Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УЧИТЕЛЬ, СТРУКТУРА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ



1. Учитель как центральная фигура в школе и его
определяющая роль в осуществлении учебно-воспита­
тельной работы.

2. Проблема профессиональной пригодности учи­
теля.

3. Структура педагогической деятельности учи­
теля и сущность ее отдельных видов.

4. Ступени профессионального роста учителя: пе­
дагогическая умелость, мастерство, творчество и но­
ваторство.

1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспита­тельной работы.При освещении в предыдущих главах вопросов о целях, содержании, методах и формах учеб­но-воспитательной работы в школе постоянно шла речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-


познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятель­ность учащихся, направленную на их развитие и форми­рование разнообразных личностных качеств.

Об определяющей роли учителя в образовании и вос­питании учащихся говорят многочисленные примеры школьной практики и высказывания многих педагогов. Известный русский математик М.В.Остроградский писал: "Хороший учитель рождает хороших учеников".

В школах работает немало учителей, которые добива­ются высокого качества обучения и воспитания, прояв­ляют большое методическое творчество, обогащают пе­редовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитатель­ного процесса. Многим из них присвоены почетные зва­ния "Заслуженный учитель", "Учитель-методист", "Стар­ший учитель".

В условиях реформирования и обновления нашего об­щества роль учителя в этих процессах трудно переоце-нить. От него во многом зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальней-шего развития общества. В настоящее время осуществ-ляется ряд мер по повышению профессиональной подго­товки учителей в педагогических институтах и универ­ситетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятель­ности в школе, значительно расширяется изучение пси­холого-педагогических дисциплин и углубляется их тео­ретическая и практическая направленность. Совершен­ствуются механизмы отбора абитуриентов при поступле­нии их в педагогические институты и университеты. При них работают подготовительные отделения или факуль­теты и различные курсы для абитуриентов. Предприни­маются меры к тому, чтобы заработная плата учителя не была ниже среднемесячного заработка рабочих и служа­щих других профессий.

Но общественное положение и престиж учителя в не­малой степени зависит от него самого, от его эрудиции и качества работы. Работа учителя относится к весьма слож­ным видам деятельности. И вот здесь перед ним возни­кает целый ряд профессиональных проблем. Обращен­ность педагогической теории к учителю отнюдь не сни­мает тех трудностей, с которыми он встречается в своей


работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обоб­щенные положения о том, как нужно осуществлять обу­чение и воспитание учащихся, в ней фиксируются об­щие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и еди­ничного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от учи­теля требуется большая практическая подготовка, педа­гогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессиональной умелости и развитие педагогического мастерства.

В настоящее время в школах вводятся должности прак­тических психологов, социальных педагогов, которые в той или иной мере причастны к обучению и воспитанию учащихся.

Тем не менее только учитель в полном объеме облада­ет средствами и умением осуществлять действенное фор­мирование растущей личности, развитие ее мировоз­зрения и нравственно-эстетической культуры. Именно на этой основе зиждется его авторитет, достоинство и гордость за свое призвание, за свою сложную и весьма нужную людям работу. Он должен ощущать свой высо­кий престиж в обществе, величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том, что Учитель - это действительно звучит гордо!

2. Проблема профессиональной пригодности учи­теля.Всякая профессиональная деятельность требует от человека определенной склонности, необходимых физи­ческих и психических данных, а также соответствующе­го личностного развития. Например, летчик должен об­ладать хорошим зрением, слухом, реактивностью нервной системы, способностью переносить большие физические нагрузки и т.д. Не зачислят на флот человека, если он не в состоянии переносить морской качки. При назначении на многие руководящие должности учитывают организа­торские умения и способности человека, его коммуника­бельность. При отсутствии милосердия и высокой нрав­ственности не в состоянии как следует исполнять свои обязанности врач. Не в меньшей степени является важной профессиональная пригодность человека к педа-


гогической деятельности, к воспитанию людей. Неда­ром выдающийся русский химик Д.И.Менделеев писал1:

К педагогическому делу надо призывать, как к делу мор­скому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить себе жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.

Профессиональная пригодность человека есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физичес­ких, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими фун­кциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни.

Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровке, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Еще нужна, как от­мечено, склонность к работе, наличие определенных при­родных данных и нравственных качеств.

Профессиональная пригодность к педагогической деятельности связана с наличием у человека физическо­го и психического здоровья, хороших речевых данных, уравновешенности нервной системы, способности выдер­живать воздействия сильных раздражителей, проявлять выдержку и т.д. К числу личностных качеств, характе­ризующих пригодность к педагогической деятельности, также относятся: склонность к работе с детьми, ком- муникабельность (стремление и умение общаться с другими людьми), тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности, высокая требовательность к себе. Все это вполне подда­ется медицинской и психолого-педагогической диагнос­тике, определенному тестированию. К сожалению, при наборе студентов в педагогические институты и на педа­гогические отделения университетов пока не предусмат­ривается определение их профессиональной пригоднос­ти, а зачисляют всех, кто хорошо сдает необходимые всту­пительные экзамены. Вот почему в школу попадает не­мало учителей, заведомо профессионально непригодных, что весьма отрицательно сказывается на обучении и вос­питании учащихся.

1 Менделеев Д.И. Соч. М., 1952. Т. 23. С. 236.


3. Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов.Для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства учителю необхо­димо детально представлять структуру педагогической деятельности и связанную с ней систему теоретических знаний и практических умений и навыков. Психологи­ческие исследования (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.) показывают, что в учебно-воспита­тельном процессе имеют место следующие взаимосвязан­ные виды педагогической деятельности учителя:

—диагностическая;

—ориентационно-прогностическая;

—конструктивно-проектировочная;

—организаторская;

—информационно-объяснительная;

—коммуникативно-стимулирующая;

—аналитико-оценочная;

—исследовательско-творческая.

Рассмотрим сущность каждого вида педагогической деятельности и те требования к учителю, которые обус­ловливаются ими.

Диагностическая деятельность. Она связана с изуче­нием учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности (от греч. diagnosis — распознавание, оп­ределение). Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей физического и психическо­го развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д. Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, надо прежде всего знать его во всех отно­шениях, отмечал К.Д.Ушинский в предисловии к своей книге "Человек как предмет воспитания". Для этого учи­телю необходимо быть наблюдательным, владеть метода­ми изучения и определения (диагностики) уровня воспи­танности учащихся, знать круг их интересов, склоннос­тей, характер их деятельности вне школы и т.д.

Ориентационно-прогностическая деятельность. Она выражается в умении учителя определять направление предстоящей воспитательной деятельности, ее конкрет­ные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать (от греч. слов pro — вперед + gnosis — знание) ее результаты, то есть то, чего конкрет­но хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формирова-


нии и развитии личности учащегося он стремится обес­печить. Например, класс характеризуется недостаточным сплочением учащихся, отсутствием необходимых кол­лективистских отношений или же снижением интереса к учебе. На основе этой диагностики учитель ориентиру­ет воспитательную работу на развитие у учащихся кол­лективизма или повышение интереса к учебе, конкрети­зирует ее цели и задачи и стремится добиться укрепле­ния товарищества в классе, взаимопомощи, более высо­кой активности в совместной деятельности как важней­ших черт коллективистских отношений. Если речь идет о стимулировании познавательных интересов, он может сосредоточить свои усилия на придании обучению увле­кательности и эмоциональности. Подобная ориентацион-но-прогностическая деятельность учителя осуществляется постоянно. Без нее не может обеспечиваться динамика и совершенствование целей, методов и форм воспитания и обучения.

Конструктивно-проектировочная деятельность. Она органически связана с ориентационно-прогностической деятельностью. Если, например, учитель прогнозирует укрепление коллективистских отношений между учащи-мися, перед ним встает задача конструирования, проек­тирования содержания воспитательной работы, придания ей увлекательных форм. В зависимости от конкретных условий воспитания он может предусмотреть совместную работу учащихся на подшефном предприятии, подготов­ку литературно-художественного концерта для рабочих, проведение собрания-дискуссии на тему "О поступках товарищеских и нетоварищеских", организацию экскур­сий с тем, чтобы повысить содержательность и увлека­тельность совместной деятельности учащихся. Естествен­но, что для этого учителю необходимо хорошо разбираться в психологии и педагогике организации воспитательного коллектива, в формах и методах воспитания, обладать творческим воображением, конструктивно-проектировоч­ными способностями, уметь планировать учебную и вос­питательную работу.

Организаторская деятельность. Она направлена на вовлечение учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулирование, их активности. Для этого учи­телю необходимо выработать целый ряд умений, в частно­сти, определять конкретные задачи по обучению и вос­питанию учащихся, развивать их инициативу в плани-


ровании совместной работы, распределять задания и по­ручения, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важным элементом этой деятельности является также умение вдохновлять учащихся к работе, вносить в нее элементы романтики и осуществлять тактичный кон­троль за ее выполнением.

Информационно-объяснительная деятельность. Ее большое значение обусловливается тем, что все обучение и воспитание, по существу, в той или иной мере основа­но на информационных процессах. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идея­ми — важнейшее средство развития и личностного фор­мирования учащихся. Учитель в этом случае выступает не только как организатор учебно-воспитательного про­цесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. Вот почему та­кое большое значение в процессе профессиональной под­готовки учителя имеет глубокое знание того учебного предмета, который он преподает, его научно-мировоззрен­ческая убежденность. От того, как учитель владеет учеб­ным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудированный учитель знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доно­сить их до учащихся. Он хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у школьников умений и навыков. К сожале­нию, не все учителя обладают такой подготовкой, что отрицательно сказывается на обучении и воспитании.

Коммуникативно-стимулирующая деятельность. Она предусматривает большое влияние учителя, которое оказывают на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим при­мером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности. Эта деятель­ность включает в себя проявление любви к детям, душев­ное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупно­сти характеризует стиль гуманных взаимоотношений учителя с детьми в самом широком смысле этого слова.

Ничто так отрицательно не сказывается на воспита­нии, как сухость, черствость и казенный тон учителя в отношениях с учащимися. От такого учителя дети обыч­но держатся на расстоянии, он внушает им внутренний


страх, отчужденность от него. Совсем по-иному относятся дети к тому учителю, который вникает в их потребности и интересы, умеет завоевать их доверие и уважение со­держательной учебной и внеклассной работой. Многие педагогические авторитеты подчеркивали определяющую роль личности учителя в обучении и воспитании. В ста­тье "Три элемента школы" К.Д.Ушинский писал1:

В воспитании все должно основываться на личности вос­питателя, потому что воспитательная сила изливается толь­ко из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм за­ведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заме­нить личности в деле воспитания... Без личного непосред­ственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение лич­ности, только характером можно образовать характер.

На огромное воспитательное влияние личности учителя неоднократно указывали А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и другие педагоги. А.С.Макаренко считал, что без настоя­щего авторитета среди учащихся, без умелого поддержа­ния с ними доброжелательных отношений и тактичной требовательности, без активной работы педагога над со­вершенствованием своего характера невозможно осуще­ствлять действенное воспитание.

Все это весьма остро ставит проблему профессиональ­ного роста учителя, его старательной работы над повы­шением своего научного уровня и морального совер­шенства. К.Д.Ушинскому, в частности, принадлежит та­кое афористическое высказывание:

Учитель только в той мере воспитывает и образовыва­ет, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием.

Аналитико-оценочная деятельность. Сущность ее заключается в самом названии. Учитель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет положительные стороны и недо­статки, сравнивает достигнутые результаты с теми целя­ми и задачами, которые намечались, а также сопостав-

Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 63-64.


ляет свою работу с опытом коллег. Аналитико-оценочная деятельность помогает учителю поддерживать так назы­ваемую обратную связь в своей работе, это значит, не­прерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обу­чении и воспитании учащихся и что достигнуто, и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс, вести поиски путей его совер­шенствования и повышения педагогической эффектив­ности, шире использовать передовой педагогический опыт. К сожалению, этот вид деятельности многие учи­теля осуществляют слабо, не стремятся видеть те недо­статки в своей работе, которые имеют место, и своевре­менно их преодолевать.

Ученик получил "двойку" за незнание пройденного ма­териала. Это явный сигнал к тому, что ему необходима срочная помощь, но такая помощь ему не всегда оказыва­ется, и на следующих уроках он снова получает плохую оценку. А если бы учитель проанализировал причины об­наруженного отставания и соответствующим образом помог школьнику, на последующих занятиях последний мог бы получить хорошую оценку, что стимулировало бы его к дальнейшему улучшению успеваемости.

Исследователъско-творческая деятельность. Эле­менты ее характеризуют работу каждого вдумчивого учи­теля. Особенно важное значение имеют две ее стороны. Сущность одной из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя известного творчества. Дело в том, что, как уже отмечалось в предыдущих главах, педагогические и ме­тодические идеи отражают типичные учебно-воспитатель­ные ситуации. Конкретные же условия обучения и вос­питания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы. Например, общее теоретическое положение об уважении и требовательности к учащимся как закономерность вос­питания в реальном воспитательном процессе имеет мно­жество модификаций: в одном случае важно оказать помощь ученику в работе, в другом — нужно совместно с ним обсудить недостатки в его поведении, в третьем — под­черкнуть положительные поступки, в четвертом — сделать личное замечание или внушение и т.д. Одним словом, тво­ри, выдумывай, пробуй, как целесообразнее использовать данную закономерность, какие воспитательные приемы здесь лучше применить. И так во всей работе учителя.


Вторая сторона исследовательско-творческой деятель­ности связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее. Например, для выработки умений и навыков применения теоретичес­ких знаний на практике дидактика рекомендует целую систему упражнений. Учитель В.Ф.Шаталов из Донецка внес определенную модификацию в организацию этих упражнений по математике, проявив инновационный подход. Он усилил устные упражнения в решении задач и примеров, ввел так называемые "плашки" с разграф­ленными клеточками, в которые учащиеся записыва­ют номера тех задач, которые они решают самостоя­тельно дома по собственному выбору. Все это явилось определенным творческим вкладом в развитие дидакти­ческих и методических основ организации учебной работы по применению знаний на практике.

Такова сущность и система умений и навыков по каж­дому из рассмотренных видов деятельности учителя.

4. Ступени профессионального роста учителя: педа­гогическая умелость, мастерство, творчество и нова­торство.Профессионализм учителя может иметь различ­ные уровни. Есть просто умелый учитель, который про­водит обучение и воспитание на обычном профессиональ­ном уровне, и есть учитель, который проявляет педаго­гическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства, про­являют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть и учителя-новаторы, которые делают настоящие педагоги­ческие открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию. В чем же заключается сущность этих характеристик деятель­ности учителей?

Под педагогической умелостью следует понимать та­кой уровень профессионализма учителя, который включа­ет в себя обстоятельное знание им своего учебного пред­мета, хорошее владение психолого-педагогической тео­рией и системой учебно-воспитательных умений и навы­ков, а также довольно развитые профессионально-лично­стные свойства и качества, что в своей совокупности по­зволяет достаточно квалифицированно осуществлять обу­чение и воспитание учащихся.


Педагогическая умелость — это основа профессиона­лизма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечи­вается в педагогических учебных заведениях и продол­жает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так, учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, со­держание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину уча­щихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. Можно ска'-зать, что система этих знаний, умений и навыков в той или иной мере определяется нормативными курсами пси­хологии, педагогики и частных методик, которые изуча­ются в педагогических учебных заведениях и на педаго­гических отделениях университетов. К сожалению, нельзя сказать, что все учителя хорошо владеют этими норма­тивными курсами, что, естественно, отрицательно ска­зывается на их педагогической деятельности.

Следующей ступенью профессионального роста учи­теля является педагогическое мастерство.

Как качественная характеристика учебно-воспитатель­ной деятельности учителя педагогическое мастерство есть не что иное, как доведенная им до высокой степени со­вершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и при­емов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффек­тивность учебно-воспитательного процесса.

Как видим, от обычной педагогической умелости мас­терство отличается тем, что оно является более совер­шенным его уровнем, высокой отточенностью использу­емых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, но они отнюдь не обязательны. Главное в нем — совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании.

Безусловно, для выработки педагогического мастерства учитель, как уже отмечалось, должен обладать необхо-


димыми природными данными, хорошим голосом, слу­хом, личным обаянием и т.д. Однако, несмотря на важное значение этих природных данных, едва ли не определя­ющую роль в педагогической деятельности играют ка­чества приобретенные. А.С.Макаренко подчеркивал, что педагогическому мастерству нужно учиться. В чем за­ключается такая учеба?1:

Прежде всего в организации характера педагога, вос­питании его поведения, а затем в организации его специ­альных знаний и навыков, без которых ни один воспита­тель не может быть хорошим воспитателем, не можег рабогать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить... Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение... Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет.

Мастерство включает в себя также те педагогические усо­вершенствования, которые осуществляет учитель, делая не­обходимые выводы из допускаемых недочетов, ошибок и дос­тигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал.

Учительница истории 10-й средней школы г.Гомеля К.Ф.Зотова обратила внимание на то, что при устном из­ложении нового материала в 5-8-х классах почги боль­шинство учащихся его не усваивало непосредственно на уроке. Тогда она несколько перестроила методику своей работы над новым материалом: после объяснения начала практиковать выборочное чтение школьниками учебника и в порядке самоконтроля побуждать их отвечать на поме­щенные в нем вопросы. Применение этой методики ока­залось весьма полезным: учащиеся стали усваивать но­вый материал непосредственно на занятиях.

Существенной спецификой характеризуется педаго­гическое творчество. Понятие "творчество" ассоцииру­ется с созданием "новых по замыслу культурных, мате­риальных ценностей"2, с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры. Педагогическое творчество так­же заключает в себе определенные элементы новизны,

1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 179.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. С. 687.


но чаще всего эта новизна связана не столько с продуци­рованием новых идей и принципов обучения и воспита­ния, сколько с видоизменением приемов учебно-воспита­тельной работы, их определенной модернизацией.

Педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.

Примером подобного творчества является введение ли­пецкими учителями приемов комментированных упраж­нений по математике, языкам и другим предметам. То, что выполняя упражнение, школьник пользуется внут­ренней речью, проговаривая про себя каждое выполняе­мое действие, в педагогике было известно давно. Однако при коллективной работе в классе отдельные учащиеся испытывают определенные трудности и не всегда прояв­ляют необходимую осмысленность при выполнении уп­ражнений. Учитывая это, липецкие учителя начали ис­пользовать методику, при которой один из учащихся вслух поясняет (комментирует) ход выполнения упраж­нения. Этот прием делает тренировочную работу более осмысленной для всех учащихся и тем самым повышает ее эффективность. Но принципиально процесс учебной работы от этого не изменился: в него были внесены толь­ко определенные усовершенствования.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учи­теля является педагогическое новаторство. "Новаторство — новое в созидательной деятельности людей; деятельность новаторов"1. Само же понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель - человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.

Данное определение в полной мере относится и к пе­дагогическому новаторству.

• Оно органически включает в себя внесение и реализа­цию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.

Определенное новаторство, например, проявил учитель Игорь Петрович Волков (г.Реутово Московской обл.),

1 Словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 345.
529


который разработал методику "творческих заданий" школьникам средних и старших классов.

Сущность ее заключается в том, что учитель дает мно­жество творческих заданий учащимся, которые вклю­чают работу с бумагой, картоном, различные изделия из дерева, металла, пластмассы, создание рисунков и картин, пробу своих сил в литературе, скульптуре и т.д. Выполнение этих заданий носит добровольный характер, причем каждый ученик избирает себе зада­ние по душе в соответствии со своими склонностями. Включаясь в работу, они постепенно определяют свой интерес, развивают свои способности и таланты. На каждого ученика заводится "Творческая книжка", в ко­торой фиксируются выполненные работы и по которой можно более или менее вероятно судить об их склон­ностях и творческих задатках и осуществлять дальней­шую работу по их развитию. Эта методика действитель­но является новаторской.

Определенным новаторством явилось введение в школе методики проблемного обучения или изложение изучае­мого материала укрупненными блоками (В.Ф.Шаталов и др.), благодаря чему значительно сокращаются сроки изучения отдельных учебных предметов. Это серьезно изменяет технологию обучения.

Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя. Вот почему пе­дагогов-новаторов не так и много. Но главное состоит в том, что когда учитель добросовестно и творчески отно­сится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, находится в непрерыв­ном поиске, он будет не только добиваться успехов в обу­чении и воспитании, но и совершенствоваться сам, про­двигаясь от одной ступени к другой в своем профессио­нальном росте.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Определите узловые вопросы темы и устно составьте план ее со­
держания.

2. Какую роль играет учитель в обществе и каким он должен быть?

3. Что такое профессиональная пригодность учителя? Какие при­
родные и личностные качества определяют профессиональную пригод­
ность учителя к педагогической деятельности?


4. Перечислите основные виды педагогической деятельности учи­
теля и раскройте их сущность и значение.

5. Раскройте сущность педагогической умелости, мастерства, твор­
чества и новаторства в работе учителя. Приходилось ли вам учиться у
учителей с такими качествами и в чем они проявлялись?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Анин Б.М. Учитель в моей жизни. М., 1987.

Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.

Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. М., 1989.

Львова Б.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1985.

Проблемы научной организации педагогического труда /Под ред. И.П. Раченко. М., 1987.

Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятель­ность. М., 1997.

Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.

Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новатор­стве// Педагогика. 1992. № 7-8.

Щербаков AM. Психологические основы формирования личности учителя. М., 1967.

Глава 31 КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В ШКОЛЕ

1. Классный руководитель в школе, специфика его
работы, основные функции и обязанности.

2. Работа классного руководителя по изучению уча­
щихся.

3. Работа классного руководителя по созданию и
воспитанию ученического коллектива.

4. Работа классного руководителя по повышению
успеваемости, трудовому и нравственному воспита­
нию учащихся.

5. Работа классного руководителя с учителями.

 

6. Работа классного руководителя с родителями
учащихся.

7. Планирование классным руководителем воспи­
тательной работы. Ведение документации класса.


1. Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности.Для организа­ции внеклассной воспитательной работы в средних и стар­ших классах из числа наиболее опытных учителей назнача­ются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в этих классах учебную и воспитательную работу ведут несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации. Кроме того, многие виды вне­классной работы, такие, например, как создание и воспита­ние ученического коллектива, организация общественно по­лезного труда, многочисленные формы нравственной и худо­жественно-эстетической деятельности учащихся непосред­ственно не входят в обязанности учителей-предметников и возлагаются на классного руководителя.

Институт классных руководителей в нашей школе имеет свою историю.

До 1917 года в гимназиях и других средних учебных заведениях Российской империи существовала должность классного наставника, на которую назначались штатные преподаватели, отвечавшие за воспитание учащихся и осуществлявшие надзор за их поведением. Была учреж­дена также должность помощника классного наставника, или классного надзирателя, который следил за поведе­нием учащихся в классе и вне школы (на улицах, в театрах, на частных квартирах и т.д.).

В своеобразной форме этот институт существует так­же и в современных школах некоторых зарубежных стран. В Бельгии, например, учителя не занимаются вос­питанием и дисциплиной учащихся. Их обязанность — обеспечивать полный объем знаний учащихся по тому предмету, который они преподают. Все остальное — за­бота воспитателей. Они смотрят за порядком в классе и проводят внеклассные мероприятия. На эту должность чаще всего берут молодых людей, так как в бельгийских школах большинство учителей — женщины.

Деятельность классного руководителя регламентиру­ется специальным положением. В нем определяются его функции, основные направления работы и обязанности. В качестве важнейших функций (от лат. functio - ис­полнение, обязанность) классного руководителя высту­пают следующие: когнитивно-диагностическая, органи­заторско-стимулирующая, объединительно-спла­чивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим кратко сущность каждой из них.


1. Когнитивно-диагностическая функция (от лат.
cognitio — знание, познание; diagnos — определение). Она
связана с необходимостью всестороннего изучения осо­
бенностей развития и поведения учащихся и определе­
ния уровня их воспитанности в целях учета этих особен­
ностей в процессе внеклассной воспитательной работы и
осуществления индивидуального подхода к их обучению
и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать
состояние здоровья учащихся и их физического разви­
тия, условия домашнего воспитания, характер их обуча­
емости и воспитуемости, межличностные контакты и
участие в организуемой деятельности, проявляемые
склонности, способности и интересы, отношение к учеб­
ной работе и динамику успеваемости. Указанные данные
нужно доводить до сведения работающих в классе учите­
лей с тем, чтобы они соответствующим образом учитыва­
ли их в процессе учебно-воспитательной деятельности.

2. Организаторско-стимулирующая функция. Она
обусловливается тем, что участие школьников во вне­
классной работе в известной мере является делом добро­
вольным.
Оно несовместимо ни с понуждением, ни с же­
стким регламентированием деятельности учащихся. Глав­
ным здесь является умение классного руководителя орга­
низовать внеклассную работу таким образом, чтобы она
увлекала учащихся высокой содержательностью, разно­
образием и свежестью форм, новыми подходами к ее про­
ведению. Даже самые традиционные виды работы, на­
пример встречу Нового года, праздник именинников,
классные часы и т.д., каждый раз необходимо проводить
по-новому, придавать им яркие, красочные формы.

3. Объединительно-сплачивающая функция. Эта фун­
кция вытекает из того, что действенным фактором вос­
питания являются сплочение учащихся, здоровый пси­
хологический микроклимат в классе, товарищеское об­
щение, забота друг о друге, влияние ученического кол­
лектива. В то же время необходимо предотвращать появ­
ление в классе группировок с негативной направлен­
ностью, создавать условия для увлекательной совмест­
ной деятельности учащихся.

4. Координирующая функция. Поскольку, как уже
отмечалось, в классе работают несколько учителей-пред­
метников, возникает необходимость в согласовании их
педагогических усилий по обучению и воспитанию уча­
щихся, координации их деятельности и осуществлении
единого подхода к детям. Эта работа возлагается на


классного руководителя, который также проводит необ­ходимую работу с родителями учащихся и привлекает их к совместной со школой воспитательной деятельнос­ти. В качестве проблем для такой работы могут быть и недочеты в домашнем учении учащихся, и различные от­клонения в поведении, и активизация внеклассного чтения, и т.д.

5. Личностно-развивающая функция. Сущность ее заключается в придании проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на разви­тие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познаватель­ной активности, нравственное и эстетическое формиро­вание, развитие творческих способностей и задатков, ут­верждение достоинства в межличностном общении и т.д.

Осуществление этих функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей. К ним относятся:

—всестороннее изучение учащихся;

—разъяснение и внедрение правил поведения уча­
щихся;

—повседневное наблюдение за успеваемостью уча­
щихся, контроль за их домашней работой, а также регу­
лирование объема домашних заданий;

—периодическое проведение ученических собраний в
классе;

—вовлечение учащихся в кружковую работу;

—организация общественно полезного труда;

—оказание помощи в работе добровольных детских и
юношеских организаций и объединений;

— внесение предложений руководству школы о поощ­рениях и наказаниях учащихся;

—объединение воспитательных усилий учителей, работа­
ющих в классе, и установление единого подхода к учащимся;

—поддержание связей с родителями и работа с семьей;

—ведение личных дел учащихся.

Многообразие и сложность обязанностей, выполняемых классным руководителем, требуют научной разработки и глубокого осмысления методики его работы. Обратимся к рассмотрению важнейших вопросов этой методики.

2. Работа классного руководителя по изучению уча­щихся. Как уже отмечалось, проведение воспитательной работы немыслимо без знания возрастных и индивиду-


альных особенностей учащихся. Незнание этих особен­ностей зачастую служит причиной серьезных просчетов и педагогических ошибок.

...Только что назначенный в школу молодой математик проводил занятия в 7-м классе, где ему было также пору­чено классное руководство. Он вызвал к доске одного из учащихся и предложил ему решить задачу. Оказалось, что семиклассник испытывает затруднение. Учитель решил ему помочь и стал задавать наводящие вопросы. Но уче­ник молчал. Учителю показалось, что он не может решить задачу, и предложил ему сесть на место. Но, не дойдя до своей парты, семиклассник обернулся к учителю и с оби­дой сказал: "А я знаю, как решать задачу..." Учитель про­явил рассудительность и ласковым голосом возвратил его к доске. Ученик вполне самостоятельно, хотя и медленно, справился с задачей. Так своей репликой он помог учителю исправить допущенную оплошность. Оказалось, что это был хороший ученик, но с замедленным мышлением. Молодой учитель об этом не знал и побуждал его к спешке.

Есть ученики, которые не проявляют должной усид­чивости в работе, не могут заставить себя аккуратно выполнять домашние задания. На учебной работе и по­ведении школьника сказываются условия семейного вос­питания, состояние здоровья, влияние тех контактных групп, с которыми он находится в постоянном общении, и т.д. Все это нужно внимательно изучать и знать, чтобы успешно осуществлять воспитательную работу.

Изучение школьников классным руководителем про­водится с помощью различных методов. Важнейшими из них являются: повседневное наблюдение за деятель­ностью и поведением учащихся в процессе учебных за­нятий и внеурочной работы, индивидуальные и группо­вые диагностические беседы, изучение результатов деятельности учащихся, посещение их на дому, есте­ственный эксперимент, рейтинг и метод компе­тентных оценок. Как же использовать их в процессе воспитания школьников?

Повседневное наблюдение за поведением и деятель­ностью учащихся. Сущность этого метода заключается в том, чтобы, наблюдая за учащимися в различных усло­виях учебной и внеклассной работы, выявлять особенно­сти их отношения к выполнению школьных обязаннос­тей, черты характера, культуру поведения и т.д. Чтобы делать по этим вопросам обобщающие выводы, нужно


владеть фактами и примерами, которые характеризуют устойчивые, а не случайные проявления. Например, когда, наблюдая за тем или иным из учащихся, класс­ный руководитель замечает, что он на уроках не может сдерживать себя и ведет неспокойно, на переменах с кри­ком бегает по коридору, толкает товарищей и т.д., ло­гично сделать вывод о недостаточной его дисциплиниро­ванности. Если на какого-нибудь ученика учителя жалу­ются, что он списывает домашние задания или совсем не выполняет их, можно предполагать, что он требует по­стоянного внимания и помощи в улучшении домашней учебной работы.

Индивидуальные и групповые диагностические беседы с учащимися, учителями и родителями. С их помощью классный руководитель имеет возможность узнать, как относится тот или иной школьник к учебным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности испытывает в овладении знаниями. В заду­шевных индивидуальных беседах учащиеся рассказыва­ют о своих успехах и неудачах в учебе, характере отно­шений с одноклассниками и т.д.

Изучение результатов деятельности учащихся. В школе проводятся различные конкурсы, выставки, даются домашние задания. Сами школьники проявляют творчес­кие способности и мастерят различные поделки. Некото­рые из них любят рисовать, другие занимаются коллекцио­нированием, посвящают свой досуг изготовлению различных моделей и т.д. По результатам этой разнообразной деятельно­сти классный руководитель может судить не только об увле­чениях, но и о склонностях и способностях учащихся, делать прогнозы их развития.

Посещение учащихся на дому. Этот метод позволя­ет накапливать представления о том, как живет и работает тот или иной ученик в домашних условиях, как соблюдает режим, какая атмосфера в семье, чем заполняет он свое свободное время, с кем дружит и т.д. Очень важное значение имеют здесь контакты с родителями, их мнения, просьбы, жалобы и т.д. Все это дает материал для дальнейшего улучшения вне­классной работы.

Естественный эксперимент. Сущность его состоит в том, что дети включаются в какую-нибудь деятельность, и педагог наблюдает за их поведением не в искусственно созданных ситуациях, а в процессе обычной работы и таким образом изучает их особенности.


...Классу поручается закончить начатую ранее уборку участка школьного двора. Но поскольку работы там не­много, то классный руководитель предлагает принять уча­стие в ней тем, кто пожелает сам. И вдруг обнаружива­ется, что те из учащихся, которых обычно хвалят за хоро­шую учебу и общественную активность, не изъявляют же­лания принять участие в труде. Замечая это, классный руководитель делает вывод, что с этими учащимися необ­ходимо усилить работу по воспитанию у них трудолюбия.

Примером "естественной ситуации" при изучении уча­щихся может быть обсуждение на собрании отрица­тельных поступков отдельных учащихся, когда нужно проявить принципиальность и требовательность к това­рищу. Вот здесь классный руководитель и видит, у кого эти качества есть, а у кого их нет. ,

Для изучения школьников классные руководители используют также методы рейтинга и компетентных оценок. О сущности их шла речь в главе, в которой раскры­вались методы педагогического исследования. Здесь же нужно отметить, что они позволяют накапливать матери­ал об особенностях поведения учащихся, их характерах, интересах, творческих способностях и склонностях.

Изучение школьников — процесс непрерывный. Класс­ный руководитель обращает внимание не только на осо­бенности поведения, характера и разнообразной деятель­ности своих воспитанников, но и на те изменения, кото­рые происходят в их развитии. Все это требует, чтобы он постоянно фиксировал и накапливал данные о резуль­татах изучения учащихся и глубоко анализировал их. А.С.Макаренко считал необходимым, чтобы педагог вел дневник изучения учащихся, регулярно записывал важнейшие факты их поведения, видел тенденции их развития и на этой основе прогнозировал и проектиро­вал воспитательную работу.

3. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива.Только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, мож­но успешно осуществлять их обучение и воспитание.

Создание ученического коллектива, как и воспитание вообще, нужно начинать с ознакомления с учащимися.

Приступая к работе с классом, классному руководи­телю нужно просмотреть личные дела учащихся, побесе-


довать с учителями, проанализировать классный жур­нал за предыдущий учебный год и составить общее пред­ставление об успеваемости, положительных сторонах и недостатках класса с тем, чтобы определить более вер­ный подход к организации воспитательной работы.

Большое значение в создании коллектива имеет умелое предъявление с первых же дней занятий педагогических тре­бований к учащимся.

Обычно в начале учебного года классный руководи­тель проводит специальное собрание. Он обстоятельно зна­комит учащихся с важнейшими школьными правилами и разъясняет, как они должны вести себя на уроках и переменах, выполнять домашние задания и участвовать в совместной работе класса. Предъявление требований побуждает учащихся к анализу своего поведения и пере­живанию внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем поведения, что в конечном ито­ге стимулирует их работу над собой.

Необходимой предпосылкой формирования ученичес­кого коллектива является организация самоуправления в классе и воспитание актива.

В состав актива обычно входят лучшие учащиеся, кото­рые хорошо учатся и пользуются уважением среди своих товарищей. Чтобы активисты хорошо работали, их надо регулярно инструктировать, детально разъяснять, какие обязанности возлагаются на старосту класса, руководите­лей различных комиссий. Но этого мало. Важное значе­ние имеет практическая помощь классного руководителя в работе актива. Поэтому необходимо учить активистов разрабатывать намеченные мероприятия, помогать им в распределении общественных поручений и давать советы при возникновении тех или иных трудностей. Немалую роль играют и задушевные индивидуальные беседы классно­го руководителя с активистами. В процессе таких бесед класс­ный руководитель много узнает о классе, о взаимоотноше­ниях учащихся, о трудностях, с которыми сталкиваются акти­висты, и имеет возможность своевременно поддерживать их настроение, ободрить хорошим советом, чуткостью.

В работе с активистами нужно осуществлять тактич­ный контроль за выполнением ими своих обязанностей. Налаженность работы самоуправления является действен­ной поддержкой усилий классного руководителя по улуч­шению учебно-воспитательного процесса в классе.


Однако едва ли не самым важным в воспитании учени­ческого коллектива является умение классного руководи­теля организовать содержательную внеклассную работу с тем, чтобы учащиеся были увлечены практическими дела­ми, чтобы перед ними всегда стояли воодушевляющие задачи-перспективы. Вот почему опытные классные руко­водители много думают над тем, чтобы с первых дней работы с классом вовлечь учащихся в практическую вне­классную деятельность.

Вот как начал свою работу с пятиклассниками один из классных руководителей 11-й средней школы г.Гомеля.

В первый же выходной день после начала учебного года он организовал коллективный поход-прогулку в лес с по­сещением места бывшей партизанской стоянки. Ребята любовались позолотой осени, собирали грибы, слушали содержательный рассказ классного руководителя о боевых подвигах людей в годы Великой Отечественной войны. Прогулка заинтересовала всех, и пятиклассники возвра­тились домой бодрые, радостные, полные волнующих впе­чатлений. Потом ребята по предложению классного руко­водителя решили установить шефство над соседним дет­ским садом и стали готовить игрушки и сувениры для ма­лышей. Эта работа потребовала распределения обязан­ностей, поиска необходимых материалов, подготовки не­большого концерта художественной самодеятельности. Следующее мероприятие — подготовка вечера сказок и т.д. В процессе совместной практической деятельности между учащимися установились деловые отношения, формирова­лась ответственность за порученное дело, раскрывались способности каждого пятиклассника, а главное — крепло товарищеское сплочение, рождался дух коллективизма.

Организация интересных практических дел учащихся создает основу для накопления положительных тради­ций в классе, что в свою очередь способствует обогаще­нию жизни коллектива и его развитию. В качестве таких традиций выступают обмен памятными сувенирами со своими преемниками перед окончанием учебного года, праздники труда, повторяющиеся из года в год спортив­ные мероприятия, выставки поделок и т.д.

Таковы некоторые особенности работы классного руко­водителя по созданию ученического коллектива.

4. Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся.Специфический характер имеет работа классного руководителя по повышению успеваемости уча­щихся. Она включает в себя следующие направления.


Прежде всего классный руководитель использует кол­лектив для повышения требований к учащимся по воп­росам учебы и дисциплины. С этой целью проводятся специальные собрания, на которых анализируется состоя­ние учебной работы в классе, заслушиваются отчеты от­дельных учащихся о выполнении ими правил поведения.

Значительное место в работе по улучшению успева­емости занимают разъяснительные беседы об обязан­ностях школьников, о культуре умственного труда, а также контроль за их домашней работой. Вместе с тем классный руководитель обязан развивать любознатель­ность учащихся. Он знакомит их с достижениями науки и техники, проводит экскурсии в научные лаборатории и на производство, пропагандирует научно-техническую ли­тературу, вовлекает учащихся в кружковые занятия. Задача классного руководителя — вовремя заметить от­ставание школьника в учении, выяснить причины и ока­зать ему действенную помощь.

Ответственный участок деятельности классного руководителя — нравственное и трудовое воспитание. С помощью различных внеклассных мероприятий (бесед, лекций, докладов, ученических вечеров и т.д.) он знако­мит учащихся с современной жизнью страны, с различны­ми общественными событиями в стране и за рубежом, про­водит диспуты на моральные темы, литературно-художе­ственные вечера и т.д. Однако моральное воспитание нельзя сводить только к словесным формам работы. Большое зна­чение имеют общественная работа и трудовая деятельность. С этой целью организуются различные виды общественно полезного и производительного труда учащихся: работа по самообслуживанию, сбор лекарственных растений, посиль­ное участие в благоустройстве и ремонте школы, а также труд на промышленных предприятиях и т.д.

В функции классного руководителя входит организа­ция культурно-массовой работы и досуга учащихся, вов­лечение их в оздоровительно-спортивную деятельность. Классный руководитель вместе со школьным врачом осу­ществляет санитарно-гигиеническое просвещение школь­ников, заботится о проведении профилактических при­вивок и медицинских осмотров, участвует в организации физкультурно-спортивных соревнований и праздников.

Свою многообразную воспитательную работу класс­ный руководитель проводит совместно с детскими и юношескими организациями — спортклубами, товари­ществами и т.д.


Таково содержание и формы воспитательной работы классного руководителя с коллективом учащихся.

5. Работа классного руководителя с учителями. Про­
водя воспитательную работу с учащимися, классному руко­
водителю следует поддерживать тесные контакты с учите­
лями с целью установления единых требований к учащимся
и повышения качества учебно-воспитательного процесса.
В каких же формах осуществляется эта работа?

Одной из таких форм является посещение классным руководителем уроков, проводимых учителями в его клас­се. В процессе посещения занятий он наблюдает за работой учащихся, их дисциплиной, анализирует качество их знаний и познавательную активность. Одновременно с этим классный руководитель изучает вопрос о накопле­нии оценок и использовании их стимулирующей роли в учении, о дозировке объема домашних заданий и т.д.

Важной проблемой в работе классного руководителя с учителями является организация помощи слабоуспе­вающим школьникам. Конечно, эту работу должен вести каждый учитель. Но классный руководитель, находясь в постоянных контактах с учащимися, иногда может под­сказать причины снижения качества знаний того или ино­го школьника и попросить учителя учесть их в своей работе. Не менее существенной стороной работы классного руко­водителя с учителями является активизация внеклассной учебной работы и, в частности, кружковых занятий, пред­метных олимпиад, выставок ученического творчества.

Наконец, сам классный руководитель нуждается в помощи учителей в организации внеурочной воспита­тельной работы. По его просьбе учителя проводят с уча­щимися беседы на научные, нравственные и эстетичес­кие темы, участвуют в классных собраниях, в налажива­нии общественно полезной работы и т.д. Таким образом, тесное взаимодействие классного руководителя с учите­лями помогает ему повышать содержательность и дей­ственность внеклассной воспитательной работы.

6. Работа классного руководителя с родителями уча­
щихся. Главное в работе классного руководителя с роди­
телями состоит в том, чтобы обеспечить единство требо­
ваний к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы,
создать нормальные условия для их домашнего учения и
направлять воспитательную деятельность семьи. Содер-


жание и основные формы работы школы с семьей раскрыты в специальной главе. Поэтому здесь мы огра­ничимся освещением лишь некоторых вопросов деятель­ности классных руководителей по поддержанию связей с родителями учащихся.

Большое место в работе классного руководителя с семьей занимает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении и общественно полезном труде учащихся. С этой целью один раз в учеб­ную четверть проводятся родительские собрания, на которых детально анализируется состояние успеваемос­ти и дисциплины школьников и намечаются мероприя­тия по улучшению работы семьи в этом направлении. В необходимых случаях, когда требуется срочное вмеша­тельство семьи в решение той или иной воспитательной задачи, классный руководитель посещает родителей на дому или приглашает их в школу, и они совместно дого­вариваются о том, какие меры нужно предпринимать для улучшения учебы или поведения учащихся.

Например, ученик перестал дома готовить уроки, вошел в контакт с нездоровой компанией. В этом случае класс­ный руководитель советует родителям усилить контроль за его домашней работой, а также за поведением вне школы. В иных случаях обнаруживается, что школьник про­являет повышенную нервозность и нередко приходит в школу с плохим настроением. Классному руководителю нужно по­сетить такого ученика дома, ознакомиться с условиями его жизни и работы в семье и договориться с родителями о необходимости создания для него более спокойной обста­новки, а может быть, и соответствующего лечения.

Обязанность классных руководителей — осуществлять педагогическое просвещение родителей, в особенности с уче­том специфического подхода к учащимся различных воз­растных групп. Так, необходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями воспитания и развития тех учащихся, с которыми работает классный руководитель, и дать практические советы о том, какое отражение должны находить эти особенности в процессе семейного воспита­ния. Беседы, лекции и доклады для родителей обычно ох­ватывают такие вопросы: особенности семейного воспита­ния младших школьников (подростков или старших школь­ников); взаимоотношения родителей и детей и их влияние на семейное воспитание; как помогать детям учиться; са­нитарно-гигиенический режим школьника в семье и др.


Оказывая влияние на воспитательную деятельность се­мьи, классный руководитель в то же время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с уча­щимися. По его инициативе родители нередко берут шеф­ство над "трудными" школьниками, на которых не оказы­вает должного воздействия семья. Родители — специалисты в различных областях знаний и профессий - проводят с учащимися беседы на медицинские, патриотические и про­изводственные темы, принимают участие в организации экскурсий, литературно-художественных вечеров и т.д. Не­которые родители ведут кружковые занятия по ручному тру­ду, авиамоделированию, техническому творчеству и т.д.

7. Планирование классным руководителем воспита­тельной работы. Ведение документации класса.Слож­ность и многогранность воспитательной работы классного руководителя обусловливают необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирования. Это, однако, пони­мают не все классные руководители. Как же эта проблема ставится в педагогической науке?

Л.Н.Толстой писал, что люди отличаются один от другого тем, что одни из них сначала делают, а потом думают, другие же — сначала думают, а потом делают. Деятельность человека в отличие от поведения животно­го характеризуется предварительной обдуманностью, это значит, она заранее прогнозируется в его сознании.

Известный физиолог П.К.Анохин, как уже отмечалось, обосновал идею об опережающем отражении человеком тех действий и поступков, которые он собирается совер­шить. Иначе говоря, прежде чем осуществлять ту или иную работу или совершать то или иное действие, чело­век заранее прогнозирует их в своем сознании, проекти­рует их и создает более или менее детальную "програм­му" поведения, которая позволяет контролировать эту деятельность, сравнивать ее с намеченной "программой" и вносить необходимые коррективы.

Чем сложнее деятельность человека и чем более зна­чительный отрезок времени она охватывает, тем более важное значение приобретает ее предварительное обду­мывание, программирование или, иначе говоря, плани­рование. Именно к таким видам деятельности относится педагогическая, и в частности воспитательная, работа классного руководителя.

При планировании воспитательной работы классный руководитель должен исходить из следующих положений:


—нужно предусмотреть разнообразные мероприятия
и виды работы, которые способствовали бы всесторонне­
му развитию учащихся;

—поскольку воспитание осуществляется только в
деятельности,
необходимо включать школьников в по­
знавательную, патриотическую, трудовую, художе­
ственно-эстетическую и спортивно-оздоровительную
деятельность;

—система внеклассной воспитательной работы должна
быть подчинена организации, воспитанию и развитию
ученического коллектива;

—в общей системе внеклассной работы по всесторон­
нему развитию учащихся нужно обязательно выделять
ту или иную ведущую для данного времени воспитатель­
ную задачу
и намечать меры по ее решению;

—нужно, чтобы план содержал положения, направ­
ленные на согласованность воспитательных усилий клас­
сного руководителя, учителей, которые работают в клас­
се, и родителей.

Каким же должен быть порядок планирования клас­сным руководителем воспитательной работы?

На первом этапе составления плана необходимо опре­делить уровень воспитанности и развития класса, изу­чить его сдвиги в жизни и работе. Например, если дос­тигнуты результаты в сплочении класса, в проведении увлекательных внеклассных мероприятий, то, опираясь на эти положительные стороны, нужно позаботиться об организации более содержательной практической деятель­ности и о придании ей характера интересных перспек­тив, реализуя таким образом "закон движения" коллек­тива. Повысилась общественная активность учащихся — необходимо расширять общественные мероприятия, уг­лублять их содержательность. Класс проявляет заинте­ресованность в спортивной работе — нужно сделать так, чтобы он выступал инициатором проведения спортивно-массовых соревнований, физкультурных вечеров, празд­ников и т.д. Короче говоря, все, что есть в классе поло­жительного и интересного, нужно расширять, укреплять и развивать. Воспитание на положительном всегда при­носит плодотворные результаты.

Одновременно с этим нужно обращать внимание и на недочеты, которые имеют место в классе: снижение дис­циплины, ослабление интереса к чтению художественной литературы, ухудшение межличностных отношений, разоб­щенность коллектива на отдельные группировки и т.д.


Каждый из этих недочетов может стать предметом вос­питательной задачи, решение которой также необхо­димо спланировать.

Определив особенности класса, его положительные стороны и недостатки, нужно написать вступительную часть плана.

Второй этап — разработка внеклассных видов работы по всестороннему развитию и воспитанию учащихся. По­пробуем определить их, например, в отношении к 6-му классу:

—беседа "Соблюдение режима дня — черта культурно­
го человека";

—беседа "Приемы активного воспроизведения изучае­
мого материала при подготовке домашних заданий";

—классное собрание "Об участии школьников в работе
предметных кружков";

—экскурсия на завод. Встреча с молодыми рациона­
лизаторами и изобретателями;

—участие в благоустройстве территории школы, по­
садка декоративных кустов;

—совместное собрание учащихся и родителей по воп­
росу "Об участии школьников в домашнем труде";

—задание учащимся: собрать на протяжении четвер­
ти по 10 кг бумажной макулатуры;

—совещание с активом по вопросу "О повышении роли
активистов в общественно полезном труде";

—шефы завода в гостях у класса: "Почему говорят,
что труд украшает человека?";

—подготовка литературного вечера "Родина — в по­
эзии";

—участие в спартакиаде школы под девизом "Олим­
пийский резерв";

—диспут "Какого человека можно считать нравствен­
ным?";

— еженедельный обзор газет на тему "Чем живет мир?".
Третий этап — разработка предложений по решению

ведущей воспитательной задачи "Повышение ответствен­ности учащихся за выполнение домашних заданий":

—встреча с учителями, работающими в классе, и роди­
телями учащихся по вопросу "Как повысить качество
домашнего учения?";

—беседа с учащимися "Основные правила выполне­
ния домашних заданий";

—посещение учащихся на дому с целью контроля за
их домашним учением;


- встреча учащихся с директором школы по вопросу
"Что делается в классе по улучшению домашней работы?";

- проведение двух практических занятий по выполне­
нию домашних заданий по математике и русскому языку;

— классное собрание совместно с учителями и родите­лями на тему "Что улучшилось в нашей учебной работе?".

Четвертый этап — оформление плана воспитатель­ной работы. Если основные виды внеклассной работы на учебную четверть или полугодие разработаны, нужно расставить их в той хронологической последовательнос­ти, в которой они будут проводиться.

Всю эту работу классный руководитель предваритель­но осуществляет сам. Но составленный план необходимо обсудить с учащимися, познакомить их с ведущей зада­чей, на которую они должны обратить особое внимание. Естественно, необходимо учитывать все предложения уча­щих

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.