Имидж формируется и реализуется в процессе деятельности субъекта. В связи с этим наше внимание привлекла диспозиционная модель личности (М. Рокич, В.А. Ядов). Личность рассматривается и структурируется в данной модели как субъект деятельности. Диспозиционная модель личности выявляет механизм внутренней регуляции социального поведения субъекта. Модель иерархическая, она состоит из диспозиций, отличающихся между собой как по уровню, так и по своим регулятивным возможностям.
В динамической модели индивидуального имиджа ПР специалиста мы учли следующие факты: имидж – явление средовое, он состоит из двух взаимосвязанных составляющих: ядра - сравнительно статичной, но способной к изменениям составляющей, которая и составляет основу, стержень имиджа человека (Я-концепция, ценности, установки, знания), и оболочки - переменной составляющей имиджа (аудиальный, визуальный, ольфакторный, кинестетический образы), которая достаточно оперативно изменяется в зависимости от условий среды. В связи с этим динамическую модель индивидуального имиджа специалиста можно представить в следующем виде (рис.1).
В иерархическую структуру диспозиций, входящих в ядро имиджа мы включаем: поверхностный (низший) уровень диспозиций (знания, данные, представления о путях формирования имиджа); социальные фиксированные установки (аттитюды, складывающиеся на основе данных, знаний и в то же время существенно на них влияющие); систему ценностей (изменения в системе ценностей личности приводят к изменению набора его установок); «Я-концепцию».
«Я-концепция» - центральный элемент ядра имиджа - формируется через все три слоя, скрепляет их собой и тем самым замыкает структуру ядра имиджа. Ценности интегрируются в личность, если они не входят в противоречие с «Я-концепцией». Если человек изменяет образ самого себя, диспозиционная структура ядра имиджа трансформируется
Макросреда
Внешняя составляющая имиджа
Микросреда визуальный, аудиальный, ольфак-
торный, кинестетический образы)
Ядро имиджа
Рис 1. Динамическая модель индивидуального имиджа специалиста
Контрольные вопросы:
1. Определите сущность имиджа.
2. Представьте структуру имиджа в виде схемы, определите ее диспозиционные уровни.
3. Назовите основные функции имиджа.
Письменное задание
Проанализируйте состояние собственной Я-концепции. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:
А) Какие качества нужны специалисту в области государственного и муниципального управления?
Б) Какие качества у Вас есть и уже действуют?
В) Каких качеств нет и их нужно выработать?
ВНИМАНИЕ!
Для выполнения данного задания следует обратиться к методическим указаниям по написанию контрольной работы по дисциплине «Планирование карьеры»
Литература
1. Завьялова Е. К., Посохова Ю. Т. Психология предпринимательства. СПб., 1994.
2. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. # 6.
3. Квинн В. Н. Прикладная психология / Пер.. с англ. СПб., 2000.
4. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М., 1992.
5. Молл Е.Г. Управленческая карьера в России // Проблемы теории и практики управления. 1966. № 6.
6. Молл Е Г. Планирование своей карьеры руководителем //Вопросы психологии. 1998. № 3.