Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Родильные обряды бурят и калмыков



Родильные обряды открывают жизненный цикл человека. Здесь можно выделить следующие этапы: 1) табу и предписания во время беременности; 2) роды; 3) наречение имени; 4) обряды первого года жизни ребенка2.
Здоровье ребенка зависело от здоровья матери и строгого соблюдения системы запретов в период беременности. У калмыков не было принято говорить, что женщина беременная, употреблялись иносказания: к:унд (тяжелая), олзта (с прибылью), давхр (двойная).
У бурят женщины старались скрывать свою беременность, пока это было возможно и только во второй ее половине это становилось известно окружающим3. У бурят и калмыков существовали многочисленные дородовые запреты. К беременной женщине относились бережно, освобождали их от тяжелой работы, старались уберечь ее от излишних волнений, стрессов. Ей нужно было воздерживаться от присутствия на свадьбах и похоронах. Существовали и пищевые запреты. Беременным запрещалось бить животных, так как боялись, что ребенок родится с большим родимым пятном на лице6.
Существовавшие в обществе нормы этикета не позволяли пешему путнику или всаднику, независимо от сословного происхождения, пересекать дорогу, по которой идет беременная женщина.
Роды у бурят и калмыков считались нечистым, оскверняющим актом. В связи с этим у калмыков существовал ряд запретов. Беременная должна была рожать только в своей семейной кибитке. Для облегчения родов роженице перед родами давали выпить немного топленого масла (шар тосн). Повитухой обычно была опытная пожилая женщина, имевшая много детей. А ей помогали две-три близкие родственницы или соседки. При родах запрещалось присутствовать мужчинам, а также матери и свекрови роженицы16. Повитуху калмыки называли эк болсн к:ун (ставшая матерью), принявшая ребенка. Она пользовались уважением и ей дарили подарки17. При наступлении схваток сразу же начинали варить калмыцкий чай, считали, что чем быстрее его сварят, тем скорее родит женщина. Открывали все запоры, отпирали замки, выдвигали ящики. Все эти действия как бы имитировали свободный и открытый путь для ребенка18. У бурят роды принимала повивальная бабка. Повитухой могла быть только старая женщина, не способная к деторождению. Ее называли тоодэй (бабушка). Перерезать пуповину и пеленать младенца помогал муж, ему не запрещалось присутствовать при родах. Однако чаще он отсутствовал, обычно собирались замужние родственницы и соседки19.
Если роды проходили в кибитке, то женщину располагали лицом к изображениям бурханов, а рожала она, стоя на коленях и опираясь на сундук локтями. Если роды затягивались и были трудными, виновной считали саму роженицу, значит когда–то она согрешила. Ее заставляли молиться об отпущении грехов, делали подношения хурулу20. В особо тяжелых случаях приглашали мужчину, отличавшегося силой. Он должен был обхватить женщину сзади чуть ниже пояса и сильно сдавливать руками. Иногда это делали круглой палкой или широким ремнем. Мужчине, оказавшему помощь роженице, полагался подарок конем или бараном21. У астраханских калмыков муж во время родов должен был расставить сеть около кибитки и ходить вокруг нее, щелкая кнутом, чтобы прогнать злых духов. У хошеутов муж при родах уезжал в табун.
На третий день совершался обряд захоронения последа около очага, присутствовали женщины, помогавшие роженице26. Обряд назывался х:оот дарлhн. «Чтобы отпугнуть злых духов, послед помещали в белую кошму или материю, опускали в небольшую ямку, сверху бросали монету и зарывали.
Рождение детей – огромное событие в семье, а особенно если это мальчик. У калмыков существовал следующий обычай: при рождении мальчика одна из женщин выходила и громко объявляла имя отца. У отца и всех присутствующих мужчин снимали шапки. За шапки платили выкуп, который шел в пользу женщин, помогавших роженице. При рождении мальчика варили заднюю ногу барана, затем тщательно отделяли от мяса большую берцовую кость и прятали в сундук. Она принадлежала родившемуся мальчику29.
Имя новорожденному давали в кругу семьи или же приглашали из хурула зурхачи (астролог).
Повсеместно у бурят и калмыков строго соблюдался обычай, запрещавший произносить хвалебные слова в адрес ребенка. Наоборот, при каждом удобном случае для детей старались употреблять слова с отрицательным оттенком: (му к:уукн, хар ман:ж). Все эти действия предпринимались чтобы не привлекать внимания злых духов к ребенку.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.