Мобилизация усилий для обеспечения победы в Великой Отечественной войне осуществлялась не только на фронте, но и в экономике, социальной политике, идеологии. Главный политический лозунг партии - «Все для фронта, все для победы!» имел важное практическое значение.С первых дней войны были предприняты чрезвычайные
меры по переводу экономики на военный лад. Развернулась широкая работа по эвакуации промышленных предприятий и людских ресурсов в восточные районы страны. Ускорилась работа, начатая еще до войны, по расширению посевных площадей в Сибири, Казахстане и Средней
Азии. К концу 1942 г. перестройка экономики на обслуживание нужд войны была завершена.
В августе 1943 г. было принято постановление СНКСССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, свобожденных от немецкой оккупа-
ции». На его основе в них уже в годы войны началось восстановление разрушенной промышленности и сельского
хозяйства.В годы войны была введена трудовая мобилизация всего населения, ужесточены меры по укреплению трудовой дисциплины. Значительно возросло использование женс-
кого и подросткового труда на производстве. С осени 1941 г. в стране была введена карточная система распре-ения продуктов питания. Продовольствия не хватало,восполнить огромные потери посевных площадей и скота
было невозможно. Основная масса рабочих и служащих получала лишь по 400-500 г хлеба в день, а иждивенцы и того меньше. Война оставила без крова миллионы людей. Приходилось жить в землянках, бараках. Но советские люди готовы были идти на любые жертвы, во многом отказывать себе, чтобы сокрушить врага. Главным был труд во имя приближения победы.
Во многих отраслях промышленности развернулось двиение скоростников. Рабочие перевыполняли нормы, овладевали смежными специальностями. Счет в военной экономике шел не на годы, а на дни, зачастую на часы.
В результате самоотверженного труда советских людейк концу 1942 г. утраченные мощности военной промышленности удалось не только восстановить, но и превзой-
ти. Началось массовое производство знаменитых «катюш», серийный выпуск истребителя Як-9, а вслед за ним Як-3, пикирующего омбардировщика Ту-2 и двухместного штурмовика Ил-2. В 1942 г. советские заводы выпустили 21 700 самолетов. Это сыграло решающую роль в завоевании нашей авиацией господства в воздухе, которое она удерживала до конца войны.Нарастало производство танков и самоходных орудий.
Т-34 стал лучшим танком Второй мировой войны. В1943 г.на вооружение поступил новый тяжелый танк ИС.
Внешняя п-ка 45-53.
На завершающем этапе Второй мировой войны, когда победа над Германией не вызывала сомнений, состоялась Ялтинская конференция (февраль 1945 г.). На ней решались вопросы послевоенного устройства Европы. Германия делилась союзниками на четыре оккупационные зоны: английскую, американскую, совет. и фран-
цузскую. Требование СССР о немецких РЕ парациях в размере 10 млрд долл. было признано законным. Советский Союз подтвердил обещание вступить в войну с Японией после окончания военных действий в Европе.Было принято решение о создании Организации Объединенных Наций (ООН).17 июля - 2 августа 1945 г. состоялась Потсдамская (Берлинская) конференция. Ее задачей стало решение проблем послевоенного урегулирования. Совет. делегацию возглавлял И. В. Сталин,американскую Г. Трумэн (новый президент США),английскую - сначала У. Черчилль, потом его преемник К. Эттли.
Участники конференции разработали план, нацеленный на ликвидацию германской военной промышленности,наказание военных преступников.Решения Потсдама были выполнены лишь частично,в конце 1945 - начале 1946 г. произошло значительное расхождение бывших союзников.В декабре 1945-го по октябрь 1946 г. в Нюрнберге состоялся суд над руководителями III рейха. Он осуществлялся созданным для этого Международным военным трибуналом. «Холодная война»Вынесший на своих плечах основную тяжесть борьбы с фашизмом Советский Союз рассчитывал после победы на изменение своей роли в послевоенном мире, на гарантию безопасности, на расширение своей сферы влияния. На первых порах И. В. Сталин полагал добиться этогов союзе с западными демократиями. Но речь У. Черчилля в Фултоне в 1946 г., положившая начало доктрине сдерживания коммунизма и в целом «холодной войне», взаим-
ная идеологизация международных отношений, похоронила надежды на послевоенное сотрудни чество союзников по антигитлеровской коалиции.
Одним из главных итогов войны стала новая геополитическая ситуация. Она характеризовалась нараставшим соперничеством ведущих западных держав и Советского Союза, распространившего свое влияние на ряд стран Европы и Азии. Особый драматизм этому противостоянию придавало то, что оно развивалось в ядерную эпоху,в которую вступало человечество (в августе 1945 г. США
взорвали атомные бомбы над японскими городами Хиросимой и Нагасаки). Ядерная монополия США рухнула в 1949 г., а в 1953 г.в СССР прошли успешные испытания водородной бомбы. Отныне обе державы включились в непрерывную гон-
ку вооружений. Послевоенная Европа была разделена на две противостоящие группировки государств с различной идеологией, на базе которых были созданы: в 1949 г. Организация
Североатлантического договора (НАТО) под эгидой США,в 1955 г. - Органзация Варшавского договора (ОВД) при доминирующей роли СССР.
Ярким примером противостояния супердержав и их союзников стала война в Корее 1950-1953 гг., в результате которой Корейский полуостров был разделен по 38-й параллели. Южная Корея вошла в сферу влияния США, Северная - СССР.В целом стороны уважали определенные по итогам Вто-
рой мировой войны границы сфер влияния. В совет.зону входила Восточная Европа. В первые послевоенные годы руководство СССР не стремилось к немедленной советизации Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии,Югославии, Болгарии с помощью вооруженной силы.Главная задача СССР заключалась в создании вдоль западных советских границ «пояса безопасности». В этот период советское руководство поддерживало коалиционные демократические правительства с участием коммунистов, оказывало данным странам материальную помощь. Образование в 1949 г. при поддержке западных
держав ФРГ подтолкнуло СССР к «смене вех» в Восточной Европе. Была сделана ставка на сторонников немедленного перехода к советской модели организации общества. Это вызвало целый ряд конфликтов. В 1949 г. прЕкратились отношения с Югославией.
Полит и дух жизнь 1953-1964.
Смерть Сталина И. В. (март 1953 г.) положила началомедленному разложению советской политической системы.Весной 1953 г. были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н. С. Хрущев.Председателем Совета Министров был назначен Г. М. Маленков, министром иностранных дел - В. М. Молотов,
министром обороны - Н. А. Булганин. Во главе Министерства внутренних дел, объединившего МВД СССР и МГБ СССР, встал Л. П. Берия. Председателем Верховного Совета СССР был утвержден К. Е. Ворошилов. С первых же
дней пребывания у власти началась борьба между новыми руководителями за политическое лидерство. Основными соперниками в ней были Л. П. Берия, Г. М. Маленков и Н. С. Хрущев. Все они в свое время находились в ближайшем окружении И. В. Сталина и были причастны к злодеяниям режима. В то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления законности и некоторых реформ. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества.Первым борьбу за единоличную власть начал Л. П. Бе-
рия, выдвинувший в марте 1953 г. задачу реформирования системы МВД-МГБ (ограничение применения принудительного труда, пересмотр сфабрикованных дел и пр.).В аппарате Совета Министров СССР (сфера Г. М. Маленкова) в это время шла разработка нового аграрного курса. В июле 1953 г. Л. П. Берия пал в подковерной борьбе
за власть. Лидерство перехватил Г. М. Маленков, затем инициатива перешла к Хрущеву Н. С, который в 1957 г.стал единолично определять политический курс страны.Со смертью И. В. Сталина ореол непогрешимости партийного руководства исчез.Слова критики звучали все отчетливее, настойчивее,особенно в духовной сфере, в литературно-художественном творчестве. Объективный процесс роста народного самосознания потенциально содержал в себе угрозу режиму, безграничной личной власти, произвольному манипулированию обществом.
Единственным выходом для бывших соратников И. В. Сталина оставалось осуждение его «преступлений». Но психологически решиться на этот шаг было трудно. Тем не менее в печати началась критика культа личности И. В. Сталина. Осуществлялась работа по реабилитации невинны жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П. Н. Поспелова. В числе реабилитированных находились многие
крупные работники, несправедливо осужденные по процессам 1930-х гг. К началу 1956 г. было реабилитирован около 16 тыс. человек. НТР.
Вторая половина 1950-х и начало 1960-х гг. были отмечены яркими событиями: освоение космического пространства, применение в мирных целях энергии атома, бурное развитие химической промышленности. Советский Союз вступил в эпоху научно-технической революции. Ее особенностью было то, что она в СССР в первую очередь развивалась в недрах военно-промышленного комплекса.Это было связано с необходимостью обеспечения обороноспособности. Имелись и политико ропагандистскиепричины внимания к НТР. Сам Н. С. Хрущев считал, что запуски космических кораблей, освоение атома наилучшим образом свидетельствуют о безграничных возможностях социализма, делают образ социализма в СССР
привлекательным для народов всего мира.
Огромное впечатление на весь мир произвел запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г.12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек гражданин СССР Ю. А. Гагарин.
Впечатляющими стали введение в эксплуатацию первого атомного ледокола «Ленин», открытие Института ядерных исследований. Тогда ничего не говорилось об опасностях, которые несет массовое освоение ядерной энергии.Не узнал советский народ о взрыве баллистической ракеты в 1960 г., которая должна была отправить в космос первого человека. Сокрыта была информация и об ава-
рии в г. Кыштым близ Челябинска, в результате которой в 1957 г. произошло заражение радиоактивными веществами территории ряда областей. Об этом страна узнала лишь много лет спустя. Достигнутые успехи вселяли надежды на дальнейшее ускоренное развитие страны. На XXI съезде (1959 г.) ру' ководство страны ровозгласило вступление СССР в период развернутого строительства коммунизма. Неплохие результаты экономического развития страны породили
определенные иллюзии возможности дальнейшего стремительного прогресса. Принятый съездом семилетни план развития народного хозяйства рассматривался как важный, притом вполне реальный этап на пути создания материально-технической базы коммунизма. А весь этот
путь предполагалось «пробежать» всего за 15 лет, что оз начало бы выход СССР на первое место в мире, как по общему объему производства, так и по производству продукции надушу населения, обеспечение самого высоого жизненного уровня народа, создание обилия духовной культуры Победу социализма в соревновании с капитализмом.Пропаганда новой политической цели – строительства коммунизма - имела магическое воздействие. Многие не сомневались в ее достижении.Управленческая перестройка1962-1964 гг. Одним из наиболее масштабных проектов политических преобразований в СССР стала попытка перестройк руководящих органов в соответствии с производственным принципом, осуществленная в 1962-1964 гг. Из всех реорганизаций того времени эта была наиболее крупной.затронувшей практически всю общественную структуру.Постановление о перестройке было одобрено ноябрьским (1962 г.) Пленумом ЦК КПСС. Появление этого проекта было вызвано стремлением усилить партийное воз-
действие на промышленность и сельское озяйство.
КПСС считала своей непосредственной обязанностью руководить экономикой.
Идея о разделении партийных организаций возникла у Н. С. Хрущева в начале осени 1962 г. Однако вопросы,связанные с реорганизацией парторганов, до пленума публично не рассматривались. По мнению современных
исследователей, предложение о создании партийныхорганизаций по производственному принципу исходило,прежде всего, из потребностей развития сельскохозяйственного производства. В колхозном и совхозном строительстве происхо дило крупное реформирование, создавались новые управленческие структуры. К 1962 г.значительно выросли сельские парторганизации. Это также инициировало образование сельскохозяйствен-
ных партийных структур.Н. С. Хрущев рассчитывал, что планируемая реоргани-
зация партии даст возможность сосредоточить усилия на главных задачах развития производства, создаст условия для более конкретного и планомерного руководства промышленностью и сельским хозяйством, позволит ускорить
внедрение достижений науки и техники, улучшить
контроль за исполнением принимаемых решений.
В соответствии с этими соображениями было предложено разделить областные, краевые организации КПСС на промышленные и сельские, образовать в краях и областях промышленные и сельские обкомы. Предлагалось иквидировать городские и районные комитеты партии, которые должны были быть заменены парткомами кол-
хозно-совхозных и промышленнороизводственных объеОрганизационная перестройка, проводимая в предельно сжатые сроки, привела к неразберихе и трудностям.Промышленные и сельские обкомы партии вынуждены были искать пути и формы совместной работы. Реорганизация только дестабилизировала ситуацию и была одной
из причин потери Н. С. Хрущевым руководящих постов.Через два года Пленум ЦК КПСС признал целесообразным вернуться к территориально-производственному принципу построения партийных организаций и их руководящих органов. В октябре 1964 г. . С. Хрущев был осво-
божден от всех занимаемых постов и отправлен в отставку.
Экономика 53-64.
С1953 г. начались кардинальные преобразования в экономике страны. Перемены касались, прежде всего, сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности - сырьем.Началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Увеличивалось финансирование отраслей
сельского хозяйства. Повышались закупочные цены на сдаваемую государству сельхоз продукцию. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств крестьян. Предпринимались шаги по улучшению технической оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. К1958 г. было освоено 42 млн га земель.В 1958 г. была проведена реорганизация МТС. Колхозы
получили право покупать у МТС технику. Но высокие цены на устаревшую технику подорвали экономику многих хозяйств.Вся совокупность экономических мер позволила добиться определенных успехов в развитии аграрного производства. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяйства не произошло.
Непоследовательность проявлялась и в других преобразованиях, затронувших агросферу, -политике укрупнения колхозов, преобразования их в совхозы; свертывания личных подсобных хозяйств, кукурузной эпопее.Результатом непродуманных мер стало обострение про-
довольственной проблемы. В связи с сокращением
государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.
Переориентирование экономики на развитие аграрной сферы и легкой промышленности было кратковременным. Восстанавливался принцип приоритетного развития производства средств производства, что нашло отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1959-1965 гг.).
Июльский 1955 г. Пленум ЦК партии обратил внимание на необходимость улучшения внедрения в производство новейших достижений науки и техники.В 1957 г. был принят Закон о перестройке управления промышленностью и строительством. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства - Совнархозы.
Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния народа. Началось осуществление программы повышения заработной платы, масштабного жилищногостроительства. Ускорению его темпов способствовала
индустриализация строительных работ, использование в домостроении сборного железобетона. Во второй половине 1950-х гг. почти 1 Д населения страны переселилась
в новые квартиры.
Внешн п-ка 50-60.
Внешняя пол-ка СССР послесталинского периода отличалась противоречивостью и непоследовательностью.С одной стороны, Н. С. Хрущев и его соратники пошли насмелый шаг, выступив с отказом от сталинской схемы неизбежности новой мировой войны. Было заявлено новым руководством страны, что мирное сосуществование – не тактический ход, а основной принцип советской внешней политики, что, возможно, сотрудничество с капиталистическими странами в области использования достижений
научно-технического прогресса, что путь к социализму различных стран может отличаться от советского образца. Впервые после войны начали устанавливаться рабочие контакты между лидерами ведущих держав. Важной вехой внеш-
ней политики Советского государства стал визит Н. С. Хрущева в США осенью 1959 г. по приглашению президента Д. Эйзенхауэра. В 1960 г. президентом США был избран Д. Кеннеди- Его первые контакты с Н. С. Хрущевым обнадежи-
вали. Сближению ведущих держав помешали события в Берлине 12 августа 1961 г., когда власти ГДР возвели стену вокруг Западного Берлина и установили контрольные пункты на
границе.Новое обострение советско-американских отношений и международной обстановки в целом произошло в октябре 1962 г. Советское уководство приняло решение разместить на американском континенте ракетно-ядерную базу как средство давления на своего основного соперника.Ведь США создавали с той же целью ракетную базу у границ СССР, на территории Турции. Формально решение было принято согласно советско-кубинскому договору,заключенному в ответ на просьбу руководства Кубы во главе с Ф. Кастро помочь укреплению обороны острова Свободы.
Узнав об этом, Кеннеди распорядился установить блокаду Кубы с воздуха и моря. Вооруженные силы США и НАТО были приведены в полную боевую готовность, равно как армии СССР и ОВД.
Начался Карибский (Ракетный, Кубинский) кризис 1962 г. самый опасный международный конфликт после корейской войны. Решимость военных «не поступиться принципами», не дрогнуть перед применением оружия поставила мир на грань третьей мировой войны Осознание опасности заставило руководителей СССР и США прийти к политическому разрешению конфликта.Во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. осложнились отношения СССР с Китаем. Серьезные кризисы разразились в 1953-1956 гг. в Польше, Венгрии, ГДР, Чехословакии. Особенно драматичный оборот события приняли в Венгрии, где попытки проведения либеральных реформ были подавлены вторжением советских танков. Критически советское руководство относилось и к югославской модели социализма.
Соц-экон разв-е 60-80.
На новом этапе руководство страны предпринимало немало усилий для стабилизации положения в сельском хозяйстве. Попыткой разработать эффективную аграрную политику стали решения мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС. С докладом о мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР выступил Л. И. Брежнев. Пленум обстоятельно вскрыл причины медленного подъема сельского хозяйства. Они заключались в том, что недостаточно учитывались, а порой игнорировались объективные экономические закономерности развития хозяйства. Нарушался принцип сочетания общественных и личных интересов, материальной заинтересованности колхозников и рабочих совхозов в увеличении производства сельскохо-
зяйственной продукции. В практике руководства больше брали верх действия субъективистского характера: особенно в области планирования, ценообразования, финансирования и кредитования. Колхозам и совхозам давались
необоснованные производственные задания, произвольно менялось географическое размещение сельскохозяйственных культур, допускался произвол в ценообразовании.Огромные задачи, поставленные перед сельским хозяйством, недостаточно подкреплялись необходимыми
экономическими мерами, в частности правильным соотношением цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные изделия, выделением соответствующих капиталовложений и улучшением материально-технического снабжения. Мало делалось для внедрения интен-
сивных методов ведения сельского хозяйства, для подъема культуры земледелия, повышения плодородия почвы. Для повышения заинтересованности колхозов были
значительно повышены цены на многие сельскохозяйственные культуры. Устанавливались надбавки к ценам за сверхплановую продажу колхозами своей продукции государству.
Увеличивались капиталовложения в сельское хозяйство,укреплялась его техническая база. Предусматривалось на больших площадях провести мелиоративные работы. В решении Пленума подчеркивалась необходимость
дальнейшего организационно-хозяйственного укрепления колхозов, их хозяйственной самодеятельности. Рекомендовалось ввести в колхозах гарантированную оплату
труда деньгами и сельскохозяйственными продуктами.Сразу же после Пленума, в соответствии с его постановлениями, колхозам была оказана большая финансовая помощь, списана задолженность по ссудам Госбанка СССР,
отстрочена задолженность по денежным авансам, полученным от заготовительных организаций по договорам контрактации; введен новый порядок взимания подоходного налога с колхозов: не с валового дохода, а с чистого Хозяйственная реформа 1965 г.Значение решений мартовского Пленума ЦК КПСС вышло далеко за рамки проблем сельского хозяйства. Основной их смысл состоял в том, чтобы полнее учитывать
и использовать в руководстве хозяйством экономические зак-ы развития общества, развивать материальную заинтересованность трудящихся в результатах своего труда, совершенствовать систему планирования и расширять хозяйственную самостоятельность трудовых коллективов.
Этим проблемам был посвящен сентябрьский 1965 г. Пленум ЦК КПСС, рассмотревший вопрос «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании плаирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». С докладом выступил А. Н. Косыгин.Предполагалось, что реформа в экономической сфере позволит преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки: рост капиталовложений и незавершенного строительства, массовое произ-
водство изделий, не находивших сбыта, есоответствие роста производительности труда быстрому росту заработной платы, медленное освоение новых мощностей и внедрение в производство научных достижений, нараста-
ние бумаготворчества и т. д.Суть предполагавшейся реформы состояла в следую-
щем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятия; создание на предприятии фондов материального стимулирования; введение твердой, не завися-
щей от прибыли платы за используемые предприятиями производственные фонды; финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а через кредит; недопущение изменения планов без
согласования с предприятиями. Главным показателем работы предприятия, как и всех
отраслей промышленности, стал не общий объем продукции (валовая продукция), а объем реализованной продукции.В целях успешного развития промышленности Пленум ЦК партии признал необходимым обеспечить единое руководство производством, техникой, экономикой и научными исследованиями в каждой отрасли промышленностисоздать для этого построенные по отраслевому признаку
промышленные министерства. Советы народного хозяйства упразднялись.Экономическая реформа наиболее успешно проявила себя в годы восьмой пятилетки (1965— 1970 гг.). Производство средств производства выросло на 51%, предметов потребления - на 49%. В процессе осуществления
реформы развернулось слияние мелких предприятий с крупными. Создавались производственные объединения (ПО). В больших масштабах велось капитальное строительство. Было возведено 1900 промышленных предпри-
ятий. Процесс освоения нового хозяйственного механизма затянулся на годы.Нарастание кризисных явлений Попытка провести экономическую реформу при одновременном свертывании процесса демократизации в по-
литической сфере оказалась безуспешной.
Постепенно эффект реформы стал затухать. Принцип Бхозрасчета не дошел до рабочих мест. Изменения слабо затронули торговлю, снабжение, финансы, ценообразование. Работа предприятия по-прежнему была направлена не на учет интересов потребителя, а на план. Нараста-
ло административное давление на предприятия со стороны министерств и главков.В промышленном развитии ставка была сделана на гигантские территориально-производственные комплексы
(ТПК). Главное внимание руководство СССР уделяло созданию и развитию Западно-Сибирского ТПК. Здесь еще в 1960-х гг. были обнаружены огромные залежи нефти и Газа. Освоение западно-сибирских источников нефти позволило организовать значительный экспорт ее за рубеж.
Приток «нефтедолларов» позволил оттянуть проявление негативных последствий в экономическом развитии. Попытки улучшить механизм планирования, стимулирования и управления предпринимались, уже в меньших мас-
штабах, еще не раз, но они оказались алоуспешными.1970-е гг. породили иллюзию неисчерпаемости недр страны. Вкладывать деньги и труд народа в добычу сырья стало гораздо выгоднее, чем в наукоемкие отрасли.Масштабное строительство новых объектов продолжалось. В целях активизации развития экономики Сибири и
Дальнего Вовтока, становящихся основными ресурсодобывающими регионами, в 1974 г. было решено вернуться к строительству Байкало-Амурской магистрали (БАМ), начатому еще накануне Великой Отечественной войны. Это
масштабное строительство было завершено к 1984 г. Однако комплексное освоение территорий затянулось, поэтому БАМ, как и многие другие стройки, не окупил вложенных средств.
В начале 1980-х гг. были начаты одготовительные работы по переброске части стока северных рек в р. Волгу,а также поворота сибирских рек в Среднюю Азию и Казахстан, грозившие стране экологической катастрофой.Курс на создание ТПК, других масштабных проектов свидетельствовал об экстенсивном развитии экономики СССР. Хозяйственные руководители ориентировались на
вовлечение в производство дополнительных материальных и трудовых ресурсов. Развитые же капиталистические страны делали упор на интенсивное развитие, форсирование наукоемких отраслей, которые определяли научнотехнический прогресс, - на электронику, кибернетику,
робототехнику, биотехнологию и т. п. На этих направлениях они стали наращивать свой отрыв от СССР.Противоречия в аграрном произв 1970-х гг.
Многое из того, что задумывалось и планировалось ре-шениями мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, осталось нереализованным. Новые условия хозяйствованияне вписались в старую систему управления сельским хозяйством. Администрирование, некомпетентное вмеша-
тельство в дела колхозов, совхозов и в целом тружеников села продолжали действовать. Рос аппарат управления сельским хозяйством. С целью интенсификации сельскохозяйственного производства, особенно в 1970-е гг., ста-
ли создаваться интегрированные хозяйства - агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав включались колхозы и совхозы, предприятия по переработке сельхозсырья, организации транспорта и торговли.
К середине 1980-х гг. в агросфере экономики действовали 4,8 тыс. межхозяйственных предприятий. Однако агропромышленная интеграция в условиях нарастающего экономи-
ческого кризиса не принесла ожидаемого эффекта.
В1970 г. широко развернулся поход на «вторую целину» Нечерноземье. Программа его развития предполагала резкое увеличение капиталовложений в социально-экономи-
ческую сф еру 29 регионов Рос. Но выделяемые средства расходовались крайне неэффективно.
Больно ударила по селу Европейской части Союза массовая ликвидация «неперспективных деревень». Считалось,что курс на гропромышленную интеграцию неизбежно при-
ведет к концентрации местожительства работников.В конце 1970-х гг. был разработан проект ликвидации 200тыс. деревень.В 1970-х - начале 1980-х гг. были проведены огромные
работы по мелиорации сельскохозяйственных угодий с целью повышения их урожайности, построены грандиозные каналы и системы для обводнения и орошения. Но и эти меры не дали ожидаемого успеха.Противоречия и трудности, в том числе бесхозяйственность в сельском хозяйстве, руководство страны пыталось компенсировать импортом продовольствия и зерна.Было также принято решение о разработке специальной Продовольственной программы, которую утвердил майский (1982 г.) Пленум ЦК КПСС. Однако, как и прежде,программа, разработанная в рамках устаревшей системы
управления, несла на себе следы застоя, половинчатости.Она не затрагивала главного звена в сельском хозяйстве интересов крестьянства, преобразований экономических отношений в деревне, коренной перестройки хозяйствен-
ного механизма. В результате, несмотря на все предпринимаемые меры и постановления, продовольственная проблема значительно обострилась. К середине 1980-х гг.практически повсеместно было введено нормированное
снабжение.
Полит и дух жизнь 60-80.
С отставкой Н. С. Хрущева к власти пришло но-
вое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС
(с 1966 г. — генеральным секретарем) стал Л. И. Брежнев. Главой правительства был назначен А. Н. Косыгин.Многообразие общественных интересов, складывающееся в советском обществе на рубеже 1960-х гг., требовало кардинального обновления политической системы,признания теории разделения властей, парламентскогохарактера демократии, ликвидации монополии одной
партии на власть, обеспечения уважения и расширения гарантий прав человека.
Выбор дальнейш их путей развития страны происходил в условиях противоборства мнений в верхнем эшелоне власти. Одна его часть во главе с А. Н. Шелепиным ориентировалась на консервацию сложившихся методов руководства, другая (секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов)
предлагала программу преобразований, ключавшую в себя и экономическую реформу, и развитие демократии и самоуправления, и прекращения бессмысленной гонки воо-
ружений, и выход СССР на мировой рынок с целью приобщения к новым технологиям.
В конечном счете победил умеренно-консервативный курс, который разделял и Л. И. Брежнев. Выдвинутый им лозунг «стабильности» означал отказ от всяких попыток радикального обновления общества.Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 1960-х гг. концепция «развитого социализма». В официальных доку-
ментах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества на пути к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические
положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в ча стности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать пол-ка «совершенствования» социализма.Курс на стабильность требовал от властей укрепления «властной вертикали», которую в эти годы разъедали ведомственный монополизм и падающая политическая активность масс. В то же время поворот нового руководства к более жесткому, консервативному курсу был продиктован инстинктивным стремлением правящего класса восстановить разрушенную хрущевской «оттепелью» целостность советской системы.Характерной чертой полити
ческой жизни общества кон-ца 1960-х - начала 1980-х гг стала интенсивная законо-творческая работа. За эти годы были приняты десятки законодательных актов, охватывающих самые различные сферы жизни. Многие положения законодательных актов отражали стремление изменить ухудшающуюся ситуацию
в обществе. Однако большинство законов имело декларативный характер, их положения не подкреплялись гарантиями, а многие подзаконные акты, выпускавшиеся министерствами и ведомствами, сводили на нет благие намерения, содержавшиеся в законах. Фактически и в высших эшелонах власти, и среди значительной части населения получил распространение правовой нигилизм.Увенчать законотворческую деятельность была призвана принятая в 1977 г. новая Конституция СССР.В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма». Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними Конституциями политическая основа государства - Советы.Отныне они стали называться Советами народных депутатов.Во главе советской политической системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета национальностей. В перерывах между сессиями Верховного Совета его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР.
Ядром политической системы общества «развитого социализма» называлась оммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную пренней и внешней политики.В новой Конституции были зафиксированы принципы отношений СССР с другими государствами: суверенное равенство, взаимный отказ от применения силы, соблюдение территориальной целостности государств, мирное
урегулирование спорных вопросов. В Конституции сохранялись основные положения о национально-государ-\ственном устройстве. В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан, гарантируемые экономическими, политическими и правовыми средствами.Однако разрыв между конституционными нормами и политической реальностью углублялся. В стране продолжало сохраняться немало проблем не только в политикоэкономической области, но и в социальной сфере, в области взаимоотношений национально-государственных образований Союза ССР.