Наблюдатель должен знать, что подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, при этом обеспечивается полный обзор действий членов УИК с правом решающего голоса для наблюдателей и иных лиц, имеющих право присутствовать в помещении, где ведется подсчет голосов. Председатель УИК объявляет последовательность действий членов УИК и проверяет отсутствие письменных принадлежностей у членов УИК. Результаты осуществляемых действий членами УИК оглашаются и вносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму. Данные об итогах голосования по мере их поступления вправе заносить председатель, заместитель и секретарь УИК.
1. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится УИК без перерыва до установления итогов голосования, о чем должны быть извещены все члены УИК, наблюдатели и иные лица, имеющие право присутствовать при подсчете голосов избирателей.
2. Члены УИК подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени. Количество погашенных избирательных бюллетеней суммируется с количеством испорченных избирательных бюллетеней. Итоговое количество погашенных избирательных бюллетеней оглашается и заносится в строку 5 протокола УИК об итогах голосования и его увеличенной формы.
Наблюдатели вправе визуально ознакомиться с погашенными бюллетенями.
3. Председатель, заместитель председателя или секретарь УИК оглашает указанное в акте количество избирательных бюллетеней, полученных УИК, и вносит в строку 2протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены УИК с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:
1) число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования (без учета числа избирателей, которым выданы открепительные удостоверения, и числа выбывших избирателей);
2) число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
3) число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
4) число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования;
5) число открепительных удостоверений, выданных территориальной избирательной комиссией избирателям;
6) число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке.
После внесения суммарных данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом комиссии с правом решающего голоса, который затем их суммирует по подписанным им страницам списка избирателей, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов.
После оглашения и внесения в таблицу суммарных данных по всем страницам списка избирателей члены комиссии передают председателю либо секретарю комиссии книги списка избирателей с указанными на каждой странице суммарными данными.
5. Наблюдатель вправе визуально ознакомиться со списком избирателей.
Затем председатель или секретарь УИК обеспечивают хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования.
ЗАПОМНИТЕ! При подсчете голосов избирателей членам УИК, кроме председателя, заместителя председателя и секретаря УИК, запрещается пользоваться письменными принадлежностями за исключением случаев, когда возникло сомнение в определении волеизъявления избирателя, и необходимо произвести запись о признании избирательного бюллетеня действительным либо недействительным и заверить подписями двух членов УИК.
6. При сортировке бюллетеней члены УИК с правом решающего голоса отделяют бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально, не заверенные подписями двух членов и печатью УИК. Эти бюллетени при подсчете голосов не учитываются. Они упаковываются отдельно и опечатываются. При обнаружении таких бюллетеней в ящиках для голосования УИК составляет соответствующий акт, в котором указывается количество таких избирательных бюллетеней, и причина, по которой они считаются бюллетенями неустановленной формы.
ЗАПОМНИТЕ!Для голосования на выборах в Законодательное собрание Ульяновской области в день голосования 8 сентября члены УИК будут выдавать избирателям сразу 2 бюллетеня: 1 для голосования по областному избирательному округу и 1 для голосования по соответствующему одномандатному избирательному округу. Бланк бюллетеня установленной формы должен обладать специальным уникальным знаком защиты – нанесенной защитной сеткой: светло-красного цвета по областному округу и светло-синего цвета по одномандатным округам. При этом размер бланка с партийными списками составляет 210 х 480 мм, длина остальных бланков бюллетеней варьируется в зависимости от количества кандидатов. (От стандартного формата А4 до 44 см в длину).
В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования. Оглашается из актов о голосовании вне помещения для голосования число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика. Проверяется неповрежденность печатей или пломб на них.
Число извлеченных из переносных ящиков бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы (вносятся только суммарные данные по всем переносным ящикам для голосования).
7. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования, не превышает предварительно объявленное число избирателей, проголосовавших с использованием данного ящика, УИК приступает к вскрытию следующего переносного ящика. Если число бюллетеней, обнаруженных в ящике, превышает число заявлений избирателей о получении бюллетеня, то все бюллетени, находившиеся в переносном ящике решением УИК признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, прилагаемый к первому экземпляру протокола об итогах голосования, с указанием фамилий членов УИК, проводивших голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика. На лицевой стороне каждого бюллетеня, на квадратах, расположенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях делается запись о причине признания бюллетеня недействительным, заверяемая подписями двух членов УИК и печатью. В этом случае число бюллетеней, признанных недействительными, оглашается, вносится в указанный акт. Недействительные бюллетени упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.
8. Затем подсчитываются избирательные бюллетени, находившиеся в стационарных ящиках для голосования:
а) Извлекаются бюллетени из стационарных ящиков для голосования. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. Извлеченные из них бюллетени смешиваются с бюллетенями, извлеченными из переносных ящиков.
б) Непосредственный подсчет голосов производится в два этапа: сначала избирательные бюллетени сортируют по кандидатам, избирательным объединениям (раскладываются по пачкам), а затем подсчитывается количество бюллетеней в каждой пачке.
в) При сортировке бюллетеней члены УИК оглашают отметки избирателей и представляют бюллетени для визуального контроля присутствующим. Одновременно отделяются в отдельные пачки бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально, без наличия марки, либо не заверенные УИК и недействительные бюллетени, бюллетени, по которым возникли сомнения в определении волеизъявления избирателей. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях или в которых отметки проставлены более чем в одном квадрате.
г) По окончании сортировки бюллетеней в случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя, УИК решает вопрос о действительности каждого из вызвавших сомнение избирательных бюллетеней путем голосования, а на каждом из таких бюллетеней делается запись о признании его действительным или недействительным, которая заверяется подписями не менее двух членов УИК и печатью. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней.
д). Производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы (по каждой пачке отдельно). Бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов, могли видеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается.
9. Затем проводится итоговое заседание УИК, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях избирательного законодательства, допущенные при голосовании и подсчете голосов избирателей. Сообщая о поступивших жалобах (заявлениях), председатель УИК выясняет у присутствующих наличие замечаний, жалоб на действия УИК и при необходимости рассматривает их.
10. После рассмотрения жалоб (заявлений) подписывается протокол УИК об итогах голосования. Не допускается заполнение протокола карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Протокол подписывается всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса, с указанием даты и времени (часы и минуты) его подписания и заверяется печатью УИК. Если во время подписания протокола об итогах голосования кто-либо из членов УИК с правом решающего голоса отсутствует, председатель, заместитель председателя или секретарь УИК делает в протоколе против фамилии этого члена (членов) УИК запись с указанием причины его (их) отсутствия, например: «Болен», «Командировка» и т.д. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания его недействительным и проведения повторного подсчета голосов избирателей.
11. По требованию наблюдателя УИК обязана немедленно после подписания протокола об итогах голосования выдать наблюдателю заверенную копию протокола УИК. УИК отмечает факт выдачи копий протоколов в соответствующем реестре, в который вносятся фамилия, имя, отчество и статус в избирательной кампании лица, которому выдается заверенная копия протокола об итогах голосования, номер выданной копии протокола. Лицо, получившее заверенную копию протокола об итогах голосования, расписывается в реестре, указывая при этом контактный телефон, о которому он может быть извещен о проведении, в случае необходимости, заседания участковой избирательной комиссии для подписания повторного протокола либо проведения повторного подсчета голосов, а также дату и время получения копии протокола. С получением заверенной копии миссия наблюдателя не заканчивается. Необходимо дождаться сообщения из ТИК о принятии протокола УИК либо о необходимости составления повторного протокола с последующим представлением в ТИК.
12. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в территориальную избирательную комиссию председателем или секретарем УИК либо иным членом УИК с правом решающего голоса по поручению председателя комиссии. При указанной передаче протокола вправе присутствовать другие члены комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную комиссию.
§ 9. Завершение работы наблюдателя
Наблюдатель может покинуть помещение участковой избирательной комиссии только после того, как убедится в том, что комиссия не будет составлять повторный протокол.
Наблюдатель должен знать, что его оценки должны основываться на конкретных фактах.
Приложение № 1
В участковую избирательную комиссию № ______
от наблюдателя ______________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
<Излагается суть нарушения>, например: Председатель участковой избирательной комиссии Смирнов Леонид Ильич не оповестил заранее лиц, присутствующих в помещении для голосования участковойизбирательной комиссии, о выезде членов участковой избирательной комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования. Считаю это нарушением избирательного законодательства иизбирательных прав граждан. <Можно указать конкретные пунктыФедерального закона>
<Излагаются обстоятельства нарушения>, например: Упомянутый выше выезд членов участковой избирательной комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования состоялся в 16 часов 15 минут.
<Излагаются последствия нарушения>, например: Из-за отсутствия оповещения я не смог принять участие в проведении голосования вне помещения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20, пунктом 30 статьи 68, пунктом 12 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прошу участковую избирательную комиссию рассмотреть данное заявление немедленно в моем присутствии, принять мотивированное решение по существу вопроса, выдать мне заверенную копию этого решения, а также приложить решение к первому экземпляру протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
Дата, время, подпись
<По возможности указываются также ФИО, адреса, телефоны свидетелей>
Заполняется в 2-х экземплярах, один из которых передается в участковую избирательную комиссию, другой заверяется у секретаря или председателя участковой избирательной комиссии и остается у заявителя.
Приложение № 2
В участковую избирательную комиссию № ______
от наблюдателя ______________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
При подсчете голосов избирателей в рассортированных по пачкам избирательных бюллетенях участковая избирательная комиссия нарушила требования пункта 18 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: избирательные бюллетени не подсчитывались «путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене».
При этом допускался одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек.
Допущенные нарушения не позволили наблюдателям убедиться в правильности подсчета голосов и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20, пунктом 30 статьи 68, пунктом 12 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прошу участковую избирательную комиссию рассмотреть данное заявление немедленно в моем присутствии, принять мотивированное решение по существу вопроса, выдать мне заверенную копию этого решения, а также приложить решение к первому экземпляру протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
Дата, время, подпись
<По возможности указываются также ФИО, адреса, телефоны свидетелей>
Заполняется в 2-х экземплярах, один из которых передается в участковую избирательную комиссию, другой заверяется у секретаря или председателя участковой избирательной комиссии и остается у заявителя.
Приложение № 3
В территориальную избирательную комиссию
______________________________
(название территориальной избирательной комиссии)
от наблюдателя в участковой избирательной
комиссии № _________________
_____________________________
(ФИО наблюдателя)
Ответ прошу направить по адресу:
______________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
В нарушение пункта 29 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» председатель участковой избирательной комиссии отказался выдать заверенную копию протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования немедленно после подписания протокола, до отбытия с первым экземпляром протокола в территориальную комиссию.
Указанное нарушение является грубым нарушением закона, поскольку ставит под сомнение правильность составления протокола и итоги голосования на указанном избирательном участке, не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Прошу рассмотреть данное заявление до подведения итогов голосования на соответствующей территории и сообщить мне о результатах рассмотрения.
Дата, время, подпись
<По возможности указываются также ФИО, адреса, телефоны свидетелей>
Заполняется в 2-х экземплярах, один из которых передается в участковую избирательную комиссию, другой заверяется у секретаря или председателя участковой избирательной комиссии и остается у заявителя.
Приложение № 4
Предлагается осуществить 4 опроса наблюдателей посредством сообщения сведений в Ситуационный центр или непосредственно координатору.
Код цифр: 1 – «да», 2 – «нет», 0 – «не знаю».
1 опрос – с 8:00 до 9:00. Код опроса – (1).
- Вовремя ли началось голосование?
- Есть ли другие наблюдатели на избирательном участке?
- Все ли наблюдатели допущены на избирательный участок?
- Предусмотрена ли для избирателя возможность голосовать тайно?
- Пусты ли были ящики для голосования перед их опечатыванием?
Пример: (1) 1 1 1 1 0
2 и 3 опросы – с 12:00 до 13:00, с 18:00 до 19:00. Коды опросов – (2), (3).
- Отсутствует ли агитация в помещении для голосования?
- Каждый избиратель голосовал лично?
- Обеспечивается ли тайна голосования?
- Все ли бюллетени выдавались на законных основаниях?
Пример: (2) 1 1 1 0.
4 опрос – по окончании подсчета голосов и при получении заверенной копии итогового протокола УИК. Код опроса – (4).
- Были ли погашены неиспользованные бюллетени?
- Соблюден ли установленный законом порядок подсчета голосов?
- Выполняются ли контрольные соотношения?
- Получили ли Вы заверенную копию итогового протокола УИК?
Пример: (4) 1 1 11 1.
Наиболее распространенные нарушения при проведении выборов
Общие требования:
Если нарушение несущественно, можно не составлять жалобу.
* Несущественное нарушение не влияет на итоги голосования; устраняется по первому вашему требованию.
В случае существенного нарушения порядка голосования,
а) составьте жалобу на нарушение в двух экземплярах: один экземпляр вручите председателю комиссии для приобщения к первому экземпляру протокола об итогах голосования, на втором экземпляре попросите сделать отметку о приеме (в случае отказа в приеме - зафиксируйте на первом экземпляре и подпишите у свидетелей);
б) постарайтесь немедленно сообщить о нарушении координатору.
Если председатель не принимает мер, заявите, что в соответствии с Законом о выборах его действия (бездействие) будут обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Напоминаем, что действовать Вы должны вежливо, но решительно.
Наблюдатели имеют право открыто вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушения тайны голосования и контроля за волеизъявлением избирателей, а также контроля за участием гражданина Российской Федерации в выборах.
Изображение гражданина, в данном случае, не должно занимать большую часть снимка (экрана). Кроме этого, запрещается производить фото- и видеосъемку мест, предназначенных для заполнения бюллетеней, заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов. Проведение фото- и видеосъемки не должно препятствовать работе членов УИК и создавать препятствия избирателям при голосовании.
Для осуществления съемки: а) обратитесь к председателю УИК (при его отсутствии - к замещающему его лицу или члену комиссии с правом решающего голоса) и предупредите, что будете производить фото- или видеосъемку; б) держите камеру на виду.
Виды нарушений:
1. Отказ допустить на участок наблюдателя.
Решение: предупредить председателя об ответственности. В случае продолжения противоправных действий – составить жалобу, сообщить о данном факте координатору.
2. Места для наблюдателей расположены так, что в поле зрения не находятся места выдачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования, ящики для голосования.
Решение: попросить председателя УИК изменить расположение указанных элементов, в случае отказа – составление жалобы.
3. В кабину для голосования неоднократно заходят посторонние лица.
Решение: указать на данный факт председателю комиссии, попросить пресечь данное нарушение.
4. Голосование по нескольким паспортам (за родственников и т.п.).
Решение: напомнить члену комиссии о том, что голосование осуществляется лично вне зависимости от степени родства, составить жалобу
5. Агитация в помещении для голосования и при голосовании вне помещения для голосования.
Решение: обратить внимание председателя на данный факт, попросить удалить агитатора. В случае отказа составить жалобу.
6. Подкуп избирателей перед помещением для голосования.
Решение: указать на данный факт председателю и сотруднику полиции, потребовать принятия соответствующих мер.
7. При сортировке не оглашается содержания каждого бюллетеня, и каждый бюллетень не предъявляется так, чтобы вы могли видеть его содержание.
Решение: попросить исправить данное нарушение. В случае отказа – составление жалобы.
8. Отказ выдать вам копии протоколов об итогах голосования.
Решение: напомнить председателю УИК о его обязанности выдать Вам заверенную копию протокола об итогах голосования немедленно после подписания протокола, до отбытия с первым экземпляром протокола в территориальную комиссию. В случае повторного отказа – составление жалобы в ТИК, сообщить об этом координатору.
Обратите внимание: общее число избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в переносных и стационарных ящиках для голосования, не должно быть больше числа полученных УИК бюллетеней.
Полезные контакты
Горячая линия движения «Корпус «За чистые выборы» - 88003333712.
Кузнецов Константин Владимирович – 89021207770, 89372715534.