Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Православие – наше сокровище



 

Пятнадцатого июля 1888 года народ русский праздновал девятисотлетие крещения своего, девятисотлетие православия во всей земле своей. И как было не радоваться, как не торжествовать всей русской земле, всему русскому народу, в такой великий народный праздник, когда подумаешь, что святая вера православная принимает нас от рождения, воспитывает и руководит нас во всей жизни, утешает нас в горестях и бедствиях, говорит нам, что наше житие на небесах, и обещает нам Царство Небесное. Но и этого мало. Праздник 900-летия крещения Руси есть для нас не только праздник веры Христовой, не только праздник Церкви Православной, вместе с тем он есть и праздник гражданский, праздник государственный. Припомним время и обстоятельства, среди которых девятьсот лет тому назад Богу угодно было святою верою озарить и наше отечество, которое едва начинало тогда свою общественную жизнь. В это время греческая Церковь подверглась великим бедствиям. Там, где совершилось всемирное спасение на кресте, там и вера должна была сохраняться среди искушений и злостраданий. И вот, Церковь греческая волею Божиею начала испытывать горе за горем: с одной стороны ее облегла туча магометанства; с другой стороны римские папы захотели из Царствия Божия сделать царство человеческое и отделили целую половину христиан — почти все западные народы от единой дотоле Церкви Божией. В это именно время наша Россия и призвана была Богом — принять сокровище веры православной, свято хранить ее и заменить собою отпавшую Церковь римскую. — Слава Богу, Россия уже и в то время была под властью единого Государя, Великого князя

Владимира, и потому вся она безпрекословно покорилась его воле и последовала его примеру — приняла православную веру Христову. И с той поры вся история нашего отечества показывает, что православная вера стала для России душою и жизнью ее, что именно эта святая вера укрепляла и охраняла ее целость, ее благоденствие. Оттого православная вера и отечество для русского человека скоро стали одинаково дороги; оттого самые дорогие, самые заветные русскому сердцу слова: Церковь, Русь и Царь, русский человек понимает не иначе, как в соединении их со словом — православный: Церковь православная, Русь православная, Царь православный. Одним этим словом православный русское сердце одинаково желает возвеличить и Церковь, и Царя и Русь; выше, прекраснее, достолюбезнее православия для него ничего не существует в мире. И родина и царь всего более дороги русскому сердцу потому, что они — православные. Вот почему русский народ всегда стоял за них во всю ширь и мочь своей природы. Что говорил он в древние времена, когда своим всенародным голосом решал свои отечественные, исторические дела? Что говорил, например, древний Новгород, когда поднимался на врагов, или Москва, когда спасала отечество? Постоим за святую Софию — говорил Новгород, разумея свой Софийский Собор. Постоим за дом Пречистой Богоматери, говорила Москва, имея в виду святыню Кремля. За веру, царя и отечество — было знаменем нашим и во все последние войны.

Было время, когда на святую нашу веру православную воздвигали гонения и бури враги ее, особенно в юго-западном крае, в нынешних губерниях: Киевской, Волынской, Подольской, Минской, Могилевской, Виленской и т.д. Но предки наши, как верные сыны благочестия (так называлось в том краю православие) в те кровавые годины испытания явили изумительную стойкость и твердость в вере православной. Целые тысячи их свободно приносили в жертву за сию веру и свое достояние и самую жизнь. Счастливы вы, умершие во благочестии, — восклицали и плакали там русские люди перед гробами предков своих и смело шли на смерть, когда их заставляли (а они не хотели) изменить обрядам и уставам праотеческого благочестия. В 1654 году, сыны Малороссии, по предложению знаменитого гетмана своего Богдана Хмельницкого, решая судьбу своей родной страны, на совещании в Переяславе Полтавском, единодушно восклицали: волим под царя восточного православного! И вот, Малая Россия, во имя веры православной, слилась с Великою Русью во единое, нераздельное, великое Государство Русское. Так сердце русское давно и хорошо поняло, что для него значит православие, оно поняло его святую истину. Вернее сказать, это есть действие благодати Божией в глубине нашего народного духа. И в этом смысле "глас народа" воистину есть "глас Божий". И добрый народ наш часто любит вспоминать о Боге, о родной Церкви православной, он любит и себя называть именем православного. Прислушайтесь к его самой обыкновенной беседе: и прежде и теперь русский человек, говоря к народу, вместо всяких названий и титулов, говорит только: "православные!" Как не сказать после этого, что православие входит с молоком матери в плоть и кровь русского человека?

Слава Богу, Он Сам видимо покровительствовал и благословлял православную веру в нашем отечестве. Вспомните — например — обилие святынь, перенесенных по воле Божией в наше отечество: у нас хранится много частиц Животворящего древа Креста Господня, риза Господня, часть ризы Богоматери, Ее пояс, честные иконы Ее, писанные святым Евангелистом Лукою; десная рука Предтечи и Крестителя Христова Иоанна; десная рука первомученика и Архидиакона Стефана, части мощей святых Апостолов — все это остатки первого века Христианства. Не говорим уже о святынях позднейших веков: их множество неисчислимо, необозримо. — Далее — вспомните чудотворные иконы Божией Матери, которыми полна русская земля. Кажется, нет города и селения, где бы не было чудотворной или местно чтимой издавна иконы Царицы Небесной. При воспоминании всего, что получили предки наши и мы от Матери Божией, невольно подумаешь, что православное отечество наше видимо удостоилось особенной милости Божией, особенного Божия благословения и благоволения Царицы Небесной, сравнительно с другими царствами всего света. А когда припомнишь, как чудесно мы были спасены от ига татар, от самозванцев, от нашествия ляхов и литовцев, от нападения двадесяти язык, то невольно рука подымается сотворить крестное знамение... Вспомните потом обилие мощей святых угодников, начиная от первого святителя нашей земли митрополита Михаила, почивающего в Киеве, и кончая святителем земли Воронежской Тихоном Задонским, которого святые мощи открыты на нашей памяти в 1861 году. А сколько святителей и угодников ожидает еще воли Божией для всенародного прославления; вспомним, например, Максима Грека, почивающего в Сергиевой Лавре, митрополита Павла Тобольского в Киеве, архиепископа Иоасафа Горленко в Белгороде, и множество других рабов Божиих, мощи которых по сто и по двести лет лежат нетленными и ознаменовывают себя рядом благодатных чудес. Вследствие всего этого твердо будем помнить, православные русские люди, что православная вера есть святейшее сокровище наше, что она наша надежда, наша сила, наше счастие и спасение, что поэтому, кто из русских людей изменяет вере православной, кто уходит из Церкви в штунду, в молоканство, к пашковцам или другим сектантам, тот не только губит свою душу, но и подкапывается под самые основы, на коих утверждено наше православное Государство Русское. Только дотоле и будет сильна наша Русь, пока она — православная; если она перестанет быть православною, то Господь отнимет от нее Свое благословение, и рассыплется она, и не станет великой русской державы... И потому будем, братие, во всю жизнь свою следовать священному завету доблестных предков наших: стойте все в вере православной, мужайтесь, утверждайтесь в ней, поддерживайте святыни ее, основанные на крови и костях предков; храните все законоположения и уставы ее; а на все посягательства на нее, на все смущающие помыслы отвечайте твердо, как некогда святые Отцы: "Сия вера отеческая! Сия вера кафолическая (православная): сия вера вселенную утверди! Сия вера приняла нас от утробы родной матери и проведет в утробу общей матери — земли!" Слава Тебе, Боже, благодателю нашему, ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

(Из слова, произнесенного в Сергиевой Лавре 15-го июля 1888 г.)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.