В экономическом сознании современной женщины обычно существует дилемма баланса между профессиональными успехами и семейным уютом – безболезненно совмещать роли матери, жены, сотрудника и т.п. удается лишь немногим. Стремительное развитие социума, с одной стороны, предоставляет огромное количество возможностей для самореализации, а с другой – ограничивает психологические, временные или финансовые ресурсы, необходимые для этой самореализации. Для обозначения той реальности, которая представлена во внутреннем мире большинства женщин целым комплексом негативных ощущений и переживаний, вызванных трудностями совмещения различных социальных ролей, используется понятие «ролевой конфликт» [2, 3].
Несмотря на попытки зарубежных (Г.Холфстед, А.Фурнхам, К.Карани, Б.Банкард, Виткин Д.) и российских ученых (Алешиной Ю.А., Лекторской Е.В., Арутюнян М.) прояснить данную ситуацию, существует еще большое количество неизученных сторон этого вопроса, одной из которых является связь ценностных ориентаций работающей семейной женщины с присвоенными ей социумом ролями.
Целью нашего исследования являлось изучение взаимосвязи между степенью выраженности и направленностью ролевого конфликта и ценностной иерархией женщин.
В качестве методов исследования использовались тестирование и анкетирование, в частности: опросник изучения ценностей М. Рокича; опросник изучения ценностей Ш.Шварца; авторская анкета, исследующая наличие, степень выраженности и направленность ролевого конфликта.
В данной работе рассмотрены следующие конвенциональные роли женщины: мать, жена, работница. Эти роли были нами расширены, и в каждой из них были выделены межличностные роли. Для роли «мать» –«подруга», «наставница», «опекаемая детьми», для роли «жена» – «соратник», «любовница», «дочь своего мужа»,«мать своего мужа», для роли «работница» – «начальница», «коллега», «подчиненная». Таким образом, женский ролевой конфликт рассмотрен как вид внутриличностного конфликта между основными конвенциональными ролями, в различных их проявлениях в виде межличностных ролей.
Выборку исследования составили работающие замужние женщины 22-46 лет (N=121), имеющие одного и более несовершеннолетних детей, живущих в семье.
По итогам исследования все испытуемые были разделены на три группы: женщины с высоким, средним и низким ролевым конфликтом. Обнаружено, что ролевой конфликт взаимосвязан и с личностными, и с социально-психологическими факторами.
У женщин с низким или отсутствующим ролевым конфликтом (24%) наблюдается более благоприятная семейная ситуация, удовлетворенность браком, детьми, позитивное отношение мужа к работе жены и удовлетворенность работой. Женщинам этой группы, как правило, удалось реализовать себя и как мать, и как жену, и как профессионала, либо сознательно выбрать одну из ролей как приоритетную. Чувство неудовлетворенности собой, как правило, у них не возникает, и они считают себя счастливыми. Общая жизненная успешность и удовлетворенность, очевидно, способствуют и тому, что чувство вины у женщины из этой группы меньше, им как бы не за что его испытывать. Успешное сочетание семейных и профессиональных ролей определяется, прежде всего, благополучной семейной ситуацией и высоким общим эмоциональным тонусом и поддержкой близких. Низкий ролевой конфликт связан также с умением женщины не концентрироваться только на одной роли. Четко выстроенная иерархия ролей находит свое отражение в жизни и деятельности испытуемой.
Женщины этой категории отдали предпочтение следующим терминальным ценностям: здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, материально обеспеченная жизнь, интересная работа. Преобладали следующие инструментальные ценности: воспитанность, аккуратность, жизнерадостность, терпимость, ответственность. Причем терминальные ценности разделились следующим образом: женщины, поставившие на первое место роль «матери» отдали предпочтение здоровью и счастливой семейной жизни; роль «жены» — счастливой семейной жизни и любви; роль «работницы» — интересной работе, уверенности в себе и материально обеспеченной жизни. Здесь также доминируют ценности самоуважения и свободы действий. Данные ценностные предпочтения являются типичными для семейных женщин.
Женщины с высоким ролевым конфликтом (35%) характеризуются пониженным эмоциональным фоном, неудовлетворенностью своей деятельностью как в семейной, так и в профессиональной сферах. Восприятие себя, как неуспешной в сочетании профессиональных и семейных ролей, приводит женщину с высоким ролевым конфликтом к тактике отказа от дальнейшего совмещения семьи и работы. Одновременно актуализируется потребность в личном времени и желание больше заниматься собой, собственным саморазвитием. Им не удалось реализовать себя полностью ни в одной из сфер. Они осознают это, что порождает у них постоянное чувство неудовлетворенности собой.
Ценностные предпочтения женщин этой группы таковы: терминальные ценности — общественное признание, развлечения, развитие, красота природы и искусства, свобода; инструментальные ценности — эффективность в делах, высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других, широта взглядов, рационализм. Авантюризм и материальное благополучие являются преобладающими ценностями-целями. Характерной особенностью ценностных ориентаций женщин с высоким ролевым конфликтом является то, что, как правило, выбранные испытуемыми ценности не характерны для семейных женщин и не сочетаются с теми ролями, которые им приписывает социум. Это очередной раз подчеркивает противоречивость требований, предъявляемых этими ролями, и нехватку физических ресурсов для их полноценного выполнения, т.е. наличие у женщины ролевого конфликта и, как следствие, неблагоприятной жизненной ситуации.
Женщины со средним ролевым конфликтом (41%) в целом занимают по всем показателям промежуточное положение. Они наиболее подвержены социальным влияниям и их жизненное благополучие во многом определяется оценками значимых для них лиц. Эти респондентки характеризуются повышенной тревожностью, и это также можно объяснить тем, что именно повышенная зависимость от мнений и оценок других делает этих женщин уязвимыми и ранимыми. Основные интересы этой группы лежат вне рассматриваемых нами сфер – семьи и работы. Это и подтверждается выбранными ими терминальными ценностями, такими, как наличие хороших и верных друзей, жизненная мудрость, активная деятельная жизнь; и инструментальными ценностями — исполнительность, чуткость, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения (взглядов). Среди ценностей-целей преобладают ценности безопасности родных и близость к друзьям (дружеское общение). Это промежуточное положение характеризуется своей неустойчивостью. Если женщине удастся пересмотреть свои ценности и наметить более конкретные жизненные цели, ролевой конфликт полностью исчерпает себя. Если же ее жизненные выборы и дальше будут зависеть от мнения референтной группы, и она на основании этого будет постоянно повышать свой уровень притязаний, но не достигать его, то, в конце концов, и эта хрупкая иерархия ее рухнет, сменившись менее приглядными для женщины ценностями, т.е. ролевой конфликт перейдет на более высокий уровень.
Были сделаны следующие выводы:
1. Становление российского капитализма в сочетании с российской ментальностью приводит в том числе и к развитию женского внутриличностного ролевого конфликта между семейными (мать, жена) и профессиональными ролями, который в явной форме определяется у трети женщин, в средней – у чуть меньше половины, и слабо определяется лишь у четверти работающих замужних женщин.
2. Наличие сильного ролевого конфликта в сознании женщины приводит либо к концентрации на одной из социальных ролей, либо к потере интереса к ведущим ролям с последующей личностной, а не ролевой самореализацией (через хобби, смену интересов).
3. Возникновение и степень ролевого конфликта замужней работающей женщины не коррелирует с возрастом, социальным статусом, службой в коммерческих или государственных предприятиях, количеством детей, семейным стажем и стажем работы, доходом и должностью мужа. Но его наличие определяется личным доходом, должностью (у рабочих он ниже, чем у специалистов, а у управляющих – превышает предыдущие), временем занятости, субъективным восприятием благополучия семейных отношений, удовлетворенностью браком и детьми.
4. Ценности, присвоенные женщиной, взаимосвязаны с ее ролевым конфликтом: при соподчинении ценностей и приоритетных ролей конфликт не явно проявляется, степень рассогласования ценностей и ролей определяет степень выраженности конфликта.
Таким образом, осваиваемые женщиной роли в процессе становления ее как специалиста и «хранительницы очага» тесно связаны с имеющимися и вновь освоенными ценностями. Так, у женщины постепенно выстраиваются две взаимосвязанные иерархии: иерархия ролей и иерархия ценностей. Когда обе иерархии выстроены логически относительно друг друга, ей удается реализовывать себя полностью, не испытывая при этом каких-либо трудностей. Если же происходит рассогласование между ними — у женщины наблюдается ролевой конфликт, который снижает эффективность ее профессиональной деятельности, негативно отражается на взаимодействии с членами семьи и отношении к себе.
Основная литература:
Абабков В.А., Кайдановская Е.В, Перре М, Шеби Д. Семейная жизнь и профессиональная деятельность (на материале исследования полных семей с детьми дошкольного возраста) // Вопросы психологии, 2004, №6.
Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии, 1989, №5.
Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии, 1996, №2.
Леонтьев А.Д.Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психологическое обозрение, 1998, №1.
Минюрова С.А. Представления об отношениях полов у женщин разного социального статуса // Вопросы психологии, 2005, №5.