Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Источники для инвестирования



Необходимость осуществления крупных единовременных капиталовложений в покупку оборудования и строительство зданий ставит перед фирмами вопрос об источниках денежных средств для инвестирования.

Внутренние источники финансирования инвестиций -- амортизация и нераспределенная прибыль-- играют большую роль в развитии фирмы. Нераспределенная прибыльэто часть прибыли, направленная на развитие компании. Нераспределенной она называется потому, что другая часть прибыли фирм (обществ и товариществ) распределяется между владельцами ( в частности между акционерами в форме дивидендов).

Однако расширение производства за счет внутренних источников осуществляется в относительно небольших размерах в связи с ограниченностью прибыли; амортизационных отчислений хватает лишь на восстановление капитальных ресурсов. Для реализации крупных инвестиционных проектов, а иногда и для пополнения оборотного капитала фирмы привлекают финансовые ресурсы со стороны.

Деньги, которые фирма получает из внешних источников, называютвнешними средствами.

Займыберутся, как правило, в коммерческих банках и подразделяются на краткосрочные и долгосрочные кредиты. Кредиторы - люди или организации, дающие деньги в кредит, рассчитывают на получение процента (платы за пользование их деньгами) и на возврат основной суммы долга в конце установленного срока. Процент вычисляется по отношению к основной сумме долга.

Краткосрочный кредит обычно должен быть возвращен в течение одного года. При высокой инфляции этот срок уменьшается. Долгосрочные займы подлежат погашению (возврату) через более длительный срок, при умеренной инфляции этот срок более одного года. Часто используют несколько иную классификацию займов по срокам: краткосрочные займы (до 1 года), среднесрочные займы (от 1 года до 3 лет), долгосрочные займы (свыше 3 лет).

Краткосрочные займы часто используют для финансирования оборотного капитала, то есть для покрытия текущих расходов на выплату зарплаты, закупку сырья и продажу товаров. Наиболее распространенные виды краткосрочного финансирования - коммерческий кредит, а также займы уфинансовых организаций (банков и финансовых компаний).

Коммерческий кредит предоставляется одним предприятием другому на покупку товаров и материалов. Предприятие, получающее кредит, обязуется оплатить покупку позднее. Многие фирмы требуют предоплату, так называемый торговый кредит. Иногда покупатель договаривается с поставщиком о более высокой оплате при условии ее отсрочки. Это другая форма коммерческого кредита - так называемый товарный кредит. Он выгоден покупателю, так как он получает товар тогда, когда у него еще нет денег на его оплату. Продавец тоже не остается внакладе, поскольку получает процент и расширяет рынок сбыта.

При долгосрочном кредитовании кредитор вправе попросить более высокие проценты за предоставление своих денег в долгосрочное пользование. Поэтому при условии возврата заемщиком долга, кредитор получит более высокую прибыль, чем при краткосрочном займе. Это можно рассматривать как плату за риск.

Наиболее распространенный вид долгосрочного займа - это закладная, или кредит под обеспечение недвижимостью (землей или зданиями). Если заемщик не в состоянии вернуть деньги, то кредитор может забрать заложенное имущество в счет уплаты долга.

Как правило, долгосрочные займы предполагают или ежегодную уплату суммы процента и возврат кредита в конце срока займа, или так называемые рентные платежи, когда заем с учетом процентов погашается периодически равными долями.

Продажу облигаций можно рассматривать как одну из форм долгосрочного финансирования. Продавая облигацию, компания обязуется по окончании срока займа выкупить ее, то есть выплатить ее номинальную стоимость с процентами. Поскольку покупка облигации на деле является предоставлением денег в кредит, то владельцы облигаций представляют собой кредиторов компании, выпускающей облигации.

Облигация гарантирует право на получение заранее установленного дохода (купона) в виде процентной ставки независимо от финансовых результатов деятельности экономического субъекта, выпустившего облигацию. Выпускают облигации - государство, частные компании, акционерные общества и банки.

Конверсионные(конвертируемые) облигации гарантируют при определенных условиях право на приобретение акций данного предприятия. Конвертируемые облигации дают владельцу право выбора между погашением облигации с получением суммы номинала наличными и обменом (конверсией облигации) на акции эмитента.

Облигации могут быть какименные, такипредъявительские.

Мировая практика знакома с облигациями без заранее определенного уровня процента, величина которого колеблется в зависимости от фактической прибыльности предприятия.

Если облигация относитсякдисконтируемым, то промежуточных выплат дохода не существует. Роль дохода играет дисконт (скидка, уменьшение) цены эмиссии, либо погашения.

Процентные ставки по облигациям могут быть фиксированными или плавающими. Плавающая процентная ставка формируется из двух составляющих: надбавки, фиксированной на весь срок займа (например, 1/4% или 1/2% в Англии и США) и базовой плавающей ставки. За базовую ставку обычно принимается ставка по краткосрочным (3- или 6-месячным) межбанковским депозитам.

Акции как источник финансирования принципиально отличаются от заемных средств. Акции — ценные бумаги, удостоверяющие долевое участие в капитале предприятия, действующего в форме акционерного общества.. В отличие от владельцев облигаций, являющихся кредиторами компании, держатели акций - ее совладельцы, имеющие право на управление и право на свою долю дивидендов.

Акционерное общество, выпустившее акции, не обязано выкупать акции у их держателя (инвестора). Инвестор, или держатель акций, как бы передает свои средства в "вечное" пользование данного акционерного общества (фактически до банкротства или расформирования компании - эмитента).

Номинальная стоимость акций называется их нарицательной ценой. Действительная рыночная стоимость акций определяется спросом и предложением, которые зависят от того, как идут дела у компании, их выпустившей, и как представляют себе инвесторы будущее компании и прибыль от своих вложений. На фондовой бирже действительная стоимость называется курсовой ценой акции.

В современной России используются только именные акции. Владелец именной акции должен быть зарегистрирован в реестре акционерного общества. В других странах есть акции на предъявителя, которые могут переходить от одного владельца к другому, как денежные купюры, без регистрации. Акции акционерных компаний подразделяются на обыкновенные и привилегированные.

Владельцы привилегированных акций не имеют права голоса. Вместо этого они обладают двумя видами привилегий: (1) получают заранее определенный дивиденд до того,как производятся выплаты по обыкновенным акциям, и (2) в случае ликвидации акционерного общества они получают свою долю активов раньше, чем владельцы обыкновенных акций, то есть имеют более надежные гарантии.

В отличие от привилегированных акций, для обыкновенных акций не существует установленной нормы дивидендов. Общий объем объявленных и выплачиваемых дивидендов предлагает совет директоров на основании таких факторов, как доходность компании и реинвестирование ее доходов. Окончательно утверждает размер дивидендов общее собрание. Держатели обыкновенных акций обладают лишь "остаточным" правом собственности на предприятие (например, в случае его ликвидации). Это означает, что требования держателей обыкновенных акций удовлетворяются в последнюю очередь.

Решая вопрос о том, как увеличить свои капитал, выпуском акций или продажей облигаций, компания должна учитывать ряд факторов.

Продажа облигаций не даетих владельцам права контролировать деятельность компании и имеет налоговое преимущество, поскольку проценты по облигациям могут выплачиваться из налогооблагаемой прибыли.

Продажа акций также имеет свои преимущества. В отличие от облигаций, продажа акций позволяет компании проводить более гибкую финансовую политику. Ведь даже если компания находится в неблагоприятном финансовом положении, она, несмотря ни на что, должна платить проценты по своим уже выпущенным облигациям, но при этом не обязана выплачивать дивиденды своим акционерам.

Как происходит первичная продажа (размещение) акции и облигаций? Как мы уже знаем, акционерные компании продают акции и облигации, чтобы подучить капитал. Согласно российскому законодательству, первичная продажа ценных бумаг может осуществляться следующими путями:

· частное распространение ценных бумаг среди ограниченного круга знакомых вкладчиков без предварительного публичного объявления или публикации проспектов выпуска;

  • публично объявленная подписка на ценные бумаги среди неограниченного круга вкладчиков по установленной цене,
  • продажа ценных бумаг на аукционе;
  • распространение через организованный рынок (биржу);
  • продажа акций инвестиционной компании, или инвестиционному фонду, или группе инвестиционных фондов для перепродажи.

Продажа ценных бумаг может также проводиться через посредников, в роли которых обычно выступает банк или брокер. Брокер заключает сделки между покупателями и продавцами, не приобретая при этом во владение ценные бумаги, являющиеся предметом сделок. Компания может также заключить соглашение о продаже своих ценных бумаг с дилером. Дилер - это посредник, который заключает сделки за свой счет, но при этом, в отличие от брокера, приобретает право на владение теми ценными бумагами, которые он продает.

Понятиевторичного рынка ценных бумаг используется потому, что после первичной продажи ценных бумаг они вновь покупаются и продаются сколько угодно раз. После успешного выпуска своих акций и облигаций компания получает от их продажи доход. После этого происходит торговляэтими ценными бумагами на вторичном рынке. Прибыль от такой торговли идет уже не компании, выпустившей ценные бумаги, а тем, кто их продает.

Вторичная торговля ценными бумагами происходит на бирже или на внебиржевом рынке. На внебиржевом рынке дилеры и брокеры покупают и продают ценные бумаги мелких фирм, которые не зарегистрированы на бирже.

Фондовая биржа - это организованный рынок операций с ценными бумагами. Участники торговых операций фондовой биржи представлены брокерами и дилерами, которые обладают лицензиями, позволяющимиим совершать сделки с ценными бумагами; они действуют от лица своих клиентов. Для того, чтобы купить или продать акции или облигации на бирже, необходимо обратиться к аккредитованному члену биржи. Чтобы это сделать, надо заключить соглашение с брокером, в котором оговариваются суть заказа, дата его исполнения, стоимость и размеры комиссионных.

Те, кто покупает акции в надежде на долгосрочный доход от прибыли и роста компании, называютсяинвесторами. Те, кто покупает или продает акции в целях получения быстрого дохода, называютсяспекулянтами. На бирже понятие спекуляции не носит отрицательного характера. Биржевой спекулянт извлекает прибыль благодаря известной только ему информации и дару предвидения. Он направляет денежные потоки в наиболее выгодное русло, тем самым, принося общественную пользу.

Спекулянты на фондовом рынке делятся на две группы. Одни, называемые обычно "быками", надеются правильно предсказать и получить прибыль от роста цен на акции. Другая группа, известная под названием "медведей",рассчитывает на прибыль от падения стоимости акций. "Быки" играют на повышение. Это означает, что они покупают акции, чтобы придержать их до тех пор, пока их можно будет продать по более высокой цене. "Медведи", напротив, играют на понижение. Ожидая снижения цен, они берут акции в долг у своих брокеров и продаютих по текущей цене. Если цена действительно падает, то они снова покупают акции по более низкой цене и возвращают их своим брокерам-кредиторам, а себе оставляют разницу. Брокеру в любом случае выплачиваются комиссионные (куртаж) за услуги по проведению операций.

Как нам узнать, какие акции лучше покупать? Если мы купили акции, то нужно ли постоянно следить за их стоимостью? Как мы узнаем, что настало время продавать акции?

Фактически, никто не знает точно, какие акции лучше всего покупать и когда их продавать. Поэтому многие вкладывают деньги в акции через взаимные или инвестиционные фонды.

Взаимные фонды - это акционерные общества открытого типа, которые выпускают свои собственные акции и вкладывают вырученные от этого средства в рынок ценных бумаг.

Работая с крупными суммами денег, взаимные фонды могут позволить себе приобрести множество различных акций, распределяя, таким образом, риск инвестирования. Риск снижается, поскольку убытки от одних ценных бумаг должны компенсироваться прибылью от других. Чтобы обеспечить такое многообразие инвестиций, взаимные фонды должны тратить на покупку ценных бумаг каждой компании не более 5 % стоимости своего капитала, и они могут приобретать не более 10 % от общего количества ценных бумаг каждой компании. Таковы законодательные ограничения во многих странах.

Очень важно, что акционер взаимного фонда может в любой момент “выйти из игры”, так как фонд обязан выкупить акции своего акционера по текущей рыночной цене.

Взаимные фонды могут позволить себе нанять профессионалов для контроля за своими вложениями, что даст вкладчику дополнительное преимущество по сравнению с инвестированием в частные компании.

Рынок земли

Предложение земли

Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. В отличие от капитала земля неподвижна. На уровне народного хозяйства в большинстве стран Западной Европы и Северной Америки предложение земли более или менее стабильно. Возможности расширения сельскохозяйственных площадей весьма незначительны. Одно из немногих исключений составляют Нидерланды, где в последние десятилетия удалось расширить сельскохозяйственные угодья за счет осушения прибрежных районов моря. Очевидно, что такое дорогое удовольствие могут себе позволить отнюдь не все страны. В большинстве же развитых стран наблюдается тенденция к сокращению сельскохозяйственных площадей как следствие развития городского хозяйства и инфраструктуры (строительства дорог, различных зданий, сооружений и т.п.).

Предложение земли ограничено не только на макро-, но и на микроуровне . Для большинства ферм расширение не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде наталкивается на определенные трудности. Остановимся на этом подробнее.

Факторами, влияющими на предложение земли, являются плодородие и положение. Поэтому когда мы говорим об ограниченности земли, мы имеем в виду землю определенного качества, расположенную в определенном месте. Естественно, что количество хорошей земли вокруг конкретного крупного города или даже отдельной фермы ограничено вдвойне: и по качеству, и по количеству.

Плодородие, например, зависит от качества почвы, климата, характера применяемой техники, трудовых навыков и производственного опыта тех, кто работает на земле, и т. д. Хотя некоторые факторы, несомненно, являются переменными, однако в силу особенностей применяемого в сельском хозяйстве труда и капиталаих изменение происходит лишь по истечении более или менее значительного периода времени.

В большинстве развитых стран в сельском хозяйстве доминируют семейные фермы. Основную часть занятых составляют члены фермерских семей. Их род занятий, жилье, собственность на землю "привязывают"их к определенной местности, значительно ограничивая мобильность. Многие нередко стремятся найти иные формы дохода (работа по совместительству, сдача комнат или части территории в аренду и т. д.), однако эти источники являются лишь дополнением ких основному заработку, связанному с сельским хозяйством. Даже мобильность наемных работников (там, где они используются) ограничена. Дело в том, что заработки сельскохозяйственных рабочих, как правило, ниже, чем промышленных рабочих. К тому же многие из них получают различные формы "неденежного вознаграждения" в виде жилья (которое нередко предоставляется вместе с работой), сельскохозяйственной продукции и т. д.

В условиях мелкого (семейного) производства возможности быстрой замены применяемого капитала так же ограничены в силу недостатка имеющихся средств. Правда, как правило, имеются определенные резервы в повышении качества и улучшении продуктивности земли, которые зависят от форм хозяйствования. В силу традиционности этого вида производства в одночасье они коренным образом не могут быть изменены. Более того, при нерациональном ведении хозяйства качество земли может быть не улучшено, а ухудшено.

Рис. 4-12. Предложение земли

Фиксированный характер предложения земли означает, что кривая предложения абсолютно неэластична. Если на оси абсцисс отложить количество акров земли, а на оси ординат — цену акра земли, то кривая предложения земли будет представлять линию, параллельную оси ординат. Это означает, что предложение земли не может быть увеличено даже в условиях значительного роста цен на землю. Для того чтобы определить, какая цена реально установится, необходимо проанализировать спрос, который в данном случае играет активную роль, ведь только от него будет зависеть уровень цен на землю.

Спрос на землю

Спрос на землю неоднороден. Он включает два основных элемента — сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос:

D = D сх +D несх ,

где D — совокупный спрос;

D сх — сельскохозяйственный спрос;

D несх — несельскохозяйственный спрос.

Если на оси абсцисс мы отложим количество акров земли, а на оси ординат — цену за акр земли, то кривая сельскохозяйственного спроса на землю D сх будет иметь отрицательный наклон. Это связано с тем, что по мере вовлечения земли в хозяйственный оборот (при данном уровне развития техники и технологии) мы должны будем переходить от лучших по плодородию земель к средним и| даже худшим.

Рис. 4-13. Совокупный спрос на землю

Кривая несельскохозяйственного спроса также имеет отрицательный наклон, так как связана главным образом с местоположением, и здесь также есть свои ограничения, так как приходится использовать не только земли в центре города (например, для жилищного строительства и офисов), но и на окраинах. Совокупный спрос D на землю определяется путем сложения по горизонтали кривых сельскохозяйственного и несельскохозяйственного спроса (рис. 4-13.).

Сельскохозяйственный спрос на землю является в условиях развитого рыночного хозяйства производным от спроса на продовольствие. Он складывается из спроса на продукцию растениеводства, животноводства и т. д. Сельскохозяйственный спрос на землю учитывает уровень плодородия почвы и возможности его повышения, а также местоположение — степень удаленности от центров потребления продовольствия и сырья.

Многие фермы производят не один вид сельскохозяйственной продукции, а несколько, поэтому спрос на землю в аграрной сфере носит комплексный характер. Чрезмерно узкая специализация для большинства ферм не является типичной.

Сельскохозяйственный спрос на землю определяется особенностями спроса на продовольственную продукцию. Мы уже отмечали, что для производства продовольствия типична ситуация, близкая к совершенной конкуренции, так как преобладают семейные фермы. Государство в развитых странах, как правило, не ограничивает права граждан на куплю-продажу земли и фактически не влияет на ее цену. Исключение составляют лишь ряд стран (с высокой долей аренды, например Бельгия), где предоставляются преимущественные права на покупку земли постоянным арендаторам. Однако и в этом случае сделка на куплю-продажу земли осуществляется по рыночным ценам.

Спрос на продукты питания неэластичен. Люди не могут жить без пищи, к которой привыкли. Поэтому объем спроса на основные продукты питания мало изменяется даже в результате значительного изменения цен. В условиях высокой инфляции спрос на продукты питания уменьшается меньше, чем на другие товары, так как происходит сокращение доли непродовольственных товаров (например, товаров длительного пользования) в бюджете потребителя.

Неэластичность спроса на продукты питания означает, что даже незначительное сокращение привычных объемов предложения может явиться причиной сильного роста цен на продовольствие. И наоборот, увеличение предложения (например, в урожайный год) может привести к значительному падению цен на сельскохозяйственную продукцию.

Аграрная сфера сильно зависит от природных условий. Изменения погоды, неблагоприятные атмосферные осадки, многочисленные вредители, стихийные бедствия приводят к резким колебаниям предложения. До сих пор сельскохозяйственное производство полностью непредсказуемо и не контролируется в такой степени, как, например, промышленное производство.

На сельскохозяйственный спрос на землю оказывает серьезное влияние и такой важный фактор, как постепенное сокращение доли продовольствия в бюджете потребителя — явление, типичное для населения подавляющего большинства стран. Это долговременная тенденция. Сокращение доли продовольствия в бюджете потребителя приводит к уменьшению доли расходов на продукты питания. Поэтому доля сельского хозяйства в национальном доходе сокращается. Если население, занятое в аграрной сфере, не будет уменьшаться теми же темпами, что и сокращение расходов на сельскохозяйственную продукцию, то доходы этой части населения будут неуклонно понижаться. (Что и наблюдалось во многих странах Европы в 80-е гг. нашего столетия). Естественно, что это в конечном счете отразится и на сельскохозяйственном спросе на землю, и на ее предложении.

В отличие от сельскохозяйственного спроса на землюнесельскохозяйственный спрос имеет устойчивую тенденцию к росту. Несельскохозяйственный спрос на землю также объединяет разнообразные виды спроса. Он состоит из спроса на землю для строительства жилья, объектов инфраструктуры, из промышленного спроса и даже из инфляционного спроса на землю. В условиях высоких темпов инфляции борьба с обесценением денежного богатства подталкивает спрос на недвижимость. И земля выступает одной из гарантий сохранения и приумножения богатства.

Несельскохозяйственный спрос, как правило, безразличен к уровню плодородия земли. Главное для него — местоположение земельных участков. Оно имеет особое значение в крупных городах. В различных районах города цена земли неодинакова и обычно достигает максимума в центре города. Не случайно в центре многих американских городов возвышаются небоскребы. Они позволяют разместить значительные производственные (или непроизводственные) площади на ограниченном участке земли.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.