Проректор по учебной, воспитательной и социальной работе
_______________________С.И. Коптева
________________________________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-___________/р.
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ
Учебная программа для специальности:
Психология
Со специализацией 1–23 01 04-06 – Психология семейных отношений
Факультет психологии
Кафедра прикладной психологии
Курс_______5_____
Семестр____9____
Лекции____10 +4 УСРС____ Экзамен___-___
Практические (семинарские) занятия ____6+4 УСРС__ Зачет _____9___
Лабораторные занятия _______________16_____
Всего аудиторных часов по дисциплине_40_____
Всего часов по дисциплине ___________64_____
Форма получения
высшего образования
очная (дневная)
Составила М.В. Кравцова, кандидат психологических наук, доцент
Г.
Учебная программа составлена на основе учебной программы «Насилие в семье» (утверждена
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры прикладной психологии
23.06.2010 г., протокол №13
Заведующий кафедрой
____________________С.С. Гончарова
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета психологии
24.06.2010 г., протокол №
Председатель
_________________Л.А. Пергаменщик
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Насилие в семье представляет собой серьезную социальную проблему, в последнее время активно обсуждаемую во всем мире. Белорусская статистика семейного насилия мало отличается от мировой: большая доля всех насильственных преступлений совершается в семье, основные жертвы – женщины, дети и старики. В связи с этим становится особенно актуальным знание будущими психологами форм и закономерностей проявления домашнего насилия (насилие в отношении членов семьи), его последствий для потерпевших, их состояния, половозрастные, личностные различия.
Последствия насилия в семье самые тяжелые: смерть, телесные повреждения, психические расстройства, иногда необратимые, самоубийства, потеря чувства самоуважения у жертвы и т.д. В результате разрушаются семьи, повышается криминальная активность общества.
Проблема насилия в семье является точкой пересечения многих дисциплин, изучающих психосоциальные проблемы и требует всестороннего анализа проблемы, затрагивая фундаментальные вопросы о природе насильственного поведения, роли семьи и отношениях полов.
Существуют четыре основных направления изучения насилия в семье: сфера распространения; характерные черты жертвы и преступника; эффективность предпринимаемых мер; причины насилия.
Знание этих направлений поможет будущим психологам в эффективном оказании помощи жертвам насилия, а также в работе по предупреждению насилия в семье.
Цель данной учебной дисциплины: освоение будущими семейными психологами закономерностей проявления насилия в семье, последствий для потерпевших, основных направлений помощи жертвам насилия.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Ознакомить с понятиями «насилие», «физическое насилие», «сексуальное насилие», «психологическое насилие», основными закономерностями, видами и формами насилия;
2. Рассмотреть возрастные и полоролевые различия в переживаниях и последствиях для жертв насилия;
3. Ознакомить с основными направлениями и методами работы с жертвами насилия в семье;
4. Изложить основные особенности насилия в отношении детей, пожилых людей и женщин, его выявление, последствия и специфика работы;
5. Осветить возможные виды помощи и работы по реабилитации жертв насилия;
6. Формирование основных навыков работы с жертвами сексуального насилия.
В результате освоения курса студенты должны знать:
- Правовые аспекты насилия в семье
- Категориальный аппарат изучаемой дисциплины
- Макро- и микротеории насилия
- Виды и формы насилия
- Психосоциальные характеристики лиц, совершающих насилие.
- Типы жертв и виды виктимности.
В результате освоения курса студенты должны уметь:
- Осуществлять психопрофилактические мероприятия насилия в семье в рамках деятельности учреждений образования, медицинских и социальных учреждений.
- Оказывать психологическое сопровождение жертв насилия (детей и взрослых)
- Проводить психологическую работу с агрессором с целью профилактики рецидивов насилия.
- Оказывать экстренную психологическую помощь при острой травме насилия.
Основные понятия:
Насилие, насилие в семье, домашнее насилие, цикл насилия, преступник, жертва, связка насильник-жертва, физическое насилие, сексуальное насилие, психологическое насилие, виктимизация.
На изучение дисциплины на дневном отделении отводится 40 аудиторных часов (10 ч. лекций, 6 ч. семинаров, 16 ч. лабораторных занятий и 8 ч. СУРС). Форма контроля знаний – зачет.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1 . Насилие. Определение понятия насилие, его формы и виды. Правовые аспекты насилия в семье
Определение понятия насилия. Классификация форм насилия. Анализ законодательства Республики Беларусь. Виды насилия определенные законодательством РБ. Международное законодательство по проблеме насилия в семье.