США и др.) осуществляется всеобщее и даже обязательное среднее образование, расширяется сеть дошкольных воспитательных учреждений, средних общеобразовательных и профессиональных школ, увеличивается количество университетов, различных институтов и колледжей, которые дают высшее образование.
В 1957 и 1961 годах на запуск советского спутника и человека в космос американцы ответили программой ускорения космических исследований и развития образования. По указанию президента Дж.Буша в 1990 году была разработана программа "Стратегия в сфере образования
для Америки 2000 года", в которой предусматривается, чтобы США были "первыми в мире" по овладению математикой и науками о природе, умению доказывать и решать практические проблемы и задачи. Президент США Б.Клинтон во время предвыборной кампании утверждал: "...нет ни одной сферы деятельности, значащей больше, чем образовательная. Мы живем в мире, где заработок и успех конкурентной борьбы во все большей степени зависят от уровня образования"1.
2. Расширение сети государственных средних обще образовательных и профессиональных школ, а также высших учебных заведений, которые обеспечивают бес платность образования. В США, например, 90 % школ являются государственными2. Это открывает возмож ность получить необходимое образование всем желающим гражданам независимо от их имущественного положе ния. Развитие сети государственных учебных учрежде ний характерно для большинства стран мира. В респуб ликах бывшего СССР все учебно-воспитательные учреж дения были государственными, общедоступными и бес платными.
3. Продолжает сохраняться тенденция платности образования в частных средних общеобразовательных, и профессиональных школах, а также в отдельных высших учебных заведениях. В США плата за обучение! в частной школе составляет от 7 до 10 тыс. дол. в год," плата за воспитание в детском саду — от 40 до 500 дол. в месяц. В элитарных университетах она достигает 17—20 тыс. дол. в год, что заставляет многих студентов зараба тывать средства на свое обучение и содержание.
В Японии обучение детей с 6 до 15 лет в начальной и первой ступени средней школы объявлено всеобщим и бесплатным. Вторая же ступень средней школы платная, причем рост численности этих школ наблюдается в районах, где проживает состоятельная прослойка общества. В префектуре Иватэ, например, более чем на 1 тыс. школ обязательного обучения приходится всего 130 государственных (бесплатных) школ второй ступени. В Токио же их более 60 %, в Иокогаме и Осаке — около 40 %. Во многих случаях это крупные учебные заведе-
1 Седнев Ю.В. Теория и практика содержания образования // Весцi Беларускай акадэми адукацьп. 1996. № 2. С. 23-24.
2 Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора // Народное образование. 1989. № 6. С. 159.
ния, насчитывающие до 3 тыс. учащихся, с очень высокой платой за обучение.
Существование частных общеобразовательных школ и высших учебных заведений, конечно, создает некоторые условия для определенного неравенства в образовании, но они обеспечивают высокое качество обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов и тем самым способствуют интенсивному развитию науки, техники, культуры.
4. Возрастает финансирование системы образования за счет средств государственного бюджета. США, на пример, на нужды образования выделяют из федераль ного бюджета 12 % средств. В других странах этот про цент значительно меньше, что, безусловно, не может не отражаться на школьном образовании и качестве учеб но-воспитательной работы.
5. Привлечение на нужды образования и школы средств из различных источников. В США, как уже от мечено, 12 % средств, выделяемых на развитие среднего образования, поступают от федерального правительства, 50 % — от правительства штата и около 40 % — от нало гов на частную собственность1.
Заслуживают внимания и такие сведения. По данным за 1988 год, в СССР стоимость оборудования в школе на одного ученика составляла в среднем 60 р., в наиболее оборудованных школах — до 300 р. В Швеции же эта сумма равнялась почти 1000 дол. Стоимость учебного оборудования в вузах СССР на одного студента составляла в среднем 2300 р., в лучших вузах типа Московского авиационного института — 10 000 р. В Стенфордском же политехническом институте в США — 80 000 р.2
6. Расширение принципа муниципального руководства школой. Федеральное правительство США обеспечивает равные возможности в работе всем школам, оказывая финансовую и техническую помощь, но не направляет и не контролирует их деятельность. Не делают этого и пра вительства отдельных штатов. Эту функцию выполняют местные общеобразовательные советы штатов, которые вырабатывают стратегию учебно-воспитательной работы
1 Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора. С. 159.
2 Проблемы и тенденции развития школы в современном мире: Метод, материалы. М., 1988. С. 6.
школы. В состав этих советов входят педагоги, юристы, представители производства и других профессий1. Все это позволяет лучше учитывать местные условия и проводить в соответствии с ними обучение и воспитание молодежи.
7. Расширение разнотипных школ и их структурное разнообразие. Эта тенденция основана на том, что учащиеся имеют различные склонности и способности, которые на более поздних ступенях обучения в школе определяются довольно четко. Естественно, что учить всех одинаково по одним и тем же программам было бы нецелесообразно. Здесь имеют значение особенности региона, в котором находится школа, а также потребности местного производства. Вот почему в большинстве стран мира существует разветвленная сеть школ различных типов со своеобразной внутренней структурой. Например, в Австрии имеются три основных типа школ. К первому типу относятся реальные гимназии, в которых учащиеся получают углубленную подготовку по математике и естественным предметам. Второй тип представляют экономические реальные гимназии, которые на общеобразовательной основе дают специально-экономическое образование. И третий тип составляют гимназии гуманитарного профиля, в которых главное внимание уделяется изучению иностранных языков.
Довольно широко распространены в Австрии неполные и полные школы профессионального образования, в которых обучается около 48 % всех юных австрийцев в возрасте от 15 до 19 лет. Они овладевают здесь различными практическими профессиями средней и более высокой квалификации для коммерческой сферы, делопроизводства, сельского хозяйства, сервиса и других областей производства. Значительное место занимает сектор католических частных школ с их традиционно высоким уровнем обучения и нравственного воспитания.
Таким образом, австрийские учащиеся имеют довольно широкий выбор школ различных типов, в которых они могут получать образование в соответствии со своими интересами и способностями в рамках местных условий. Сами же гимназии включают в себя так называемую основную школу-четырехлетку, затем идут ее стар-
1Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора. С. 159.
шие классы, которые, собственно говоря, и являются настоящей гимназией.
В США дети учатся от 6 до 18 лет, но обязательное посещение школы — до 16 лет. Существует три основных типа школ, которые отличаются главным образом по своей структуре. К первому типу относятся школы, которые состоят из двух ступеней: начальной, где дети учатся с 6 до 13 лет, и средней, где проходят обучение учащиеся 14—18 лет. Ко второму типу относятся трехступенчатые школы, в которых начальная школа охватывает детей 6—12 лет, неполная средняя — 12—15 лет и средняя, в которой занимаются учащиеся 15—18 лет. Третий тип школ также имеет три ступени, но с другими сроками обучения на каждой из них. В начальной школе учатся дети 6—10 лет, в неполной средней — 10—14 ив средней — 14—18 лет. Отметим, однако, что средняя школа в США 12-летняя. Есть же немало стран, в которых средняя школа имеет 10—11-летний срок обучения.
8. Разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самих учащихся. Во многих школах США в 9—12-х классах в качестве обязательных являются два предмета — английский язык и физическое воспитание. Так, в школе "Ньютон Норе" на выбор учащимся предлагается около 90 предметов по следующим циклам:
—физическое воспитание — общая физическая подго товка, аэробика, современные джазовые танцы, водные игры и т.д.;
—родной язык — факультативные курсы: мифология, научная фантастика, искусство пропаганды и рекламы, режиссура, создание кинофильмов и т.д.;
—общественные науки — мировая история, Европа с 1450 года до настоящего времени, Европа XX века, Древняя Греция, закон и общество, проблемы современ ного общества, цивилизация Китая, русская история, история США и т.д.;
—домоводство: продукты и питание, искусство кули нарии, семья, мода, одежда, уход за ребенком, основы интерьера и т.д.
Для того, чтобы закончить среднюю школу, учащемуся необходимо сдать за 4 года 100 зачетов: 20 — по английскому языку, 5 — по биологии, 5 — по физике, 15 —
по общественным наукам, 10 — по математике, 5 — по музыке, рисованию и т.д.
В других школах этот выбор охватывает до 300 предметов, обязательными же считаются только два — английский язык и математика. Понятно, что в частных школах количество обязательных предметов значительно больше, и учащиеся получают более прочную академическую подготовку.
9. Сочетание школьных занятий с самостоятельной работой учащихся в библиотеках, учебных кабинетах. В школе "Ньютон Норс" учебные занятия в неделю со ставляют 22 часа (по субботам занятия в школе не прово дятся). Это позволяет учащимся на протяжении 1—2 часов ежедневно работать в библиотеке, самостоятельно при обретать и углублять свои знания.
10. Преемственность образовательно-воспита тельных учреждений и непрерывность образования. Эта тенденция все более пробивает себе дорогу. Она обуслов лена тем, что быстрое развитие науки и техники, корен ные усовершенствования технологии и компьютеризация производства, появление его новых отраслей требуют от производителей более глубоких знаний, овладения но выми научными достижениями и непрерывного повыше ния своей профессиональной квалификации. Вот почему во всех странах мира предпринимаются меры к укрепле нию преемственных связей между различными типами образовательно-воспитательных учреждений, чем обес печивается свободный переход от низших к высшим ступеням обучения, создаются колледжи и институты повышения квалификации для работников различных профессий и категорий, а также расширяется система кратковременной курсовой переподготовки специали стов.
4. Структура и принципы развития образования в Республике Беларусь.Национальная система образования в Республике Беларусь в структурном отношении включает в себя образовательно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное обучение и воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, подготовку научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров.
Единство и непрерывность системы образования обеспечивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, которые объединяют различные виды образования.
Согласно принятому в 1991 году закону "Об образовании в Республике Беларусь", наряду с государственными допускается создание и функционирование негосударственных образовательно-воспитательных учреждений всех типов. В законе определены принципы развития и функционирования системы образования в Республике. Основными из них являются:
—приоритет в образовании общечеловеческих ценнос тей;
—национально-культурная основа образования и вос питания;
—научность образования;
—ориентация на мировой уровень образования;
—гуманистический характер образования и воспита ния;
—связь обучения и воспитания с общественной прак тикой;
—единство обучения, духовного и физического совер шенствования;
—демократизм;
—светский характер;
—поощрение и всемерное содействие развитию талан тов и способностей;
—обязательность базового девятилетнего образования.
Если сравнить эти принципы с мировыми тенденциями образования, которые освещались выше, то нетрудно заметить, что они во многом совпадают.
Сделан значительный шаг вперед в сравнении с прошлым, когда у нас существовала так называемая единая средняя общеобразовательная школа. Сегодня закон ориентирует на создание и развитие самых разнообразных типов средних школ, в том числе гимназий, лицеев и т.д. Разнотипностью характеризуются также средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища и даже высшие учебные заведения.
Образование во всех типах государственных учебных заведений бесплатное. Их финансирование осуществля-
ется из государственного бюджета, а также из бюджетов местных органов власти. Понятно, что частные учебные заведения работают за счет средств, которые платят учащиеся или их родители за обучение.
Управление учебными заведениями осуществляется в соответствии с их уставом на основе широкого участия педагогических работников, учащихся, студентов, представителей общественности.
В настоящее время предпринимаются меры к реформированию в Беларуси средней общеобразовательной школы. В процессе реформы решаются следующие вопросы: перестройка структуры школы путем деления ее на основную, 10-летнюю и создание над ней 11—12-х лицейских классов для подготовки учащихся к поступлению в высшие учебные заведения; углубление дифференциации школьного обучения в соответствии со склонностями и способностями учащихся; модернизация содержания образования и придание ему более практической направленности; создание условий для обучения и развития более способных учащихся.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что следует понимать под системой образования?
2. Какие социально-экономические и педагогические факторы вли яют на развитие системы образования?
3. Какие тенденции являются все более определяющими в разви тии системы образования в различных странах мира?
4. Раскройте структуру системы образования в Республике Бела русь и основные принципы ее функционирования и развития.
5. Какие, по вашему мнению, усовершенствования нужно осуще ствлять в системе образования нашей республики и, в частности, в работе общеобразовательной школы, чтобы существенно повысить ка чество обучения и воспитания?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Закон "Аб адукацьп у Рэспублщы Беларусь" // Настаун. газ. 1991. 23 дхстап.
Алферов С.Ю. Непрерывное образование: Опыт развитых стран // Сов. педагогика. 1990. № 8.
Андреев В.И. Система образования в ФРГ. Мн., 1993.
Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века //В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М., 1997.
Голубева З.Ю., Остроумова Н.Г. Реформа школы и качество образования в США//Сов. педагогика. 1989. № 3.
Дружинский А.К. Новые тенденции в воспитании школьной молодежи стран Запада //Сов. педагогика. 1990. № 7.
Ермольева Э.Г. Современное состояние образования в Латинской Америке //Педагогика. 1992. № 3—4.
Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора // Народное образование. 1989. № 6.
Канцэпцыя рэформы агульнаадукацыйнай сярэдняй школы /Адоб-рана пастановай Кабшета М1шстрау Рэспублж! Беларусь ад 29 жшуня 1996 г. № 554 // Настаун. газ. 1996. 14 верас.
Миронов В.В. Образование в странах Запада в конце XX века //Сов. педагогика. 1990. № 2.
Судзуки С. Реформа образования в Японии //Педагогика. 1992. № 3-4.