«____»_____________ 2013 года «____»______________ 2013 года
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
для слесаря по ремонту подвижного состава
пункта текущего отцепочного ремонта Сольвычегодск
ИОТ ВЧД – 13 047 - 2013
Эксплуатационное вагонное депо Сольвычегодск
Год
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе типовой инструкции по охране труда для слесаря по ремонту подвижного состава, занятого на деповском и текущем отцепочном ремонте грузовых вагонов ТОИ Р-32-ЦВ-416-96, утвержденной Заместителем Министра путей сообщения А.Н. Крндратенко от 31.12.1996г. № ЦВ-416, Правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов ПОТ РЖД-4100612-ЦВ-016-2012; Правил безопасности при работе с инструментом и приспособлениями и других нормативных актов по вопросам охраны труда, и устанавливает основные требования охраны труда для слесаря по ремонту подвижного состава (далее – слесарь), занятых на работах по техническому обслуживанию и ремонту грузовых вагонов на пункте текущего отцепочного ремонта Сольвычегодск (далее - ТОР).
1.2. К работе по ремонту грузовых вагонов допускаются лица:
- достигшие возраста восемнадцати лет;
- прошедшие обучение и проверку знаний по специальности и охране труда;
- прошедшие обязательный предварительный при поступлении на работу медицинский осмотр;
- вводный инструктаж по охране труда;
- первичный инструктажи на рабочем месте по охране труда;
- противопожарный инструктаж;
- стажировку (от 2 до 14 смен);
- первичную проверку знаний требований охраны труда и электробезопасности.
1.3. В процессе работы слесарь должен:
- проходить в установленном порядке периодические медицинские осмотры;
- повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца;
- внеплановый и целевой инструктажи по охране труда;
- обучение по охране труда;
- периодическую и внеочередную проверку знаний требований охраны труда;
- периодическую и внеочередную проверку знаний по электробезопасности.
1.4. Слесарь должен проходить периодическое, не реже одного раза в год, обучение оказанию первой помощи пострадавшим.
Вновь принимаемые на работу проходят обучение оказанию первой помощи пострадавшим при прохождении вводного инструктажа.
1.5. Для выполнения дополнительных обязанностей (стропальных) слесарь должен пройти теоретическое и практическое обучение, сдать экзамен и получить соответствующее удостоверение на право производства работы.
1.6. Слесарь должен:
- выполнять только входящую в его обязанности работу или порученную мастером ПТО (бригадиром) работу;
- владеть безопасными приемами труда;
- соблюдать меры пожарной безопасности;
- обладать практическими навыками использования противопожарного оборудования и инвентаря;
- содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приспособления, инвентарь, средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
- внимательно следить за сигналами и распоряжениями руководителя работ (мастера, бригадира) и выполнять его указания;
- выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей и сигналов, подаваемых водителями транспортных средств и крановщиками кранов;
- быть предельно внимательными в местах движения транспорта;
- проходить по территории депо по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам и переходам;
- соблюдать меры безопасности при переходе железнодорожных путей;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
- при работе на открытом воздухе в зимнее время для предотвращения переохлаждения и обморожения слесарь должен использовать предусмотренные перерывы в работе для обогревания в зависимости от температуры наружного воздуха и скорости движения ветра;
- уметь оказывать первую помощь при травмах, пользоваться аптечкой первой помощи.
1.7. Слесарь, выполняющий ремонт грузовых вагонов, должен знать:
- технологию ремонта грузовых вагонов;
- порядок ограждения путей пункта текущего отцепочного ремонта Сольвычегодск, установленный, технологическим процессом работы ТОР, инструкцией по производству маневровой работы, разработанными с учетом местных условий;
- действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
- способы защиты и правила оказания первой помощи;
- вредное воздействие нефтепродуктов и основных химических грузов на организм человека, а также признаки отравления;
- безопасные способы определения рода остатков ранее перевозившегося груза по внешним признакам и свойствам (цвет, вязкость, запах);
- требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности;
- правила применения и использования противопожарного оборудования и инвентаря;
- видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности;
- места расположения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами (аптечка находится у бригадира);
- требования настоящей Инструкции.
Работники, выполняющие ремонт грузовых вагонов с опасными грузами, должны знать знаки опасности опасных грузов, места их нанесения и соблюдать требования безопасности в зависимости от класса опасности груза.
1.8. При техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов на слесаря могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:
- движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав);
- транспортные средства, машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования;
- падающие с высоты предметы и инструмент;
- повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенный уровень шума на рабочем месте;
- повышенный уровень вибрации;
- повышенная или пониженная влажность воздуха;
- повышенная или пониженная подвижность воздуха;
- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- недостаточная освещенность рабочей зоны и недостаток естественного света;
- повышенная яркость света при сварочных работах;
- острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;
- физические перегрузки.
1.9. Слесарь должен обеспечиваться следующими СИЗ:
- костюмом «Механик-Л» - 2 на 1,5 года;
-ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве с металлическим подноском или полуботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве с металлическим подноском – 1 пара на 9 месяцев;
- плащом для защиты от воды – 1 на 3 года;
- сапогами резиновыми – 1 пара;
- головным убором летним (или каскеткой) – 1 на 1 год;
- перчатки диэлектрические (дежурные)
- перчатками комбинированными – 12 пар в год;
- жилетом сигнальным со световозвращающими накладками – 4 на 12 месяцев;
- каской защитной (дежурная) – 1 на 2 года;
- очками защитными (до износа);
Зимой дополнительно осмотрщику-ремонтнику, занятому на пункте технического обслуживания, расположенного в IV поясе, вместо теплозащитного костюма должны выдаваться:
- полушубок – 1 на 5 лет;
- комплектом для защиты от пониженных температур «Электрик» - 1 на 3,5 года;
- сапогами кожаными утепленными «СЕВЕР ЖД » - 1 пара на 3 года или валенками (сапогами валяными) 1 пара на 1 год;
- галоши на валенки (сапоги валяные) – 1 пара на 2 года;
- трикотажной маской для защиты лица от пониженных температур – до износа;
- бельем нательным утепленным к комплекту для защиты от пониженных температур «Осмотрщик».
- шапкой трикотажной – 1 на 2 года;
- шапка-ушанка со звукопроводными вставками или подшлемник для защиты от пониженных температур со звукопроводными вставками (под каску) – 1 на 1,5 года;
- рукавицы утепленные, или перчатки утепленные, или перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие – 1 пара на 0,5 года;
При необходимости, по условиям выполнения отдельных видов работ, слесарю должны дополнительно выдаваться соответствующие средства защиты (респиратор, шланговый дыхательный прибор, противогаз, защитная каска, предохранительный пояс и другие СИЗ).
1.10. Перед каждым применением средства защиты работник обязан проверить его исправность, отсутствие внешних повреждений, загрязнения, проверить по штампу срок годности.
Пользоваться средствами защиты с истекшими сроками годности запрещается.
1.11. При выдаче таких СИЗ, как респираторы, противогазы, предохранительные пояса и некоторые другие СИЗ слесарь должен пройти инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих средств, а также тренировку по их применению.
1.12. При выполнении работ под вагонами работники обязаны носить защитные каски.
1.13. Слесарь должен соблюдать требования пожарной безопасности:
- не подходить с открытым огнем к газосварочному аппарату, газовым баллонам, легковоспламеняющимся жидкостям, материалам и окрасочным камерам;
- не прикасаться к кислородным баллонам руками, загрязненными маслом;
- курить в отведенных для этой цели местах, имеющих надпись "Место для курения", обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком (на улицу у входа в здание пункта текущего отцепочного ремонта);
- не применять для освещения открытый огонь (факелы, свечи, керосиновые лампы);
- не применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;
- не пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами без подставок из негорючих материалов;
- не оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
1.14. Слесарь должен:
- знать правила пользования и способы проверки исправности СИЗ;
- следить за исправностью и целостностью заземления (зануления)
корпусов электроприборов, электрооборудования и электроинструмента;
- содержать в чистоте свое рабочее место, в исправном состоянии и чистоте оборудование, инструмент, приспособления, а также спецодежду, спецобувь и другие СИЗ.
1.15. Слесарь, пользующийся в процессе работы ручным электроинструментом, электрооборудованием должен иметь не ниже II группы по электробезопасности и соответствующее удостоверение.
1.16. При нахождении на железнодорожных путях слесарь должен соблюдать следующие требования:
- к месту работы и с работы проходить только специально установленными маршрутами, обозначенными указателями "Служебный проход";
- при проходе вдоль железнодорожных путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных железнодорожных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;
- переходить железнодорожные пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава (расстояние не менее 400 метров);
- переходить железнодорожные пути, занятые вагонами, пользуясь только переходными площадками с исправными подножками и поручнями. Сходить с площадки, повернувшись лицом к вагону, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава на соседнем железнодорожному пути. Переходить через переходную площадку вагона во время движения поезда запрещается;
- обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на железнодорожном пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;
- проходить между расцепленными вагонами при расстоянии между автосцепками не менее 10 м посередине;
- обращать внимание на показания ограждающих светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.
1.17. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:
- переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся железнодорожным подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд и другими подвижными единицами;
- садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;
- пролезать под стоящими вагонами;
- находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным железнодорожным путям;
- переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов и крестовин;
- становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;
- становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком или в желоба на стрелочном переводе и на концы железобетонных шпал;
- при переходе железнодорожных путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал;
- переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов;
- находиться на территории станции в местах, отмеченных знаком «Осторожно! Негабаритное место», а также около этих мест при прохождении железнодорожного подвижного состава и других подвижных единиц.
1.18. Слесарю запрещается:
- находиться под поднятым и перемещаемым грузом;
- наступать на электрические провода и кабели;
- прикасаться к оборванным проводам и другим легко доступным токоведущим частям;
- перебегать пути перед движущимся транспортом;
- находиться на территории и в помещениях депо в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;
- производить на открытых площадках осмотр и ремонт кровли, другие работы на крышах грузовых вагонов во время грозы, густого тумана, сильного снегопада или ливня, при скорости ветра 12 м/с и выше.
1.19. Выходя на железнодорожный путь из помещения обогрева, а также из-за зданий, ухудшающих видимость железнодорожного пути, слесарь должен предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте.
Необходимо быть внимательным при нахождении на железнодорожных путях при недостаточной видимости (сумерках, тумане, снегопаде) и гололеде, а также зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов.
1.20. Слесарь должен знать и соблюдать правила личной гигиены.
1.21. Личную одежду и спецодежду следует хранить отдельно в шкафчиках гардеробной. Выносить СИЗ за пределы предприятия запрещается.
Слесарь должен следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее в стирку, химчистку и ремонт, а также содержать шкафчики гардеробной в чистоте и порядке. Своевременный уход осуществляется в междусменные перерывы или выходные дни. Специальная одежда из тканей, пропитанных водо- и маслонефтезащитными препаратами, подвергается только химической чистке.
Теплозащитная спецодежда очищается от производственных загрязнений только посредством химической чистки.
В случае прихода СИЗ в негодность до истечения сроков носки работодатель должен организовать их ремонт или замену на исправные.
1.22. Принимать пищу следует в столовых или в специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование. Хранить и принимать пищу на рабочих местах не допускается.
Воду пить следует только кипяченую.
Перед едой необходимо тщательно мыть руки теплой водой с мылом.
1.23. Слесарь должен уметь оказать первую помощь пострадавшему при несчастном случае.
1.24. Общая продолжительность рабочего времени, времени начала и окончания работы, продолжительность обеденного перерыва, периодичность и длительность внутрисменных перерывов, продолжительность работы в ночное время устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
1.25. В холодный период года наружные работы следует проводить с перерывами для обогревания в специально предназначенных для этого помещениях. Продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Микроклиматические параметры, при которых наружные работы следует прекратить, устанавливают местные органы власти.
1.26. При подъеме и перемещении тяжестей вручную допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза в течение рабочей смены не должна превышать для мужчин 15 кг, а при чередовании с другой работой (до 2 - х раз в час) для мужчин 30 кг.
Допускается поднимать и перемещать грузы большей массы вдвоем, но с учетом того, чтобы нагрузка на каждого работника не превышала величин, указанных выше.
1.27. В случае получения травмы или заболевания слесарь должен прекратить работу, поставить в известность мастера (бригадира) и обратиться за помощью в медицинское учреждение.
1.28. При обнаружении нарушений требований настоящей Инструкции или неисправностей оборудования, механизмов, инвентаря, инструмента, защитных приспособлений, средств индивидуальной защиты и пожарной безопасности, слесарь обязан сообщить об этом мастеру (бригадиру), а в его отсутствие - вышестоящему руководителю и далее выполнять его указания.
1.29. Знание и выполнение требований настоящей инструкции слесарями является служебной обязанностью, а их нарушение – нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой, в зависимости от последствий дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.