Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Цель и задачи практических занятий по дисциплине



«Планирование карьеры»

Цель практических занятий: ознакомиться с основами прогнозирования собственной карьеры, раскрыть сущность карьеры как развитие профессиональных и личностных качеств будущего специалиста, направленных на повышение эффективности управленческой деятельности, сформировать навыки самопознания как необходимого условия успешного карьерного роста, привить умение достижения поставленных целей через саморазвитие, самосовершенствование на основе гуманистических принципов.

Задачи практических занятий:

1. Сформировать навыки самопознания.

2. Проанализировать Я-концепцию для выявления биогенных, личностных и профессиональных качеств, способствующих успешному карьерному росту.

3. Выявить собственные ограничения в карьере.

4. Приобрести навыки подбора технологий развития необходимых для карьерного роста качеств.

5. Научиться интегрировать знания, полученные в курсах «Педагогика и психология», «Социология», «Философия», «Введение в специальность», «Русский язык и культура речи» и всех специальных курсов, раскрывающих суть профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего.

 

Содержание практических занятий

 

Раздел I. Планирование карьеры

 

Тема 1. Планирование карьеры

Профессиональная карьера: акмеологическая парадигма. Периодизация жизни и профессиональная карьера: синергетическая парадигма. Управление карьерным циклом работника. Самосовершенствование как условие продвижения по карьерой лестнице.

Раздел II. Развитие индивидуального имиджа менеджера в позитивный

Как условие его карьерного роста

 

Тема2. Определение состояния индивидуального имиджа человека

Тестирование. Тест «состояние имиджа» Анализ результатов теста.

 

Тема 3. Формирование адекватной Я-концепции.

Тестирование. Тест Айзенка. Анализ результатов теста.

 

Тема 4. Формирование адекватной Я-концепции

Анализ состояния Я-концепции. Определение уровня самооценки

 

Тема5. Развития нравственного сознания человека.

Анализ результатов теста Колберга

 

Тема 6. Формирование позитивных ценностных и профессиональных установок

Тестирование. Тест: «коммуникативная установка». Анализ результатов теста.

 

Тема 7. Построение позитивного визуального, аудиального ольфакторного и кинестетического образов

Видеотренинг «самопрезентация»

Анализ состояния визуального и аудиального образов.

 

Тема 8. Защита проектов личностного и профессионального саморазвития.

Защита проектов личностного и профессионального саморазвития.

 

Введение

Успешность индивидуальной карьеры зависит как от внешних факторов – условий для карьерного продвижения, объективно существующих в организации, так и от внутренних, присущих самому субъекту. На первый взгляд может показаться, что два набора этих факторов несводимы вместе. К счастью это не так. Есть феномен, развитие которого самым активным образом влияет как на отношение к сотруднику со стороны руководства организации, существенно увеличивая возможности его карьерного роста, так и на расширение профессиональных и социальных компетенций работника. Этот феномен называется «имидж».

Следует согласиться с утверждением В.М.Шепеля о том, что имидж - это собирательное понятие. Это облик, т.е. та форма жизнепроявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики. Среди них приоритетными следует признать воспитанность, эрудицию, профессионализм. Вот те три кита, на которых надежно держится имидж конкретной личности.

Рассматривая структуру имиджа, группа авторов (Психология управления: Курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко; Отв. ред. М.В. Удальцова. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1997) отмечает, что понятие имиджа близко к понятию персонификации, но включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе. Авторы выделяют следующие слагаемые имиджа:

1. Профессионализм и компетентность.

2. Нравственная надежность.

Нравственный человек осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравственный же всегда в плену у собственных страстей и страстишек и его идеал - вседозволенность.

3. Гуманитарная образованность.

Благодаря гуманитарной культуре человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергая ее чувственной и рациональной обработке.

4. Компетентность в области психотехнологий.

Психотехнология рассматривается как динамическая система, обеспечивающая взаимодействие человека с окружающей средой.

Исследователи Центра политического консультирования «Никколо М» (Имидж лидера / Отв. ред. Е.В. Егорова-Гантман. – М.: Общ-во «Знание» России, 1994) выделяют следующие составляющие имиджа:

1. Персональные характеристики - физические, психофизио-логические особенности, характер, тип личности.

2. Социальные характеристики - статус личности, который включает не только статус, связанный с занимаемой официальной позицией, но также и с происхождением, богатством. Со статусом тесно связаны модели ролевого поведения. Кроме того, они включают связь личности с различными социальными группами, с теми, интересы которых она представляет. Социальная принадлежность в значительной мере определяет нормы и ценности, которых придерживается личность.

3. Символические характеристики - связаны с идеологиями, которые не меняются в течение десятилетий, а также с еще более постоянными культурными архетипами.

Имидж - категория относительно постоянная. Существует так называемое ядро имиджа, черты личности, заложенные генетически и в раннем детстве. При искусственном конструировании имиджа, если не принимается во внимание это ядро, имидж не может быть устойчивым. Произойдет отчуждение человека от собственной индивидуальности, потеря подлинной идентификации с самим собой. Человек неизбежно вступит на путь ложной идентификации. В критической идентификации сущность человека останется той, которая была сформирована генетически и в ходе первичной социализации. Все ложное, наносное, не соответствующее личности проявится в любой момент.

По мнению В.В.Бойко в деловом общении имидж выполняет несколько функций. Основная задача - вызвать доверие у партнера. Партнер, естественно, хочет иметь дело с порядочным, честным человеком, который не обманет и не подведет, на которого можно полностью положиться. Не должны вызывать сомнение ни нравственные, ни коммуникативные, ни профессиональные качества делового человека. Только в этом случае с ним можно заключать сделку, вверить ему свои интересы и материальные средства. С меркой «вызвает доверие или нет» люди относятся к политикам, юристам, брокерам, парикмахерам и, конечно, к банковским служащим - ко всем, от кого зависит личный интерес.

Способность вызвать доверие у партнера - предмет особой заботы делового человека, рассчитывающего на успех. Создавая свой имидж, невозможно обойтись без знаний различных тонкостей психологии доверия. Главное здесь - соответствовать ожиданиям партнера или клиентов. Это могут быть ожидания привычного стиля поведения, манеры держаться и говорить, одеваться и принимать решения. Люди хотят, чтобы соблюдались национальные традиции и нормы культуры. Они предпочитают иметь дело с физически и психически здоровыми участниками совместной деятельности. По крайней мере, так бывает, когда деловые партнеры имеют возможность выбирать друг друга, когда их общение добровольно, а не навязано.

Роль имиджа, вызывающего доверие партнеров в деловом взаимодействии, тем значимее, чем демократичнее общество. Если партнер по деловому общению вызывает доверие, то его имидж выполняет также дополнительные функции - создает предпосылки для эффективной совместной деятельности. Есть доверие - значит, есть шанс для развития отношений, есть возможность откровенно излагать свои проблемы и надежда на достижение целей. Есть доверие - значит, исчезает лишняя настороженность, общение идет в соответствии с предпочитаемыми нормами и в желательной манере.

Таким образом, анализ работ, посвященных изучению имиджа, показал многообразие подходов к пониманию его содержательной основы, структуры и функций. Но, тем не менее, возможно выделить некоторые общие положения:

· Имидж - целенаправленно сформированный образ;

· Имидж реализуется в процессе деятельности, общении;

· Имидж оказывает активное воздействие на воспринимающих его людей и регулирует их поведение;

· Имидж - динамическая характеристика, находящаяся в постоянном взаимодействии субъекта - носителя имиджа со средой (социальной, природной, культурной);

· Имидж неоднороден, он состоит из относительно статичного ядра и мобильного, подвижного внешнего слоя, оперативно откликающегося на воздействие внешних или внутренних условий;

· Имидж не может быть сформирован раз и навсегда, так как зависит от многих переменных, как индивидных, личностных, индивидуальных, так и средовых;

· Основная функция имиджа - коммуникативная, так как имидж, сформированный по типу социально желательного образа, способен вызывать доверие партнеров по общению, делая его более комфортным.

Анализ специальной литературы показал, что имидж банковского служащего как интегративная характеристика внешнего и внутреннего содержания личности, существенно влияющая на эффективность деятельности, практически не рассматривается. Для того, что бы определить имидж специалиста, учитывая специфику его деятельности потребовалось обратиться к следующим областям знаний: философии; этике; эстетике; культурологии; этнографии; социологии; общей и социальной психологии; цветопсихологии; семиотике; валеологии и экологии; эргономике и дизайну; имиджелогии, определившей некоторые ориентиры в области формирования имиджа человека как социально желательного образа. На основании чего, мы дали следующее определение имиджу специалиста в области банковских услуг:

Индивидуальный позитивный имидж специалиста интегральный, целостный, динамичный феномен, обусловленный соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних индивидных, личностных и индивидуальных качеств субъекта, а также качеств, определяющих его профессиональное мастерство; находящийся в гармоничном взаимодействии с природой, социумом, культурой и самим собой, способствующий повышению эффективности деятельности, основанной на демократических принципах.

Как видно из определения, имидж – динамическая характеристика, находящаяся в постоянном взаимодействии с природой, социумом и культурой; зависящая от уровня сбалансированности отношений различных личностных образований (потребностей, способностей, ценностных ориентаций, установок, Я-концепции и т.д.). Состояние индивидуального имиджа может быть как позитивным, при гармоничном взаимодействии его с природной, социальной и культурной средой и при высоком уровне сбалансированности личностных образований, так и негативным - при негармоничном взаимодействии имиджа со средой, при низком уровне сбалансированности личностных образований, или при наличии того и другого фактора.

Имидж реализуется, в частности, через модели поведения (патерны) характерные для специалиста. В.М.Шепель выделяет пять критериев выбора модели поведения: поведение должно соответствовать закону, ни в коей мере не противоречить установленному в обществе порядку; нравственная безупречность (честность, справедливость, совестливость); учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств; цель, которую ставит перед собой личность; самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения.

Определяя критерии выбора модели поведения в ситуациях делового общения необходимо, советует Кузин Ф.А. в своей монографии «Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика», прежде всего:

- с уважением относится к себе и своему партнеру, проявлять во взаимоотношениях толерантность, деликатность и тактичность;

- доверять себе и другим;

- помнить, что честь дороже прибыли;

- дорожить своей репутацией, а потому быть честным, порядочным, справедливым, обязательным и компетентным;

- признавать необходимость конкуренции, но и понимать необходимость сотрудничества;

- ценить не только свободу своих действий и убеждений, но и свободу своих конкурентов;

- уметь и не бояться рисковать и брать на себя ответственность за принимаемые решения;

- выполнять обещания в срок. Если не смогли выполнить – не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово;

- будьте уверены в себе, но не самоуверенны;

- хвалите на людях, порицайте с глазу на глаз;

- умейте слушать;

- отклоняйте ненужные предложения но тактично и вежливо;

- не оставляйте без тщательного анализа ни один случай неудачи, сбоя или промаха.

 

Системообразующим фактором имиджа специалиста является его Я-концепция, представляющая собой триединство образов: Я - реального, Я -идеального и Я - зеркального. Сближение этих образов является задачей имиджирования. Таким образом, для того, чтобы специалист в сфере банковских услуг стал более эффективны, ему необходимо иметь четкое представление о том, какими качествами обладает идеальный банковский служащий (Я-идеальное), какими качествами обладает он сам (Я-реальное) и чего ему недостает, чтобы приблизить свой образ к идеальному и то каким его видят его клиенты и коллеги (Я-зеркальное).

Надеюсь, что работа с тестовым материалом позволит Вам не только проанализировать состояние своей Я-концепции, но и найти путь к самосовершенствованию.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.