1925 г. XIV съезд ВКП(б). На съезде шла речь о необходимости превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. В его документах обосновы валась потребность в максимальном развитии производства средств производства (группа «А»)
для обеспечения экономической независимости страны и укрепления ее обороноспособности.
Подчеркивалась важность создания социалист.
промышленности на основе повышения ее технич. оснащения.Начало политики индустриализации было законодательно закреплено в апр 1927 г. IV съездом Советов СССР.Развитие и расширение промышленного производства велось почти на 40% за счет ресурсов самих предприятий. Кроме внутрипромышленного накопления источником финансирования стало перераспределение в пользу индустрии национального дохода. В условиях индустриал изации потребовались измене-
ния в системе управления экономикой. Была создана крайне централизованная система управ, отличавшаяся укреплением единоначалия, концентрацией ресурсов на ключевых направлениях хозяйственного строительства.
Глав стимулами развития общ-го производства стали директивные задания, выполнение которых
обеспечивалось высоким уровнем партийной, гос. и плановой дисциплины, а также личной ответ-
ственностью руководителей за положение дел на управляемых объектах. В стране в этот период значит.возросла роль карательно-репрессивных органов в обеспечении исполнительской дисцип лины. Управление экон. осуществлялось по отраслевому принципу. На базе ВСНХ СССР были образованы наркоматы тяжелой, легкой и лесной промышленности. К к.1930-х гг. в стране функцио
нировал 21 индустриальный наркомат.Промышле нность оказалась «поделенной» между отрасле выми сверхмонополиями. Их производственные программы «состыковывались» методами директивного планирования. Предлагались различные формы реализации долгосрочной стратегии развития: двухлетки, четырехлетки, семилетки. В конечном итоге остановились на пятилетнем цикле. Это было вызвано тем, что, во-первых, пятилетний срок являлся достаточно охватывающим для строит-ва масшт-х хоз. объектов, во-вторых, объяснялось особенностью отечественного с.х. цикла (периодичностью урожайных и неурожайных лет), позволяющей именно для срока в пять лет положить в основу учета среднюю урожайность.Пятилетние планы оказали сильное, стимулирующее воздействие на индустриальное развитие, на взаимоувязку вводимых в строй новых производительных сил.
Соц-эк развитие 28-41.
Первый пятилетний план (1928/29-1932/33 гг.)
вступил в действие с 1 октября 1928 г. Он предусматривал среднегодовой прирост промыш ленной продукции в объеме 19-20%. По мнению Н. И. Бухарина, осуществлению таких темпов могли способствовать повышение эффективности и снижение себестоимости производства,экономия ресурсов и уменьшение непроизводительных
затрат.План был утвержден на V Всесоюзном съезде Советов в мае 1929 г. Главная задача пятилетки заключалась в том,чтобы превратить страну из аграрно-индустриальной в индустриальную. Хотя первый пятилетний план был значительно недовыполнен по многим показателям, в развитии промышленности произошел беспрецедентный скачок. Было построено 1500 предприятий, среди них такие гиганты, как Днепрогэс, тракторные заводы в Сталинграде, Харькове, Челябинске, автомоб - в Москве, Нижнем Новгороде,металлургические комбинаты в Магнитогорске и Кузнецке. Были созданы новые для Рос отрасли промышленности. Для получения дополнительных средств для субсидирования промышленности прав-во стало выпускать займы, осуществило эмиссию денег, что вызвало всплеск инфляции.Второй пятилетний план (1933—1937 гг.), утвержденный XVI I съездом ВКП(б) в начале 1934 г., сохранил
тенденцию на приоритетное развитие тяжелой индустрии. Его главная экономическая задача заключалась в завершении реконструкции народного хозяйства на основе новейшей техники для всех его отраслей. Плановые задания в области индустрии по сравнению с предыдущим пятиле тием были более умеренными и казались реальными для выполнения. За годы второй пятилетки в стране было пущено 6 тысяч крупных предприятий, т. е. в среднем в строй ежегодно вступало 600-700 фабрик и заводов.Появились новые города, исчезла безработица.Масштабы промышленного строительства заражали энтузиазмом многих советских людей. На предприятиях развертывалось массовое социалистическое соревнование,ударничество, получило широкое развитие стахановское движ-е.
К 1937 г. по абсолютным объемам промышленного
производства СССР вышел на второе место в мире после США. Была обеспечена полная технико-экономическая независимость СССР от капиталистического мира. В 1930-е гг. СССР стал страной, способной производить любой вид промышленной продукции, доступной челове честву на тот период. Беспощадный экзамен уст-
роила советской промышленности Великая Отечественная война. И она его выдержала.
Ускоренный рост тяжелой промышленности был достигнут в немалой степени за счет аграрного сектора экономи-ки.
Коллективизация.
Реализацию этой задачи и обеспечила коллективизация. Индустриальный рывок тяжело отразился на положении крестьянс хозяйств. В 1927 г. возн осложнения с хлебозаготовками. Крестьяне сократили поставки зерна гос-у в связи с занижением закупочных цен на хлеб.Это вызвало глубокий хлебный кризис, поставило под угрозу выполнение плана индустриализации. Часть эконо-
мистов предлагала изменить взаимоотношения между городом и деревней, добиться их большей сбалансированности. Но для борьбы с хлебозаго товительным кризисом был избран иной путь.
Для активизации хлебозаготовок руководство страны прибегло к чрезвычайным мерам. Запре щалась свободная рыночная торговля зерном, при отказе продавать хлеб по твердым ценам крестьяне подлежали уголовной ответственности, местные Советы могли конфисковывать часть их имущ-ва.
Эти меры ускорили переход ко всеобщей коллективизации. Проходивший в декабре 1927 г. XV съезд ВКП(б)принял специальную резолюцию по вопросу о работе в деревне. В ней в качестве перспективной задачи намечался постепен переход к коллективной обработке земли.Но уже в марте 1928 г. ЦК партии потребовал укрепления
действующих и создания новых колхозов и совхозов. В ноябре 1929 г. публикуется статья И. В. Сталина «Год великого перелома», в которой утверждалось, что коренной перелом в недрах крестьянства в пользу колхозов уже удалось организовать. В конце декабря того же года на
Всесоюзной конференции аграрников-марксистов он призвал к проведению политики ликвидации кулачества как класса.В январе 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строит-ву». В нем намечались жесткие сроки ее
проведения. Коллективизацию в масштабе всей страны планировалось завершить к концу первой пятилетки.
Культурная жизнь.
Бурное развертывание индустриализации требовало революционных изменений в области народного образования. Этой задаче пристальное внимание уделялось сразу с установления советской власти. Уже в декабре 1919 г. СНК принял декрет «О ликвид безграмотности среди населения РСФСР», согласно которому обучаться грамоте обязано было все население в возрасте от 8 до 50 лет. В 30-е гг. повсеместно вводилось обязательное начальное образование. Ставилась задача перейти в перспективе к обязат. 7-лет.му образов.Однако простой грамотности для решения задач индустриализации было недоста точно.Остро встала задача подготовки квалифи цир. кадров, прежде всего абочих.Основной формой подгото вки квалифицир молодых рабочих стали школы фабрично-заводск ученичества (ФЗУ). Чтобы обеспечить более тесную связь школ фабзауча с производством, они были переданы в ведение хозяйственных органов. Однако организация школ ФЗУ не поспевала за темпами индустриализации - большинство квалифицированных рабочих кадров готовилось без отрыва от производства через индивидуально-бригадное ученичество, шефство опытных производственников над молодыми рабочими.В 1932 г. было введено обязательное обучение рабочих,обслуживающих сложные агрегаты, техническому минимуму знаний. В начале второй пятилетки сдача техминимума стала обязательной для всех рабочих.В годы второй пятилетки школы ФЗУ были реорганизованы в профессиональные учебные заведения (ПТУ). Не менее острой в эти годы была потребность в специалистах высшей квалификации. Работающий инженерно технический персонал включал в основном в свой состав практиков, не имевших высшего образования. Осложнили проблему репрессии «спецов», развернувшиеся в 1930-е гг.Необход были меры по расширению подготовки специалистов, в первую очередь, из числа передовых рабочих, как через систему вузов и техникумов, так и через сеть специальных промакадемий, различных курсов.В 1929-1930 гг. вся система высшего и среднего технического образования была перестроена. Сформировалось много новых вузов и техникумов, укрепилась их материальная база.Многие будущие хоз руково дители для ознакомления с зарубежным олытом направлялись на практику в европейские страны и США.К концу второй пятилетки Сов С вышел на первое место в мире по числу учащихся и студен тов, по темпам и объему подготовки специалистов. Если в 1927 г.на страну приходилось менее 1,5 млн учащихся школ и 350 тыс. студентов вузов и техни кумов, то к 1940 г. их число сост - 13 и 1,8 млн. «Архипелаг ГУЛАГ» Распространение грамот ности, формиров новой интеллектуальной и полит. элиты, строительство индустриа льной базы вызвали энтузиазм у людей. Колоссальная ломка общ-вен-х устоев позволила многим активно включиться в общественную деятельность, кардинально изменить свое положение. Однако это касалось не всего общества и даже не большей его части.Высокие темпы развития, по мнению современных исследователей, могли быть достиг нуты только за счет внеэкономического принуж дения, насилия. Необходимость насилия, включая репрессии, их неизбежность открыто признавалась советскими руководителями В народном хоз-ВЕ, особенно на протяжении сталинского периода, использ. миллионы заключенных. Их дешевым трудом создавалась значительная часть национ ального продукта.Общее число репрессированных не поддается пока точной оценке. Но принуд труд стали применять широко с кон-ца 1920-х гг. А тогда исп подневольного труда не рассматривалось как важная хозяйственная задача.Ситуация изменилась в конце 1920-х гг. Политбюро ВКП(б)
предписало расширить существующие и организовать новые лагеря в отдаленных районах с целью их колонизации и разработки «природных богатств путем применения труда лишенных свободы». К середине 1930-х гг. была создана достаточно разветвленная сеть исправительно-тру-
довых лагерей.В 1930 г. было организ. Управление лагерей ОГПУ,с 1931 г. ставшее Главным (ГУЛАГ). Наиболее трудоемкие объекты строились заключенными: Беломоро-Балтийский канал, канал Москва-Волга,БАМ (стройка началась в 1933 г.).Крупным предприятием по освоению и эксплуатации районов крайнего северо-востока Сибири был Дальстрой. Он больше известен как Колымские лагеря. По некоторым данным только в Дальстрое стабильно находилось 2-3 млн человек. Здесь заключенные добывали золото,руду, валили лес, строили дороги, города. Эти лагеря смерти необыкновенно ярко описаны у В. Шаламова. Заключенные строили Магадан, Магнитку, Комсо мольск-на-Амуре, Норильск. Особо засекреченным был лагерь на Новой Земле по добыче и очистке урана. Оттуда практ.никто не возвращался.
В системе ГУЛАГа строились и другие крупные объекты.В полной мере экономическую роль ГУЛАГа предстоит еще выяснить.Каковы были масштабы применения принудительного труда в 1930-е гг.? По данным современ.исследователей на 1 мая 1930 г.в ведении НКВД РСФСР находилось 279 исправительнотрудовых учреждений.
На 1 мар 1940 г. ГУЛАГ сост из 53 лагерей, 425 исправит-трудовых колоний (ИТК), 50 кол несовершеннол-х.
Тоталитарная сис-ма.
Пополнять систему ГУЛАГа позволяла развертывающаяся и набирающая силу в 1930-е гг. борьба с инакомыслием. В этот период увеличились масштабы репрессий в отношении «классово-враждебных лиц». Но карательные меры касались практически всех слоев населения.
Жестокие репрессии позволили удержаться у власти сталинскому руководству.В категорию «врагов народа» попадали не только классово неблагонадежные элементы, но и ответственные работники органов управления, рабочие и специалисты (особенно буржуазные),партийные работники, видные ученые, деятели культуры, армейские офицеры.Расширение масштабов репрессий сопровождалось нарушением законности. ЦИК СССР принял несколько по-
становлений, ставших основой проводимых беззаконий.Создавалось особое совещание - внесудебный орган в системе госбезопасности. Решение им вопросов об основании и мерах репрессий не подлежало контролю. На таком же принципе строили свою работу и другие внесу-
дебные неконституционные органы - «тройки» и «двойки» НКВД. Одним из теоретиков права, подводивших «научную базу» под произвол 1930-х гг. был, генеральный прокурор СССР А. Я. Вышинский. Репрессивный полиТ курс И. В. Сталина вызывал оппозиционные настроения у многих партийных работников и рядовых членов ВКП(б).Так, группа московских партработников во главе с М. Н. Рютиным обратилась с манифестом «Ко всем членам ВКП(б)», в котором предлагалось отстра-нить И. В. Сталина от должности Генерального секретаря ЦК. Но участники группы были арестованы и расстреляны. Насаждение методов произвола и беззакония создавало в Стране обстановку страха, подозрительности,
взаимного недоверия друг к другу.Массовые репрессии усилились после убийства в декабре 1934 г. С. М. Кирова, первого секретаря Ленин градского горкома и обкома партии, члена Политбюро ЦК ВКП(б). К 1937 г. репрессивная практика достигла своего апогея. 25 февраля - 5 марта 1937 г. прошел Пленум ЦК партии, санкционировавший «большой террор». Жертвами репрессий становились не только отдельные лица, группы - целые народы. Репрессии коснулись командных кадров Красной Армии. Многие репрессивные акции завершались расстрелом осужденных. Так, например, по сфабрикованному делу о так называемом «заговоре военных» было расстреляно более 80% высших военачальников страны, в том числе трое из пяти маршалов Советского Союза. По ложным доносам и обвинениям арестовывали десятки тысяч невинных людей. Подсудимые признавали себя
виновными, так как «вразумляли» их физическими методами воздействия.В конце 1930-х гг. репрессивная пол-ка несколько осЛАБЛА.
Внешняя пол-ка 1929-38.
В конце 1920-х - начале 1930-х гг. международная обстановка изменилась. Глубокий мировой эконом
кризис 1929 г. вызвал серьезные нутрипол итические изменения во всех капиталистических странах. В таких странах как Германия, Италия кризис способствовал формированию фашистских режимов. Именно эти режимы стали зачинщиками военных конфликтов. Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напря-
женности.В конце 1929 г. СССР пришел к разрыву отношений с Китаем. Летом-осенью 1929 г. произошел вооруженный конфликт между советск ими войсками и армией Чан Кайши, пытавшейся установить контроль над КВЖД и вторгнуться на территорию СССР. Отношения с Китаем были
восстановлены в начале 1930-х гг.С учетом нарастающих угроз в Европе и на Дальнем
Востоке (активизация милитаризма Японии) Советское прав-во определило новые задачи своей внешней политики: сотрудничество с западными демократическими странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии; борьба за создание коллективной системы безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.
В первой половине 1930-х гг. СССР добился укрепления своих позиций на международной арене.В конце 1933 г. Советский Союз признали США.В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций.
Однако в середине 1930-х гг. во внешнеполит деятельности советского руководства наметился отход от принципов невмешательства в международные конфликты. В 1936 г. СССР оказал помощь правительству Народ-ного фронта Испании оружием и военными специалистами для борьбы с генералом Ф. Франко.Пол-ка «умиротворения», проводимая западными державами, не давала положительных результатов. Международная напряженность усиливалась. Особенно опасными для сохранения мира были территориальные притязания Германии. В марте 193В г. Германия осуществила аншлюс (присоед инение) Австрии, германская агрессия угрожала Чехословакии. Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, кульминацией которой стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.) между
Германией, Италией, Англией и Францией о разделе Чехословакии. На Дальнем Востоке Япония, захватив большую часть Китая, приблизилась к советским границам. Летом
1938 г. произошел вооруженный конфликт на территории СССР в районе озера Хасан.В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Части Красной Армии под командованием Г. К. Жукова разгромили их в районе р. Халкин-Гол. Попытки СССР остановить военную агрессию Германии и
Японии не встречали должной поддержки у других государств.