Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Антифоны воскресной утрени



 

На воскресной всенощной или утрени, пред чтением Евангелия, всегда поются краткие стихи, называемые «антифонами». Слово "антифон" значит "противугласник", потому что сии стихи поются попеременно на оба клироса. Они составлены преподобным Иоанном Дамаскиным по подобию псалмов 119—133, называемых «песнями степеней», и потому называются степенными. Псалмы-песни степеней так назывались потому, что их пели иудейские певцы-левиты на ступенях Иерусалимского храма на два хора. Наши антифоны также прилично назвать «степенными» потому, что они ведут нас как бы по ступеням лестницы от земли на небо, от странствия в отечество, от скорби в радость, от бедствия в блаженный покой. Сии антифоны так глубоко поучительны и поются в наших обителях таким трогательным напевом, что без сердечного умиления их, кажется, и слушать нельзя. К сожалению, на славянском языке они неудобовразумительны, посему предлагаем здесь их в русском переводе.

На первый глас. Антифон 1-й. В тесноте моей избавь меня от горестей, Господи! к Тебе взываю. — Между живущими в пустынях, вне суетного мира, непрестанно обитает любовь к Богу. — И Святому Духу принадлежит честь и слава, как Отцу и Сыну, потому будем петь хвалы Единодержавной Троице.

Антифон 2-й. — Ты вознеси меня на горы Твоих законов, Боже! Дай мне просиять добродетелями: и я буду воспевать Тебя. — Простерши десную руку Твою, Слово, сохрани меня, соблюди, дабы огонь греха не опалил меня. — Через Святого Духа вся тварь, обновляясь, снова приходит в первобытное состояние: ибо сила у Него одна с Отцом и Словом.

Антифон 3-й. — Когда сказали мне: пойдем во дворы Господни! — возрадовался дух мой, весело стало и сердцу. — В дому Давидовом великий ужас! Там поставлены престолы, и должны судиться все племена и народы. — И Святому Духу должно воздавать честь, поклонение, славу и державу, как прилично Отцу и Сыну, ибо Троица не по лицам, но по существу едина.

На второй глас. Антифон 1-й. — К Тебе, Спаситель, на Небеса устремляю очи сердца моего! Сиянием Твоим спаси меня. — Довольно согрешаем мы на каждый час пред Тобою, Христе мой! Помилуй нас, и дай прежде кончины желание покаяться Тебе. — Святому Духу свойственно царствовать, освящать, возбуждать к деятельности тварь: ибо Он Бог, единосущный Отцу и Слову.

Антифон 2-й.— Если бы не было Господа с нами, кто бы мог остаться невредимым от врага и человекоубийцы? — Спаситель! Не предай своего раба зубам их, ибо враги мои, как львы, стремятся на меня. — У Святого Духа источник жизни и владычество, ибо все сотворенное, как Бог, Он укрепляет и сохраняет в Отце чрез Сына.

Антифон 3-й.— Надеющиеся на Господа подобны горе святой, приразится ли к ним Велиар, — они не поколеблются. — Невозможно, чтобы живущие по заповедям Божиим, простерли руки свои к беззаконию, ибо Христос не допустит быть жезлу над уделом Своим. — От Святого Духа истекает всякая премудрость, от Него благодать Апостолам, в награду венцы мученикам и видения Пророкам.

На третий глас. Антифон 1-й. — Пленных сынов Сионовых Ты исхитил из Вавилона. Увлеки и меня, Слово, от рабства страстей к жизни. — В знойное время сеющие со слезами божественными будут пожинать с радостию класы жизни вечной. —От Святого Духа, как от Отца и Сына, льются лучи благих даров, ибо Им все живет и движется.

Антифон 2-й. Если Господь не созиждет дома добродетелей, напрасно мы будем трудиться; но когда Он защищает душу, никто не разорит у нас града. — Будучи усыновляемы Духом Тебе Христу, как Родителю, святые навсегда делаются плодами чрева Твоего. — Всякая святость и премудрость видима в Духе Святом, ибо Он поддерживает бытие каждого творения. Будем служить Ему, как и Отцу и Слову, ибо Он Бог.

Антифон 3-й. — Блаженны боящиеся Господа! Ходя по стезям заповедей, они будут вкушать от всех животворных плодов. — Возвеселись, великий Пастырь, видя вокруг трапезы Своей детей Своих, пускающих ветви добродетели. — Святому Духу свойственна вся полнота славы, ибо от Него изливается благодать и жизнь на все творения, и Ему воспевается хвалебная песнь, как Отцу и Сыну.

На четвертый глас. Антифон 1-й. — От юных лет моих многочисленные страсти воюют на меня, — но, Спаситель мой! Ты укрепи и спаси меня. — Ненавидящие Сион! Посрамит вас Господь, изсохнете, как трава от огня! — Святым Духом всякая душа оживляется, очищаясь, возвышается и от Троичной Единицы просветляется священным, таинственным образом.

Антифон 2-й. — Из глубины души моей я громко вопию к Тебе, Господи! Приклони Божественный слух Свой и выслушай меня. — Кто возложил надежду на Господа, тот выше всех скорбей. — От Святого Духа льются струи благодати и, напаяя все творение, дают ему силы к живорождению.

Антифон 3-й. — О, если бы вознеслось сердце мое к Тебе, Слово! тогда бы никакие наслаждения в мире не приковали меня к земле своею прелестию. — Крепка любовь человека к своей матери, но к Господу мы должны пламенеть сильнейшею любовью. — В Духе Святом полнота Боговедения, созерцания и премудрости, ибо Слово открывает чрез Него все Отеческие повеления.

На пятый глас. Антифон 1-й. — В глубокой горести моей, как Давид, пою Тебе, Спаситель мой! Избавь душу мою от языка лукавого. — Блаженна жизнь пустынножителей! Любовь к Богу окрыляет их. — Святым Духом держится все, и видимое, и невидимое, ибо Он, как единый от Троицы, существенно Самодержавен.

Антифон 2-й. — Душа! Взойдем на горы! Спеши туда, откуда идет помощь. — Христе! ускори десницею Своею сохранить меня от всякого коварства. — Как прилично ведущим Бога, скажем Духу Святому: Ты — Бог, Жизнь, Любовь, Свет, Ум! Ты — Благость! Ты — вечный Царь!

Антифон 3-й. — От всей души порадовался я за тех, которые сказали мне: пойдем во дворы Господни! И я молюсь за них. — В дому Давидовом ужасное совершается, там огонь сожигает студодейный ум. — Святой Дух Своею властию источает жизнь. Чрез Него, равно как чрез Отца и Слово, одушевляется все живущее.

На шестой глас. Антифон 1-й. — На небо возвожу очи мои к Тебе, Слово! Умилосердись надо мной, чтобы я мог посвятить Тебе жизнь мою. — Мы в уничижении, помилуй нас, Слово! И устрой из нас сосуды на доброе Себе употребление. — Святой Дух — виновник спасения всех. Когда дыхание Его коснется достойного, оно вскоре восхищает его от всего земного, окрыляет, возращает, поставляет на высоте.

Антифон 2-й. — Если бы не было Господа с нами, никто бы из нас не мог устоять против нападений врага, но кто победит, тот возносится. — Не дай, Слово, чтобы зубами их уловлена была, как птичка, душа моя. Несчастный я! Как мне избавиться от врагов, когда я влекусь любовию ко грехам? — От Святого Духа на всех вдохновение, благоволение, разумение, мир и благословение, ибо Он творит одно с Отцом и Словом.

Антифон 3-й. — Надеющиеся на Господа, страшны для врагов и чудны для всех. Взор их устремлен горе. — В уделе праведных никто не простирает рук своих к беззаконию, ибо они видят помощника в Тебе, Спаситель! — Держава Духа Святого простирается на всех, Ему поклоняются воинства горе (на Небеси) и все дышащее долу (на земли).

На седьмой глас. Антифон 1-й. — Ты возвратил, Спаситель, пленных сынов Сиона из страны чужой, и меня оживи и избавь от рабства страстей. — В знойное время сеющий скорби, хранящий посты со слезами будет с радостью пожинать снопы для питания в жизнь вечную. У Святого Духа источник Божественных сокровищ, от Него премудрость, разумение, благоговение. Ему принадлежит хвала, слава, честь и держава.

Антифон 2-й. — Если Господь не созиждет в душе дома, напрасен будет труд ваш, ибо без Него ни дела наши, ни предначертания не совершаются. — По внушению Духа святые, как плоды чрева, произрастают Отеческие истины о усыновлении. — Святым Духом держится бытие всего сущего, ибо Он — Бог довременный, Владыка вселенной, Свет Неприступный, Жизнь всего.

Антифон 3-й. — Боящиеся Господа, обретши пути жизни, будут блаженствовать во времени и в вечности среди непреходящей славы. — Вокруг трапезы своей, видя детей Своих, как отрасли, веселись и радуйся, великий Пастырь, руководствуя их ко Христу. — Во Святом Духе глубина дарований, полнота славы, великая бездна судеб! Ему принадлежит едина слава с Отцом и Сыном, потому Ему и поклоняются.

На восьмой глас. Антифон 1-й. — С юных лет моих враг искушает меня, огнем сластолюбия сожигает меня, но я надеждою на Тебя, Господи, побеждаю его. — Ненавидящие Сион будут как трава, которая сохнет, быв исторгнута, ибо Христос ссечет их выи мучительным мечом. — От Святого Духа жизнь всему. Он Свет от Света, Бог великий! Мы воспеваем Его с Отцом и Словом.

Антифон 2-й. — О, если бы сердце мое, чувствуя над собою страх Твой, преисполнялось смирением! Иначе, вознесшись, оно отпадет от Тебя, Премилосердный! — Возложивший надежду на Господа не устрашится тогда, когда Он будет всех судить и огнем наказывать. — Всякий, вдохновенный помощию Святого Духа, созерцает, предрекает и совершает чудные дела, воспевая в трех Лицах единого Бога, ибо, хотя Бог сияет Троичным светом, но Он один Властитель.

Антифон 3-й. —К Тебе взываю, Господи! Внемли, преклони слух Твой к воплю моему и очисти меня прежде, нежели возьмешь отселе. — Всякий отходит к матери своей, земле, и преселяется туда, где все пожившие приемлют муки или почести. — От Святого Духа научаемся исповедать, что Бог есть Единица Трисвятая, то есть — Отец Безначальный, от Которого родился Сын прежде времени, вместе с Ним просиял от Отца и Дух Святый, имеющий с Ним равный образ и Престол.

Антифон 4-й. — Посмотрите, что может быть лучше, что прекраснее того, когда братия живут вместе! За сие и Господь обещал жизнь вечную. — О своей одежде не велит нам пещись Тот, Кто украшает лилии полевые. — От Святого Духа, единоличного Виновника, подается мир всему, ибо Он Бог, по существу совершенно един с Отцом и Сыном.

Из сих антифонов чаще всех поется 1-й антифон 4-го гласа. В седьмичные, то есть не воскресные дни, он поется всегда, когда бывает полиелейная служба.

 

Путник

 

Мы, христиане, от дня рождения нашего до дня смерти по пути жития сего путешествуем. Иному путнику путь дальше, другому ближе — так и путь жития нашего не для всех нас одинаковый: один скорее оканчивает путь свой, другой дольше идет. Путник, идя дорогою, всякого несчастия опасается; так и нам, по пути мира сего идущим, надобно всего опасаться. «Блюдите, како опасно ходите; не якоже не мудри. Но якоже премудри, искупующие время, яко дние лукави суть» (Еф. 5; 15,16). Путник подвергается всякой непогоде и буре, так и с нами, по пути своему идущими, приключается всякая буря бед, нашествий и искушений. Путник о всем том небрежет, но, все претерпевая, идет, куда нужно; так и нам должно пренебрегать всякою бедою, какая бы не случилась, терпеть и идти к желаемому своему отечеству. На путника часто нападают разбойники и обнажают, а часто и убивают, а то и до места идти не допускают; то же может случиться и с нами, ибо и на нас демоны, как разбойники, нападают и неосторожных уязвляют и убивают, и таким образом до желаемого отечества не допускают. Путники защищают себя от разбойников оружием; так и нам должно защищать себя от демонов молитвою и Словом Божиим. У путника всегда на уме место, к которому идет, и он заботится, как бы до него дойти; так и у нас всегда должно быть Отечество Небесное на уме и о том тщание, как бы до него достигнуть. «Тако тецыте, да постигнете», — глаголет нам Апостол святый (1 Кор. 9; 24). Чем далее путник по пути идет, тем более сокращается его путь; так, чем более мы продолжаем путь жития нашего, тем более к концу приближаемся. Путник, пришедши на место, куда шел, безопасен бывает и успокаивается, и радуется; так и мы, христиане, когда благополучно окончим путь наш и придем в Небесное Отечество, от всех бед и напастей освободимся, будем успокаиваться и о вечном своем блаженствии радоваться, которое буди нам получить благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Аминь!

(Из книги "Сокровище духовное " святителя Тихона Задонского)

 

Три путника. Притча

 

В одну отдаленную страну шли три путника. Обширна и прекрасна была страна сия, добродетельны и счастливы ее жители; приятно было путникам называть ее своей родиной, хотя с незапамятных времен предки их были удалены из нее. Труден и тяжел был их далекий путь. То извивался он по скалам обнаженным, то терялся в пустынных песках, то, перепутанный, разделялся и расходился в разные стороны. Редко шел он по прекрасной плодоносной равнине. Однажды проходили три путника по такой равнине. Величественно блистало солнце на голубом небе. Тихий ветерок едва колебал благорастворенный воздух. Луг усеян был прекрасными цветами, между коими почти незаметно струились прозрачные ручейки. "Я устал, — сказал один из путников, — останемся здесь подкрепить свои силы и насладимся красотами природы!" — и он остался. "Нет, — сказал другой, — мы пойдем, дабы достигнуть родной страны, где ожидают нас покой и счастье, но не будем спешить, дабы не утомиться на сем незнакомом пути". И он пошел, но медленно. "Поспешим, — сказал третий, — не всегда путь так благоприятен, как теперь. После продолжительной теплой и ясной погоды наступает долгое и мрачное ненастье". И он удалился. Сладостен был покой первого. Страна, где он остался, по-видимому, сотворена была для доставления удовольствий. Чем больше он наслаждался, тем больше жаждал наслаждений. Наконец, в расслаблении чувств простерся он на зеленой мураве и заснул. Другой шел медленно. Если путь становился тернист, то он старался обойти его другим, на коем росли розы. Часто, чтобы избежать столкновений на пути своем, он придумывал способы угладить весь предстоящий ему путь. Третьему путь казался не так долог и утомителен. Мимоходом взирал он на окрестные страны, им проходимые. Мысль, что его ждет на родине счастье, — подкрепляла его. Прошло несколько времени, и вид природы переменился. По голубому небу протянулись черные тучи, блестящее светило не рассыпало на землю теплотворных лучей своих, убийственные вихри всклубились в воздухе, молнии бороздили небо от края до края, и гром потрясал всю окрестность, все сделалось пусто и безотрадно! Спящим застигла буря первого из путников и оставила его — спящим навеки... Другой, увидев угрожавшее ему бедствие, хотел избежать его, но было уже поздно. Он свернул с настоящего пути и пошел было другим, по его мнению более безопасным, но сей, разделяясь и извиваясь около одного и того же места, наконец завел его в страну непроходимую, где он должен был заблудиться. Третий благовременно и благополучно достиг счастливой страны, был с истинною радостью принят там и поселился в ней, дабы вечно блаженствовать.

Путник земной! Спеши в родную — Небесную страну! Пышна и привлекательна страна удовольствий и наслаждений житейских, как страна Содома и Гоморры, но огонь и жупел пожжет некогда страну сию и тебя вместе с нею. Удаляясь из мира греховного, не обращай на него очей своих, не ухищряйся вдвойне наслаждаться и земными, и небесными благами — вспомни участь жены Лотовой! Кто хочет спастись, — тот спеши!

(Христианское чтение, 1833)

Надо спешить! Притча

 

Я прибыл на пароход несколько раньше времени, назначенного для отплытия. Пассажиры собирались; колокольчик звенел не один раз, и прежде, нежели отняли лестницу, по которой с берега сходят на судно, кормчий прокричал, чтоб желающие отплыть шли поскорее. Поместившись на палубе, я начал наблюдать происходившее. Те, кои ранее перебрались на судно, теперь спокойно и беззаботно занимались разговорами или, подобно мне, наблюдали; а опоздавшие бегали, хлопотали, торопливо бросали на палубу связки, чемоданы и верхнюю одежду. Колокольчик прозвенел в последний раз, и только лишь отняли лестницу, как многие побежали, задыхаясь и крича, чтобы их подождали. — "Зачем так поздно? Ну, идите скорей, вы остались на берегу". Кормчий стал на свое место, колеса пришли в движение, и судно начало удаляться от берега. Я смотрел еще на зрителей, стоявших на берегу, как вдруг мое внимание обратил на себя один молодой человек, бежавший по берегу. Он махал платком, давая разуметь, чтобы его взяли на пароход. Кормчий как будто не замечал сего и занимался только судном. Молодой человек бросился в лодку, кричал изо всей силы, чтоб его подождали, гребцы употребляли все усилия догнать нас. Кормчий и на это, по-видимому, не обращал внимания, но наконец отвечал: "Нельзя, слишком поздно!" —Лодка воротилась к берегу, а пароход продолжал свой путь.

Долго я думал о молодом человеке, пока мысли мои не обратились на моих сопутников. Всех нас ожидает, сказал я себе, другого рода путешествие, гораздо важнейшее, а сколько таких людей, которые никогда не думают о нем! Сколько таких, которые, подобно зрителям, коих мы оставили на берегу, беспечно смотрят, как другие отправляются из сего мира в другой, а сами почти вовсе не заботятся о том, что и им некогда надобно будет предпринять подобное путешествие. Слава Богу, есть и такие, которые не забывают о бессмертии своей души, а посему благовременно приходят к Господу Иисусу Христу и посвящают Ему начатки дней своих. Другие медлят, окованные житейскими попечениями. Прельщенные земными удовольствиями, увлеченные примерами порочных людей, они со дня на день отлагают великое дело спасения, пока Святой Дух не возбудит их гласом Евангельским, чтобы они поскорее последовали Его призыванию. Но увы! Как опасно не покоряться Божию призыванию! Наступит время, когда человек сделается совершенно неспособным внимать внушениям Божественной любви. Читатели! не отлагайте попечения о спасении до часа смертного, иначе вы придете слишком поздно. Те, кои не внимают ни гласу своей совести, ни призыванию Евангельскому и противятся Всемогущему до последней минуты своей жизни, может быть воззовут, но не будут услышаны, будут вопиять и умолять, но напрасно. — «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения!» (2 Кор. 6; 2).

(Христианское чтение, 1833)

 

328. "Спасая, спасай твою душу!"

 

Человек не может спастись без помощи благодати Божией, но и благодать Божия не спасет его, если он сам не пожелает спастись. Благодать Божия необходима для спасения нашего, но она не стесняет и нашей свободной воли. Благодать Божия и собственное желание человека — вот два крыла, которыми он возлетает в Рай. «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе», — говорит Иисус Христос (Мф. 16; 24); но: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15; 5). Бог создал человека без человека, но спасти человека не благоволит без участия самого человека. Святитель Златоуст говорит: "Благодать хотя и есть благодать, но спасается только тот, кто хочет спастись". Благодать Божия призывает человека ко спасению, а человек должен слушать ее; Бог «всем хощет спастися» (2 Тим. 2; 9), всех зовет к покаянию, но и человек должен сам пожелать себе спасения и покаяться. Если же человек пребывает долгое время в грехе без покаяния, то от привычки ко греху ослабевает в нем и желание спасения, а потому истощается и благодать Божия в долготерпении. И доходит дело до того, что сам человек не хочет покаяться во грехе, потому что не может от него отвыкнуть, а Бог не хочет простить ему греха, потому что Он не может его более терпеть. И вот человек приходит в отчаяние, и Бог оставляет его. Было, значит, время, когда человек мог покаяться, а не хотел, теперь же, если бы и захотел, не может...

Человек более склонен ко злу, чем к добру. Стоит ему раз согрешить, и он чувствует уже влечение повторить грех. Когда Лот бежал из Содома, ему было сказано: «Спасая, спасай твою душу: не озирайся вспять, и спасайся!» (Быт. 19; 17). Но жена Лота не послушалась, остановилась, оглянулась назад, может быть, желая хотя взглядом проститься с погибающим отечеством, и тотчас же превратилась в столп слана... В сем событии заключается глубокий смысл. Сам Господь указывает нам на этот пример: «Вспомните жену Лотову!» — говорит Он в Евангелии (Лк. 17; 32). Весь мир во зле лежит, грех повсюду царит, — смотри, христианин, спасая, спасай душу твою, не озирайся вспять, не смотри на земную суету, которая может прельстить очи твои, не теряй напрасно времени, чтобы не погибнуть в потоке зла. Так внушает человеку благодать Божия. Но воля человеческая не слушается, медлит на пути к покаянию, оборачивается назад, смотрит на зло и крепнет во зле... Худое, греховное пожелание обращается в привычку, а привычка — вторая природа: она обращается в потребность, в нужду. Как часто мы делаем по привычке то, чего по природе не сделали бы! Как мучителен бывает этот закон греховной привычки для грешника! Один день, один час, один только раз попустил ты греху одолеть тебя, и грех, получив от тебя же самого власть над тобой, становится твоим господином. Один раз с греховным услаждением посмотрел ты на красивое лицо, и тебя уже тянет посмотреть еще и еще, и — помилуй Бог, если не удержишься! Греховные помыслы не дадут тебе покоя ни днем, ни ночью! Раз протянешь руку к чужому добру, — дойдет до того, что неправда на неправду, обида на обиду скуют тебе такую цепь, которая крепко свяжет совесть твою. Тогда не тронут тебя ни слезы сирот, ни жалобные стоны бедных, ни стыд людской, ни страх Божий. Забудешь ты и думать о душе, не придет тебе на память ни смерть, ни Страшный Суд, не убоишься ты и муки вечной. Чем больше будешь копить стяжаний, тем больше будет разгораться в тебе жажда сребролюбия. Сегодня и завтра одно и тоже, тоже и всегда, что начнется однажды! Положим, ты захочешь покаяться, но воля твоя уже окрепла во зле, в тебе царит привычка ко греху. Ты хочешь каяться, но твое намерение колеблется; ты желаешь, но тебе жаль расстаться с грехом. Ты хочешь исповедать грех, но тебе не хочется исправить себя, — и хочешь, и не хочешь! Видно, цепи, тебя охватившие, только вытягиваются, а не рвутся совсем! Читая или слушая сие слово мое, ты мало нечто смягчаешься сердцем, может быть, появляются на очах твоих и слезы, — а потом... потом твое сердце снова окаменеет во зле! В Великом посте ты покаялся во грехе, а после Пасхи раскаиваешься или, по крайней мере, вовсе забываешь, что покаялся. И будет ли когда тому конец? Послушай, вот что говорит Дух Святый грешникам нераскаяным устами пророка Иеремии: «Аще может применити ефиоплянин кожу свою и рысь пестроты своя, то и вы можете благотворити, обучившеся злым» (Иер. 13; 23). Вот как гибельна греховная привычка! Вот как трудно от нее отстать! И вот уже одно крыло твое не действует, твоя воля ослабела и привести тебя к покаянию не в силах.

Посмотрим, действует ли другое крыло — Божия благодать. Та благодать, которая из Павла, гонителя Церкви, соделала Апостола, из мытаря Матфея — Евангелиста, из повешенного на кресте разбойника — богослова, — такая благодать особенная великих грешников соделала в один час святыми, и не всегда, не всякому она подается. Ты не жди себе такой благодати, которую Бог подает не многим и не часто, имиже Сам весть судьбами. Помышляй о той благодати, которую Бог тебе дает, которая достаточна для твоего спасения, которая тебя всегда поддерживает, чтобы ты не погиб, влечет тебя всегда к покаянию. Сия-то вот благодать и оставит тебя, если ты постоянно будешь презирать ее. Бог как бы так говорит грешнику: "Я посадил тебя как виноградную лозу не на земле пустынной и безводной, не на месте сухом и каменистом, где нельзя ожидать плода; ты родился не у евреев или агарян. Я насадил тебя на месте плодоносном, на месте злачном и прохладном, — потому что определил тебе родиться от родителей христианских в недрах Православной Церкви, воспитаться млеком Святой веры. Для охранения тебя от прохожих — от преходящих прелестей мира сего, Я оградил тебя оградою всех дарований Духа Святаго в купели Святого Крещения и в Таинстве Миропомазания. А чтобы ты был безопасен от нападений разбойников, от искушений бесовских, Я создал столп в тебе, столп крепкий — благодать Мою Божественную. Чтобы ты мог принести плод для небесной житницы, Я возделывал непрестанно сердце твое учением Евангелия Моего. Для орошения твоего Я пролил Кровь Мою на Крест и предлагаю Ее тебе каждый день в Таинстве Причащения. Что еще могу Я сделать и не сделал для тебя? Но напрасны были труды Мои! Тщетны Мои попечения! Ожидал Я от тебя покаяния, ожидал плодов добродетели, — вместо того ожесточился ты во грехах, опутал себя ими, как тернем! «Ждах да сотворит гроздие, и сотвори терние!» Что же Мне теперь делать с виноградником Моим, с тем нераскаяным грешником? «Отыму ограждение его, и будет в разграбление; разорю стену его, и будет в попрание, и облаком заповем еже не одождити на него!» — Не правда ли, друг мой, какое страшное слово? Бог тебя оставляет, Его долготерпение обращается в гнев... Что же ты думаешь? «Или о богатстве благости Его, и кротости, и долготерпении нерадиши, не ведай, яко благость Божия на покаяние тя ведет?» Вот та спасительная нить, которой Бог влечет тебя к покаянию! Если станешь еще противиться, то она оборвется, и ты низринешься в погибель вечную. Бог отверзает тебе все сокровища Своей благодати, а ты обращаешь их в сокровища гнева. «Ты же, — говорит святой апостол Павел, — по жестокости твоей и непокаянному сердцу собираеши себе гнев». После сего справедливо страдать тебе за свои дела! Ты забыл Бога, и Бог забудет тебя! И как Он призывал тебя к Себе, но ты не хотел идти, — так и ты будешь Его просить, но Он уже не захочет тебя слушать. Во грехе ты жил, во грехе и умрешь. «И во гресе вашем умрете!» — так говорит Господь в Святом Своем Евангелии подобным тебе грешникам. Итак, СПАСАЯ, СПАСАЙ ТВОЮ ДУШУ! Аминь.

(Из "Поучительных слов" святителя Илии Минятия)

 

Первое августа

 

Праздник 1 августа в церковных месяцесловах именуется Происхождением Честного и Животворящего Креста Господня. Слово "происхождение" здесь должно понимать в смысле исхождения: в этот день в древности исходили в крестный ход с частями животворящего древа Господня из царских палат греческих императоров, где обычно хранились сии святыни; в сей день положено и теперь исходить со Святым Крестом из алтаря на средину храма для поклонения ему и лобызания его, исходить со Крестом на источники, озера и кладези для освящения воды, — вот почему сей день и называется днем происхождения или, проще сказать, исхождения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

Обычай освящать воду первого числа каждого месяца — обычай очень древний. Он и по сие время соблюдается в Афонских и некоторых русских обителях. У греков в Царьграде сей обряд совершался в храме святой Софии. Но в первый день августа вошло в обычай соединять сие водоосвящение с крестным ходом на источники потому, что в этом месяце в теплых странах особенно много бывает разных болезней; чтобы оградить от сих болезней верующих силою Честнаго и Животворящего Креста и освятить воду и воздух благодатию Божиею, Святая Церковь и установила совершать в сей день водоосвящение на источниках водных, соединив его с крестным ходом. В первый раз празднование Святому Кресту в этот день было установлено после 1164 года вот по какому случаю. Греческий император Мануил и русский Великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский в один и тот же день одержали победу над своими врагами: первый — над сарацинами, второй — над болгарами. И тот, и другой государь имели благочестивый обычай носить при своих войсках икону Матери Божией с Предвечным Младенцем и Честный Крест Господен. В русских полках Святой Крест носили два священника в облачениях; когда нужно было начинать сражение, князь Андрей со слезами молился пред святою иконою Богоматери и причащался Божественных Таин Тела и Крови Христовых. Вооружая себя сим благодатным оружием, он не столько полагался на мужество и силу своих воинов, сколько на помощь Божию, памятуя слова царя Давида: «Не в силе констей восхочет, ниже в лыстех мужеских благоволит. Благоволит Господь в боящихся Его и во уповающих на милость Его» (Пс. 146; 10—11). По примеру великого князя и по его приказанию с коленопреклонением молились пред иконою Пресвятой Богородицы и Честным Крестом Христовым и все воины, а потом благоговейно целовали сии святыни и небоязненно выходили против врагов. И помогал им Господь силою Креста Своего, а Пречистая Дева — Своим Матерним заступлением у Сына и Бога Своего. Таков был обычай у благочестивого князя Андрея, таким же порядком вышел он и против болгар. И победил он своих врагов, и отобрал у них пять городов, в том числе город Брахимов на реке Каме. По возвращении с поля битвы в стан воинский доблестный князь со своими воинами удостоился видеть чудесное знамение Божией помощи: светлые лучи исходили от иконы Спасителя и Богоматери и своим светом осиявали все ополчение. Это было 1 августа 1164 года. Такое видение воодушевило еще большим мужеством христолюбивое русское воинство, оно снова устремилось на врагов и покорило России их землю. Впоследствии оказалось, что и греческий император Мануил, вышедший с войском против сарацин, видел подобное же знамение от иконы Христа Спасителя и Богоматери и от Святого Креста и точно также одержал победу над своими врагами. Благочестивые государи известили друг друга о милости Божией посланиями, по совету своих архипастырей установили в первый день августа особый праздник во славу Христа Спасителя, причем, в воспоминание чудесной помощи от Святого Креста положили износить Святой Крест из алтаря во время утреннего Богослужений на средину церкви для поклонения — подобно тому, как износится он в день Воздвижения 14 сентября. Посему, как в день Воздвижения, так и в сей день Происхождения (или исхождения) Святого Креста, после великого славословия священник износит северными дверями на главе святое древо при умилительно-торжественном пении "Святый Боже...". Взойдя на амвон,он возглашает: «Премудрость прости!» И в ответ на сие возглашение певцы поют трижды тропарь Святому Кресту: "Спаси, Господи, люди Твоя...", а священник полагает Крест на аналогие и кадит его; затем трижды поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» При сем пении вся церковь вместе со священнослужителями творит троекратное земное поклонение пред Честным Крестом — знамением нашего спасения, а потом начинают благоговейно целовать его при пении трогательных стихир: «Приидите вернии, Животворящему древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руцы распростер...» С 1 августа Святая Церковь уже начинает свое приготовление и к празднику Воздвижения Честнаго Креста Господня, с этого дня на утрени поются ирмосы сего праздника: «Крест начертав Моисей, впрямо жезлом Чермное пресече...»

Тропарь, глас 1-й:

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4-й:

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу.

Стихира при поклонении Честному Кресту, глас 2-й:

Приидите, вернии, Животворящему древу поклонимся, на нем же Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, ихже прежде враг сластию украд, изгнаны от Бога сотвори. Приидите, вернии, древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы. Приидите вся Отечествия языков, Крест Господень песнями почтим: радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление, о тебе бо вернейшии цари наши хвалятся, яко твоею силою исмаильтеския люди державно покарающе, тя ныне со страхом христиане целующе, на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: Господи, на том пригвоздивыйся, помилуй нас, яко благ и Человеколюбец.

Слава, глас 2-й:

Днесь неприкосновенный существом, прикосновен мне бывает, и страждет страсти, свобождаяй мя от страстей, свет подаваяй слепым, от беззаконных устен оплевается и дает плещи за плененныя на раны. Сего Чистая Дева и Мати на Кресте зрящи, болезненно вещаше: увы мне, Чадо мое, что сие сотворил еси; красный добротою паче всех человек, бездыханный беззрачный являешися, не имея вида, ниже доброты: увы мне, мой Свете, не могу спяща зрети Тя, утробою уязвляюся, и лютое оружие сердце мое проходит. Воспеваю Твоя страсти, покланяюся благоутробию Твоему: Долготерпеливе слава Тебе.

 

Фавор

 

Прекрасна гора Кармил — древнее жилище пророков Илии и Елиссея, величественны и другие горы Святой Земли. Но едва ли какая другая гора в Палестине так радует взор путника-христианина, как священная гора Фавор — гора Преображения Господня. Она находится верстах в семи от города Назарета, где в продолжении 30 лет смиренно жил Христос Спаситель в дому Иосифа, занимаясь трудами древоделания. Гора Фавор, по выражению древнего русского паломника игумена Даниила, "дивна и чудна уродилася от Бога". Она совсем круглая, от самого низа до вершины постепенно суживается, наподобие кучи песка, так что игумен Даниил сравнивает ее со стогом сена: "Гора посреди поля, — говорит он, — стоит красно, яко стог". Она стоит совсем отдельно от других гор и потому кажется очень высокой, хотя на деле она и не выше полуверсты. Ее бока почти со всех сторон одеты дубовым и фисташковым лесом, тут привольно жить зверям и разным птицам, почему еще во времена пророка Осии охотники раскидывали свои сети на склонах Фавора (Ос. 5; 1). На вершине горы довольно пространная площадка, на которой в недавнее время построен греческий общежительный монастырь. На месте Преображения Христова стоит ныне храм, коего престол, по преданию, занимает то самое место, где стояли стопы Преобразившегося Господа. Чувство страха и благоговения наполняет душу, когда приближаешься к сему священному месту. Вот рассказ святых Евангелистов о сем великом событии во всей его простоте.

Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и взошел на высокую гору помолиться. И когда Он молился, вид лица Его изменился, — лицо Его просияло как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет, блистающими как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И вот, два мужа, которые были Моисей и Илия, беседовали с Ним. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: "Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии". Ибо не знал, что сказать, потому что они были в страхе. Когда он еще говорил, вот облако светлое осенило их, и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте!» И, услышав, ученики пали на лица свои, и очень испугались. Но Иисус приступил, коснулся их и сказал: "Встаньте и не бойтесь". Возведши же очи свои, они ничего не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус воспретил им, говоря, — никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. И они умолчали, и никому не говорили о том, что видели...

При спуске с вершины Фавора и теперь указывают место, где наш Спаситель дал эту заповедь Своим избранным ученикам. Он хотел укрепить их веру и явил им славу Свою, дабы они потом, когда увидят Его распинаемого, уразумели ту великую истину, что Он страждет за мир вольной волей, и проповедали миру, что Он есть воистину присносущное Сияние Отца. Да воссияет, Господи, и нам свет Твой Присносущный, да просветит он тьму греховную, омрачающую наши грешные души, да во свете Твоем пойдем по пути спасительному вслед за Тобою, наш Пастырь добрый! И если на сем пути неизбежно пройти чрез гору Голгофу — чрез скорби и страдания, то поддержи веру нашу, укрепи надежду, да не угаснет в наших сердцах слабая искра любви к Тебе!

Гора Фаворская очень пустынна, только в праздник Преображения Господня ее склоны оживляются тысячами богомольцев, они обыкновенно приходят с вечера и ночуют в палатках, раскинутых около монастыря. Вид с вершины Фавора очень живописный. Далеко на север, будто огромный белый шатер, раскинулась гора Ермон, — эта снежная вершина Антиливана. На Восток тянется хребет береговых гор озера Тивериадского, малая частица которого сверкает из-за черных скал. На юго-западе, от самой подошвы Фавора, развертывается прекрасная долина Ездринская. Сколько великих исторических событий совершилось на этой долине! Сколько человеческой крови пролито на ней со времени Иисуса Христа! Вот, на западном склоне Фавора приютилась арабская деревушка, носящая имя мужественной израильской пророчицы Деворы; целая славная история связана с именем этой мудрой жены. Она сама сопровождала Варака, военачальника израильского, когда он с 10.000 воинов спустился с горы Фавор и разбил Сисару, военачальника царя Асорского. Подробный рассказ об этом, равно и ту чудную песнь, которую воспела Девора во славу Господа после сей победы, можно прочитать на 4-й и 5-й главах Книги Судей...

На юге от Фавора, за долиной Ездринской, тянутся мрачные горы Гелвуйские, на коих погиб Саул. Тут же видно селение Эндор, где жила волшебница, предсказавшая Саулу его погибель. А вот и еще селение — это Евангельский Наин, тот городок, у ворот коего Христос Спаситель воскресил единородного сына безутешной вдовицы... И воскресает в памяти, и живо представляется в уме это чудо небесного милосердия к несчастию вдовства немощного!

По утрам, в летнее время, над всей горой Фавор обыкновенно стоит густой туман, который рассеивается только к полудню, а по ночам выпадает обильная роса, от которой вся растительность на Фаворе имеет свежий вид даже в самые знойные месяцы, и Фавор весело встречает усталого путника и манит его под тень своих дубовых лесов.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.