Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

О.В. МИТИНА, В.Ф. ПЕТРЕНКО



 

Работа выполнена при поддержке Государственного агентства международных исследований и обмена США (IREX) и РФФИ, проект № 99-06-80148.

 

В различных культурах нормы, позволяющие женщинам и мужчинам вести себя тем или иным образом, играть определенные роли в семье и обществе (гендерные роли) достаточно различны. Представления о гендерных ролях, допустимых в данной культуре, сформированные у представителей других культур, стран, этносов называют гендерными стереотипами. Для указания на то, что речь идет о том, как гендерные роли воспринимаются представителями этой же культуры (т.е. о самих себе), используют термин гендерные автостереотипы.

Гендерные роли, стереотипы, автостереотипы и связанные с ними социальные установки регулируются на глубинном ментальном уровне общественного сознания и сами влияют на него (как наиболее стабильные, уходящие корнями в далекое прошлое, передающиеся из поколения в поколение, менее подверженные изменениям в ходе развития общества). Этот ментальный уровень формируется в ходе долгой истории развития общества и имеет самые различные аспекты, как-то: исторический, социальный, экономический, культурный, религиозный, политический. Американский исследователь Г. Холфстед [27] считает, что женские гендерные роли являются одним из наиболее значимых показателей общественной психологии.

В женских гендерных ролях и стереотипах глубинный менталитет этноса проявляется наиболее отчетливо. Поэтому исследование женских стереотипов является мощным проективным методом, позволяющим описать и понять глубинную природу установок и стереотипов той или иной страны, этноса, культуры, и тем самым способствовать разрешению многих этнических проблем.

Изучение гендерных ролей и стереотипов (причем не только женских, но и мужских) — очень популярная тема [5]. В работе [39] изучалась идеология маскулинности. Ж. Спенс и Р. Хейнрейч исследовали психологические характеристики маскулинности и феминности и историю формирования этих конструктов [42]. Э. Томпсон и Ж. Плек изучали структуру мужских ролевых норм [46].

Однако женские гендерные роли и стереотипы становятся объектом изучения гораздо чаще. В работе [14] рассмотрено, как воспринимают члены семьи роль матери в зависимости от того, работает она или является домохозяйкой. А. Фурнхам и К. Карани провели кросскультурное исследование взаимосвязи установок по отношению к женщинам и локуса контроля [23].

 

 

Исследования по этой тематике проводятся во многих странах. Б.Банкарт изучает установки японцев по отношению к женщинам [8]. В работе [47] изучается отношение филиппинцев-горожан к работающим женщинам. Т. Дамжи и К. Ли исследуют гендерные роли, идентификацию и стереотипы в мусульманских странах [20]. В работе [22] изучаются структура и детерминанты гендерных женских ролей в Ирландии. Р. Хаббарт, М. Иджендум и Л. Тавечио адаптировали известный американский опросник для определения установок по отношению к женщинам на датской выборке [28], Дж. Парри — на английской [38], а Р. Лу и П. Логан использовали этот опросник в Канаде [34].

Лидирующее положение в исследованиях такого рода занимают, безусловно, американские ученые, издающие в большом количестве специальные монографии и учебники [9], [10], [35], [48]. ВСША даже существуют специально ориентированные журналы: Psychology of Women Quarterly, Sex Roles, Journal of Gender, Culture and Health.

Разрабатываются специальные шкалы для исследования гендерных ролей, установок и стереотипов. Наиболее часто в эмпирических исследованиях используется шкала для определения отношения к ролевому поведению женщин и нормам этого поведения, принятым в обществе, — ATW (attitudes towards women) (см., например, [12], [21], [43]) и ее модификации: укороченная версия[44], подростковый вариант [24]. Эта шкала наиболее популярна для проведения кросскультурных исследований. Например, Р. Левайн и Л. Вест использовали эту шкалу для сравнения установок по отношению к женщинам в США и Бразилии [33], Л. Хиншоу и Г. Форбс сравнивали эти установки в США и Испании [26], а Р. Чиа, Л. Олред и П. Жерзак в США, Китае и Тайване [17]. На русский язык ATW переводится как “установки по отношению к женщинам” и выясняет мнения респондентов относительно участия женщин в общественной жизни, равноправного разделения домашних обязанностей между мужем и женой, приоритета мужчин в профессиональной сфере, распространения феминистической идеологии и т.д.

Шкалу отношения к равенству между полами использовали в своей работе К. и Д. Биир и Д. и Л. Кинг [11]. А. Сузуки адаптировал эту шкалу для японской выборки и проводил кросскультурное исследование [45]. Другое кросскультурное исследование, но уже с использованием шкалы полоролевой идеологии описано в работе [30]. Эта шкала была разработана и валидизирована Р. Калиным и П. Тилбу [31]. Л.Бхушан предложил шкалу социальных свобод женщин [13].

Также разрабатываются шкалы для измерения отношений к маскулинности и мужским ролевым нормам [15], [32]

Для комплексной работы со шкалами используются методы факторного анализа. Р. Бурке выделял факторные измерения на массиве данных, полученных с помощью опросников, выявляющих поло-ролевую идеологию [16]. Вслед за ним факторную структуру данных по поло-ролевой идеологии исследовали А.Кота и С. Ксинарис [19].

Особенно часто эта проблематика изучается в кросскультурном, сравнительном аспекте, причем наиболее распространенным вариантом исследования является использование одной из шкал, направленных на измерение гендерных установок. Подавляющее большинство этих шкал разрабатываются американскими учеными (некоторые из них мы уже называли), поэтому значительная часть кросскультурных исследований заключается в адаптации американской шкалы к другой культуре и сравнение результатов, полученных в этой культуре, с американскими. Так, в работе [18]сравнивались гендерные установки у американских и китайских студентов, в работе [25] сравнивалось отношение американских подростков и их сверстников из Гватемалы и Филиппин к женщинам, работающим вне дома, и выполняющим только домашнюю работу. Сопоставление гендерных установок американской

 

 

и шведской молодежи приводится в монографии [29].

Й. Моринага, И. Фриз, А. Ферлигож сравнивали гендерные установки американских, японских и словенских студентов [37]. Сравнение отношения к равным правам мужчин и женщин американских и израильских студентов приводятся в работе [40].

Однако отметим, что при проведении кросскультурных исследований необходимость одновременного адекватного понимания действий или высказываний представителями различных культур накладывает ограничения на использование в опросниках чисто вербальных характеристик или даже описывающих тот или иной тип поведения и требует учитывать бытующие в культуре взгляды, мнения, ценности и стереотипы обыденного сознания, находящегося в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости с индивидуальным сознанием представителей этого общества. И здесь психосемантические методы обладают большим преимуществом по сравнению со шкалами.

В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других людей, самого себя, а также изучение ее генезиса, строения и функционирования [7]. Психосемантические модели, изначально применявшиеся для описания внутренней картины мира субъекта, в индивидуальной психотерапии впоследствии получили широкое распространение для исследований картин мира “обобщенного” субъекта (общественного сознания), в частности, для изучения социальных идей и связанных с ними социальных установок и поведенческих стереотипов, включая стереотипы гендерного поведения. Успешности использования психосемантических методов для изучения стереотипов гендерного поведения и связанных с ними социальных установок способствует их хорошая структурированность, яркая выраженность, обыденность, они наглядно изменяются в ходе общественного развития и трансформации социального сознания и варьируют от одного общества к другому.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.