Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

VII. ВОСПРИЯТИЕ ФОТОГРАФИИ



Почти каждый сегодня обладает фотоаппа­ратом и фотографирует. Точно также как почти каждый умеет писать и составлять текст. Кто умеет писать, тот умеет и читать. Но не каждый, кто умеет щелкать фотоаппаратом, умеет также расшифровывать фотографии. Чтобы понять, почему фотограф-любитель может быть невеж­дой в фотографии, нужно рассмотреть демокра­тизацию фотографирования и вместе с тем об­судить отдельные аспкты демократии в целом.

Фотокамеру приобретают люди, запрограм­мированные на эту покупку рекламным аппа­ратом. Приобретенная камера будет «последней моделью»: дешевле, меньше, более автоматизи­рованной и более эффективной чем предыдущие модели. Как мы уже установили, это постоян­ное улучшение моделей фотокамер базируется на подпитывающей обратной связи, с помощью

11 Der Empfang — здесь имеется в виду «прием, получе­ние» фотографии адресатом, а не философское понятие «восприятия». С точки зрения теории коммуникации, ко­торую Флюссер преподавал, следовало бы перевести как «прием», а адресата назвать «получателем».


которой те, кто щелкает фотоаппаратом, кор­мят фотиндустрию: последняя автоматически усваивает поведение щелкающего (и специали­зированной прессы, которую фотоиндустрия ре­гулярно снабжает результатами тестов). Такова сущность постиндустриального прогресса. Ап­параты улучшаются благоадря социальной под­питке.

Хотя камера основана на сложном комплек­се научных и технических принципов, она очень проста в своем функционировании. Это струк­турно сложная, но функционально простая иг­рушка. В этом она полностью противоположна шахматной игре, которая структурно проста и функционально сложна: правила просты, но хо­рошо играть в шахматы очень сложно. Тот, кто держит в руках фотокамеру, может создавать отличные фотографии, совершенно не представ­ляя, какие сложные процессы он запускает на­жатием кнопки затвора.

Фотограф-любитель отличается от фотогра­фа своей радостью по поводу структурной слож­ности своей игрушки. В противоположность фо­тографу и шахматисту он не взыскует новых хо­дов, информации, невероятного, он хочет бла­годаря все более совершенной автоматизации все более упрощать свою функцию. Нераспо­знаваемая и непроницаемая для него автома­тичность фотоаппарата приводит его в упое­ние. Клубы фотолюбителей — это места опьяне­ния от структурной сложности аппарата, ме­ста для галлюцинирования, постиндустриаль­ные опиумные логова.


Камера требует от своих обладателей (от того, кто ею одержим) постоянного щелканья, постоянного производства избыточных образов. Эта фотомания вечного повторения того же самого (или подобного) ведет в конце концов к состоянию, когда человек, привыкший щел­кать фотоаппаратом, чувствует себя без каме­ры как слепой: началось наркотичиское привы­кание. Такой человек может видеть мир только через аппарат и в категориях фотографии. Он не стоит «над» фотографированием, совершен­но поглощен алчностью своего аппарата, стал продожением автоспуска своего аппарата. Его образ действия — автоматическое функциониро­вание фотокамеры.

Следствием становится постоянный поток бессознательно созданных картинок. Они обра­зуют память аппарата, запоминающее устрой­ство автоматического функционирования. Тот, кто полистает альбом фотографа-любителя, об­наружит там не запечатленные переживания, познания или ценности человека, а автоматиче­ски осуществленные возможности аппарата. За­документированное подобным образом путеше­ствие по Италии хранит места и время, где и когда человек был соблазнен нажать кнопку за­твора, и показывает, где был аппарат и что он там делал. Это верно для любой документаль­ной фотографии. Документалист так же, как любитель пощелкать фотоаппаратом, интересу­ется все время новыми сценами, не меняя спосо­ба видения. Фотограф в подразумеваемом здесь смысле напротив (подобно шахматисту) заинте-


ресован в том, чтобы увидеть по-новому, т. е. со­здавать все новые, информативные положения вещей. Развитие фотографирования от начала и до сего дня — это процесс растущего осозна­ния информационных понятий: от постоянной тяги к новому все тем же методом до интере­са к новым методам. Но любители пощелкать и документалисты не поняли «информации». Они создают аппаратную память, а не информацию, и чем лучше они это делают, тем больше укреп­ляют победу аппарата над человеком.

Пишущий, должен знать правила орфогра­фии и грамматики. Щелкающий фотоаппара­том должен придерживаться инструкции по экс­плуатации, которая запрограммирована на вы­ходной стороне аппарата и становится все про­ще. Это демократия постиндустриального об­щества. Поэтому тот, кто щелкает фотоаппа­ратом, неспособен расшифровывать фотогра­фии: он считает, что фотографии автоматиче­ски отображают мир. Это ведет к парадоксаль­ному заключению, что расшифровка фотогра­фии становится тем сложнее, чем больше люди щелкают: каждый думет, что ему нет необходи­мости расшифровывать фото, поскольку каж­дый думет, что знает, как делаются фотографии и что они означают.

Но это не все. Затопляющие нас потоком фо­тографии воспринимаются как листы бумаги, которыми можно пренебречь, их можно выре­зать из газет, разорвать или использовать как оберточную бумагу. Короче, с ними можно де­лать все, что заблагорассудится. Например, ес-


ли сцену войны в Ливане видят по телевизо­ру или в кино, то понимают, что ничего ино­го не остается, как посмотреть ее. Но если ви­дят эту сцену в газете, то ее можно вырезать и сохранить, можно ее откомментировать и по­слать друзьям или яростно скомкать. Думают при этом, что активно реагируют на события в Ливане. Последний остаток вещественности, присущий фотографии, производит впечатле­ние, что мы можем действовать по отношению к ней исторически. Но на самом деле описанные действия не что иное, как ритуальные жесты.

Фотографии сцен из Ливана — это образ, по поверхности которого скользит взгляд, устанав­ливая при этом между элементами образа ма­гические — а не исторические — связи. В фото­графиях мы распознаем не исторические про­цессы в Ливане, которые имеют причины и бу­дут иметь последствия, а магические взаимосвя­зи. Хотя фотография и иллюстрирует газетную статью, структура которой линейна и которая состоит из понятий, обозначающих причины и последствия ливанской войны, мы читаем эту статью сквозь фотографию: не статья поясняет фотографию, а фотография иллюстрирует ста­тью. Этот переворот отношений текст-фотогра­фия характеризует постиндустриальное время и делает невозможным любое историческое дей­ствие.

Прежде тексты поясняли образы, теперь же фотографии иллюстрируют статьи. Романские капители служили библейским текстам, газет­ные статьи служат фотографиям. Библия деми-


стифицировала капители, фотография ремисти-фицирует статью. В ходе истории доминировали тексты, сегодня доминируют образы. А там, где доминируют технические образы, растет негра­мотность. Неграмотность сегодня, в отличие от прошлых времен, не исключена из культуры, за­шифрованной в тексты, она почти полностью вовлечена в культуру, зашифрованную в обра­зах. Если в будущем тексты полностью подчи­нятся образам, тогда можно ожидать всеобщей неграмотности, а письму будут обучаться толь­ко специалисты. Начало этому положено уже сейчас: в Соединенных Штатах «Johnny can't spell», а так называемые развитые страны по­чти отказались от борьбы с неграмотностью и ввели уроки фотографии.

На фотографические документы ливанской войной мы реагируем не исторически, а риту­ально-магически. Вырезать фотографию, пере­слать ее, скомкать ее — все это ритуальные же­сты, реакция на послание, заключенное в об­разах. Это послание представляется как обсто­ятельство: один изобразительный элемент об­ращается к другому, дает значение другому и получает свое значение из другого. Каж­дый элемент может стать последователем свое­го последователя. Вызванные таким обстоятель­ством изобразительные поверхности «преиспол­нены божественным духом»: в них все являет­ся добром или злом: танки — зло, дети — добро, Бейрут в огне — ад, одетые в белое врачи — ан­гелы. Таинственные силы витают над поверхно­стью образов, некоторые из них носят оценоч-


ные имена: «империализм», «сионизм», «терро­ризм». Большинство же безымянно, и именно они наделяют фотографию неопределимым го­лосом, составляют ее чарующее воздействие и программируют нас на ритуальное поведение.

Конечно же, мы не только рассматриваем фотографию, но и читаем статью, которую она иллюстрирует, или по крайней мере подпись под изображением. Текст, подчиняя свою функ­цию изображению, направляет наше понимание изображения в русло газетной программы. Тем самым текст не поясняет образ, а подтверждает его. Впрочем, мы давно уже устали от всех по­яснений и предпочитаем придерживаться фото­графии, освобождающей нас от необходимости понятийного и объясняющего мышления и сни­мающей с нас бремя размышления о причинах и следствиях войны в Ливане: мы ведь видим собственными глазами, как выглядит война. А текст — это всего лишь инструкция по употреб­лению этого нашего видения.

Действительность войны в Ливане и вооб­ще любая действительность — на фотографии. Вектор значений сменил направление на про­тивоположное, действительность ускользнула в символ, вошла в магический универсум образ­ных символов. Вопрос о значении символа — бессмыслен, это «метафизический» вопрос в худшем смысле этого слова, и такие нерасшиф-ровываемые символы вытесняют наше истори­ческое, критическое сознание; они запрограмми­рованы на эту функцию.

Таким образом фотография становится мо-


делью поведения для своего адресата. Он реа-гриует на ее послание ритуально, чтобы укро­тить силы судьбы, витающие над поверхностью изображения. Приведем второй пример.

Фотоплакат зубной щетки своими заклятья­ми вызывает таинственную силу «кариеса», и с этого момента зубная щетка действительно под­стерегает нас. Мы покупаем зубную щетку, что­бы водить ею ритуально по зубам и избежать магической власти «кариеса». Мы жертвуем бо­жеству. Мы, конечно, могли бы справиться о «кариесе» в энциклопедии, но энциклопедия — только предлог для фотоплаката: она не пояс­няет фотоплакат, а подтверждает его. Мы по­купаем зубную щетку, что бы ни было написано в энциклопедии, ведь мы запрограммированы на эту покупку. Текст энциклопедической ста­тьи стал подписью к фотографии. Даже обра­щаясь к историческим сведениям мы действуем магически.

Наше магически-ритуальное поведение, ко­нечно, не поведение индейцев, но все же поведе­ние функционеров в постиндустриальном обще­стве. Оба, индеец и функционер, верят в дей­ствительность образов, но у функционера это дурная вера. Ибо он научился писать, по край­ней мере в школе, а значит, знает об этом луч­ше. У него есть историческое, критическое со­знание, но он заглушил его. Он знает, что в ли­ванской войне сталкиваются не добро и зло, но у этой войны есть специфические причины и по­следствия. Он знает, что зубная щетка — не са­кральный предмет, а продукт западной цивили-


зации. Но он вынужден вытеснить это свое луч, шее знание. Ибо как иначе мог бы он покупать зубную щетку, иметь мнение о войне в Ливане, составлять документацию, заполнять формуля­ры, путешествовать во время отпуска, выхо­дить на пенсию, короче, функционировать? Фо­тография служить этому угнетению критиче­ской способности, она служит функционирова­нию.

Конечно, критическое сознание все еще мо­жет быть мобилизовано на то, чтобы сделать фотографию прозрачной. Тогда фотография из Ливана будет прозрачной в своей газетной про­грамме и в стоящей за этим программе поли­тической партии, программирующей газету. То­гда фотография зубной щетки станет прозрач­ной в программе рекламного агентства и сто­ящей за этим программе индустрии зубных ще­ток. А силы «империализма», «сионизма», «тер­роризма» и «кариеса» окажутся тогда понятия­ми, содержащимися в этих программах. Но это критическое предприятие не всегда с необходи­мостью ведет к демистификации образов. Де­ло в том, что оно само может быть магически нагружено и быть «функциональным»; пример такого язычества второй степени — культурная критика Франкфуртской школы: она обнаружи­вает за образами таинственные сверхчеловече­ские силы (например, капитализм), злую волю, запрограммировавшую все эти программы, вме­сто того, чтобы признать, что программирова­ние происходит тупо автоматически. Совершен­но не таинственный процесс, при котором вслед


за изгнанными призраками постоянно вызыва­ются заклинаниями новые.

Итак, фотографии воспринимаются как не имеющие ценности предметы, которые может сделать каждый и с которыми все могут об­ращаться как заблагорассудится. Но на самом деле это фотографии обращаются с нами, про­граммируя нас на ритуальное поведение на службе по подпитыванию аппаратов. Фотогра­фии угнетают наше критическое сознание, что­бы мы забыли о бездумной абсурдности функ­ционирования, и только благодаря этому вы­теснению функционирование становится вообще возможным. Таким образом, фотографии обра­зуют магический круг, который заключает нас в форму фотографического универсума. Этот круг нужно разорвать.


VIII. ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ УНИВЕРСУМ

Как обитатели фотографического универсу­ма мы привыкли к фотографиям: они стали для нас обычными. Мы вообще не замечаем боль­шинство фотографий, поскольку они скрыты привычкой, так же как мы не замечаем всего привычного в окружении и воспринимаем толь­ко то, что в окружении изменилось. Информа­тивным является изменение, привычное же из­быточно. Прежде всего нас окружают именно избыточные фотографии, несмотря на то, что ежедневно к завтраку появляются новые ил­люстрированные газеты, еженедельно — новые плакаты на улицах и новые рекламные фотогра­фии на витринах фирм и магазинов. Именно к этой постоянной смене мы и привыкли: одно из­быточное фото вытесняет другое. Привычно са­мо изменение, оно избыточно, «прогресс» стал неинформативным, ординарным. Информатив­ным, экстраординарным, фантастическим ста­ло бы для нас затишье: получать ежедневно к завтраку одну и ту же газету, видеть месяцами одни и те же плакаты на улицах. Это бы нас по­разило и потрясло. Постоянно и в соответствии с программой вытесняющие друг друга фото-


графии избыточны как раз потому, что они все­гда «новые», как раз потому, что они автомати­чески исчерпывают возможности фотопрограм­мы. Здесь же заложен вызов фотографам: про­тивопоставить этому потоку избыточности ин­формативные образы.

Не только постоянное изменение фотоуни­версума, но и его пестрота стала для на при­вычкой. Мы едва ли осознаем, насколько пора­зительной была бы красочность нашего окру­жения для наших предков. В XIX в. мир был серым: стены, газеты, книги, рубашки, инстру­менты, все это колебалось между черным и бе­лым, все это сливалось в серое, как сливается печатный текст. Сейчас же все кричит во всех цветовых тонах, но кричит в глухие уши. Мы привыкли к визуальному загрязнению окружа­ющего мира, и оно, не воспринимаясь, проника­ет сквозь наши глаза и наше сознание. Оно про­никает в подсознательные слои, чтобы функци­онировать там и программировать наше поведе­ние.

Если мы сравним нашу красочность со сред­невековой или с красочностью какой-нибудь внеевропейской культуры, то обнаружим разли­чие: цвета средневековья и экзотических куль­тур— это магические символы, они означают элементы мифов, в то время как у нас цвета — символы теоретических, разработанных мифов, элементы программы. Например, «красный» в средние века означал опасность поглощающего ада. Конечно, «красный» свет светофора у нас тоже магически означает «опасность», но мы за-


программированы так, что мы автоматически жмем на тормоз, не вовлекая в игру сознание. Посознательное программирование цветов фо­тоуниверсума вызывает уже только ритуальное, автоматическое поведение.

Но этот хамелеонский характер фотунивер-сума, эта его переменчивая пестрота — только первофеномен, поверхностный признак. По сво­ей глубинной структуре фотоуниверсум имеет зернистый характер, он меняет внешний вид и краски, как менялась бы мозаика, если бы от­дельные камешки в ней постоянно заменялись новыми. Фотоуниверсум состоит из таких ка­мешков, из квантов и является калькулируемым (calculus = камешки) — атомистический универ­сум Демокрита, пазлы, игра-головоломка.

Квантовый характер универсума вовсе не неожиданность, ибо он происходит из фотогра­фического жеста, квантовый характер которого мы уже обсуждали. И все же: исследование фо-тунивесума позволяет нам вглядеться в глубин­ную причину зернистого характера всего того, что связано с фотографией. А именно оказыва­ется, что атомарная, точечная структура вооб­ще присуща всему аппаратному и что те аппа­ратные функции, которые кажутся скользящи­ми, например, кинообразы или телевизионные образы), на самом деле также основаны на то­чечной структуре. В мире аппаратов все «вол­ны» состоят из зерен, а все «процессы» — из то­чечных ситуаций.

Ибо аппараты — это симуляции мышления, игровые усторйства, играющие в «мышление»;


и они симулируют человеческие процессы мыш­ления вовсе не в соответствии с тем пониманием мышления, которое, например, предлагают пси­хология и физиология, это не интроспекция и не осознание, а в соотвествии с тем понимани­ем мышления, которое возникает из картезиан­ской модели. Согласно Декарту, мышление со­стоит из ясных и четких элементов (понятий), которые комбинируются в процессе мышления подобно бусинам на абаке12, при этом каждое понятие означает точку протяженного внешнего мира. Если бы можно было каждой точке в мире поставить в соответствие понятие, тогда мышле­ние было бы всезнающим и одновременно все­сильным. Поскольку тогда мыслительные про­цессы символически управляли бы процессами вовне. К сожалению, эти всеведение и всесилие невозможны, поскольку структура мышления не адекватна структуре вещей протяженных. А именно, точки в протяженном (конкретном) ми­ре сливаются, пробелов и пустот нет, тогда как четкие понятия мышления разделены интерва­лами, через которые ускользает большинство точек. Декарт надеялся преодолеть эту недоста­точность сети категорий с помощью Бога и ана­литической геометрии, но ему это не удалось.

Однако аппаратам удаются эти симуляции картезианского мышления. В своем универсуме они всезнающи и всесильны. Ибо в этом уни­версуме действительно каждому элементу со-

12 Абак—доска с полосами, по которым передвигались камешки или кости; применялась для арифметических вычислений в Др. Греции, Риме, Западной Европе.


ответствует понятие, элемент аппаратной про­граммы. Наиболее очевидно это в компьютерах и компьютерном унивесуме. Но и в фотоунивер­суме это можно заметить. Каждой фотографии соответствует ясный и отчетливый элемент про­граммы аппарата. Тем самым каждая фотогра­фия соответствует специфической комбинации элементов в программах. Благодаря этой взаим­нооднозначной связи между универсумом и про­граммой, при которой каждой точке программы соответствует фотография и каждой фотогра­фии соответствует точка программы, аппараты в фотунивесуме всезнающи и всесильны. Но за свое всеведение и всесилие они вынуждены за­платить высокую цену: цену переворта векто­ра значений. То есть понятия больше не означа­ют внешний мир (как в картезианской модели), но наоборот, унивесум означает теперь програм­му внутри аппаратов. Не программа означает фотографии, но именно фотография означает элементы программы (понятия). Поэтому речь идет об абсурдном всеведении и всесилии аппа­ратов: аппараты все знают и все могут в универ­суме, который с самого начала запрограммиро­ван на это знание и умение.

Здесь нужно определить понятие «програм­ма». Для этой цели вынесем за скобки вся­кое вмешательство человека в программу — ту борьбу между программной функцией и че­ловеческим намерением, о которой говорилось в предыдущей главе. Программа, которую мы должны определить, полностью автоматиче­ская: основанная на случайности игра комби-


наций. В качестве простейшего примера та­кой программы можно назвать игру в кости, комбинирующую элементы от «1» до «6». Ре­зультат каждого броска случаен и его невоз­можно предсказать: но в дальней перспекти­ве в результате каждого шестого броска долж­на выпадать единица. Иначе говоря, все воз­можные комбинации осуществляются случай­ным образом, но в дальней перспективе все возможные комбинации должны с необходимо­стью осуществиться. Если, например, в про­грамме какого-то аппарата как возможность за­ложена атомная война, то она имеет случай­ный характер, но все же когда-то с необходи­мостью случится. В этом недочеловеческом без­думном смысле аппараты «думают»: случай­ной комбинацией. И в этом же смысле они в своем универсуме всезнающи и всесильны.

Фотоуниверсум, окружающий нас сейчас, — это случайное осуществление одной из возмож­ностей, содержащихся в аппаратных програм­мах. Он пункт за пунктом соответствует неко­ей специфической ситуации в комбинаторной игре. Поскольку все другие запрограммирован­ные возможности в будущем случайно осуще­ствятся, то фотоуниверсум находится в состоя­нии постоянного течения и в нем постоянно од­на фотография вытесняет другую. Любая дан­ная ситуация в фотоуниверсуме соответствует «броску кости» комбинаторной игры, пункт за пунктом, фотография за фотографией. Но здесь мы имеем дело с избыточными фотографиями. Информативные фотографии фотографа, осо-


знанно играющего против программы, означают пробои фотоуниверсума — и не предусмотрены программой.

Из этого можно сделать вывод: во-первых, фотоуниверсум создается в ходе комбинаторной игры, она запрограммирована, а фотоунивер­сум означает программу. Во-вторых, игра про­исходит автоматически и не подчиняется ника­кой преднамеренной стратегии. В-третьих, фо­тоуниверсум состоит из ясных и отчетливых фо­тографий, каждая из которых для себя означает пункт программы. В-четвертых, каждая отдель­ная фотография — как изобразительная поверх­ность — это магическая модель поведения для зрителя. В итоге, фотоуниверсум — это средство программировать общество на магическое по­ведение, подпитывающее комбинаторную игру, программировать с железной необходимостью, но каждый раз случайно (т.е. автоматически), а также средство автоматически перепрограм­мировать общество в игральную кость, в шах­матные фигуры, в функционеров.

Эта точка зрения на фотоуниверсум дает по­вод двигаться в двух направлениях: в направле­нии общества, осажденного фотоуниверсумом, и в направлении аппарата, программирующе­го фотоуниверсум. Она дает повод в одном на­правлении критиковать постиндустриальное об­щество, находящееся в стадии возникновения, в другом же направлении — критиковать аппара­ты и их программы; т.е., критически трансцен-дировать постиндустриальное общество.

Находиться в фотоуниверсуме — это значит


переживать, познавать и оценивать мир, исхо­дя из функций фотографий. Каждое отдель­ное переживание, каждое познание, каждая цен­ность могут быть разложены на отдельно взя­тые и проанализированные фотографии. А каж­дое действие может быть проанализировано в отдельных, использованных в качестве моделей фотографиях. Но этот род здесь-бытия, когда весь опыт, все познание, все оценивание и дей­ствия можно разложить на точечные элементы (на «биты»), известен: это бытие роботов. Фото­универсум и все аппаратные универсумы робо­тизируют человека и общество.

Уже сегодня можно наблюдать повсюду но­вые роботизированные жесты: у банковского ок­на, в учреждениях, на фабриках, в супермарке­тах, в спорте, в танцах. При более точном анали­зе такая же отрывистая структура, «структура стаккато» обнаруживается в мышлении, напри­мер, в научных текстах, в поэзии, в музыкаль­ных композициях, в архитектуре, в политиче­ских программах. Следовательно, задача совре­менной культурной критики состоит в том, что­бы извлечь путем анализа из каждого отдельно­го феномена культуры это переструктурирова­ние переживания, познания, оценивания и дей­ствия в мозаике ясных и отчетливых элементов. Для культурной критики такого рода изобре­тение фотографии окажется временной точкой, начиная с которой все культурные феномены за­мещают линейную структуру скольжения отры­вистой структурой запрограммированного ком­бинирования, т. е. принимают не механическую


структуру, как это было после индустриальной революции, а кибернетическую структуру, кото­рая запрограммирована в аппаратах. Для куль­турной критики такого рода камера окажется родоначальником всех тех аппаратов, которые собираются роботизировать все аспекты нашей жизни, от внешних жестов до глубин мышле­ния, чувстования и воления.

Если теперь предпринять попытку критики аппаратов, то сначала можно увидеть фотоуни­версум как продукт камеры и распространяю­щих аппаратов. Среди них различают промыш­ленные аппараты, рекламные аппрататы, по­литические, экономические, административные аппараты и другие. Каждый из этих аппаратов становится все более автоматизированным и ки­бернетически связанным с другими аппаратами. Программа каждого аппарата на своем входе получает питание от другого аппарата и в свою очередь на выходе кормит другой аппарат. Та­ким образом, аппаратный комплекс — это супер-черный-ящик, составленный из черных ящиков. И он является порождением человека: человек, изготовив его в ходе XIX и XX вв., постоянно за­нимался им, расширял и усовершенствовал его. Поэтому естественно сконцентрировать крити­ку аппаратов на человеческом намерении, заду­мавшем и создавшем аппараты.

Такого рода критический подход соблазните­лен по двум причинам: во-первых, он избавляет критика от необходимости погружаться вглубь черного ящика, критик может сконцентриро­ваться на его входе, на человеческом намерении.


И во-вторых, критик избавляется от необходи­мости развивать новые категории критики: че­ловеческие намерения можно критиковать и по традиционным критериям. Результат такой кри­тики аппаратов был бы примерно следующим.

Намерение человека, стоящее за создани­ем аппаратов, — освободить человека от труда; аппараты должны взять на себя человеческий труд, как например, фотокамера освобождает человека от необходимости манипулировать ки­стью. Вместо того, чтобы трудиться, человек может играть. Но аппараты оказались во власти отдельных людей (например, во власти капита­листов), которые повернули это первоначальное намерение в своих интересах. Теперь аппараты служат интересам этих людей, а значит нужно разоблачить эти интересы, стоящие за аппарата­ми. Согласно анализу такого рода, аппараты — не что иное, как своеобразные машины, изобре­тение которых не несет ничего революционного; и тогда говорить о «второй индустриальной ре­волюции» неуместно.

Согласно этой точке зрения, фотографии тоже можно расшифровать как выражение скрытых интересов власть имущих: интересов акционеров «Кодака», владельцев рекламных агентств, заправил американской идустрии, да даже интересов всего американского идеологи­ческого, военного и промышленного комплек­са. Если бы удалось раскрыть эти интересы, то каждая отдельная фотография и весь фотоуни­версум в целом могли бы считаться расшифро­ванными.


К сожалению, эта традиционная критика, ведущая свое начало из индустриального кон­текста, не адекватна феномену аппартов. Она упускает самое существенное в аппаратах — их автоматичность. Но именно это и подлежит критике. Аппараты были изобретены, чтобы функционировать автоматически, т. е. автоном­но, независимо от последующих вмешательств человека. Намерение, стоящее в основе их созда­ния, — исключить из них человека. И это наме­рение несоменнно достигнуто. В то время как человек все больше и больше исключается из них, аппаратные программы, эти ограниченные комбинаторные игры, становятся все богаче и богаче по составу элементов; они все быстрее комбинируют их и превосходят способность лю­бого человека распознать их до конца и контро­лировать. Тот, кто имеет дело с аппаратом, име­ет дело с черным ящиком, который он не может до конца распознать.

В этом отношении нельзя говорить об од­ном владельце аппаратов. Поскольку аппара­ты функционируют автоматически и не пови­нуются человеческой воле, то и обладать ими никто не может. Любое человеческое решение выносится на основе аппаратных решений; оно опускается до чисто «функционального» реше­ния, а это значит, что человеческое намерение из него улетучилось. Если изначально аппара­ты были произведены и запрограммированы со­гласно намерению человека, то сегодня, во «вто­ром и третьем поколениях» аппаратов, это на­мерение исчезло за горизонтом функционирова-


ния. Теперь аппараты функционируют как са­моцель, как раз «автоматически», с одной един­ственной целью: содержать себя и улучшать се­бя. Эту ограниченную, лишенную всякого наме­рения функциональную автоматичность и нуж­но сделать предметом критики.

Упомянутая выше «гуманистическая» кри­тика аппаратов выступает против этого опи­сания, которое якобы превращает аппараты в сверхчеловеческих, атнропоморфных титанов и тем самым способствует сокрытию за аппарата­ми человеческих интересов. Но этот упрек оши­бочен. Аппараты действительно антропоморф)-ные титаны, поскольку были созданы исклю­чительно с такой целью. Предложенное описа­ние как раз и пытается показать, что они не сверхчеловечны, а недочеловечны — бескровные и упрощающие симуляции процессов человече­ского мышления, которые, поскольку они так ограниченны, делают излишними и нефункци­ональными решения человека. В то время как «гуманистическая» критика аппаратов, прися­гая последним остаткам человеческих намере­ний, сокрытых аппаратами, затушевывает зата­ившуюся в них опасность, предлагаемая здесь критика аппаратов видит свою задачу в том, чтобы раскрыть отдельные факты этого ли­шенного всякого намерения, ограниченного и неконтролируемого функционирования аппара­тов, чтобы таким образом овладеть ими.

Вернемся к фотоуниверсуму: он отража­ет комбинаторную игру, переменчивые пестрые пазлы ясных и отчетливых поверхностей, каж-


дая из которых для себя означает элемент аппа­ратной программы. Он программирует зрителя на магическое функциональное поведение и де­лает это автоматически, т. е. не повинуясь ника­кому человеческому умыслу.

Некоторые люди сражаются с этим автома­тическим программированием: фотографы, пы­тающиеся создать информативные образы, а именно фотографии, не заложенные в аппарт-ной программе; критики, пытающиеся распо­знать автоматическую игру программирования; и вообще все те, кто старается освободить про-старнство для человеческого намерения в мире, охваченном аппаратами13. Но аппараты в свою

13Эрнст Юнгер, много размышлявший о мире техни­ки, исходя из личного опыта Первой мировой войны, в 1934 г. в эссе «О боли» приводит пример, сравнимый с фотографом и аппаратом, и заявляет при этом об экзи­стенциальных основах человеческой свободы в мире тех­ники: «Недавно в газетах появились сообщения о новой торпеде, которая разрабатывается в Японии. Удивитель­но в ней то, что она направляется не механически, а че­ловеком, а именно штурманом, сидящим в маленькой ка­бине, которого можно рассматривать здесь одновремен­но и как технический компонент, и как собственно мозг снаряда. Мысль, которая лежит в основе этой на ред­кость органичной конструкции, способствует проявле­нию сущности технического мира, поскольку превраща­ет человека, и притом в более буквальном, чем прежде, смысле, в составную часть этого мира. Если продумать ее глубже, то станет ясно, что она теряет привкус ку­рьеза, когда человек в состоянии осуществить сущность технического мира в большем масштабе, т. е. когда есть в распоряжении тип людей, решивших ей подчиниться. Так, например, можно сконструировать самолет как воз­душную торпеду, которая с высоты прицельным попада­нием разрушит жизненные узлы противника. Так возни-


очередь автоматически ассимилируют эти по­пытки освобождения и обогащают ими свои про­граммы. Поэтому задачей философии фотогра­фии становится обнаружение этой борьбы меж­ду человеком и аппаратом в сфере фотографии, а также размышление о возможном разрешении конфликта.

Предлагаемая здесь гипотеза гласит: если бы такого рода философии удалось решить свою за­дачу, это имело бы значение не только для сфе­ры фотографии, но и вообще для всего постин­дустриального общества. Хотя, конечно, фото­универсум — всего лишь один из многочислен­ных аппаратных универсумов, среди которых, конечно, есть намного более опасные. Но в сле­дующей главе будет показано, что фотоунивер­сум может служить моделью постиндустриаль­ной жизни как таковой, а философия фотогра­фии может быть исходной точкой для любой философии, занимающейся современным и на­ступающим бытием человека.

кает тот тип человека, которым можно открыть огонь в начале военного столкновения, и это стало бы, конечно, самым страшным символом претензии на господство, ко­торый только можно представить. Здесь с математиче­ской точностью исключается любая возможность счаст­ливого случая, предполагая, что нет разночтений в по­нимании счастья. Но все же они встречаются нам, когда мы слышим, что генерал Ноги, один из образцов наше­го времени, к которому можно применить слово герой, не осквернив его, приветствовал известие о героической гибели своего сына с чувством "глубокого удовлетворе­ния"» (Junger E. Uber den Schmerz. Blatter und Steine. Hanseatische Verlagsanstalt. Hamburg, 1934. S.175).


IX. НЕОБХОДИМОСТЬ ФИЛОСОФИИ ФОТОГРАФИИ

В процессе предшествующего рассмотрения сущности фотографии возникли основные поня­тия: образ — аппарат — программа — информа­ция. Они должны стать основой всякой фило­софии фотографии, и они же задают следую­щее определение фотографии: она есть образ, созданный и размноженный аппаратами в со­ответствии с программой, его предполагаемая функция — информировать. Каждое из основ­ных понятий содержит в себе другие понятия. Образ предполагает магию, аппарат подразу­мевает автоматизм и игру, программа подра­зумевает случайность и необходимость, инфор­мация — символ и невероятность. Это приводит к расширенному определению фотографии: она есть образ магического положения вещей, в силу необходимости созданный и размноженный ав­томатически с помощью запрограммированных аппаратов в ходе игры, основанной на случайно­сти; символы этого образа информируют своего получателя на невероятное поведение.

Данное определение на редкость полезно для философии — с ним нельзя согласиться. Оно


провоцирует показать, что оно ложно, посколь­ку выносит человека как свободного деятеля за скобки. Оно вызывает противоречие, которое, как известно из диалектики, есть пружина фи­лософии. В этом смысле предложенное опреде­ление — удобный исходный пункт для филосо­фии фотографии.

Если рассмотреть основные понятия — об­раз, программа, аппарат и информация, — то можно обнаружить их внутреннюю взаимо­связь: они все имеют отношению к вечному воз­ращению того же самого. Образы —это поверх­ности, по которым скользит глаз, чтобы все вре­мя возвращаться к исходному пункту. Аппара­ты — это игрушки, которые вечно повторяют од­ни и те же движения. Программы — это игры, которые комбинируют все время одни и те же элементы. Информация — это невероятные со­стояния, которые постоянно выбиваются из тен­денции к становлению все более вероятностны­ми, чтобы все снова и снова оказаться в русле этой тенденции. Короче говоря: с этими четырь­мя понятиями мы больше уже не находимся в контексте линейной истории, в которой ничего не повторяется, все имеет свои причины и при­водит к своим последствиям; область, в которой мы находимся, раскрывается не каузальными, а функциональными разъяснениями. Мы должны (вместе с Кассирером) распрощаться с каузаль­ностью: «Rest, rest, dear spirit»14. Каждая фило-

14«Успокойся, мятежный дух!». (В.Шекспир. Тра­гическая история о Гамлете, принце Датском. Пер. Б. Л. Пастернака).


софия фотографии должна будет воздать долж­ное неисторическому, постисторическому харак­теру феномена, который она осмысляет.

Впрочем, мы уже сейчас спонтанным обра­зом думаем о целом ряде областей постистори-чески. Примером тому служит космология. Мы усматриваем в космосе систему, которая склон­на к все более вероятностным состояниям; прав­да, по-прежнему периодически случаются неве­роятные состояния, но они вновь попадают — с необходимостью — в русло вероятностных со­бытий. Другими словами: мы видим в космосе аппарат, который содержит исходную информа­цию на входе («Big Bang»15) и запрограммиро­ван с необходимостью реализовать и исчерпать ее случайным образом («тепловая смерть»).

Четыре основные понятия (образ — аппа­рат— программа — информация) спонтанным об­разом несут в себе наше космологическое мыш­ление, и мы при этом, совершенно спонтанно, принимаемся за функциональные объяснения. Тоже самое относится и к другим областям — психологии, биологии, лингвистике, кибернети­ке, информатике и т.д. Во всех этих обла­стях мы думаем совершенно спонтанно, образ­но, функционально программно и информатив­но. Стало быть, предложенная здесь гипотеза утверждает, что мы так думаем, поскольку ду­маем в фотографических категориях: посколь­ку фотографический универсум запрограмми­ровал нас на постисторическое мышление.

Эта гипотеза не столь авантюрна, как кажет-

15 Большой взрыв.


ся. Она давно известна: человек изготавливает орудия труда, а себя берет в качестве модели для этого изготовления — до тех пор, пока поло­жение вещей не перевернется и человек не возь­мет в качестве модели самого себя, мира и обще­ства свое орудие труда. Знаменитое отчуждение от собственного орудия труда. В XVIII столе­тии человек изобрел машины, и его тело послу­жило ему моделью этого изобретения, пока от­ношения не перевернулись и машины не стали служить моделью человека, мира и общества. В XVIII в. философия машин была бы одно­временно критикой любой антропологии, науки, политики и искусства, т. е. критикой механициз­ма. Так же обстоит дело и сегодня: философия фотографии могла бы стать критикой функци­онализма во всех его антропологических, на­учных, политических и эстетических аспек­тах.

Однако дело обстоит не столь просто. Ведь фотография не орудие труда, подобно машине, она игрушка, как игральная карта или шахмат­ная фигура. Если фотография становится мо­делью, речь уже идет не о том, чтобы заменить одно орудие другим орудием как моделью, а в том, чтобы заменить существующий тип моде­ли совершенно новым. Предложенная выше ги­потеза о том, что мы начинаем мыслить в фо­тографических категориях, означает, что пре­образуются основные структуры нашего бытия. Речь идет не о классической проблеме отчуж­дения, а о беспрецедентной экзистенциальной революции. Говоря прямо, речь идет о пробле-


ме свободы в новом контексте. Этим вопросом должна заниматься всякая философия фотогра­фии.

Конечно, этот вопрос не нов: им в конечном итоге занималась вся философия. Но тем са­мым она находилась в историческом контексте линеарности. Постановка вопроса, если корот­ко, была следующей: если все имеет причину и приводит к последствиям, если все «обусловле­но», то где пространство человеческой свободы? И все ответы можно также привести к общему знаменателю: причины столь запутаны, а след­ствия столь непредсказуемы, что человек, это ограниченное существо, может себя вести так, словно он «необусловлен». Но в новом контек­сте вопрос о свободе звучит иначе: если все ос­новано на случайности и необходимым образом ведет к ничто, то где пространство для чело­веческой свободы? В этой абсурдной атмосфере философия фотографии должна поставить во­прос о свободе.

Повсюду мы наблюдаем, как аппараты всех видов начинают программировать нашу жизнь вплоть до тупой автоматичности; как чело­век переложил работу на автоматы, а большая часть общества в «третичном секторе» занялась игрой с пустыми символами; как экзистенциаль­ный интерес переносится с вещественного мира на универсум символов, а ценность переносит­ся с вещей на информацию. Как роботизируют­ся наши мысли, чувства, желания и действия; как «жить» обретает значение кормить аппара­ты и получать от них пищу. Короче говоря, как


все стало абсурдным. Где есть еще пространство для человеческой свободы?

И тут мы обнаруживаем людей, которые, ве­роятно, смогут ответить на этот вопрос: это фо­тографы, в том смысле слова, который подразу­мевает данное эссе. Они, на микроуровне, уже сейчас люди аппаратного будущего. Их жесты запрограммированы фотоаппаратом, они игра­ют символами, они работают в «третичном сек­торе», заинтересованы в информации, они со­здают вещи, лишенные ценности. И вопреки все­му этому считают свою деятельность иной, от­личной от абсурдной и полагают, что действу­ют свободно. Задача философии фотографии — расспросить фотографов о свободе, критически рассмотреть их практику в поисках свободы.

Именно это мы намеревались сделать в пред­шествующем исследовании, и действительно, появились некоторые ответы: во-первых, аппа­рат с его ограниченностью можно перехитрить. Во-вторых, в его программу можно контра­бандой протащить человеческие намерения, не предусмотренные в нем. В-третьих, можно при­нудить аппарат создавать непредвиденное, неве­роятное, информативное. В-четвертых, можно пренебречь аппаратом и его продукцией и во­обще перестать интересоваться вещью, чтобы сконцентрироваться на информации. Короче го­воря, свобода — это стратегия подчинения слу­чайности и необходимости человеческому наме­рению. Свобода в том, чтобы играть против ап­парата.

Однако фотографы дают такого рода отве-


ты только если за них возьмется философский анализ. Спонтанно они говорят по-другому. Они утверждают, что создают традиционные обра­зы — хотя и нетрадиционными средствами. Они утверждают, что создают произведения искус­ства или вносят вклад в познание, или же яв­ляются политически ангажированными. Если почитать высказывания фотографов, встречаю­щиеся в известных трудах по истории фотогра­фии, то сразу же натолкнешься на господствую­щее мнение, что с изобретением фотографии не произошло ничего по-настоящему радикально­го и что в основе своей все остается как раньше; только, мол, теперь наряду со многими други­ми историями существует еще и история фото­графии. Хотя в своей практике они живут уже давно постисторически, постиндустриальная ре­волюция, произошедшая с появлением фотоап­парата, проходит мимо сознания фотографов.

С одним исключением: так называемые экс­периментальные фотографы, т. е. именно фото­графы в подразумеваемом здесь смысле слова. Они действительно осознают, что «образ», «ап­парат», «программа» и «информация»—основ­ные проблемы, с которыми им нужно вступить в полемику. Они действительно осознанно стара­ются создавать непредвиденную информацию, т. е. извлекать из аппарата и помещать в образ то, чего нет в его программе. Они знают, что иг­рают против аппарата. Но даже они не осозна­ют всего значения своей практики: они не зна­ют, что пытаются дать вообще ответ на вопрос о свободе в аппаратном комплексе.


Философия фотографии необходима, чтобы поднять фотографическую практику до уровня сознания, а с другой стороны, поскольку в этой практике высвечивается модель для свободы во­обще в постиндустриальном контексте. Филосо­фия фотографии должна обнаружить, что чело­веческой свободе нет места в области автомати­ческих, запрограммированных и программиру­ющих аппаратов, чтобы в заключение показать, как все же возможно открыть пространство для свободы. Задача философии фотографии — раз­мышлять об этой возможности свободы — и тем самым возможности смысла — в мире, охвачен­ном аппаратами; размышлять о том, как воз­можно для человека, несмотря ни на что, при­дать смысл своей жизни перед лицом случайной необходимости смерти. Такая философия необ­ходима, поскольку это единственная форма ре­волюции, которая нам еще осталась.


СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ

Аппарат — игрушка, симулирующая мыш­ление.

Работа — деятельность по произведению и информированию предметов.

А втомат — аппарат, который должен под­чиняться программе, случаным образом разыг­рывающей себя.

Значение — цель знаков.

Понятие — конституирующий элемент тек­ста.

Образ — означающая поверхность, на кото­рой изобразительные элементы магически соот­носятся друг с другом.

Код — правильно упорядоченная система зна­ков.

Энтропия — тенденция ко все более вероят­ностным состояниям.

Расшифровывать — выявлять значение сим­вола.

Фотограф — человек, старающийся поме­стить на изображении информацию, не преду­смотренную программой фотоаппарата.

Фотография — созданный и распространен­ный аппаратами образ на листах бумаги.


Функционер — человек, играющий аппарата­ми и действующий функцией аппаратов. Память — хранилище информации. Предмет — вещь, противостоящая нам.

История — длящееся в линейном времени переведение представлений в понятия.

Производить — переносить вещи из природы в культуру.

Идолопоклонство — неспособность считывать в элементах образа представления, несмотря на способность читать эти элементы; отсюда по­клонение образам.

Воображение — специфическая способность производить и расшифровывать образы.

Индустриальное общество — общество, в ко­тором большинство людей работает на маши­нах.

Информация — невероятная комбинация эле­ментов.

Информировать — 1) создавать невероятные комбинации элементов; 2) вкладывать эти неве­роятные комбинации в предметы.

Концептуализация — специфическая способ­ность создавать и расшифровывать тексты.

Культурный предмет — информированный предмет.

Магия — форма бытия, соответствующая веч­ному возвращению того же самого.

Машина — орудие труда, симулирующее ор­ган тела на основе научной теории.

Постистория — обратный перевод понятий в представления.


Постиндустриальное общество — общество, в котором большинство людей занято в третич­ном секторе.

Первичный и вторичный сектора — области деятельности, в которых производят и инфор­мируют предметы.

Программа — комбинаторная игра с ясными и отчетливыми элементами.

Избыточность — повторение информации; отсюда: вероятное.

Ритуал — поведение, соответствующее ма­гическим формам бытия.

Положение вещей — сцена, в которой значи­мы отношения между вещами, а не сами вещи.

Игра — деятельность, имеющая цель в себе.

Игрушка — предмет, служащий игре.

Символ — осознанно или неосознанно кон­венциональные знаки.

Симптом — знак, обусловленный своим зна­чением.

Технический образ — образ, созданный аппа­ратами.

Третьичный сектор — область деятельно­сти, в которой создается информация.

Текст — ряд письменных знаков.

Текстопоклонение — неспособность вычле­нить из письменных знаков текста понятия, несмотря на способность читать эти письменные знаки; отсюда — поклонение тексту.

Переводить — менять один код на другой; отсюда — перепрыгивание из одного универсума в другой.

Универсум — 1) совокупность комбинаций


одного кода; 2) совокупность значений одного кода.

Представление — конституирующий элемент образа.

Орудие труда — служащая работе симуля­ция органа тела.

Ценный — то, что таково, каким должно быть.

Действительность — то, на что мы натал­киваемся в нашем пути к смерти; соответствен­но, то, чем мы интересуемся.

Знак — феномен, означающий другой фено­мен.


Дитмар Кампер

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.