Заявители проходят предварительный этап сертификации, основанием для проведения которого является подача заявления о намерении получить сертификат эксплуатанта (далее - заявление).
Заявление - документ, в котором заявитель подтверждает обоснованность своих намерений пройти процедуры обязательной сертификации.
Заявление составляется в произвольной форме. К нему прилагаются (в нем приводятся):
ü наименование, место нахождения и почтовый адрес заявителя, сведения о руководстве и банковские реквизиты заявителя;
ü документы, подтверждающие полномочия руководителей;
ü выписки из учредительных документов о видах деятельности заявителя;
ü сведения об учредителях (для учредителей юридических лиц - наименование и место нахождения);
ü сведения о государственной регистрации;
ü предполагаемые условия эксплуатации воздушных судов, место базирования, географические зоны эксплуатации;
ü типы воздушных судов, предполагаемые основания для их использования (владение на праве собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения, аренда);
ü копия бухгалтерского баланса за последний отчетный период с оригинальной отметкой (штампом) налогового органа (налоговой инспекции) о принятии;
ü бизнес-план.
Заявление подписывается руководителем заявителя.
Заявление подается в уполномоченный орган в области гражданской авиации, который рассматривает его и выносит заключение в течение десяти рабочих дней со дня его поступления в уполномоченный орган в области гражданской авиации.
Для рассмотрения заявления уполномоченный орган в области гражданской авиации назначает эксперта.
К рассмотрению заявления и документации, представленной заявителем, и составлению заключения по заявлению решением уполномоченного органа в области гражданской авиации могут привлекаться научные или иные организации.
При отрицательном заключении по заявлению уполномоченный орган в области гражданской авиации направляет заявителю обоснованный отказ в проведении сертификации.
При положительном заключении назначенный эксперт приглашает представителя заявителя на предварительное собеседование.
Целью предварительного собеседования является подготовка заявителя к проведению сертификации, доведение до него соответствующих рекомендаций и предварительное планирование этапов сертификации.
Назначенный эксперт знакомит заявителя со всеми необходимыми информационными и методическими материалами и инструкциями по подготовке пакета документов, необходимых для прохождения обязательной сертификации.
Заявка на получение сертификата эксплуатанта (приложение N 3 к настоящим Правилам) подается в уполномоченный орган в области гражданской авиации не позднее чем за три месяца до планируемого срока начала полетов.
Заявка на продление срока действия сертификата эксплуатанта подается в уполномоченный орган в области гражданской авиации не позднее чем за два месяца до окончания срока действия сертификата эксплуатанта.
Заявка на внесение изменений в условия эксплуатации, предусматривающая:
ü освоение эксплуатантом новых типов воздушных судов;
ü выполнение международных полетов;
ü изменение аэропорта базирования;
подается в уполномоченный орган в области гражданской авиации не позднее, чем за два месяца до планируемого срока начала полетов в новых эксплуатационных условиях. К заявке прилагаются изменения и дополнения в действующий бизнес-план эксплуатанта.
В остальных случаях заявки на внесение изменений в условия эксплуатации подаются не позднее чем за пять рабочих дней до планируемого срока начала полетов в новых эксплуатационных условиях.
Заявка на внесение в сертификат эксплуатанта воздушного судна, арендованного без экипажа у другого эксплуатанта, принимается к рассмотрению уполномоченным органом в области гражданской авиации только с заявкой об исключении этого воздушного судна из эксплуатационных спецификаций арендодателя.
Проведение экспертизы заявки и необходимой документации уполномоченный орган в области гражданской авиации поручает научной или иной организации.
Результатом экспертизы необходимой документации и основных данных заявки являются заключение о соответствии (несоответствии) представленной документации сертификационным требованиям и требованиям законодательства Российской Федерации, которое утверждается руководителем уполномоченного органа в области гражданской авиации, а также решение о проведении инспекционной проверки заявителя.
Результатом экспертизы необходимой документации и основных данных заявки на внесение изменений в условия эксплуатации, не требующих подготовки заключения по экспертизе и проведения инспекционной проверки заявителя, является переоформление соответствующих эксплуатационных спецификаций.
Инспекционная проверка заявителя (эксплуатанта) организуется уполномоченным органом в области гражданской авиации. По поручению уполномоченного органа в области гражданской авиации инспекционную проверку проводит научная или иная организация.
Инспекционные проверки проводятся по программам, утверждаемым уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Инспекционная проверка эксплуатанта организуется при продлении срока действия сертификата эксплуатанта, изменении условий эксплуатации воздушных судов, связанных с освоением нового типа воздушного судна, международных полетов или изменением аэропортов базирования.
Инспекционная проверка, связанная с внесением изменений в условия эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов, может быть совмещена с плановым инспекционным контролем.
Проверка на маршруте в ходе инспекционной проверки перед получением заявителем сертификата эксплуатанта или при освоении нового типа воздушного судна проводится в некоммерческом полете в соответствии с правилами, установленными в гражданской авиации.
Результаты инспекционной проверки оформляются актом, в котором излагаются выводы:
ü о соответствии представленных заявителем (эксплуатантом) основных данных заявки его реальным производственным возможностям и условиям эксплуатации воздушных судов;
ü о соблюдении заявителем требований, указанных в необходимой документации, прилагаемой к заявке.
Акт утверждается руководителем уполномоченного органа в области гражданской авиации.
Акт инспекционной проверки оформляется на основании контрольных карт, заполненных экспертами по формам установленного образца.
Уполномоченным органом в области гражданской авиации могут проводиться внеплановые инспекционные проверки.
Основаниями для проведения внеплановой инспекционной проверки эксплуатанта являются:
ü ухудшение состояния безопасности полетов;
ü ухудшение основных финансово-экономических показателей деятельности эксплуатанта;
ü возбуждение против эксплуатанта дела о банкротстве или судебного разбирательства в связи с неплатежеспособностью.
Научной или иной организацией составляется комплексное заключение по сертификации заявителя (эксплуатанта), которое утверждается руководителем уполномоченного органа в области гражданской авиации.
Уполномоченный орган в области гражданской авиации принимает решение и оформляет сертификат эксплуатанта и эксплуатационные спецификации на основании комплексного заключения по сертификации заявителя (эксплуатанта).
Порядок заполнения сертификата эксплуатанта и эксплуатационных спецификаций определяется уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Сертификат эксплуатанта вступает в силу с даты его регистрации в Государственном реестре ССГА.
При невозможности завершить процедуры сертификации в установленные сроки при продлении срока действия сертификата эксплуатанта уполномоченный орган в области гражданской авиации при наличии акта инспекционной проверки может продлить действие сертификата эксплуатанта на срок до одного месяца.
При принятии решения о несоответствии заявителя (эксплуатанта) сертификационным требованиям сертификат эксплуатанта заявителю (эксплуатанту) не выдается (не продлевается). Решение уполномоченного органа в области гражданской авиации с указанием причин отказа направляется заявителю (эксплуатанту) не позднее чем через три дня после регистрации решения уполномоченным органом в области гражданской авиации.
В случае отказа в сертификации, а также возникновения спорных вопросов заявитель может подать апелляцию (жалобу) в уполномоченный орган в области гражданской авиации либо обжаловать соответствующее решение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.